Конспект занятия "Народные музыкальные инструменты"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Моргачёва Марина Васильевна

Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были -трещётки, бубенцы, погремушки и т.д. При создании детского инструментария в мини-музеи ДОУ , было учтино педагогическое и духовное воздействие на процесс музыкального восприятия ребёнка. Воспитанники подготовительной группы придя на экскурсию в мини -музей детского сада познакомились  с народными музыкальными инструментами и сыграли на них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_2.docx169.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

«Народные музыкальные инструменты»

Цели занятия:

- познакомить воспитанников с русскими народными инструментами, расширить кругозор;

- формировать устойчивый интерес к русскому народному творчеству, музыке русского народа;

- формировать творческое мышление.

Ход занятия.

Дети входят в музей, звучит русская народная песня “Сударушка”

- Здравствуйте ребятки, розовые пятки,
Звонкие соловушки, умные головушки.
Здравствуйте!

Дети, я приглашаю вас вместе со мной узнать о музыкальных инструментах русского народа. А чтоб узнать, что же это за инструмент, мы будем отгадывать загадки.

- Как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент?

Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. Сначала человек испугался – звук совсем не похож ни на его собственный голос, ни на крик зверя. Но потом освоился с необычным деревом. Хорошо быть хозяином необычного инструмента, который звучит по твоему желанию! Человек ударял по нему, то ускоряя, то замедляя темп.

Мелодию на нем, конечно, не сыграешь, зато можно подать сигнал. Правда, для этого приходилось каждый раз идти к своему дереву. И первобытный музыкант сделал инструмент поменьше, чтобы брать с собой. Взял кусок древесины и выдолбил его. К тому времени древний музыкант уже понял, что полые предметы, если по ним ударять, издают звук. А однажды, за ужином человек дунул в кость, и раздался свист. Конечно, это было чистой случайностью! Звук походил на птичий свист.

Неужели полую кость и кусок выдолбленной древесины уже можно считать музыкальным инструментом? Оказывается, можно!

Так появилась мелодия, а вместе с мелодией - музыкальные инструменты.

И хотя с тех пор прошло уже много-много лет, все известные в наше время инструменты делятся на три группы: струнные, духовые и ударные. О них мы сегодня с вами и поговорим.

Загадка.

А Садко на них играл

И душевно напевал,

Перебрал он много струн,

Вышел из моря Нептун.  (гусли)

- О каком музыкальном инструменте идёт речь?

- Что означает слово «гусли»?

Гусли – инструмент, представляющий собой плоский полый ящик с натянутыми над ним струнами. Верхняя дека гуслей выделывалась обычно из явора (белого клена), отсюда выражение «яворчаты»  или «яровчаты».C:\Users\Марина и Кирилл\Desktop\Частушки\Русские народные Музыкальные инструменты\IMG-20220702-WA0036.jpg

Загадка.

У неё есть три струны,

Их рукой щипать должны,

Можно под неё плясать

И по-русски приседать. (Балалайка)

- О каком инструменте говорится в загадке?

- Что обозначало в давние времена слово балалайка? Родство со словами балакать, балабонить, балагурить.

Музыкальный пример игры на балалайке. (Вариации на тему русской народной песни «Калинка»)

C:\Users\Марина и Кирилл\Desktop\Воспитатель Моргачёва Марина Васильевна\музей быта\Русские народные Музыкальные инструменты\IMG-20220702-WA0035.jpg

А на ней пастух играет

И овечек собирает,

Фью-фью-фью,

Фью-фью-фью,

Идём мы к пастуху. (Свирель)

- О каком музыкальном инструменте идёт речь?

Исследование об истории возникновения инструмента.

Свирель-русский народный инструмент, представляющий чаще всего спаренные деревянные трубки со свистками и боковыми отверстиями (свистковую флейту). Изготавливается из крушины, орешника, клёна или черёмухи.

Я весь круглый,
Меня ударишь – я бубенцами звучу,
Меня положишь- я молчу! (бубен)

-Как вы думаете, о каком ударном инструменте упоминается в загадке?
Бубен – ударный инструмент неопределённой высоты звука. Деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки.

C:\Users\Марина и Кирилл\Desktop\Воспитатель Моргачёва Марина Васильевна\музей быта\Русские народные Музыкальные инструменты\IMG-20220702-WA0036.jpg

Трещотки

Народный музыкальный инструмент,
С сороками имеет связь его название.
Владеть им может каждый человек,
Имеющий хоть малое призванье! 
Трещотки – русский народный ударный инструмент; ряд дощечек
(до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных на ремешок.

C:\Users\Марина и Кирилл\Desktop\Воспитатель Моргачёва Марина Васильевна\музей быта\Русские народные Музыкальные инструменты\IMG-20220702-WA0034.jpg

Если хочешь поиграть,
Нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка-будет музыка слышна.
Подумайте минуточку… что же это? (Дудочка)

-Каким ударным инструментом можно щи хлебать? (Ложками)

Ложки-русские народные ударные инструменты, состоящие из двух обыкновенных ложек. В старину к ложкам подвязывались бубенчики.
В игровой комплект ложек могут входить 2,3или 4 ложки среднего размера и одна большой величины.

C:\Users\Марина и Кирилл\Desktop\Воспитатель Моргачёва Марина Васильевна\музей быта\Русские народные Музыкальные инструменты\IMG-20220702-WA0033.jpg

2) Закрепление полученных знаний.
Детям раздаются ударные шумовые инструменты: ложки, трещотки, бубны. Звучат вариации на тему русской народной плясовой песни «Барыня» в исполнении ансамбля русских народных инструментов под управлением Петра Музыки. Участие ребят в исполнении произведения.

C:\Users\Марина и Кирилл\Desktop\Воспитатель Моргачёва Марина Васильевна\музей быта\Русские народные Музыкальные инструменты\IMG_20220628_092600.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия, «Музыкальные инструменты»

Организационная информацияТема урока«Музыкальные инструменты»ПредметДефектологияКлассГруппа для глухих детей старшего дошкольного возрастаМетодическая информацияТип урока (мероприятия, занятия)К...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Конспект занятия "Музыкальные инструменты"

Образовательная область: Художественно – эстетическое развитиеВозростная группа: дети 2-3 летЦель: познакомить детей с различными музыкальными инструментами и их звучанием.Задачи:Обучающие задач...

Конспект НОД «Музыкальные инструменты в русских народных сказках».

Конспект НОД "Музыкальные инструменты в русскх народных сказках"...

Конспект про музыкальные инструменты и о их происхождении

Развить музыкальные восприятия путем знакомства детей с музыкальными инструментами. Дать новые знания о том, где появились инструменты....

Конспект занятия «Музыкальные инструменты»

Цель занятия: Создать условия для расширения музыкального кругозора детей, развития познавательного интереса к музыке.Задачи:Образовательные:Закрепить и систематизировать знания по классификации ...