Картотека игр для пособия Системный оператор по ТРИЗ
картотека
Картотека игр для пособия Системный оператор по ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_po_razvitiyu_rechi_pri_ispolzovanii_tehnologii_triz.docx | 74.13 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ при ИСПОЛЬЗОВАНИИ Технологии ТРИЗ
СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР
Составитель воспитатель МАДОУ №10
Гаус Елена Владимировна
Новосибирск
Игра 1. «Кто кем будет»
Цель: формировать представление у детей о развитии живых существ.
Материал: картинки с изменением во времени живых существ из двух картинок:
зайчонок →заяц, яйцо→ цыпленок, цыпленок →курица.
Ход игры.
Педагог предлагает ребенку картинки и задает вопросы:-кем будет зайчонок, кто вылупиться из яйца, кем будет цыпленок.
Игра 2.
«Что сначала, что потом»
Цель: закреплять у детей последовательность времен года, частей суток.
Материал: по 3 картинки с изображением времен года, частей суток.
Ход игры:
Ребенку предлагается картинка с временем года, а он подбирает две карточки, какое было время года до этого и какое будет после. Играть можно втроем. И каждый выкладывает свою карточку в нужном месте.
Игра 3. «Паровозик»
Цель: Формировать у детей представление об изменениях объекта во
времени.
Демонстрационный материал:, паровозик в вагонами. картинки с постепенным изменение объекта во времени.
Икра → головастик → лягушка
Яйцо → гусеница → куколка → бабочка
Семя → росток → саженец → маленькое деревце → большое дерево
Ход игры:
Педагог заранее готовит карточки или
картинки, которые раздаются играющим. Детям предлагается разложить карточки в нужной последовательности.
Игра 4. «Как строился дом?»
Цель: Формировать у детей представление об изменениях объекта во
времени.
Материал: картинки с изображением постепенного увеличения постройки
Ход игры:
Ребенку предлагаются карточки с изображением постройки дома на разных этапах. Ребенок раскладывает их по мере возрастания постройки.
Игра 5. «Березка»
Цель: закреплять представления об изменении березы во времени
Материал: карточки для системного оператора из пяти окон.
Ход игры:
Педагог предлагает детям пятиэкранный «телевизор». По центру выставляет картинку с березой. Дети подбирают картинки и вставляют их в соответствующие окошки с помощью воспитателя:
Система настоящего- береза, система будущего- части березы, надсистема- парк, система прошлого- маленький росток, система будущего- березовый сок.
Игра 6. «Снегирь»
Цель: развивать представления об изменении снегиря во времени.
Материал: карточки для пятиэкранного «телевизора»: снегирь, яйца, семья снегиря, парк, части тела снегиря.
Ход игры:
В центре пятиэкранного «телевизора» выставлена картинка с изображением снегиря. Дети выставляют картинки надсистемы настоящего, системы прошлого и системы будущего, подсистемы настоящего.
Игра 7. «Сад-огород»
Цель: закреплять представления детей об изменении овощей во времени.
Материал: карточки с изображением овощей, их надсистемы, системы прошлого и будущего, подсистемы настоящего.
Ход игры: на пятиэкранном фланелеграфе в центре размещаются овощи или фрукты. Дети подбирают карточки в остальные окошки.
Например:по центру в системе настоящего размещена карточка с изображением помидора. В надсистеме настоящего- огород, в системе прошлого- семечка, в системе будущего- стакан томатного сока, в подсистеме настоящего- части помидора (семечки, веточка, помидор)
Игра 8. «Снеговик»
Цель: формировать представления о круговороте воды в природе.
Материал: карточки с изображением снеговика и его изменениями во времени для пятиэкранного «телевизора»
Ход игры.
В центре пятиэкранного фланелеграфа, размещен снеговик.
Дети подбирают карточки для надсистемы настояшего, системы прошлого и будущего, подсистемы настоящего.
Игра 9. «Кошкин дом»
Цель: формировать представления о пожарной безопасности, причиной и последствиях пожара в стихотворении С.Маршака «Кошкин дом»
Материал: книга со стихотворением С.Я.Маршака «Кошкин дом», карточки для системного оператора.
Ход игры.
В центре огонь. Для надсистемы карточка с изображением свечи, газовой плиты. Для системы прошлого- карточка с изображением искры, для системы прошлого- горящий дом, для подсистемы настоящего – дым, пламя.
Игра 10. «Репка»
Цель: закреплять содержание сказки, развивать навыки рассказывать ее с помощью системного оператора.
Материал: пятиэкранный фланелеграф, карточки с изображением сюжетов по сказке «Репка».
Ход игры.
В центре размещена репка среднего размера. Дети подбирают карточки по принципу метода «Системный оператор»:
надсистема настоящего: огород, где дед сажает репку, система прошлого- семечка, система будущего- все герои сказки вытаскивают большую репку, подсистема настоящего- части репки.
Игра 11. «Мой стульчик»
Цель: Развивать у детей элементарные знания о стуле, его функциональном назначении, основных элементах конструкции, возможном месторасположении, способствовать формированию у детей целостной картины мира.
Материал: картинки с изображением стула и его подсистемы настоящего, системы будущего и системы прошлого, надсистемы настоящего.
Ход игры.
Педагог предлагает посмотреть детям на стулья, на которых они сидят. Затем дети с воспитателем выясняют для чего предназначен стул, из какого материала он сделан, какие части у него есть, где стул может находиться.
Педагог открывает пятиэкранный «телевизор» и предлагает разместить карточки по методу «Системного оператора», задавая вопросы:
- что вы видите в середине телевизора (стул),
- из каких частей состоит стул? (ножки, сиденье, спинка)
- где может находиться стул (в комнате)
- из чего сделан стул? (из дерева)
- что будет со стулом, когда мы подрастем? (его отнесут в кладовку)
Игра 12. «Медведь в берлоге»
Цель: способствовать формированию у детей целостной картины мира.
Материалы: карточки для игры по методу «Системного оператора»
Ход игры.
На пятиэкранном «телевизоре» в центре размещена картинка с изображением медведя в берлоге.
Дети размещают остальные картинки на экранах:
- что есть у медведя? (голова, туловище, лапы, хвост)
- где живет медведь? (в лесу)
- что было до того, как медведь лег в берлогу? (он ел малину)
- что будет, когда он проснется? (наступит весна )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие системного мышления с использованием приема ТРИЗ «Системный оператор»
Использование приёма ТРИЗ «Системный оператор» в работе с детьми дошкольного возраста....
Презентация "Дорожные знаки" (метод " Системный оператор" технология ТРИЗ
Использование приёма ТРИЗ " Системный оператор"позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. С помощью данной презентации можно рассмотреть с детьми историю возникновения дорожных ...
Картотека игр по развитию системного мышления (метод «Системный оператор»). Технология ТРИЗ.
В ТРИЗ педагогике активно используется такой метод, как «системный оператор». Эта методика является принципиально важной для гармоничного, всестороннего и активного творческого мышле...
Пособие "Системный оператор"
Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Цель: Формирование у детей системно-логического мышления, обучение их способам систематизирования...
Картотека игр по развитию системного мышления (метод «Системный оператор»)
Картотека игр по развитию системного мышления (метод «Системный оператор»)...
Конспект занятия (НОД) с использованием метода «системный оператор» (технология ТРИЗ)
Конспект занятия (НОД) с использованием метода «системный оператор» (технология ТРИЗ)Тема: «Автомобиль»Возрастная группа: старшаяМатериал: таблица экран системного операт...
Дидактическое пособие "Системный оператор"
идактическое пособие "Системный оператор"...