Пособие "Системный оператор"
методическая разработка (подготовительная группа)
Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Цель: Формирование у детей системно-логического мышления, обучение их способам систематизирования, обобщения информации.
Дидактические задачи: Развивать умение анализировать, сравнивать и думать объемно, учитывая все, без исключения, составляющие обсуждаемого предмета, сведение в единую картину всех знаний об исследуемом объекте. Развивать умение устанавливать взаимосвязи между разными объектами живой и неживой природы и предметами, сделанными человеком, принимать участие в коллективном обсуждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie_sistemnyy_operator.docx | 436.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор Кичигина Олеся Владимировна
Применение дидактического пособия «Системный оператор» в образовательной области
художественно – эстетическое развитие.
Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Цель: Формирование у детей системно-логического мышления, обучение их способам систематизирования, обобщения информации.
Дидактические задачи: Развивать умение анализировать, сравнивать и думать объемно, учитывая все, без исключения, составляющие обсуждаемого предмета, сведение в единую картину всех знаний об исследуемом объекте. Развивать умение устанавливать взаимосвязи между разными объектами живой и неживой природы и предметами, сделанными человеком, принимать участие в коллективном обсуждении.
Материал: Таблица, состоящая из 9 экранов и картинки, отражающие исследуемый объект в разных аспектах.
Правила использования: Ребенку необходимо выбрать картинку и поместить ее на экран в соответствии с тем, какую сторону объекта она отражает. Изображение самого объекта помещается в центре. Педагог вместе с ребенком рассуждает и наводящими вопросами помогает ему с выбором и размещением картинки. Работать можно индивидуально или с группой детей.Системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:
• Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.
• Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.
• Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.
• Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?
• Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?
• Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?
Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку «Что-то»:
Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)
Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)
Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)
Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)
ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)
ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)
ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода ТРИЗ "Системный оператор"
Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор" позволяет рассмотреть объект во взаимосвязи во времени и в пространстве. На примере цыплёнка можно обобщить представления детей о домашних птицах....
Конспект НОД с использованием Системного оператора "Транспорт"
Совместная образовательная деятельность по усвоению образовательной области "Познание" с применением методов ТРИЗ...
Конспект НОД по составлению описательных рассказов о домашних животных используя «системный оператор» современной развивающей технологии ТРИЗ
Данный конспект с использованием современной развивающей технологии ТРИЗ Г.С.Альтшуллера позволяет педагогам в интересной форме сформировать речевые навыки, обогатить словарный запас, способствовать р...
Конспект занятия по ознакомлению детей с профессией врача с помощью системного оператора.
Конспект с использованием ТРИЗ технологий....
Использование МОДЕЛИ «Системный оператор»
Игра "Системный оператор" ТРИЗТема: «Компьютер»Цель: развивать системное мышлениеФормировать познавательный интерес к окружающему миру;vДать представление о компьютере.Познакомить с частями комп...
Конспект занятия по ознакомлению детей с театром по системному оператору "Как хорошо, что есть театр!"
Занятие проводилось в рамках проекта "Что мы знаем о театре?"...