Картотека игр по развитию системного мышления (метод «Системный оператор»)
картотека (подготовительная группа)

Прокопьева Наталия Николаевна

Картотека игр по развитию системного мышления

(метод «Системный оператор»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemnyy_operator.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию системного мышления

(метод «Системный оператор»).

Игра 1. «Кто кем будет»

Цель: формировать представление у детей о развитии живых существ.

Материал: картинки с изменением во времени живых существ из двух картинок:

зайчонок →заяц, яйцо→ цыпленок, цыпленок →курица.

Ход игры.

Педагог предлагает ребенку картинки и задает вопросы:-кем будет зайчонок, кто вылупиться из яйца, кем будет цыпленок. 

Игра 2.

 «Что сначала, что потом»

Цель: закреплять у детей последовательность времен года, частей суток.

Материал:  по 3 картинки с изображением времен года, частей суток.

Ход игры:

Ребенку предлагается картинка с временем года, а он подбирает две карточки, какое было время года до этого и какое будет после. Играть можно втроем. И каждый выкладывает свою карточку в нужном месте.

Игра 3. «Паровозик»

Цель: Формировать у детей представление об изменениях объекта во

времени.

Демонстрационный материал:, паровозик в вагонами. картинки с постепенным изменение объекта во времени.

Икра → головастик → лягушка

Яйцо → гусеница → куколка → бабочка

Семя → росток → саженец → маленькое деревце → большое дерево

Ход игры:

Педагог заранее готовит карточки или

картинки, которые раздаются играющим. Детям предлагается разложить карточки в нужной последовательности.

Игра 4. «Как строился дом?»

Цель: Формировать у детей представление об изменениях объекта во

времени.

Материал: картинки с изображением постепенного увеличения постройки

Ход игры:

Ребенку предлагаются карточки с изображением постройки дома на разных этапах. Ребенок раскладывает их по мере возрастания постройки.

Игра 5. «Березка»

Цель: закреплять представления об изменении березы во времени

Материал: карточки для системного оператора из пяти окон.

Ход игры:

Педагог предлагает детям пятиэкранный «телевизор». По центру выставляет картинку с березой. Дети подбирают картинки и вставляют их в соответствующие окошки с помощью воспитателя:

Система настоящего- береза, система будущего- части березы, надсистема- парк, система прошлого- маленький росток, система будущего- березовый сок.

Игра 6. «Снегирь»

Цель: развивать представления об изменении снегиря во времени.

Материал: карточки для пятиэкранного «телевизора»: снегирь, яйца, семья снегиря, парк, части тела снегиря.

Ход игры:

В центре пятиэкранного «телевизора» выставлена картинка с  изображением снегиря. Дети выставляют картинки надсистемы настоящего, системы прошлого и системы будущего, подсистемы настоящего.

Игра 7. «Сад-огород»

Цель: закреплять представления детей об изменении овощей во времени.

Материал: карточки с изображением овощей, их надсистемы, системы прошлого и будущего, подсистемы настоящего.

Ход игры: на пятиэкранном фланелеграфе в центре размещаются овощи или фрукты. Дети подбирают карточки в остальные окошки.

Например:по центру в системе настоящего размещена карточка с изображением помидора. В надсистеме настоящего- огород, в системе прошлого- семечка, в системе будущего- стакан томатного сока, в подсистеме настоящего- части помидора (семечки, веточка, помидор)

Игра 8. «Снеговик»

Цель: формировать представления о круговороте воды в природе.

Материал: карточки с изображением снеговика и его изменениями во времени для пятиэкранного «телевизора»

Ход игры.

В центре  пятиэкранного фланелеграфа, размещен снеговик.

Дети подбирают карточки для надсистемы настояшего, системы прошлого и будущего, подсистемы настоящего.

Игра 9. «Кошкин дом»

Цель: формировать представления о пожарной безопасности, причиной и последствиях пожара в стихотворении  С.Маршака «Кошкин дом»

Материал: книга со стихотворением С.Я.Маршака «Кошкин дом», карточки для системного оператора.

Ход игры.

В центре огонь. Для надсистемы карточка с изображением свечи, газовой плиты. Для системы прошлого- карточка с изображением искры, для системы прошлого- горящий дом, для подсистемы настоящего – дым, пламя.

Игра 10. «Репка»

Цель: закреплять содержание сказки, развивать навыки рассказывать ее с помощью системного оператора.

Материал: пятиэкранный фланелеграф, карточки с изображением сюжетов по сказке «Репка».

Ход игры.

В центре размещена репка среднего размера. Дети подбирают карточки по принципу метода «Системный оператор»:

надсистема настоящего: огород, где дед сажает репку, система прошлого- семечка, система будущего- все герои сказки вытаскивают большую репку, подсистема настоящего- части репки.

Игра 11. «Мой стульчик»

Цель: Развивать у детей элементарные знания о стуле, его функциональном назначении, основных элементах конструкции, возможном месторасположении, способствовать формированию у детей целостной картины мира.

Материал: картинки с изображением стула и  его подсистемы настоящего, системы будущего и системы прошлого, надсистемы настоящего.

Ход игры.

Педагог предлагает посмотреть детям на стулья, на которых они сидят. Затем дети с воспитателем выясняют для чего предназначен стул, из какого материала он сделан, какие части у него есть, где стул может находиться.

Педагог открывает пятиэкранный «телевизор» и предлагает разместить карточки по методу «Системного оператора», задавая вопросы:

- что вы видите в середине телевизора (стул),

- из каких частей состоит стул? (ножки, сиденье, спинка)

- где может находиться стул (в комнате)

- из чего сделан стул? (из дерева)

- что будет со стулом, когда мы подрастем? (его отнесут в кладовку)

Игра 12. «Медведь в берлоге»

Цель: способствовать формированию у детей целостной картины мира.

Материалы: карточки для игры по методу «Системного оператора»

Ход игры.

На пятиэкранном «телевизоре» в центре размещена картинка с изображением медведя в берлоге.

Дети размещают остальные картинки на экранах:

- что есть у медведя? (голова, туловище, лапы, хвост)

- где живет медведь? (в лесу)

- что было до того, как медведь лег в берлогу? (он ел малину)

- что будет, когда он проснется? (наступит весна ).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность логопеда с детьми с ОНР по развитию связной речи средствами системного оператора ТРИЗ

Данная методическая разработка показывает возможности использования системного оператора ТРИЗ в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи. Статья ориентирована на логопедов и воспитателей....

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Развитие творческого мышления методами ТРИЗ

формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера....

Картотека игр по развитию системного мышления (метод «Системный оператор»). Технология ТРИЗ.

В ТРИЗ педагогике активно используется такой метод, как «системный оператор». Эта методика является принципиально важной для гармоничного, всестороннего и  активного творческого мышле...

Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...

08.11.2022г. Техника визуального мышления "Метод вопросительного знака".

Использование визуализации в педагогической практике может быть гораздо шире и применяться не только для запоминания информации, но и для поиска нестандартных решений, продвижений идей и в том, ч...