Статья "Развитие альтернативных методов коммуникации детей с ОВЗ".
консультация (старшая группа)
Существует часть людей, которая не способна использовать речь для полноценного общения. Одни совсем не могут говорить, речь других недостаточно развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции.
Рост интереса к нарушениям языкового развития и коммуникации привел к более ясному осознанию потребности в использовании систем альтернативной коммуникации. В России и в других странах огромное количество семей и специалистов вовлечено в оказание помощи детям с тяжелыми языковыми нарушениями, которые нуждаются в использовании систем альтернативной коммуникации, чтобы компенсировать задержку или ограничения в разговорном языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие альтернативных методов коммуникации детей с ОВЗ.
Существует часть людей, которая не способна использовать речь для полноценного общения. Одни совсем не могут говорить, речь других недостаточно развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции.
Рост интереса к нарушениям языкового развития и коммуникации привел к более ясному осознанию потребности в использовании систем альтернативной коммуникации. В России и в других странах огромное количество семей и специалистов вовлечено в оказание помощи детям с тяжелыми языковыми нарушениями, которые нуждаются в использовании систем альтернативной коммуникации, чтобы компенсировать задержку или ограничения в разговорном языке.
Речевое развитие включает:
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- владение речью как средством общения.
Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Поэтому в образовательных учреждениях педагоги и специалисты уделяют важное внимание развитию у детей коммуникативных умений и навыков. Исследования показали, что в коммуникативной деятельности дошкольников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии.
Речь у человека возникает на самых ранних стадиях детского возраста и совершенствуется на протяжении всей его жизни. Появление и развитие речи как формы общения, опосредованной языком, возможно, во-первых, тогда, если исправно функционируют все органы, участвующие в ее производстве: мозг, представляющий центральное звено речевой деятельности и исполнительные органы речевого механизма - полость рта и носа, зубы, губы, язык, гортань, легкие. Во-вторых, когда есть активное взаимодействие ребенка и взрослого в эмоциональной, игровой, учебной и других видах деятельности. В результате у ребенка возникает потребность в общении, появляются определенные коммуникативные качества, пополняется словарный запас, совершенствуется внутренняя и внешняя речь.
Чтобы речь ребенка успешно развивалась, ему за короткий промежуток времени предстоит овладеть следующими основными навыками и умениями:
- вычленять определенные звукокомплексы (слова) из целого речевого потока, который дети постоянно слышат;
- осуществлять фонематический анализ, то есть уметь различать сходные звукосочетания и слова;
- понимать слова, то есть соотносить выделенные слова к определенному объекту;
- обобщать однородные предметы и обозначать их одним и тем же определенным словом;
- понимать целое предложение, то есть группы слов, объединенных определенными грамматическими связями;
- владеть механизмом речепроизношения (артикуляцией);
- отбирать в каждом отдельном случае нужные слова, и, организуя их в определенные грамматические структуры, выражать свои мысли в понятных другим людям предложениях.
Освоение языка ребенком идет двумя основными путями: в повседневном общении с окружающими взрослыми и сверстниками и в ходе специальным образом организованного обучения. Развитие речи у ребенка осуществляется по следующей схеме.
Самая ранняя функция речи - коммуникативная. Она возникает на 9-12 месяце, когда ребенок начинает произносить первые слова. К концу второго года жизни у него пробуждается познавательный интерес. К этому времени ребенок может достаточно внятно выразить свои желания, понять обращенную к нему речь. Усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребенок расширяет свои представления об окружающем мире, об отношениях предметов и явлений, происходит их познание, т. е. формируется познавательная функция речи. Одновременно с развитием коммуникативной и познавательной функций его речь начинает выполнять регулятивную функцию. Первыми словами, регуляторами поведения, служат глаголы повелительного наклонения и слова «можно» и «нельзя».
Начальной формой общения для ребенка становится неречевая форма - эмоциональное общение. Общение – это процесс, в ходе которого человек формулирует и передает другому человеку сообщение, а тот его принимает и расшифровывает. В процессе общения используются знаковые системы. Различают вербальное (речевое) и невербальное (неречевое) общение.
Дети, не владеющие вербальной речью, находятся в чрезвычайно зависимом положении. Чаще всего инициатива общения принадлежит не им. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого причину, желание или время. Обычно контакты ограничиваются лишь удовлетворением жизненно важных потребностей. В связи с тем, что «неговорящего» ребенка понять очень трудно, он чаще всего лишён возможности предъявлять свои требования. Опасно, если ребенок к этому привыкнет. Он может превратиться в покорного, не верящего в себя, в свою ценность и значимость человека, или стать агрессивным, оттого что его не понимают, что он лишён права принятия решений, права выбора.. Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими. Потребность общения ребёнка со взрослым возникает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях Важно задуматься, всегда ли неговорящий ребенок может понять обращенную к нему речь. Конечно, далеко не всегда. Здесь важно не забывать, что общение происходит не только с помощью слов, но и на языке жестов, мимики, знаков, телодвижений. Если ребенок показывает на игрушку или берет ложку – это уже коммуникация. Плачет он, смеется, кричит, или топает ногами – это тоже коммуникация. Как часто родители или не замечают ее, или настаивают на речевом общении, которое пока недоступно для малыша. Хотя на этом этапе гораздо правильнее и эффективнее – почувствовать ребенка, проникнуть в его внутренний мир, понять мотивы его поведения и действий. Общение – понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. Роль невербальных средств общения с людьми, у которых имеются нарушения интеллекта, очень значима, так как неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение с другими людьми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчуждённости, враждебности.
Общение в жизни человека выполняет различные функции. В наиболее распространенной классификации выделяют три его стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
- Коммуникативная сторона общения - это обмен информацией между партнерами. Задача говорящих в процессе передачи информации - повлиять друг на друга, обогатиться знаниями, сведениями, которыми располагает партнер по общению, уточнить непонятное и т. п. Коммуникативное сообщение предполагает также выработку новой информации, представляющей интерес для общающихся людей.
- Интерактивная сторона общения характеризуется тем, что в ходе общения люди стремятся не только передать информацию, но и повлиять друг на друга. Данная задача реализуется партнерами по общению в процессе организации ими своеобразной совместной деятельности, основанной на межличностном взаимодействии. Каждый участник вносит в это взаимодействие свои мысли, реакции в виде выразительных жестов, и это продолжается до тех пор, пока информация не будет понята партнерами по общению.
- Перцептивная сторона общения предполагает взаимное восприятие общающимися друг друга с целью более полного взаимопонимания. В процессе общения его участники пытаются по некоторым признакам (внешности, одежде, манерам поведения, жестам, мимике, характере проявления эмоций, речи, строении черт лица, тела и др.) определить характер своего партнера и на основании сложившегося образа выбрать приемлемые формы общения и поведения.
Основными психологическими средствами познания другого человека в общении выступают идентификация (суждения о людях по аналогии с самим собой), стереотипизация (сложившиеся в обществе стереотипы, по которым прогнозируются некоторые черты характера: узкий лоб - глупый, массивный подбородок - агрессивное поведение и т. д.), эффект первичности (первое впечатление о человека оказывается более сильным, чем все последующие), эффект ореола (проявляется в устойчивости первого впечатления и в нежелании его изменять) и др.
Кроме того, на восприятии одного человека другим сказываются личностные и профессиональные качества человека, а также опыт общения и взаимодействия с другими людьми. Незнание особенностей проявления в общении названных механизмов может привести к искаженному восприятию человека. Наиболее распространенные ошибки, которые встречаются при познании одного человека другим, - предубеждения, предрассудки и необъективная оценка. Знание названных механизмов позволяет более точно прогнозировать поведение партнера, а сам процесс общения становится более предсказуемым. Наиболее полное использование названных трех сторон такого уникального человеческого феномена, как общение, в единстве - важное условие оптимизации совместной деятельности и взаимоотношений.
Процесс передачи информации в общении осуществляется с помощью различных знаковых систем. Выделяют два вида коммуникации: вербальную - в качестве знаковых систем используется язык, и невербальную - в ходе данной коммуникации применяются различные неречевые знаковые системы.
Главным средством вербальной коммуникации является язык.
Язык - это система знаков, выражений, действий и правил, используемых для передачи мысли другим людям. Общение для партнеров доступно лишь тогда, когда используется один и тот же язык.
Основной единицей языка является слово. Слово - это знак, символ, значение, посредством которого обозначаются все явления реального мира, встречающиеся в жизнедеятельности человека. Язык реализуется в речи.
Речь - это язык в действии, исторически сложившаяся в ходе взаимоотношений и преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. С точки зрения учения И.П. Павлова, физиологической основой речи является наличие у человека второй сигнальной системы. Слово как раздражитель выступает в нескольких формах: слуховой, зрительной, двигательной и осязательной. Соответственно в мозгу формируются адекватные центры. Как установлено, речевые центры возбуждаются не только в момент проговаривания, но и во внутренней речи.
Речь включает в себя внешний (чувственный) и внутренний компоненты.
Внешний компонент проявляется в действиях артикуляционного аппарата, в произнесении голосом слов и словосочетаний, в жестах, мимике, пантомимике. Чувственный компонент - это эмоциональная окрашенность речи. Он связан с передачей чувств и отношений говорящего человека к предмету - спокоен, огорчен, взволнован.
Внутренний компонент - с его помощью происходит перестройка чувственных данных, их осознание и мотивация в определенной системе понятий и суждений.
В психологии общения выделяют два вида речи: внешнюю и внутреннюю. К внешней речи относят устную и письменную речь.
Устная речь - это вербальное общение посредством языковых средств, воспринимаемых на слух. Разновидностями устной речи являются диалогическая и монологическая речь.
Диалогическая речь возникает в процессе общения двух или нескольких людей, когда появляется необходимость в согласовании совместных действий или мыслей. Диалог всегда ведется в условиях эмоционального контакта и взаимного восприятия. Разговаривающие люди воздействуют друг на друга жестами, мимикой, интонацией. Диалогическая речь при общей теме разговора называется беседой.
Монологическая речь - это изложение мыслей, знаний, информации одним человеком. Примером монологической речи может служить рассказ, лекция, выступление. Монологическая речь может присутствовать и в диалоге, если партнер по общению излагает свои мысли в законченном виде.
Кроме названных видов речи существуют также специальные виды, используемые при дефектах развития. Это дактильная и жестовая речь.
Дактильная речь - речь, воспроизводящая слова посредством дактильных букв с помощью пальцев и движений.
Жестовая речь - способ общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов, в основе которого лежат своеобразные лексические и грамматические закономерности. Закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы - жеста, а также его функциональным назначением - использованием в сфере непринужденного общения. В сфере официального общения (лекция, собрание) применяется калькирующая жестовая речь, когда жесты последовательно используются для воспроизведения слов. В такой речи применяются элементы дак-тильной речи для обозначения окончаний, суффиксов и пр. Жестовая речь, как и дактильная речь, используется в отечественной сурдопедагогике как вспомогательное средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и в общении слышащих с глухими.
Письменная речь - это вербальное (словесное) общение с помощью письменных текстов. Ей присущи графическое изображение, грамматические и синтаксические конструкции, правила написания. Благодаря письменной речи человек приобретает знаниями приобщается к мировой культуре. Письменной речью овладевают в процессе обучения в школе. Основа письменной речи - алфавит, представляющий собой совокупность букв, слогов и других графических знаков, расположенных в соответствии с определенными правилами.
Письменная речь абсолютным большинством людей воспринимается зрением. Для тех же, у кого зрительная функция утрачена, существует специальная система письма, основанная на использовании функции ощущения (азбука Брайля). Обучение детей, потерявших зрение, с помощью этой азбуки открывает путь к знаниям и культуре, зафиксированной в источниках письменности.
Внутренняя речь - это речь с использованием языковых значений вне процесса реальной коммуникации. Ее основное назначение - осмысление специфики предстоящей устной или письменной речи. Во внутренней речи мысль и язык сливаются в неразрывный комплекс. Благодаря внутренней речи словесно выражаются процессы восприятия мира, переживания личности, формируются ее установки и отношение к миру, развивается способность к саморегулированию поведения. Начало формирования внутренней речи приходится на раннее детство. Основным механизмом ее появления служит интериоризация внешней речи. Переходным этапом от внешней речи к внутренней выступает так называемая эгоцентрическая речь.
Эгоцентрическая речь - это речь, обращенная к самому себе. Она выполняет контролирующую и регулирующую функции в практической деятельности ребенка. Эта форма детской речи впервые была описана швейцарским психологом Ж. Пиаже. Наблюдается она в возрасте 3-5 лет и к концу дошкольного возраста исчезает. Данная речь проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто бы ни к кому не обращаясь. Эгоцентрическая речь - важное средство психического развития
Важно понять, что на том этапе, когда речевое общение невозможно, жест может быть тем мостиком, который проложит путь от движения рук к первым сказанным словам. Жестовая речь всегда подкрепляется словесной, поэтому у ребенка есть возможность выбора, что повторить за вами: слово или жест.Несомненно, жесты – это средство, которое позволит ребенку вступить в коммуникацию и будет способствовать ее улучшению. Жесты должны быть такими, чтобы: – в процессе повседневной жизни ими легко было пользоваться, – ребенок мог легко их выполнять.
Лучше всего ребенок учится жестам путем подражания. Как правило, он использует те жесты, которыми пользуются окружающие его люди.
Хочется дать несколько рекомендаций по применению жестов:
- жест всегда должен синхронно подкрепляться словом;
- когда выполняется жест и произносится слово, ребенок должен смотреть на педагога или того человека, который с ним общается;
- при обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь, следует помогать ему в выполнении движения своими руками;
- жесты, которым обучен ребенок, должны отрабатываться в повседневной жизни;
- при общении жестами ребенка следует побуждать к произнесению звуков, слов.
Всем окружающим важно понимать жесты, которые использует ребенок, и эмоционально реагировать на них.
Игровые упражнения по развитию мимики - «Съели кислый лимон» (дети морщатся).
- «Рассердились на драчуна» (сдвигают брови).
- «Встретили знакомую девочку» (улыбаются).
- «Испугались забияку»
(приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).
-«Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).
- «Обиделись» (опускают уголки губ).
- «Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым).
Игровые упражнения по обучению жестам - Покажите высокого мальчика, «низкого»;
- там, вверх, вниз, вокруг;
- я, ты, мы;
- маленького комарика; медведя.
Существует большое количество игр, предназначенных для развития языка жестов и мимики. Развитие этих навыков стимулирует работу головного мозга и обогащает социальное развитие в целом. Несмотря на то, что игры для развития жестов и мимики по существу - "немые", они являются прекрасным стимулом развития речевых центров мозга, а "объяснение" своих "непонятых" жестов - непосредственно тренирует речь.
Наша задача, как специалистов, найти подходящий для каждого способ общения, учитывая уровень овладения вербальной речью, особенностей развития двигательной сферы, умения вступать в контакт.
Цель коррекционного воздействия на детей с тяжелыми нарушениями речи:
расширение объема понимания речи, основанное на развитии у детей представления о предметах и явлениях окружающей действительности, понимание ими конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
- научить ребенка слушать речь дефектолога;
- научить выполнять простые поручения по словесной инструкции;
- вызывать речевое подражание, связанное с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией при обязательном эмоциональном контакте;
- накопить и расширить пассивный словарь ребенка.
Альтернативная невербальная коммуникация это система способов и методов, как правило, помогающая выразить свои мысли и желания, дополняя или заменяя речь. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
Используя технику приемов пиктограмм:
1. Формируем у детей представления об окружающем мире;
2. Развиваем речевые навыки у детей с тяжелой и средней умственной отсталостью;
3. Учим работать по образцу, слушать и выполнять инструкции;
4. Расширяем словарный запас.
Наши воспитанники являются разнородной по своему составу, это:
— дети с полным отсутствием голосовой активности;
— дети, у которых имеется звуковая или минимальная звуко-слоговая активность;
— дети, способные к сопряженному и отраженному повторению слогов и слов при отсутствии общеупотребительной речи.
Но, несмотря на то, что данная категория детей является полиморфной, можно выделить основные характерные черты личности:
— отсутствие мотивации к общению;
— неумение ориентироваться в ситуации;
— разлаженность в поведении;
— негибкость в контактах;
— повышенная эмоциональная истощаемость.
В процессе работы дефектологов, логопедов и воспитателей групп с нашими воспитанниками с ОВЗ происходит:
― использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом;
― использование индивидуальных коммуникативных тетрадей с графическими изображениями объектов и действий путем указательного жеста;
― использование доступных жестов для передачи сообщений;
― общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, планшет и др.)
В своей работе мы остановились на коммуникационных карточках-подсказках, одним из которых являются пиктограммы. Пиктограмма — карточка схематического вида, в которой содержатся важнейшие узнаваемые черты предметов или явлений. Исходя из того, что процесс работы с «особыми детьми» происходит в ситуативно-деловом общении, пиктограммы желательно использовать в черно-белом изображении, которые помогут заменить слова. В работе применяем системный подход, ориентированный на использование пиктограмм в процессе обучения и воспитания.. Что способствует социализации и адаптации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к внешним условиям окружающего мира..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание развивающей предметно-пространственной среды, для детей дошкольного возраста с ОВЗ посредствам альтернативных средств коммуникации»
На современном этапе развития общества в связи с вступлением ФГОС дошкольного образования, вопросы организации предметно-развивающей среды стало одной из приоритетн...

Использование в работе альтернативного метода коммуникации с помощью карточек PECS
В данном разделе размещены материалы по внедрению в коррекционный процесс метода альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS...

Использование песочной терапии, как средство альтернативных методов коммуникации, социализации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В консультации дано краткое описание игр С ПЕСКОМ для социализации, коммуникации детей с ОВЗ....

"Альтернативная дополнительная коммуникация как один из методов речевого развития дошкольников с ОНР"
В статье описывается применение средств АДК...

СТАТЬЯ «Альтернативные методы коммуникации в работе с детьми с ОВЗ»
Счастье – это когда тебя понимают!Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека....

Презентация Глобальное чтение как одно из средств альтернативной коммуникации детей с ментальными нарушениями. Этапы работы.
Презентация Глобальное чтение как одно из средств альтернативной коммуникации детей с ментальными нарушениями. Этапы работы....
Консультация для родителей (законных представителей) «Альтернативные методы коммуникации с особым ребёнком дошкольного возраста»
Цель: осуществить педагогическое просвещение родителей (законных представителей) по использованию альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с ОВЗ....