"Альтернативная дополнительная коммуникация как один из методов речевого развития дошкольников с ОНР"
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Куликова Яна Геннадиевна

В статье описывается применение средств АДК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adk.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Альтернативная дополнительная коммуникация как один из способов речевого развития дошкольника с ОНР

В настоящее время группой комбинированной направленности в дошкольном образовательном учреждении никого не удивишь. В группе присутствуют дети с задержкой психического развития, которые как никто другие, нуждаются в поддержке и понимании. Задача специалистов учреждения сформировать у детей с ОВЗ коммуникативные навыки.

Большая часть детей с ЗПР не способны к вербальному общению. Дети не могут выразить просьбу, дать понять, что они хотят. Вступать         во взаимодействие с другими детьми вызывает особую сложность. Это является актуальной проблемой как для самих детей, для их родителей, так и для педагогов.

В образовательном учреждении проведена диагностика коммуникативных навыков у детей с ЗПР. Результаты показали низкий уровень сформированности данного навыка.

Для решения этой проблемы в учреждении было принято применить средства альтернативной дополнительной коммуникации, жестовуюя речь. Кадровое обеспечение учреждения проходит дополнительное обучение по применению средств альтернативной дополнительной коммуникации, разучивают жестовую речь.

Совместно с родителями на каждого ребенка с ЗПР создают индивидуальную  коммуникативную книгу. Подбирается базовый словарь – слова, которые присутствуют в жизни ребенка всегда, и дополнительный – слова, которые присутствуют изредка.

Осуществляется подготовка образовательной среды. Создается визуальное расписание, согласно которому, ребенок способен определить, что сейчас происходит, что будет потом. В туалетных комнатах клеится алгоритм пользования туалетом и умывальником. В раздевалке у ребенка на шкафчике висит схема, по которой ребенок может самостоятельно одеться.

Учитель-логопед, учитель-дефектолог, психолог, воспитатели на своих занятиях используют карточки АДК одинакового содержания.

Ежемесячно специалистами осуществляется профессиональное взаимодействие для определения сформированности того или иного навыка, поддерживается или изменяется план обучения.

 В конце учебного года после проведенной итоговой диагностики уровень сформированности коммуникативных навыков у детей с ЗПР был средним.

Дети стали использовать жестовую речь, карточки с альтернативной дополнительной коммуникацией для общения. У 70% невербальное общение перешло на уровень вербального. Родители отметили высокий познавательный интерес, ярко выраженную потребность сказать что-то, стали дети задавать вопросы. Из чего мы делаем вывод о том, что применение средств альтернативной и дополнительной коммуникации является эффективным для формирования коммуникативных навыков.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология Синквейн – эффективный метод речевого развития дошкольников.

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.  В методичес...

Создание анимационных фильмов как один из приёмов речевого развития дошкольников.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ре...

Методическая разработка "Основные формы и методы речевого развития дошкольников среднего возраста"

Данная разработка поможет педагогам и родителям разобраться при работе с дошкольниками по развитию речи детей....

Особенности современных форм и методов речевого развития дошкольников

Данный материал был представлен на Педагогическом совете «Применение современных и традиционных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста при реализации направления «Речевое...

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ-ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически.Задача педагога – создат...

Сторителлинг, как интерактивный метод речевого развития дошкольников.

В статье рассматривается вопрос развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования сторителлинга, как интерактивного метода речевого развития. Дается смысл понят...

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игры с пальчиками -это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие ...