"Альтернативная дополнительная коммуникация как один из методов речевого развития дошкольников с ОНР"
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Альтернативная дополнительная коммуникация как один из способов речевого развития дошкольника с ОНР
В настоящее время группой комбинированной направленности в дошкольном образовательном учреждении никого не удивишь. В группе присутствуют дети с задержкой психического развития, которые как никто другие, нуждаются в поддержке и понимании. Задача специалистов учреждения сформировать у детей с ОВЗ коммуникативные навыки.
Большая часть детей с ЗПР не способны к вербальному общению. Дети не могут выразить просьбу, дать понять, что они хотят. Вступать во взаимодействие с другими детьми вызывает особую сложность. Это является актуальной проблемой как для самих детей, для их родителей, так и для педагогов.
В образовательном учреждении проведена диагностика коммуникативных навыков у детей с ЗПР. Результаты показали низкий уровень сформированности данного навыка.
Для решения этой проблемы в учреждении было принято применить средства альтернативной дополнительной коммуникации, жестовуюя речь. Кадровое обеспечение учреждения проходит дополнительное обучение по применению средств альтернативной дополнительной коммуникации, разучивают жестовую речь.
Совместно с родителями на каждого ребенка с ЗПР создают индивидуальную коммуникативную книгу. Подбирается базовый словарь – слова, которые присутствуют в жизни ребенка всегда, и дополнительный – слова, которые присутствуют изредка.
Осуществляется подготовка образовательной среды. Создается визуальное расписание, согласно которому, ребенок способен определить, что сейчас происходит, что будет потом. В туалетных комнатах клеится алгоритм пользования туалетом и умывальником. В раздевалке у ребенка на шкафчике висит схема, по которой ребенок может самостоятельно одеться.
Учитель-логопед, учитель-дефектолог, психолог, воспитатели на своих занятиях используют карточки АДК одинакового содержания.
Ежемесячно специалистами осуществляется профессиональное взаимодействие для определения сформированности того или иного навыка, поддерживается или изменяется план обучения.
В конце учебного года после проведенной итоговой диагностики уровень сформированности коммуникативных навыков у детей с ЗПР был средним.
Дети стали использовать жестовую речь, карточки с альтернативной дополнительной коммуникацией для общения. У 70% невербальное общение перешло на уровень вербального. Родители отметили высокий познавательный интерес, ярко выраженную потребность сказать что-то, стали дети задавать вопросы. Из чего мы делаем вывод о том, что применение средств альтернативной и дополнительной коммуникации является эффективным для формирования коммуникативных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-353540-1385313541.jpg)
Технология Синквейн – эффективный метод речевого развития дошкольников.
Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. В методичес...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/17/picture-291623-1615960454.jpg)
Создание анимационных фильмов как один из приёмов речевого развития дошкольников.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ре...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-335651-1505649572.jpg)
Методическая разработка "Основные формы и методы речевого развития дошкольников среднего возраста"
Данная разработка поможет педагогам и родителям разобраться при работе с дошкольниками по развитию речи детей....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/21/picture-1270868-1600687996.jpg)
Особенности современных форм и методов речевого развития дошкольников
Данный материал был представлен на Педагогическом совете «Применение современных и традиционных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста при реализации направления «Речевое...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/27/picture-1064712-1543337658.jpg)
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ-ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически.Задача педагога – создат...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-1359585-1635706942.jpg)
Сторителлинг, как интерактивный метод речевого развития дошкольников.
В статье рассматривается вопрос развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования сторителлинга, как интерактивного метода речевого развития. Дается смысл понят...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/11/picture-1337321-1623395282.jpg)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Игры с пальчиками -это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие ...