Система символов – жестов, и их использование в корригирующих играх
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Система символов – жестов, и их использование в корригирующих играх
Антонова Лариса Юльевна, учитель высшей квалификационной категории
Государственное бюджетное образовательное учреждение
для обучающихся (воспитанников)
с ограниченными возможностями здоровья
общеобразовательная школа №15
г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края
Символ | Выполнение |
Я | Одну руку приложить к груди |
Вы, мы, весь мир | Развести обе руки перед собой. |
Да | Наклон головы вперед |
Нет | Перекрестные махи руками перед собой |
Природа, природные явления | |
Солнце | Обе руки подняты ладонями вверх |
Солнечный луч | Ладонь открыта вверх, другая прикрывает и открывает ее. |
Небо, тучи, облака | Обе руки вытянуты вверх, ладонями вовнутрь. |
Звезды | Обе руки вверх, чуть вправо и влево, резкое разжимание и сжимание пальцев. |
Горы | Волнообразные движения руками перед собой |
Вода, море, река | Плавные движения руками внизу. |
Трава, луг, поляна | Плавные движения руками перед собой. |
Ветер, буря | Интенсивные махи руками вверху |
Дождь | Барабанить одним или всеми пальцами по ладони, по коленям или резкие встряхивания пальцев перед собой. |
Снег | Легкие маха кистями рук в любом направлении, поймать и сдуть «снежинку» с ладони |
Земной шар | Очертить руками круг перед собой |
Лес | Легкие покачивания руками вверху |
Животные | |
Кот | Пальцы рук растопырены, чуть согнуты |
Змея | Все пальцы прижаты к большому, плавные движения кистью в разных направлениях |
Рыбка | Ладонь раскрыта, плавные движения |
Лошадь, зебра | Руки согнуты перед грудью, ходьба с высоким подниманием колен |
Слон | Раскрытые ладони прижаты к ушам, покачивания головой |
Зайчик | Раскрытые ладони прижаты к голове, легкие прыжки |
Барашек, овца | Пальцы соединены в кулак, указательный и мизинец выставлены вперед |
Корова | Указательные пальцы обеих рук выставлены вперед, остальные сжаты в кулак, руки приставить к голове |
Корова безрогая | Кулачки приставить к голове |
Рак | Пошевелить пальцами руки |
Волк, крокодил | Обе ладони соединить у основания, пальцы растопырить «челюсти» |
Обезьянка | Руки согнуты в локтях, разведены в стороны, повороты кистей |
Насекомые | |
Паук | Мизинец одной руки касается большого пальца другой руки, повороты кистей |
Муравей | Перебор всеми пальцами, движение рук снизу вверх |
Сороконожка | Перебор пальцами по другой руке с продвижением или по коленям |
Сверчок, кузнечик | Левая рука согнута на уровне плеча – «скрипка», в правой руке «смычок» |
Жук | Хлопки руками по бедрам |
Мошки | Вращать кистями рук |
Бабочка, мотылек | Соединить запястья обеих рук, ладони прямые в стороны, плавные махи ладонями. |
Птицы | |
Скворец, синица | «клювики», все пальцы соединены с большим, раскрывать и закрывать ладонь |
Дятел | Одна рука «дерево» согнута в локте пальцами вверх, другая согнута в кисти, удары пальцами по ладони |
Птицы тетери | Вибрирующие движения кистями сверху вниз и обратно |
Птицы летают | Махи руками |
Поют | «клювики» |
Клюют | «клювиком» одной руки клевать с ладони |
Улетают | Одной рукой жест «до свидания» |
Журавль, цапля, курочка, цыплята | Ходьба с высоким подниманием колен, хлопки руками по бедрам |
Эмоции, действия | |
Ласковый, добрый | Обнять себе руками |
Теплый | Прижать ладони к щекам |
Веселый, лукавый | Приставить к носу руки, соединенные большим пальцем и мизинцем, остальные пальцы растопырены |
Недоумение, догадка | Руки чуть расставлены в стороны, пожать плечами |
Страх | Присесть, обхватив голову руками |
Сердитый, строгий | Руки скрестить на груди |
Гнев | Погрозить пальцем |
Легкий, воздушный | Руки протянуть вперед, легкое движение чуть вверх |
Толстый, ленивый | Руки чуть расставлены в стороны, живот выпятить, покачивание туловища |
Беда | Прижать ладони к щекам, покачать головой |
Тишина | Прижать палец к губам |
Прятаться, темно | Закрыть глаза ладонями |
Печь пирожки | Прижимать ладони друг к другу с поворотом рук |
Сроить дом: одному | Как пирожки |
в парах | Хлопки по плечам партнера |
в кругу | Хлопки по плечам рядом стоящих |
Варить кашу | Круговые движения одной рукой перед собой |
Вылить воду | Соединив ладони «лодочкой»,чуть наклонить их вперед – вниз |
Смотреть, искать | Приставить руку ко лбу «козырьком» |
Взойти на гору | Поочередные движения руками снизу – вверх |
Стирать белье | Потереть кулачки |
Полоскать белье | Плавные движения руками внизу вправо – влево |
Сушить белье | Те же движения, но вверху |
Развесить белье | Отрывистые движения руками вверху слева – направо, пальцы «щепоткой» |
Доить корову | «сцеживать» одной рукой с пальцев другой руки |
Сеять, просеивать | Руки «щепоткой», потереть пальцы |
Греться | Потереть рукой об руку или, обняв себя, потереть руками предплечья |
Собрать камушки, листья | Нагнувшись, через стороны соединить ладони в пригоршню |
Угощать, приглашать | Вытянув руки вперед, развести их в стороны |
Смотреть в окно | Одна рука подпирает локоть другой на уровне груди, указательный палец другой руки приставить к щеке. |
Смыть паутину | Стереть с одной ладони другой ладонью |
Схватить за хвост | Зажать мизинец одной руки в кулак другой |
Показать себя | Поворотики туловища в стороны |
Мыть посуду | Потереть ладонью о ладонь |
Бежать | Перебирать пальцами по руке или коленям |
Стучать в окно, дверь, ворота | Удары кулачком по раскрытой ладони |
Плыть | Разводить руки через середину в стороны |
Ехать на поезде | Руки согнуты в локтях, попеременные движения вперед-назад |
Лететь на самолете | Крепкие руки расставлены в стороны, небольшие наклоны в стороны |
Предметы | |
Дом для одного | Соединить руки кончиками пальцев над головой, локти развести в стороны |
в паре | Стоя лицом друг к другу, поднять руки вверх, соединив их с партнером кончиками пальцев |
в кругу | Стоя лицом в круг, соединить руки с рядом стоящими детьми. |
Окно, дверь, ворота | Руки перед лицом, ладонями к себе. Развести их в том же положении в стороны |
Замок | Пальцы рук сцеплены |
Банка, чашка | Ладони сложены в пригоршню |
Мяч | Отрывистые движения рукой на уровне пояса, ладонью вниз |
Мост | Пальцы рук сцеплены, ладони раскрыты вниз, локти на одном уровне или одна рука согнута перед грудью |
Апельсин | Ладонь вверх, пальцы чуть согнуты и растопырены округло |
Кожура апельсина | Рука повисла ладонью вниз, пальцы слабые |
Зеркало | Ладонь одной руки перед собой, |
в парах | Стоя лицом друг к другу, синхронные движения |
Песок, мука, пшеница, зерно | Руки щепоткой |
Чулан, | Закрыть глаза руками |
в парах | Закрыть глаза партнеру |
Телефон | Приложить кулачок к уху |
Гриб | Подставить одну ладонь пальцами вверх под чуть согнутую другую |
Сучок | Резкими движениями кулачков «ломать» ветки |
Мох | Прижимать согнутые ладони друг к другу как «приветствие» |
Книга | Раскрывать и закрывать сложенные ладони |
Часы | Покачивания головы или туловища |
Деревья, лес | Руки вверху, покачивания |
Дуб | Руки согнуты в локтях, разведены в стороны, пальцы растопырены |
Сосна | Руки вверху, чуть в стороны, пальцы растопырены |
Береза | Руки без напряжения, покачивания чуть выше головы |
Осина | Вибрация пальцами, руки чуть выше головы |
Ива плакучая | Покачивания руками внизу, небольшой наклон туловища |
Елочка | Руки чуть расставлены в стороны, небольшие поворотики туловища |
Мохнатые ели | Поглаживания мягкими пальцами по коленям |
Листья прилипли | Прижимать ладони друг к другу с поворотом рук, пальцы касаются ладоней |
опадают | Плавные движения рук сверху вниз |
кружатся | Повороты ладоней |
шуршат | Потереть ладони возле уха или скользящие движения ногой |
уносит ветер | Вибрирующие движения руками внизу |
Цветок бутон | Ладони соединены у основания и пальцами, середина свободна |
Цветок расцвел | Ладони соединены у основания, пальцы раскрыты |
Цветок завял, поник | Ладони так же, пальцы слабые, согнуты внутрь |
Колокольчик | Пальцы «щепоткой», движения кистью из стороны в сторону |
Хвост | Повертеть бедрами или одной рукой помахать за спиной. |
Корригирующие игры с пением и музыкальным сопровождением.
Башмачок
Ритмич. задачи: Ритмичное выполнение движений, четкая, правильная пластика, сохранение темпа, развитие памяти.
Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.
Как-то плясала малютка Джой | Мягкие «пружинки» |
И башмачок потеряла свой | Правый носок в сторону, вперед, в сторону, назад |
Нет возле дома, | Переступая полуповорот вправо, руки в стороны |
В зеленом саду, | То же влево |
Нет и у рыбок в прозрачном пруду, | Мягкое кружение |
Был бы хоть след, | Движение в круг или вперед |
Но какая беда | Ладони к щекам, покачать головой |
Канул, исчез | Вернуться на место |
Башмачок без следа | Покружиться |
Джой обежала тысячу стран, | Бег по кругу или врассыпную |
Переплыла, не боясь, океан. | Руками плыть |
К небу взбиралась, | Руки вверх, шаги вкруг |
Спускалась на дно, | Из круга с наклоном |
Но башмачок не нашла все равно. | Палец к губам, поклон |
Дом, который построил Джек
Ритмич. задачи: Смена динамики и ритма движений по тексту, синхронное выполнение по одному, в парах, в кругу. Активизация детей.
Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.
Вот дом, | Руками «крыша» |
Который построил Джек, | Горизонтальные хлопки, в парах по плечам друг друга |
А это пшеница, | «Посыпать» пальцами на другую ладонь |
Которая в темном чулане хранится, | Закрыть ладоням глаза себе, друг другу |
В доме, который построил Джек | Движения 1 – 2 |
А это веселая птица – синица, | «Клювики» или махи руками |
Которая часто ворует пшеницу, | «Склевывать» с ладони |
Которая … | Движения 1 – 2 – 3 |
Вот кот, | Поза и когти кота |
Который пугает и ловит синицу… | В парах поменяться местами |
Вот пес без хвоста, | Помахать рукой за собой |
Который за шиворот треплет кота… | Потрепать себя или друг друга |
А это корова безрогая, | Кулачки к голове |
Лягнувшая старого пса без хвоста… | Дрыгнуть ногой, с 1 по … |
А это молочница строгая, | Руки на груди, ногу выставить |
Которая доит корову безрогую… | «Сдоить» с пальцев |
А это ленивый и толстый пастух, | Выпятить живот, руки в стороны |
Который бранится с молочницей строгою | Притопы ногой, грозить пальцем |
Осень
Ритмич. задачи: Смена динамики и ритма движений по тексту. Активизация детей. Развитие мелкой моторики. Развитие памяти.
Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.
Осень, осень к нам пришла, | Поют | |
Дождь и слякоть принесла. | ||
Кап-кап-кап. Кап-кап-кап! | Пальцами «дождик» | |
Дождь и слякоть принесла. | ||
Пожелтел осенний сад, | Руки качаются вверху | |
Листья падают, шуршат. | Руки плавно опускать вниз. | |
Шур-шур-шур. Шур-шур-шур. | Потереть ладони возле уха | |
Листья падают, шуршат. | Руки плавно опускать вниз. | |
Птичьи песни не слышны. | Поют | |
Подождем их до весны. | ||
Чик-чирик, Чик-чирик! | «клювики» | |
Подождем их до весны. | ||
Дождик | ||
Дождик, дождик, | Пальцами «дождик» | |
Кап, да кап! | ||
Ты не капай долго так. | «погрозить» | |
Хочется идти гулять, | «поворотики» | |
Бегать прыгать и скакать. | По тексту | |
Дождик капал на траву, | «погладить» траву | |
На деревья, на листву. | Руки вверху | |
А ребят он не догнал, | «Поворотики» | |
Рассердился, перестал. | «погрозить» |
Дождик
Ритмич. задачи: Смена динамики и ритма движений по тексту. Активизация детей. Развитие мелкой моторики. Развитие памяти.
Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.
Дождик песенку поет, | Пальцами по коленям |
Не пойму, не я, не ты. | «Удивления» |
Но зато поймут цветы, | Руками «цветок» |
И зеленая трава, | Погладить траву |
И весенняя листва. | Руки вверху «листья» |
Лучше всех поймет зерно, | Пальцами «посыпать» |
Прорастать начнет оно. | Пальцами пошевелить вверх |
Паучина
Ритмич. задачи: Развитие мелких мышц рук, ритмичное исполнение движений, развитие эмоций, памяти по символам - жестам.
Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений.
Паук – паучина паутину свил. | Указательный палец одной руки с большим – другой, перебирать |
Вдруг закапал дождик, | Постучать пальцами или пальцем одной руки по ладони другой |
Паутину смыл. | Быстро скользнуть ладонями |
Вот и солнце вышло, | Руки ладонями вверх |
Стало подсыхать. | Помахать ладошками |
Паук – паучина трудится опять | Движения пальцами, как 1-е |
Трик – трак
Ритмич. задачи: Пластичное исполнение движений, соответствие образам, активность, уверенность, развитие памяти.
Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.
Трик – трак, трик – трак! | Перекаты сцепленных кистей рук |
Под мостом жил старый рак. | Пошевелить пальцами одной руки под ладонью другой |
Рыжий кот пришел на мост. | Пробежать пальцами по другой руке |
Рак схватил кота за хвост. | Зажать мизинец в кулак |
Мяу – мяу, помогите! | Мизинец зажат, остальные пальцы сжать – разжать |
С хвоста рака отцепите! | Выдернуть мизинец |
Все бегут, и ты беги! | Потопать ногами |
Коту Ваське по-мо-ги! | Хлопки, последний слог по коленям шлепок |
Мышки
Ритмич. задачи: Развитие памяти, четкое выполнение и своевременная смена движений.
Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений.
Мышки под полом сидят, | Сидя на корточках |
За котом они следят. | Смотреть поочередно из-под руки |
Кот здесь близко, не беда | Грозят пальцем |
Не боимся мы кота. | Машут руками |
Выйдем, мышки, поиграть | Ходьба врассыпную |
И себя всем показать | «поворотики» |
Мы станцуем «мышь-балет». | Поочередно ногу на носок |
Да, пока кота здесь нет, | Шаг вправо, шаг влево |
Мы станцуем «мышь-балет». | Повертеть «хвостом» |
На окончание музыки выбегает кот, ловит мышей.
Сороконожка
Песня – игра
Ритмич. задачи: Согласованность движений друг с другом, ритмичное их выполнение, активность, сохранение единого темпа движений.
Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.
Дети стоят в колонну, взявшись за локти.
Мчится утром по дорожке | Идут «паровозиком» |
Быстрая сороконожка. | |
Громко ножками стучит, | Топающий шаг |
По делам она спешит. | |
Зацепилась за пенек, | Остановка |
И задрала сорок ног | Одновременно поднять правые ноги, затем левые |
Хи – хи – хи, | Три хлопка справа |
Да ха – ха – ха! | Три хлопка слева |
Вот какая чепуха | Четыре раза дрыгнуть правой ногой |
Хи – хи – хи, | Три хлопка справа |
Да ха – ха – ха! | Три хлопка слева |
Вот какая чепуха | Четыре раза дрыгнуть левой ногой |
Вот какая чепуха! | Легкий бег «паровозиком» |
Можно проводить игру несколькими колоннами. Чья колона быстрее построится и выполнит все движения слаженно, не разорвав «цепочку».
Апельсин
Ритмич. задачи: Смена динамики и ритма движений по тексту. Активизация детей. Развитие мелкой моторики. Развитие памяти.
Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.
Мы делили апельсин, | В руке воображаемый шар |
Много нас, | Руки в стороны |
А он один. | По тексту |
Эта долька для ежа, | Одной рукой трогать мизинец другой руки |
Эта долька для чижа, | Безымянный палец |
Эта долька для утят, | Средний палец |
Эта долька для котят, | Указательный палец |
Эта долька для бобра, | Большой палец |
А для волка | Показать руками «зубы» |
Кожура. | Опустить кисть пальцами вниз |
Волк сердит на нас, | «зубы» |
Беда! | Двумя руками обхватить щеки |
Разбежались кто куда! | Пальцами «убежать» |
Мышки
Ритмич. задачи: Различать динамические оттенки в музыке и соответственно им выполнять движения. Осторожность движений, маленькие шажки, испуг, легкий бег, затаиться.
Логопед. задачи: Работать над группой свистящих и шипящих звуков С, З, Ш, их дифференциация.
Вышли мышки как-то раз, | Ходьба врассыпную |
Посмотреть который час. | Смотреть поочередно из-под руки |
Раз, два, три, четыре, | Движение рук сверху – вниз |
Мышки дернули за гири, | |
Вдруг раздался страшный звон, | Присев, закрыть лицо руками |
Убежали мышки вон. | Разбегаются врассыпную |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные ориентиры деятельности воспитателей по использованию сюжетно-ролевой игры в системе воспитания детей
Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/22/picture-61127-1366652303.jpg)
Методика и перспективное планирование по ознакомлению с системой символов неговорящих детей с нарушенным интеллектом
В материале представлено перспективное планирование по ознакомлению с ситемой символов детей с множественными нарушениями развития, а также, объяснение основных символов (пиктограмм), варианты их соче...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/06/picture-630876-1430945781.jpg)
Система работы над проектом с использованием здоровьесберегающих технологий
В современном обществе существует тенденция - стремиться малышей отдавать в детский сад как можно раньше.Поэтому основной трудностью для детей раннего возраста ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/19/picture-687150-1445246461.jpg)
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Использование оздоровительной, корригирующей гимнастики в режиме двигательной активности детей в дошкольном учреждении». на 2015-2020 год.
Цель:Улучшение контроля за физическим развитием каждого ребёнка с учётом возрастных и физических особенностей, связанных с нарушением осанки и заболеванием опорно-двигательного аппарата. Укрепление зд...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/13/picture-1149188-1560451757.jpg)
Формирование глагольного словаря с помощью системы символов у детей с общим недоразвитием речи.
В презентации представлены : задачи занятия, игры с символами для развития, закрепления и повторения глагольного словаря....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/14/picture-1149362-1560516991.jpg)
Система символов в формировании звукового анализа и синтеза у детей 4-6 лет с диагнозом ОНР.
Посмотрите! Это интересно и взрослым и детям! Описание работы с "фото"- символами звуков, "построение" слов из них....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/24/picture-1120925-1551015501.jpg)
«Использование системы символов PECS в работе учителя-логопеда с детьми с РАС»
Представлены этапы работы учиетля-логопеда в работе в системой карточек PECS...