Конспект «Промыслы Южного Урала. Каслинское литье»
план-конспект занятия (старшая группа)

Данилова Инна Николаевна

Создание благоприятных условий для организации совместной творческой деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kaslinskoe_lite_-_kopiya.docx592.68 КБ
PDF icon kl.pdf1.6 МБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\1611849927_2-p-foni-s-ramkami-po-krayam-dlya-prezentatsii-2.jpg

План-конспект

совместной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

«Промыслы Южного Урала.

Каслинское литье»

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»

Автор: Данилова Инна Николаевна,

воспитатель Структурного подразделения № 2

 Детского сада № 152 ОАО «РЖД»

Челябинск, 2022

Вид: Интегрированная деятельность.

Тема: «Промыслы Южного Урала. Каслинское литье»

Цель: Создание благоприятных условий для организации совместной творческой деятельности детей.

Задачи:

- помочь детям освоить понятие «культурное наследие»;

- обобщить представления детей промыслах Южного Урала;

- развивать познавательный интерес у детей;

- развивать у детей наглядно-схематическое мышление, учить ориентироваться по схеме по предметным ориентирам;

- совершенствовать навыки самостоятельности у детей, умение организовывать рабочее место для продуктивной деятельности;

- развивать умение планировать свои действия для достижения поставленной цели;

- помочь детям, используя технику ажурной аппликации, создать образ декоративно-прикладного предмета из каслинского литья;

- развивать умение участвовать в диалоге;

- воспитывать у детей культуру совместной коммуникативной и продуктивной деятельности;

- воспитывать бережное отношение к культурному наследию.

Обогащение словаря: культурное наследие, промысел,  роспись, гравюра, камнерезное искусство, литье, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, архитектурные изделия, ажурное вырезывание.

Индивидуальная работа: оказание помощи детям, испытывающим затруднения  в процессе продуктивной деятельности.

Предварительная работа: знакомство детей с народными художественными промыслами Южного Урала: златоустовским литьем, камнерезным искусством, урало-сибирской росписью, каслинским литьем; организация мини-музея «Художественные промыслы Урала»  в группе.

Оборудование: мультимедийное оборудование, 3 детских стола со стульями, карта-схема группы, точки поиска, презентация «Каслинское литье», мини-выставки народных промыслов («Златоустовская гравюра», «Камнерезное искусство», «Урало-сибирская роспись", "Каслинское литье"), бумажные тарелки белого цвета, цветная бумага черного цвета, трафареты для ажурного вырезывания, круги из бумаги d 20 см., материалы для аппликации (клеенки, салфетки, клей, кисти), надпись «АРТЕЛЬ».

Ход совместной деятельности

Этапы совместной деятельности

Деятельность

ИКТ

Организационный момент

Ребята, вы знаете о том, что в нашей стране вот уже 8 лет  существует традиция тематических годов в России?

Указом президента Российской Федерации каждый год посвящается какой-либо теме для привлечения к ней особого внимания.

2015 – год литературы в России

2016 – год российского кино

2017 – год экологии в России

2018 – год добровольца

2019 – год театра в России

2020 – год памяти и славы

2021 – год науки и технологий

На экране вы видите официальные логотипы данных годов.

2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России.

Слайд 1

Логотипы тематических годов

Слайд 2

Логотип Года культурного наследия

Ход образовательной деятельности

Как вы понимаете, что означает понятие «культурное наследие народов»?

Педагог обобщает высказывания детей.

Культурное наследие – это нормы, ценности, правила и традиции. Можно сказать, что это создано людьми много лет назад и  сохраняется, ценится в наше время.

Как вы считаете, культурное наследие народов нужно ценить и сохранять?

Почему вы так считаете?

Педагог предлагает детям высказаться и обобщает.

Традиции и культура – это наша история и мы должны ей гордиться, должны ее любить и сохранять.

В каждом крае, регионе есть свое культурное наследие.

Мы с вами живем на Южном Урале.

Когда  говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки, сосны босые

Сбегают со снеженных скал.

В лугах на ковровых просторах

Среди плодоносных полей

Лежат голубые озера

Осколками древних морей.

Южный Урал входит в Уральский федеральный округ. У народов, которые здесь проживают, также есть свои традиции и культура, свое культурное наследие.

Компонентом культурного наследия можно назвать и народные промыслы. Предлагаю вам экскурсию по выставке народных промыслов Урала.

Поможет нам карта-схема группы и «точки поиска», которые помогут вам сориентироваться.

В группе размещены 4 мини-выставки, на которые указывают 4 «точкам поиска». «Златоустовская гравюра», «Урало-сибирская роспись», «Камнерезное искусство», «Каслинское литье». Педагог последовательно размещает на карте-схеме «точки поиска», и предлагает детям рассказать, что им известно о нем

На какое место в группе указывает точка поиска? Вы нашли это место? Как называется данный промысел? Что вы можете рассказать о нем?

Педагог обобщает ответы детей и предлагает обратить внимание на то место в группе, куда указывает следующая «точка поиска».

Последней предлагается выставка каслинского литья. 

А вот это мой любимый промысел. Ребята, вы его узнали? Как он называется?

Обратите внимание на экран.

Скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, изделия  для архитектуры изготавливают из чугуна на каслинском заводе архитектурно-художественного литья.

Завод находится в городе Касли Челябинской области и ему почти 300 лет! Если сказать точнее, то 280.

Поначалу на заводе в больших количествах отливались казаны, котлы, рукомойники, лотки, утюги и разных видов чаши.

Затем началось освоение художественного литья. Отливались первые подсвечники и ажурные тарелочки.

Производство расширялось стали отливать скульптуры малой формы и монументальные скульптуры, архитектурные изделия для парков, общественных зданий, набережных, интерьерная художественная пластика.

Почти трёхвековая история завода, талант художников, мастеров-формовщиков, чеканщиков, мастеров по окраске изделий сделали каслинское чугунное литьё уникальным явлением в художественной промышленности России.

Оно потрясает своей красотой, ажурностью и, вместе с тем, ощущением долголетия, прочности, если не сказать вечности. Несмотря на всю хрупкость и ажурность некоторых отливок.

Художественные изделия из чугуна до сих пор пользуются большой популярностью не только в России, но и в других странах.

Мы с вами также можем на некоторое время стать мастерами и изготовить предмет декоративно-прикладного искусства – имитацию каслинского литья -  используя технику ажурного вырезывания. У каждого из вас получится индивидуальная творческая  работа.

Вначале мы с вами  подготовим рабочее место, изобразительный материал.

Затем проговорим  алгоритм нашей деятельности.

Дети берут необходимые материалы, готовят рабочее место.

Педагог вместе с детьми обсуждают алгоритм создания творческой работы.

Во время продуктивной деятельности педагог оказывает необходимую помощь. Одновременно активизирует речевую активность детей, вызывает их на непринужденную беседу о каслинском литье, о процессе аппликации, о том, кого можно порадовать своим творчеством.

Слайд 3

Уральский федеральный округ

Заключительная часть

Вам нравиться результат нашей совместной деятельности?

Удалось ли нам передать красоту каслинского литья в наших аппликациях?

Вам интересно было работать с шаблонами?

Можно предложить детям оценить работы других участников. Расспросить о том, где их можно разместить. Предложить взять шаблоны домой и научить членов семьи технике ажурного вырезывания.

После совместной деятельности дети оформляют выставку своих работ.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Украшаем тюбетейку» (аппликация) (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Подготовительная группа Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!"

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш...

Мнемотаблицы для темы "Народные промыслы Южного Урала" для старших дошкольников

Мнемотаблицы помогают ребенку составить рассказ по выбранной теме...

Конспект занятия по знакомству с Каслинским литьем "Мастерство бессмертно"

В конспекте представлена беседа по скульптуре Каслинского литья "Мастерство бессмертно"...

Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие. Лепка.Тема: «Животные из коллекции музея Каслинского литья»

Лепка способствует развитию художественно – творческих способностей детей; закрепляет знания, полученные при проведении экскурсии....