Конспект «Промыслы Южного Урала. Каслинское литье»
план-конспект занятия (старшая группа)
Создание благоприятных условий для организации совместной творческой деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kaslinskoe_lite_-_kopiya.docx | 592.68 КБ |
kl.pdf | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
совместной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
«Промыслы Южного Урала.
Каслинское литье»
Интеграция образовательных областей
«Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»
Автор: Данилова Инна Николаевна,
воспитатель Структурного подразделения № 2
Детского сада № 152 ОАО «РЖД»
Челябинск, 2022
Вид: Интегрированная деятельность.
Тема: «Промыслы Южного Урала. Каслинское литье»
Цель: Создание благоприятных условий для организации совместной творческой деятельности детей.
Задачи:
- помочь детям освоить понятие «культурное наследие»;
- обобщить представления детей промыслах Южного Урала;
- развивать познавательный интерес у детей;
- развивать у детей наглядно-схематическое мышление, учить ориентироваться по схеме по предметным ориентирам;
- совершенствовать навыки самостоятельности у детей, умение организовывать рабочее место для продуктивной деятельности;
- развивать умение планировать свои действия для достижения поставленной цели;
- помочь детям, используя технику ажурной аппликации, создать образ декоративно-прикладного предмета из каслинского литья;
- развивать умение участвовать в диалоге;
- воспитывать у детей культуру совместной коммуникативной и продуктивной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к культурному наследию.
Обогащение словаря: культурное наследие, промысел, роспись, гравюра, камнерезное искусство, литье, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, архитектурные изделия, ажурное вырезывание.
Индивидуальная работа: оказание помощи детям, испытывающим затруднения в процессе продуктивной деятельности.
Предварительная работа: знакомство детей с народными художественными промыслами Южного Урала: златоустовским литьем, камнерезным искусством, урало-сибирской росписью, каслинским литьем; организация мини-музея «Художественные промыслы Урала» в группе.
Оборудование: мультимедийное оборудование, 3 детских стола со стульями, карта-схема группы, точки поиска, презентация «Каслинское литье», мини-выставки народных промыслов («Златоустовская гравюра», «Камнерезное искусство», «Урало-сибирская роспись", "Каслинское литье"), бумажные тарелки белого цвета, цветная бумага черного цвета, трафареты для ажурного вырезывания, круги из бумаги d 20 см., материалы для аппликации (клеенки, салфетки, клей, кисти), надпись «АРТЕЛЬ».
Ход совместной деятельности
Этапы совместной деятельности | Деятельность | ИКТ |
Организационный момент | Ребята, вы знаете о том, что в нашей стране вот уже 8 лет существует традиция тематических годов в России? Указом президента Российской Федерации каждый год посвящается какой-либо теме для привлечения к ней особого внимания. 2015 – год литературы в России 2016 – год российского кино 2017 – год экологии в России 2018 – год добровольца 2019 – год театра в России 2020 – год памяти и славы 2021 – год науки и технологий На экране вы видите официальные логотипы данных годов. 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. | Слайд 1 Логотипы тематических годов Слайд 2 Логотип Года культурного наследия |
Ход образовательной деятельности | Как вы понимаете, что означает понятие «культурное наследие народов»? Педагог обобщает высказывания детей. Культурное наследие – это нормы, ценности, правила и традиции. Можно сказать, что это создано людьми много лет назад и сохраняется, ценится в наше время. Как вы считаете, культурное наследие народов нужно ценить и сохранять? Почему вы так считаете? Педагог предлагает детям высказаться и обобщает. Традиции и культура – это наша история и мы должны ей гордиться, должны ее любить и сохранять. В каждом крае, регионе есть свое культурное наследие. Мы с вами живем на Южном Урале. Когда говорят о России, Я вижу свой синий Урал. Как девочки, сосны босые Сбегают со снеженных скал. В лугах на ковровых просторах Среди плодоносных полей Лежат голубые озера Осколками древних морей. Южный Урал входит в Уральский федеральный округ. У народов, которые здесь проживают, также есть свои традиции и культура, свое культурное наследие. Компонентом культурного наследия можно назвать и народные промыслы. Предлагаю вам экскурсию по выставке народных промыслов Урала. Поможет нам карта-схема группы и «точки поиска», которые помогут вам сориентироваться. В группе размещены 4 мини-выставки, на которые указывают 4 «точкам поиска». «Златоустовская гравюра», «Урало-сибирская роспись», «Камнерезное искусство», «Каслинское литье». Педагог последовательно размещает на карте-схеме «точки поиска», и предлагает детям рассказать, что им известно о нем На какое место в группе указывает точка поиска? Вы нашли это место? Как называется данный промысел? Что вы можете рассказать о нем? Педагог обобщает ответы детей и предлагает обратить внимание на то место в группе, куда указывает следующая «точка поиска». Последней предлагается выставка каслинского литья. А вот это мой любимый промысел. Ребята, вы его узнали? Как он называется? Обратите внимание на экран. Скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, изделия для архитектуры изготавливают из чугуна на каслинском заводе архитектурно-художественного литья. Завод находится в городе Касли Челябинской области и ему почти 300 лет! Если сказать точнее, то 280. Поначалу на заводе в больших количествах отливались казаны, котлы, рукомойники, лотки, утюги и разных видов чаши. Затем началось освоение художественного литья. Отливались первые подсвечники и ажурные тарелочки. Производство расширялось стали отливать скульптуры малой формы и монументальные скульптуры, архитектурные изделия для парков, общественных зданий, набережных, интерьерная художественная пластика. Почти трёхвековая история завода, талант художников, мастеров-формовщиков, чеканщиков, мастеров по окраске изделий сделали каслинское чугунное литьё уникальным явлением в художественной промышленности России. Оно потрясает своей красотой, ажурностью и, вместе с тем, ощущением долголетия, прочности, если не сказать вечности. Несмотря на всю хрупкость и ажурность некоторых отливок. Художественные изделия из чугуна до сих пор пользуются большой популярностью не только в России, но и в других странах. Мы с вами также можем на некоторое время стать мастерами и изготовить предмет декоративно-прикладного искусства – имитацию каслинского литья - используя технику ажурного вырезывания. У каждого из вас получится индивидуальная творческая работа. Вначале мы с вами подготовим рабочее место, изобразительный материал. Затем проговорим алгоритм нашей деятельности. Дети берут необходимые материалы, готовят рабочее место. Педагог вместе с детьми обсуждают алгоритм создания творческой работы. Во время продуктивной деятельности педагог оказывает необходимую помощь. Одновременно активизирует речевую активность детей, вызывает их на непринужденную беседу о каслинском литье, о процессе аппликации, о том, кого можно порадовать своим творчеством. | Слайд 3 Уральский федеральный округ |
Заключительная часть | Вам нравиться результат нашей совместной деятельности? Удалось ли нам передать красоту каслинского литья в наших аппликациях? Вам интересно было работать с шаблонами? Можно предложить детям оценить работы других участников. Расспросить о том, где их можно разместить. Предложить взять шаблоны домой и научить членов семьи технике ажурного вырезывания. После совместной деятельности дети оформляют выставку своих работ. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа
Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Украшаем тюбетейку» (аппликация) (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Подготовительная группа Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!"
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш...
Мнемотаблицы для темы "Народные промыслы Южного Урала" для старших дошкольников
Мнемотаблицы помогают ребенку составить рассказ по выбранной теме...
Конспект занятия по знакомству с Каслинским литьем "Мастерство бессмертно"
В конспекте представлена беседа по скульптуре Каслинского литья "Мастерство бессмертно"...
Культура и быт Южного Урала (Каслинское литье)
Каслинское литьё....
Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие. Лепка.Тема: «Животные из коллекции музея Каслинского литья»
Лепка способствует развитию художественно – творческих способностей детей; закрепляет знания, полученные при проведении экскурсии....