2 | Анализ выполнения образовательной программы за учебный год
| Работа в средней группе проводилась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы детского сада. В течение учебного года деятельность была направлена на обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребёнка. Организация воспитательно - образовательного процесса строилась на основе основной образовательной программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Перед воспитателями были поставлены следующие педагогические задачи: - Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
- Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
- Обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
- Способствование развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- Пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желание включаться в творческую деятельность
- Укрепление физического и психического здоровья, формирование основ двигательной и гигиенической культуры.
Поставленные задачи достигались в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно -исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной. При построении образовательной деятельности уделяю особое внимание индивидуальному развитию каждого ребенка, мною используются технологии личностно-ориентированного подхода, где воспитанник проявляет свою самобытность, уникальность и неповторимость Знания и навыки, полученные на занятиях систематически, закрепляли и продолжали применять в разных видах деятельности детей. С целью определения оценки уровня эффективности и дальнейшего планирования педагогических действий применяю «Диагностическую карту индивидуального развития воспитанника». Оценка результатов проводится 2 раза в год: на начало и конец учебного года по всем образовательным областям с применением ИКТ. Результаты диагностики использую для индивидуализации образования, выявления особенностей в развитии ребенка, оптимизации работы с группой детей. Полученная оценка результатов обеспечивает обратную связь, способствует достижению целевых ориентиров.[ К концу учебного года дети достигли следующих результатов. Физическое развитие: все дети знают о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня, соблюдают элементарные правила личной гигиены, опрятности. Умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, убирают одежду и обувь в шкафчик. Ловят мяч с расстояния. Метают мяч разными способами правой и левой руками, отбивают о пол. Строятся по заданию взрослого в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг. Познавательное развитие: дети знают и называют своё имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей. С большим удовольствием рассматривают иллюстрированные издания детских книг, проявляют интерес к ним. Знают о значении воздуха, солнца и воды для человека. Хорошо ориентируются в пространстве. Без труда называют диких и домашних животных, одежду, обувь, мебель, посуду, деревья. Сравнивают количество предметов в группах до 5 на основе счёта, приложением и наложением, отлично различают круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Также умеют группировать предметы по цвету, размеру, форме и назначению. Понимают смысл слов «Утро», «день» вечер» «ночь», определяют части суток, называет времена года, их признаки, последовательность. Речевое развитие: без труда рассказывают о содержании сюжетной картинки, в том числе по опорной схеме, могут повторить образцы описания игрушки. Проявляют эмоциональную заинтересованность в драматизации знакомых сказок. Могут пересказать сюжет литературного произведения, заучивать стихотворение наизусть. Быстро определяют первый звук в слове, умеют образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами. Всегда поддерживают беседу.. Понимают и употребляют слова-синонимы. Социально-коммуникативное развитие: соблюдают правила поведения в общественных местах, в общении со сверстниками, в природе. Понимают социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, эмоционально откликаются. Понимают значение слов, обозначающих эмоциональное состояние. Имеют представление о профессиях. Могут поддерживать ролевые диалоги. Готовят к занятиям своё рабочее место, убирают материалы по окончанию работы. Принимают роль в игре со сверстниками, проявляют инициативу в игре, могут объяснить сверстнику правило игры. Художественно-эстетическое развитие: Умеют выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Могут выполнять движения с предметами. Могут петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми – начинать и заканчивать пение. Узнают песни по мелодии. Изображают предметы путем отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, приклеивания, использования разных материалов. Объединяют предметы в сюжеты. Правильно держат ножницы и умеют резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. Способны преобразовывать постройки в соответствии с заданием взрослого, проявляют интерес к конструктивной деятельности, в том числе к поделкам из бумаги. В течении года проводилась работа по программе «Социокультурные истоки». Цель: заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Работая по Программе «Социокультурные истоки» дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, ребенок научается выбирать то, что является жизненно важным. Существенной особенностью программы «Истоки» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении. В течении года реализован общесадовый проект «Мы как дольки апельсина, все дружны и неделимы» по формированию толерантности. В ходе мероприятий дети узнали много нового и интересного. Итоги педагогического мониторинга уровня освоения ОП ДО
Средняя оценка в процентах | Интегрированные качества | Образовательные области |
| н | к | н | к | Высокий уровень
| 0 | 80 | 0 | 60 | Средний уровень | 100 | 20 | 100 | 40 | Низкий уровень | 0 | 0 | 0 | 0 |
|
|
3 | Анализ работы по проектной деятельности | Реализовали групповой познавательно – творческий проект «У природы - нет плохой погоды». Цель проекта: формирование у детей представлений о временах года, их отличительных особенностях через систему мероприятий. Процесс развития представлений о временах года способствует развитию у ребенка важнейших операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают их строение), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять объекты природы в группы на основе выделения существенных признаков). Актуальность проекта состоит в том, что он охватывает многие стороны образовательного процесса, разные виды детской деятельности, расширяет представления детей о живой и не живой природе и о ее изменениях в процессе смены времени года. К концу года у детей повысился уровень экологической культуры, познавательной активности, бережного отношения к природе, сформированы навыки исследовательской деятельности, умения обобщать и делать выводы. Из данной диагностики видно, что уровень освоения программного материала детьми средней группы значительно улучшился. Сократился процент детей с частично с несформированным уровнем и значительно вырос показатель сформированности. В 2022-2023год планирую работать над проектом по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты». Планирую повышать профессиональную компетентность в вопросах формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. |
|
6 | Работа по обновлению развивающей предметно-пространственной среды в группах. | Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе. Для развивающей предметно-пространственной среды в группе были созданы: Центр «Речевого развития»: Игры и пособия на развитие речевого дыхания: игры с вертушками, дуют на различные легкие предметы: перышки, ватные шарики, дуют в свистульки. « Дидактические игры: «Сдуй снежинку с варежки», «Сдуй листочки с тарелки», «Кто как разговаривает?», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа». Центр «Математического развития. Игра «Сосчитай, не ошибись», «Один-много», «Собери узор из геометрических фигур». «Центр сюжетно-ролевой игры»: Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Больница», «Водители», «почтальон». Все материалы находятся в поле зрения и доступны детям. «Центр театрализованных игр и музыкальной деятельности». Данный центр оснащен: разными видами театра (магнитный, би-ба-бо, пальчиковый, теневой и др.), маски персонажей. музыкальные инструменты, музыкальный микрофон, картотека музыкальных и театрализованных игр. «Центр книги» В центре книги имеются: энциклопедии, книги подобранные по возрасту и по текущей теме, книжки-игрушки, иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками, портреты писателей, композиторов, иллюстраторов. «Центр творчества». В центре активности размещены различные материалы с разнообразными средствами изображения, наборы цветных карандашей, гуашь, цветные восковые мелки, различные кисточки, предметы для рисования нетрадиционным способом, с целью формирования у детей представления об их выразительных возможностях. Кроме этого разместили материалы для лепки и аппликации, трафареты по темам, шаблоны, штампики. «Центр безопасности»: Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения. Набор дорожных знаков. Дидактические игры: «Уроки безопасности», «Правила дорожного движения». Атрибуты инспектора ДПС: жезл, картинки с сюжетами по теме "Пожар". Все пространство предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности: материалы и оборудование имеют соответствующие сертификаты; игровой материал чистый. | . |
7 | Работа по взаимодей-ствиюс родителями.
| Активное взаимодействие с родителями способствует формированию нравственной, социально значимой, способной к самосовершенствованию и самореализации, а значит счастливой личности. Плодотворной оказалась помощь родителями в создании предметно-развивающей среды группы: - укрепление мебели на начало учебного года;
- пополнение центра речевого развития дидактическими играми;
- изготовление атрибутов для сюж. ролевых игр, куклы; альбомов, папок;
Воспитанники и их родители приняли участие в следующих конкурсах ДОУ: - Выставка-конкурс «Готовность к новому учебному году»; -Выставка «Безопасность глазами ребенка»; конкурс «Безопасность глазами ребенка»; -Поздравления – рисунки жительницам города Пыть-Ях (к Международному дню 8 марта); -Размещение детских рисунков на улицах города и городском транспорте: -«Детям об огне и пожарной безопасности! -Выставка-конкурс «Зимняя сказка на окне»; -Выставка-конкурс «Зелёная планета глазами детей», «Космос»; -Экологический конкурс рисунков. -Участие в конкурсе «Экомода»; -Выставка конкурс «День победы!» В течение года в группе систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями. Составлены перспективный и календарный планы, в них указаны все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, наглядно-стендовая информация. Согласно плану работы с родителями в начале учебного года были проведены онлайн-родительские собрания - «Возрастные особенности детей 4 – 5 лет» -- «Итоги воспитательно - образовательной работы за учебный год» Так же систематически помещались консультации: -«О Рабочей Программе, по которой мы развиваем и воспитываем ваших детей» - «Что почитать ребёнку» - «Одежда детей в осенний период» - «Ребёнок и компьютер» - «Роль сюжетной игры в жизни детей дошкольного возраста» - «Закаливающие процедуры- как профилактика простудных заболеваний» - «Как организовать выходной день с ребёнком» - «Роль семьи в речевом развитии ребёнка» -«Безопасность ребёнка в вашем доме» -«Открытое окно –опасность для ребёнка» -«Правила перевозки детей в автомобиле» Для более доступного, рационального и удобного педагогического просвещения родителей была создана страничка в социальной сети образования «Детский сад - семья ,нас объединяют дети». Где ежемесячно размещаю консультации, мастер-классы и семинар-практикумы для родителей. |
|
9 | Общий вывод о проделанной работе.
| Учебный год прошел в плодотворной работе и с детьми, и с родителями, на что указывают результаты диагностики. С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году намечены следующие задачи: 1. Продолжать целенаправленную работу с детьми по всем образовательным областям. 2. Проводить углубленную работу с детьми по образовательной области «Речевое развитие». 3. Совершенствовать работу по взаимодействию с родителями по режимным моментам. 4. Продолжать совершенствование предметно-развивающей среды в группе и на игровом участке (на улице) в соответствии с ФГОС ДО. 6. Повышать уровень педагогического мастерства.
| Вывод должен быть кратким, без описания процессов, которые дублируются в анализе выше, опираться только на количественные показатели. Дать оценку качеству созданных условий в группе, организации образовательной деятельности, результатам реализации. |