«Все начинается с детства»
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Моисеева Елена Анатольевна

 

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, начинается обращения к духовной жизни с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_nachinaetsya_s_detstva.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                          «Все начинается с детства» 

В настоящее время мы проживаем сложный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. Этот период обусловлен сложными социально-политическими изменениями, которые имели как позитивный характер, так и негативный. Эти изменения оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку. В современном обществе у детей складывается искаженное представление о традиционных для нашей культуры «вечных ценностях», происходит подмена и искажение представлений о добре, милосердии, человечности, справедливости. Такие изменения неизбежно ведут к духовному разъединению общества, теряются жизненные ориентиры молодежи, происходит обесценивание роли старшего поколения.

Ключевой задачей современной политики нашего государства является обеспечение духовно-нравственной развития и воспитания личности гражданина России, что отражено в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, а также новом стандарте образования.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, начинается обращения к духовной жизни с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Важным шагом в духовно-нравственном воспитании в детском саду является объединение его с другими видами детской деятельности.

 Цель:

Формирование основ духовно-нравственной личности, социально-педагогическая поддержка становления и развития нравственного, ответственного, творческого, инициативного ребенка.

 

Задачи:

  1. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение таких понятий как добро и зло, любовь, совесть, милосердие, человечность, сострадание и т.д
  2. Развивать способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  3. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, терпимости.
  4. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
  5. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  6. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  7. Приобщать детей к традиционным духовно-нравственным ценностям, знакомить детей с культурой и историей своего народа, формировать чувства сопричастности к культурному наследию
  8.  Формировать основы гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу
  9. Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
  10. Вовлекать родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей

Задачи нравственного воспитания в нашем детском саду решаются через различные формы работы:

  1. чтение народных и авторских сказок, литературных произведений
  2. цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
  3. знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество, Святки, Масленица, Пасха,)
  4. тематические выставки детского творчества.
  5. знакомство детей с жизнью защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы отдельное занятие перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

Фольклор

Эффективным и доступным для детей дошкольного возраста средством воспитания духовно-нравственных качеств, на наш взгляд, является устное народное творчество. Трудно представить мир ребенка без сказок, потешек, считалок, загадок: детство и фольклор – понятия неразделимые. Праздники вносят в жизнь ребенка незабываемые эмоциональные переживания Этот вид музыкально-педагогической деятельности дает возможность сформировать основ музыкальной культуры, приобщить к истокам русского народного искусства, познакомить детей с историей России, народными обычаями и традициями, народными инструментами.

Осенью мы проводим «Осеннюю ярмарку», в которой активное участие принимают родители. В соответствии с тематикой праздника дети исполняют народные песни, играют в народные игры. При проведении фольклорных праздников используются устные формы фольклора: пословицы, поговорки, приговорки, загадки, элементы традиционного костюма, народные шумовые инструменты.

Зимой, проводятся «Святки-колядки». Дети старшего дошкольного возраста заранее вместе с родителями готовятся к празднику - разучивают колядки, мастерят костюмы, атрибуты. В конце зимы традиционно проводится «Масленица» прощаемся с зимой, кликаем весну. Как правило, праздник проходит на улице, площадка украшается шарами , лентами. Традиционно на уличный праздник детей скликает – собирает скоморох Петрушка. Петрушка проводит народные игры, организуют игры-аттракционы: «Перетяни канат», «Самый меткий!», «Ручеек» и т.д. В конце праздника помощник Петрушки приносит на подносе, украшенном рушником, угощенье.

Весной, в начале апреля, отмечаем «День птиц». Ждем и кликаем перелетных птиц. Распеваем весенние песенки, играем в игры. Даже праздничное угощение соблюдаем в народных традициях. Обычные сдобные булочки в этот деть превращаются в глазастых жаворонков.

Мини-музей «Русская изба»

В нашем детском саду создан мини-музей «Русской избы», где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины, приобщаются к культурному наследию. На экскурсию в избу нашего детского сада можно приходить всегда. Детям любопытно приподнять старый утюг, заглянуть в чугунок, рассмотреть вышивку на полотенце, попробовать растолочь в ступке пшеничные зёрна пестом, сравнить прялку с веретеном в действии. После посещения музея дети в самостоятельной творческой деятельности изготавливают понравившиеся предметы из бумаги, пластилина, приобретая навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Большое значение имеют дидактические игры в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”

Таким образом, совместными усилиями коллектива детского сада и родителей осуществляется приобщение детей к народной праздничной культуре, национальным традициям, утверждаются в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности.

Патриотическое воспитание

Формирование патриотических чувств невозможно без знакомства с государственной символикой страны. Знакомство с значением цветов флага и герба, с музыкой и словами гимна формирует начальные чувства сопричастности к большой стране, рождает первичный интерес к истории своей Родины. Знания, полученные на занятиях-беседах, дети потом реализуют в продуктивной деятельности.

Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.

При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

К празднованию Дня Победы в нашем детском саду проводится акцию «Голубь мира», мы изготавливаем вместе с детьми белых бумажных голубей как символов мирной жизни, разучиваем стихотворения, песни соответствующей тематики. Организовываем встречи с ветеранами или детьми войны

Немаловажное значение в формировании нравственных качеств личности детей играет знакомство с историей города. 

В нашем детском саду постоянно работают мобильные, сменяемые выставки, собран большой справочный, иллюстративный, демонстрационный материал о городе, подобран видео и музыкальный материал. Но наиболее яркие впечатления дети получают на экскурсиях. Маршрутный экскурсионный лист наших детей достаточно обширен. Работа по ознакомлению детей с историей города проходит в тесном сотрудничестве с семьями наших воспитанников.

Труд и природа

Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность. Успешному овладению необходимыми трудовыми умениями способствует совместная деятельность детей и их общение друг с другом. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека духовно богатым. Виды труда: самообслуживание, труд детей в природе, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд.

Природа:

Для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия, необходимо воспитывать у детей любовь к природе, которая подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидание (выращивать, защищать, охранять).

В нашем саду ведется целенаправленная систематическая работа, перекликающаяся со всеми видами деятельности, а не только по разделу ознакомление с природой. Маленькие дети любят действовать. Наблюдения сочетаются с практической деятельностью. Это не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты.

В группах выращивают зеленый лук, наблюдают за его ростом. На участках организуются мини-грядки, где высаживается морковь, зелень, картофель и др. овощи. На клумбах, сделанных совместно с родителями, высаживаются цветы. Труд в природе позволяет детям увидеть результат своего труда, результат своей помощи живому, почувствовать радость контактов с миром природы.

Сказки, рассказы, легенды, загадки, пословицы и поговорки помогают доходчиво донести изучаемый материал. На помощь приходят дидактические, настольные, подвижные игры. Совместно с родителями проводятся конкурсы, выставки плакатов, фотовыставки («Береги природу!», «Мое любимое время года», «Посадили огород, посмотрите, что растет!» и др.). Зимой проводится конкурс на самую красивую кормушку.

Семья. Сотрудничество с семьями воспитанников.

Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Поэтому работа в укреплении семейных ценностей, проводимая в детском саду, без сотрудничества родителей воспитанников была бы неэффективной. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. В современном обществе теряется связь поколений, одной из тенденции становиться острое отрицание заслуг предшествующих поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, их ценности современным детям становятся чуждыми и непонятными.  

Одним из действенных направлений на пути преодоления этой тенденции считаем изучение своего генеалогического древа. Изучение своей родословной помогло детям начать осмысление того, что семья - хранительница родовых корней и корни каждого - в истории и традициях семьи.

В работу по изучению своего генеалогического древа включились многие семьи Родители вместе с детьми выясняли своё происхождение, слушали воспоминания бабушек, дедушек и с удовольствием рассказывали их в группе. Совместными усилиями детей и родителей были изготовлены семейные альбомы, плакаты, из которых была оформлена выставка

Совместно с родителями мы проводим фольклорные праздники, которые сопровождаются выставками детского и взрослого творчества.

В течение года организуем и проводим акцию с непосредственным участием родителей «Покормите птиц зимой»

Организуем выставки совместного творчества детей и родителей: «Осенние фантазии», «Пасхальное яйцо», «Елочная игрушка», «Мой папа (дедушка) самый лучший», «Самая лучшая шляпка», проводим краткосрочные детско-родительские проекты и др.

Развивающая предметно-пространственная среда

Администрация детского сада много внимания уделяет эстетическому оформлению помещений (групповых комнат, холлов, лестничных площадок), которые оформлены и оформляются педагогом по изо-деятельности Ширай Т.Д в едином стиле в соответствии с возрастными особенностями детей. Все педагоги детского сада убеждены, что окружающая детей с ранних лет красота, способствует воспитанию положительных черт личности ребенка, приобщению к истокам русской народной культуры.

Так, групповые комнаты для детей младшего и среднего возраста и прилегающие к ним лестничные площадки, а также холл перед музеем «Русская изба» оформлены по темам русских народных сказок. Еще один холл оформлен на тему «Наш Петербург», здесь же размещена выставка детских работ, посвященная Санкт-Петербургу, в этом же стиле оформлена и раздевалка прилегающей к нему группе, что способствует воспитанию у детей чувства патриотизма, любви к Родине. Дизайн и красоту помещений отмечает большинство родителей, и они активно участвуют в их оформлении.

Наши воспитатели с помощью родителей оформляют групповые комнаты предметами народного быта. Посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, придают интерьеру групп теплоту и уют.  Неотъемлемым атрибутом игровых уголков в группах являются настольно-дидактические игры такие как «Угадай вид росписи», «Сложи узор», др.

Уголки музыкально-театрализованной деятельности постоянно пополняются музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами.

В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стенды, папки-передвижки, выпуск газеты. Планируется также внедрить новые формы работы с родителями, предполагающие деятельное участие в них самих родителей. Проведение совместных мероприятий (родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО, вечера вопросов и ответов, проведение мастер-классов)

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Все начинается с детства

Воспитание патриотических чувств у дошкольников...

Общение с природой начинается с детства

В дошкольном возрасте экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний  о природе, о существующих в ней свя­зях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека...

Безопасный пешеход начинается с детства

Рекомендации родителям по воспитанию безопасного поведения на дороге детей....

«Забота о здоровье начинается с детства»

Методическая разработка по созданию условий физического развития ребёнка в окружающем пространстве ДОУ....

ПРОЕКТ "Безопасный пешеход начинается с детства"

Вид проекта: практико-ориентировочный, краткосрочный, коллективный, с участием родителей, инспектора ГИБДД. Цель проекта: создание необходимых условий в ДОУ для предупреждения дет...

"Безопасный пешеход начинается с детства"

Материал содержит практические советы для родителей дошкольников по безопасному поведению на дороге....