Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации
методическая разработка (старшая группа)

Данилова Инна Николаевна

     Цель проектной деятельности – развитие свободной творческой личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_dou.docx31.89 КБ
Файл proektnaya_deyatelnost_shemy.pptx144.7 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

в дошкольной образовательной организации

Автор Данилова И.Н.,

воспитатель ЧДОУ ДС № 152 ОАО «РЖД»

Детство само по себе является полноценным периодом человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Усилия педагога должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектной деятельности. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это  оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занял  свое достойное место в системе дошкольного образования.

 Что же это такое проект? 

Проект в переводе с греческого – это путь исследования, т.е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Проектная деятельность позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разными способами  находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Организация проектов делает образовательную систему открытой для активного участия семей воспитанников в совместной исследовательской деятельности.

В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.        

     Цель проектной деятельности – развитие свободной творческой личности ребенка.

Что же такое проект для самого ребенка?

  • Раскрытие творческого потенциала.
  • Умение  работать в группе.
  • Умение направлять деятельность на решение  интересной проблемы, сформулированной самими детьми.
  • Умение презентовать свою работу.

Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная  от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

В практике современных дошкольных учреждений существует следующая классификация проектов.

По составу участников

Индивидуальный

Подгрупповой

Семейный

Парный

Групповой

По содержанию

Монопроекты (одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

По продолжительности

Краткосрочные (1-4 недели)

Среднесрочные (до 1 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности

Информационные

Исследовательские

Творческие

Проектно-ориентированные

    При организации проекта важно учитывать доминирующий вид деятельности детей, так как  и они нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но  при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы.

Педагогами организуются следующие типы проектов (по Л.В.Киселёвой).

Исследовательско-творческий

Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна. Данный тип проектов организуется в работе с детьми старших групп

Ролево-игровой        

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Можно организовывать с младшей группы

Информационно-практико-ориентированный

Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы(оформление и дизайн группы, витражи и др.) Внедряется со средней группы

Творческий

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей, начиная с младшей группы

В образовательной деятельности ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха.

По ходу реализации проекта компетентный взрослый помогает найти детям необходимые для этого средства и способы, знакомит с новой информацией. Опираясь на помощь взрослых, дети приобретают необходимые познания  через вопросы к взрослым, чтение познавательной и художественной детской литературы, наблюдение, исследовательскую деятельность и др.

1 этап проектной деятельности  включает выбор темы проекта. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей. Инициатором деятельности, как правило становится педагог. Деятельность детей  на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.

2 этап - планирование. Педагог оказывает помощь детям в решении задачи, используя различные методы.

  • «Модель трёх вопросов». Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?
  • Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).
  • Планирование проектов (конечный продукт)

На данном этапе дети объединяются в рабочие группы, происходит распределение деятельности.

3 этап – реализация проекта. Педагог организует деятельность детей в центрах детской активности, обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.

4 этап –  завершение проекта. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление проекта. Дети представляют (зрителям  или экспертам) продукт деятельности.

Проект можно представить как "Шесть П" .

  • Проблема
  • Проектирование проекта
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация
  • Портфолио проекта.

Рассмотрим способы разработки проектов.

«Модель трёх вопросов». Педагог прислушивается к детям, накапливает достаточно много информации об их интересах и насущных проблемах, затронувших их душу и мысли. После обсуждения своих наблюдений за детьми взрослые формулируют одну из версий темы  проекта.

Это своеобразное наблюдение за тем, как из отдельных, иногда очень неожиданных высказываний и предложений детей складывается картина их миропонимания.

Что знаю?

Что хочу узнать?

Как узнать?

Содержание (то, что дети уже знают)

План, тема проекта

Источники получения новых знаний, необходимых для реализации проекта

    В заполнении модели  принимают участие дети и их родители. В целях привлечения родителей  «Модель трех вопросов» лучше разместить в раздевалке группы.  Все смогут ознакомиться с новой интересной темой,  внести свои предложения, коррективы, понять в чем нужна их помощь.

Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)

  • Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
  • Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
  • Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
  • Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).
  • Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
  • Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
  • Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Начиная деятельность по реализации проекта очень важно не только определить его тему, но и учитывая интерес детей, обозначить направления деятельности и интеграцию образовательных областей.

«Системная паутинка» по проекту представляет собой основу плана, как содержательная, так и по видам деятельности. Дальнейшее развитие содержания и формы его реализации получат в ходе составления плана «Паутинка». Название плана произошло от его образного подобия паутине –  от центра темы расходятся лучики  содержания, форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются постепенно. При разработке «паутинки» четко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.

Для того, чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать сою деятельность, в группе должны быть созданы центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.  Центры активности – это игровые зоны, где материалы, оборудование и игрушки подобраны таким образом,  чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности. Можно организовать деятельность в одном из центров, переходить из центра к центру. При этом педагог оказывает помощь и поддержку детям, там, где это требуется, наблюдает за деятельностью детей.

При реализации любого проекта заполняется паспорт проекта. В паспорте перечисляются проблема, название проекта, тип, цель проекта, образовательные области, продолжительность проекта, его оснащение, ожидаемый конечный результат, участники проекта, способ  презентации проекта.

  Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Какое же значение имеет организация проектной деятельности?

  • Метод проектов как один из методов интегрированного обучения детей дошкольного возраста основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Проектная деятельность способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
  • Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
  • Проектная деятельность способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
  • Происходит смена  стиля общения взрослого с ребенком.
  • Родители становятся  активными участниками образовательной деятельность. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Таким образом, проектная деятельность способствует организации эффективного сотрудничества всех участников образовательных отношений, формирует умение  работать в единой команде, выработать собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, а также предоставляет свободу в выборе способов и видов деятельности.

Используемая литература:

Методическое пособие «Проектная деятельность детей и установление партнёрских отношений с семьями воспитанников». – СПб.: АНО ОЦ  «Гелиос», 2009.

Смирнова О.Д.,  «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: «Скрипторий 2003»,  2011.

Т.В.Хабарова Т.В., «Педагогические технологии в дошкольном образовании». –  СПб.: Детство-Пресс, 2011.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность в ДОУ схемы

Слайд 2

Метод проектов был разработан в начале ХХ столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952) О бучение должно строиться "на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями " Опыт и знания ребенок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, среды

Слайд 3

Проект – специально организованный взрослым и выполняемый участниками образовательных отношений комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы Тезаурус

Слайд 4

Актуальность Метод проектов – эффективная технология, дающая ребёнку возможность экспериментировать синтезировать полученные знания развивать творческие способности и коммуникативные навыки Самореализовываться тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школьному обучению

Слайд 5

Что же такое проект для самого ребенка? Раскрытие творческого потенциала Умение работать в группе Умение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми Умение презентовать свою работу

Слайд 6

Какие возможности открывает для педагога? Сконцентрировать материал по определённой теме Повысить уровень собственной компетентности по проблеме Вывести на новый уровень взаимоотношения с участниками образовательных отношений Ощутить себя партнёром детей в решении исследовательских задач Сделать процесс познания интересным, привлекательным и творческим

Слайд 7

Проекты классифицируются по тематике по составу участников по целевой установке по срокам реализации

Слайд 8

творческие ролево-игровые информационные практико-ориентированные Типы проектов исследовательские

Слайд 9

Исследовательско - творческие проекты Исследование, эксперименты, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна

Слайд 10

Ролево-игровые проекты Содержат элементы творческих игр, когда дети входят в образы персонажей сказок и по-своему решают поставленные проблемы

Слайд 11

Информационно-практико-ориентированные проекты Сбор информации с последующей реализацией с учетом социальных интересов (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Слайд 12

Творческие проекты Результат оформляется в виде праздника, творческого фестиваля (например, «Театральная неделя»)

Слайд 13

Э т а п ы п р о е к т а Постановка цели Разработка проекта (разработка содержания образовательной деятельности на основе тематики проекта) Выполнение проекта (практическая часть) Подведение итогов проекта (презентация)

Слайд 14

1 этап Деятельность детей Деятельность педагога Формулирует проблему и цели проекта, определяется продукт проекта Вводит детей в игровую (сюжетную) ситуацию Формулирует задачи Вхождение в проблему Вживание в игровую ситуацию Принятие задач и целей Дополнение задач проекта (самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг)

Слайд 15

2 этап Деятельность детей Деятельность педагога Помимо организации деятельности помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей

Слайд 16

3 этап Деятельность детей Деятельность педагога Оказывает детям необходимую практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков

Слайд 17

4 этап Деятельность детей Деятельность педагога Готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её Подводит итоги проекта Активно помогают в подготовке презентации Представляют зрителям (родителям, сверстникам) продукт собственной деятельности

Слайд 18

краткосрочные (1-4 недели) среднесрочные(1-2 месяца) Долгосрочные (до 1 года) Продолжительность проектов

Слайд 19

учет интересов ребенка деятельность без принуждения адекватность тематики (проблемы) возрасту ребенка предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы совместное со взрослым достижение цели Условия успешности детского проектирования

Слайд 20

Организатор детской продуктивной деятельности Источник информации Консультант Эксперт Партнёр Помощник Основной руководитель проекта Механизм проектирования

Слайд 21

Результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников Поставленная проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности: выдвижение гипотез о способах её решения; обсуждение и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных данных; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем Содержательная часть проекта должна быть основано на самостоятельной деятельности детей спланированной ими на подготовительном этапе работы Используя метод проектов воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития их творческого потенциала Требования к организации проектной деятельности

Слайд 22

В о с п и т а т е л ь н ы е Развитие самосознания Работа в команде Общение Интеграция методик п р и о б р е т е н и я Развитие индивидуальности

Слайд 23

Проектная деятельность в ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

повышение профессиональной компетентности педагогов, обучение педагогов проектной деятельности...

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предъявляются принципиально новые требования к организации педагогического процесса ...

Круглый стол "МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"

это  повышение профессиональной компетентности педагогов, обучение педагогов проектной деятельности, внедрение в педагогический процесс ГБОУ Школа №1161 СП №6 технологии проекта...

Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации.

Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации: требования ФГОС.Дошкольное детство – возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Этот период яв...

статья "Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации"

Тезисы  выступления на ежемесячной конференции в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования...

Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации (опыт работы со старшими дошкольниками).

Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах....

Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации как форма организации педагогического процесса

Проектная деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, т.е. осуществление замысла от моме...