статья "Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации"
статья

САДОВСКАЯ ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВНА

Тезисы  выступления на ежемесячной конференции в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sadovskaya_proektnaya_deyatelnost_appo.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

тезисы к презентации разработаны

воспитателем ГБОУ СОШ №296

отделения дошкольного образования

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Садовской Е.Ю.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – в этом ему помогают педагоги.

Парадокс образовательной системы старого типа в том, что, при условии высокой наполняемости групп и изменения познавательной активности детей, становится неэффективна система обучения и развития ребенка по строгой, заранее разработанной схеме.

Наталия из Томска, руководитель методического объединения программы «Открытия», привела на мой взгляд, очень удачный пример по эффективности деятельности по запросу и желанию ребёнка:

«допустим, вы пришли на наши курсы на неделю и хотите попрактиковаться в проведении утренних сборов; увидеть, как дети с педагогом организуют работу в центрах активности; узнать и посмотреть как проводится мониторинг - это Ваши потребности

вы слышали о наших семинарах положительные отзывы и это еще одна из причин, что вы здесь...

но, начиная семинары,  я не учитываю Ваши желания - я "пичкаю" вас теорией и не даю заниматься практикой... вы неоднократно напоминаете о том, что вы хотите, но я решаю свою образовательную задачу - "познакомить вас с технологией" и думаю, что только лекции для этого будет достаточно...

вы постепенно теряете интерес к нашим занятиям... вы не получаете желаемого и вам становится не интересно... вы уже не доверяете тем отзывам, которые получили о наших мероприятиях... вы перестаете доверять тому, что я говорю и что предлагаю... вот ситуация, когда дети, которых мы не слышим становятся "неуправляемые", им ничего не интересно, их трудно вовлечь.... да это только потому, что они уже разочарованы во взрослых, которые рядом, потому что ни один из них не слышит желаний и потребностей ребенка - а только лишь думает о том, как решить свои задачи и провести НОД...

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребёнку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Еще одно достоинство – ребенок занимается тем делом, которое ему интересно и важно.

Проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности, что служит хорошим условием для творчества, выражения собственной инициативы и проявления самостоятельной активности. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы.

Роль педагога заключается в поддержке активности детей, создании условий, способствующих проявлению самостоятельности и развитию инициативы. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания."

В нашей дошкольной организации на протяжении четырех лет осуществлялся эксперимент по воспитанию и развитию детей путем непрерывной проектной деятельности, преимущественно проектов «по запросу», по темам, которые предлагали сами дети и которые были им интересны.

Это лишь малая ступень в развитии детской инициативы, многое нам еще недоступно – как то свобода ребёнка во всем пространстве дошкольной жизни, но уже то немногое позволяет нам сделать выводы, что это востребовано и развивает детей в соответствии с требованиями современного общества.

Представляю вашему вниманию несколько проектов, темы для которых выбирали дети, в нашей группе:

Проект «Кто тут живет?»

Осуществлялся во время адаптации детей к детскому саду, во второй младшей группе. Дети испытывали тревогу в незнакомом помещении с незнакомыми людьми – было принято решение исследовать социальное окружение; вместе с тем мы познакомились с основними профессиями детского сада.

Проект одного дня – «Жаворонки» - после показа презентации о весеннем равноденствии и обычае печь жаворонков у детей появилось желание сделать жаворонков самостоятельно. Утром они лепили жаворонков из слоеного теста, а вечером провели мастер-класс и чаепитие с родителями.

Проект «Театральная неделя» - дети ставили мюзикл «Сказка о глупом мышонке» и разрабатывали схему работы своего собственного детского театра – готовили торт, рисовали билеты, работали в буфете и раздавали программки. В проекте принимали участие родители, которых «наняли» на работу сами дети за конфеты.

Проект «Куколка любимая моя» - дети решили научить родителей делать куклы своими руками и узнавали, как можно сделать куклу. Была затронута тема русского быта и фольклора. В итоге на мастер-классе они учили родителей и бабушек делать куклу-пеленашку.

Вывод:

  • Достоинство проектирования в том, что каждому ребёнку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе.
  • Достоинство проектирования по запросу ребёнка в том, что он занимается тем, что ему интересно и развивается в эффективном индивидуальном русле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диплом «Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации»

АНО ВПО «Европейский Университет «Бизнес Треугольник»ДИПЛОМНАЯ РАБОТАпо дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовке«Воспитатель ДОУ. Педагогическая деятел...

Организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации. Раскрыт пер-спективный план МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приори-тетным осу...

Статья. Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации.

Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации....

Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации как форма организации педагогического процесса

Проектная деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, т.е. осуществление замысла от моме...