Проект по развитию речи дошкольников средней группы «Волшебные игры»
проект (средняя группа)

Кащаева Марина Юрьевна

Проект по развитию речи дошкольников средней группы «Волшебные игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска

Проект по развитию речи дошкольников средней группы

«Волшебные игры»

Составила:

воспитатель Кащаева М.Ю.

Март, 2022 г.

Актуальность:

У детей дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. В основном дети правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, умеют передавать вопросительную и восклицательную интонации. К 4м годам у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение словарного состава, однако особое внимание уделяется его качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи ребенка - усвоение грамматической системы языка. Возрастает удаленный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Ребята не ограничиваются названием предмета или явления, а в большинстве случаев дают более развернутый и достаточно полный анализ, вычленяют характерные признаки и свойства.

У детей развито умение последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему, однако навыки передавать свое отношение к описанным предметам и явлениям, оценивать содержание, делать выводы еще недостаточно сформированы.

Срок реализации: 2021-2022 учебный год

Цель: повысить уровень развития речи детей через дидактические игры.

Задачи:

1. Учить различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие звуки - изолированные, в словах, во фразовой речи.

2. Учить подбирать слова сходные по звучанию, целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение.

3. Учить изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения, от содержания высказывания.

4. Учить употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

5. Учить подбирать слова, близкие по смыслу к словосочетанию, к определенной ситуации, к изолированному слову.

6. Учить составлять предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий, осознает оттенки значений глаголов.

7. Различать слова, отражающие характер движения или значение прилагательных оценочного характера.

8. Учить строить связные высказывания.

9. Учить находить родственные слова в контексте.

10. Учить образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами, понимает разные смысловые оттенки слова.

11. Учить строить простые распространенные и сложные предложения разных типов.

12. Иметь представление о словесном составе предложения.

13. Пересказывать литературные произведения, интонационно передавать диалог действующих лиц, давать характеристику персонажам.

14. Составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины с указанием места, времени действия.

Гипотеза: если планировать использование дидактических игр в образовательном процессе, то это значительно повысит уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Предполагаемый результат:

1. Высокий процент количества детей, имеющих высокий уровень развития связной речи.

2. Умение составлять совместно с воспитателем небольшие повествования, используя свой словарь. Построение предложений разных видов. Употребление в речи причастий, наречий и других частей речи.

3. Излагать свои мысли более самостоятельно.

План проекта «Волшебные игры»

Сентябрь

Развитие словаря

  1. «Лови да бросай - цвета называй .»

Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

2. «Какой это предмет?»

Закреплять согласование прилагательного с существительным.

Грамматическое развитие речи

  1. Магазин посуды. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевое внимание.

3.«Куда положим?» Упражнять в образовании слов морфологическим способом.

Звуковое развитие речи.

1. «Замени звук.»

Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

  1. «Какого звука не хватает?»

Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

Развитие связной речи

1. «Найди картинке место.»

Учить соблюдать последовательность хода действий. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

2. «Хорошо-плохо».

 Познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость.


Октябрь

Развитие словаря

1. «Подбери словечко».

 Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

2. «Угадай предмет.»

 Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Грамматическое развитие речи

1. «Чьё?- Моё»

Упражнять в образовании притяжательных местоимений

2. «Скажи ласково».

Закреплять умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции.

Звуковое развитие речи.

 1. «Измени слово».

 Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения.

2. «Третий лишний».

 Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Развитие связной речи

 1. «Где начало рассказа?»

 Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

2. «Какая картинка не нужна?»

 Учить находить лишние для данного рассказа детали.

Ноябрь

 Развитие словаря

1. «Что общего?»

 Развивать навыки понятийного обобщения.

2. «Запоминай-ка»

 Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать слуховой и речевой памяти.

Грамматическое развитие речи

 1. «Два брата ИК и ИЩ»

 Развивать словообразование при помощи суффиксов –ИЩ-, -ИК-.

2. «Кто это?»

 Формировать звуко-слоговую структуру слова. Развивать грамматический строй речи.

Звуковое развитие речи.

1. «Чудесный художник.»

 Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

2. «Ловушка».

Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Развитие связной речи

1. «Составь два рассказа .»

Учить различать сюжеты разных рассказов.

2. «Что изменилось?»

 Развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

Декабрь

Развитие словаря

1. «Кто подберет больше слов?»

Развивать мышление, активизировать словарный запас.

2. «Семья»

 Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.

Грамматическое развитие речи

 1. «Назови профессии.»

 Развивать анализ и синтез.

2. «Животные и их детеныши.»

Закреплять в речи детей названия детенышей животных. Закреплять навыки словообразования.

Звуковое развитие речи.

1. «Цепочка слов.»

 Автоматизировать звук [С], развивать слуховое внимание, память.

2. «Эхо.»

Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.

Развитие связной речи

1. «Почемучкины вопросы.» 

Развивать у детей связную речь, мышление.

2. «Распространи предложение .»

Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Январь

 Развитие словаря

1. «Кто как разговаривает?»

Расширить словарный запас, развивать быстроту реакции.

2. «Мяч бросай, фрукты называй или

Мяч бросай, транспорт быстро называй.»

 Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Грамматическое развитие речи

1. Кто кем был?

Закреплять падежные окончания.

2. Что без чего? Закреплять формы родительного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транспорт, одежда».

Звуковое развитие речи

1. Загадки «поющих» звуков.

Закрепление знания артикуляции гласных звуков.

2. «Какой звук чаще звучит?»

 Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.

Развитие связной речи

1. «Составь рассказ.»

Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий.

2. «Пойми меня.»

 Развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке используя разные характеристики предмета.

Февраль

 Развитие словаря

1. «Я знаю три названия животных (цветов) или

Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»

Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость.

2. «Рыбки.»

 Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Рыбы».

Грамматическое развитие речи

1. «Один-много.»

 Закреплять образование существительных во множественном числе.

2. Где мы были, что мы видели?

Закреплять окончания существительных родительного падежа множественного числа.

Звуковое развитие речи

 1. «Громко-шепотом.»

 Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

2. «Лодочка и пароход.»

 Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.

Развитие связной речи

1. «Если бы»

Развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления- синтез, прогнозирование, экспериментирование.

2. «Нарисуй сказку.»

Учить составлять рисуночный план к тексту, использовать его при рассказывании.

Март

 Развитие словаря

1. «Рыбы, звери, птицы.»

Закреплять в активном словаре детей существительные по темам«Рыбы»«Звери»«Птицы».

2. «Четыре слова»

Расширять запас имен существительных в активном словаре детей.

Грамматическое развитие речи

 1. «Кому что дадим?»

Закреплять формы детального падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные».

2. «Веселый счет.»

 Закреплять в речи детей согласования существительных с числительными.

Звуковое развитие речи

1. «Пила.»

 Учить правильно дифференцировать свистящие и шипящие звуки.

2. «Пчелы и комары.»

Учить правильно произносить и дифференцировать звуки з-ж.

Развитие связной речи

1. «Придумай рекламу книге.»

 Развивать умение творчески использовать слово, умение образно списать предмет, дать ему яркую характеристику.

2. Пословицы, поговорки 

Развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Апрель 

Развитие словаря

1. Библиотека .

Обогащать активный словарь детей словами каталог, стеллаж, формуляр.

2. Из каких мы сказок .Учить активно и свободно использовать знакомые сказки.

Грамматическое развитие речи

1. Кто чем работает? Закреплять формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт».

2. Чем можно? Закреплять формы творительного падежа.

Звуковое развитие речи

1. Оркестр Учить правильно произносить звуки р в слогах.

2. Теремок Учить правильно произносить свистящие и шипящие звуки.

Развитие связной речи 

1. Продавец и покупатель Формировать у детей умение строить предложения со словами-призраками.

2. Опиши-угадай Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи.

Май 

Развитие словаря

1. «Найди пару.» Учить понимать образные слова в пословицах, поговорках, фразеологизмах.

2. «Угадай-ка.» 

Развивать понимание такого языкового явления, как многозначность слова.

Грамматическое развитие речи

 1. Слова-родственники Упражнять в подборе слов, близких по смыслу.

2. Размытое письмо Упражнять в составлении распространенных предложений.

Звуковое развитие речи

1. Включи телевизор Упражнять в определении первого и последнего звука в словах.

2. Поезд Учить определять наличие указанного звука в словах.

Развитие связной речи

1. Чего на свете не бывает Учить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

2. Верно ли это? Учить замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.


Литература:

1. Развите речи детей 5-6 лет лет- программа, методические рекомендации, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения /авт. -сост. О. С. Ушакова,Е. М. Струнина. -2-е изд. ,дораб. -М.: Вентана0Граф,2015.-272 с. -(Тропинки).

2. Рудик О. С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2010. 176 с.

3. интернет ресурсы:

https://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие речи дошкольников средней группы через дидактические игры, театрализацию и использование мнемотаблиц»

При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью....

Проект по развитию речи в средней группе: «Мы играем, речь развиваем»

Проект по развитию речи в средней группе:«Мы играем, речь развиваем» Воспитатель: Меньшова Н.О. Актуальность проекта. В условиях современности, главной задачей дошкольного о...

Проект по развитию речи в средней группе «Мы играем, речь развиваем»

Проект предназначен для формирования речи у детей в дошкольном возрасте...

Проект по развитию речи в средней группе «Мы играем, речь развиваем»

Актуальность проектаВ условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развит...

Проект по развитию речи в средней группе №2 младшего дошкольного возраста на тему: «В сказки играем и речь развиваем»

Цель: развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей. Вовлечение детей в активную речевую деятельность....