Деловая игра для педагогов «Знатоки математики»
методическая разработка (подготовительная группа)

Бахарева Татьяна Анатольевна
Cовершенствование работы педагогов ДОУ по математическому развитию дошкольников; использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25»

Деловая игра для педагогов

«Знатоки математики»

Автор:

Бахарева Т.А, воспитатель,

высшая квалификационная категория.

ГО Верхний Тагил, 2022 г.

Цель: совершенствование работы педагогов ДОУ по математическому развитию дошкольников; использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.

Задачи:

  • выявить знания методовприемов и терминов по методике формирования элементарных математических представлений, через принцип игры «Слабое звено»;
  • повысить компетентность, творческий потенциал учителей-дефектологов, воспитателей;
  • развивать умение анализировать свою деятельность и деятельность другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт;
  • формировать у педагогов коммуникативную функцию, расширять кругозор каждого по методике формирования элементарных математических представлений.

Модернизация системы дошкольного образования в связи с введение и реализацией ФГОС дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми.

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Как подчеркивает российский ученый Т.Д. Кондратенко, работа педагога должна обеспечивать усвоение детьми обобщенных, систематизированных знаний по всем разделам в объеме программы:

  • обладание простейшими формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями);
  • мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением);
  • развитие у них умственных качеств личности (любознательности, пытливости, инициативы, самостоятельности, логичности мышления);
  • формирование навыков и умений учебной деятельности.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

В школе математика является наиболее трудным учебным предметом. А что же дошкольники? Они ведь еще не знают, что математика- трудная дисциплина. Задача педагога –дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить материал.

ФЭМП дошкольников входит в образовательную область «Познание» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно- исследовательской деятельности. Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.

Задача педагога - сделать занятие по ФЭМП занимательным и необыкновенным. А как сделать, чтобы дети вовремя НОД были внимательными, с удовольствием выполняли задания? Об этом мы сегодня и поговорим.

Думаю, вы согласитесь, что успех образовательной деятельности во многом зависит от компетентности педагогов в той или иной области знаний. Компетентный педагог должен владеть определенной терминологией. Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию. Давайте мы свами проверим наши знания и поиграем.

Сегодня мы проводим деловую игру «Знатоки ФЭМП»

Для этого мы разделимся на две команды, команда педагогов «Почемучки» и «Любознайки» и выполнят некоторые задания.

1. Задание: «Всезнай-ка»

Чем же мы, воспитатели дошкольных учреждений, должны руководствоваться, что знать, о чем помнить, чему следовать, формируя у детей элементарные математические представления? (Программой).

Сейчас мы все вместе проведем небольшую разминку в первом задании.

Первый вопрос: Из каких разделов состоит программа по ФЭМП в каждой возрастной группе? (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, времени).

Вовремя НОД по ФЭМП решается ряд программных задач. Какие это задачи?

• Образовательные - чему ребенка будем учить.

• Развивающие - что развивать, закреплять

• Воспитательные - что воспитывать у детей

• Речевые - работа над активным и пассивным словарем именно в математическом плане.

Вопрос: Какие основные ошибки, встречаются у педагогов во время образовательной деятельности по ФЭМП?

• многословие, неточность в постановке вопросов.

• однообразие наглядного материала, заданий

• неверное расположение материала

• использование неэстетичного наглядного материала, пособий, не отвечающих пед. Требованиям.

- Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП:

(Словесные, наглядные, игровые, практические).

Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП? (Систематичность, последовательность, индивидуальный подход, постепенность).

Для всех педагогов вопрос: Какой из принципов требует от педагога умения подбирать содержание математических игр в соответствии с актуальным уровнем развития ребенка? Выберите правильный ответ.

• А. Сознательности и активности

• Б. Наглядности

• В. Систематичности и последовательности.

• Г. Научности

• Д. Доступности.

Назовите фамилии педагогов, работающих по теме ФЭМП у дошкольников?

(Михайлова З. ,Метлина А. ,Леушина А, Новикова, Позина, Помораева)

Задание для «Почемучек»:

1. Какие два вида наглядного материала используются в детском саду?

(Демонстрационный, раздаточный)

Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен, отвечать эстетическим требованиям:

А каким назовёт команда «Любознайки»:

• Быть художественно оформлен;

• Привлекательный;

• Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал;

• Материал должен быть различным на каждом занятии;

• Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой);

• Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т. д.);

2. Задание: «Отвечай-ка».

Команды по очереди отвечают на вопросы

Чтобы ребенок усвоил материал, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарем. (точность фраз, выражений) Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.

1. Качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов. (Величина).

2. Очертание, наружний вид предмета. (Форма).

3. Абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы олицетворяем в форме. (Геометрическая фигура).

4. Философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия. (Время).

5. Качество, с помощью которого устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния. (Пространство).

6. Она бывает счетная и вычислительная. (Деятельность).

7. Геометрическая фигура с 6 углами. (Многоугольник).

8. Геометрические формы похожие на солнце. (Круг - шаробразные).

9. Занятие в ДОУ, на котором происходит закрепление геометрических фигур с помощью построек. (Конструирование).

10. Система знаков для записи чисел (цифра)

Следующая разминка для обеих команд, отвечать по очереди называется «просклоняй числительное»

(548 и 387)

И. П. (сколько)

Р. П. (скольких)

Д. П. (скольким)

В. П. (сколько)

Т. П. (сколькими)

П. П. (о скольких)

Вы почувствовали, как сложно было справиться с заданием?

Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.

3. Задание: «Угадай-ка»

Вносится «Разноцветный ящик»

Задание - обеим командам предлагается отгадать, что находится в этом ящике?

Любознайки:

Этот предмет изобрел преподаватель архитектуры из Будапешта для своих студентов. Его сложность объясняется огромным количеством различных положений, в которых он может находится. Некоторые предприимчивые изготовители прикладывали к нему пластмассовый топорик, что бы в конец раздосадованный владелец мог отвести душу, разломав игрушку после без результатных попыток её собрать. (Кубик-рубик).

Почемучки:

Геометрическая фигура и головной убор. (Цилиндр).

4. Задание: «Фольклорная математика» 

Предлагается вспомнить пословицы, в которых упоминаются числа: кто больше назовёт пословиц.

Воспитатели знают много сказок. Но сегодня нас интересуют сказки, только математические - в названии которых есть цифры, числа, величина и другие математические термины. Итак, конкурс!

«Кто больше назовёт математических сказок» (команды называют сказки по очереди).

5. Задание: «Мудрил – ка»

Для «Почемучек»

В чем заключается подготовка к НОД по ФЭМП?

К НОД необходимо тщательно готовиться: - продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний, - подобрать разнообразный материал, - продумать формы организации деятельности детей.

Для «Любознаек»

Назовите формы проведения математических развлечений и праздников. (Игры-шоу, тематические развлечения, викторины, КВНы, математические многоборья и т. д.)

6.Задание: «Вспоминай-ка»

http://50ds.ru/img/_3MO0Y4MAM.gif

Вопросы:

  1. Результат сложения (сумма);
  2. Игра с цифрами (пятнашки);
  3. То, что нас окружает (пространство);
  4. Геометрическая фигура (треугольник);
  5. Пространственный признак предмета (форма);
  6. Единица длины (сантиметр);
  7. Математический знак (равенство);
  8. Арифметическое действие (сложение);
  9. То, что используется при измерении протяженности предмета (мерка);
  10. Графическое выражение числа (цифра);

7.Задание: «Ромашково»

Каждой команде предлагается прописать на листочке ромашки проблемы, с которыми они сталкиваются в работе по ФЭМП в своей возрастной группе (раздается готовая ромашка) Завершающее задание.

В работе любого воспитателя, особенно молодого специалиста с отсутствием практического опыта, может встречаться множество трудностей, но все они преодолимы. Если воспитатель чувствует свое призвание к работе с детьми, у него всегда есть шанс справиться с любыми сложностями. А педагогический коллектив ДОУ придет на помощь и поможет практическими советами, поддержит морально, окажет необходимую профессиональную поддержку. Старший воспитатель детского образовательного учреждения снабдит воспитателя необходимой методической литературой, пособиями и материалами для проведения занятий. 

Для воспитателя трудности должны стать вызовом. Если он примет его и постарается преодолеть любые препятствия, ему удастся переломить ситуацию и успешно справиться с ней. В том случае, если с трудностями в работе сталкивается молодой специалист, главным условием успеха является желание совершенствоваться. Нет ни одного человека, чья профессиональная карьера состояла бы только из одних взлетов и не сопровождалась бы сложностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов "Знатоки природы"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» №2 п. ПОЛОВИНКАДеловая игра для педагогов: «Знатоки природы».2015год.Воспитатель: Богд...

Деловая игра для педагогов "Знатоки ФГОС ДО"

Цель: повышение профессиональных знаний педагогов нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ (ФГОС ДО, ФЗ РФ «Об образовании») .Задачи:1. Уточнить и систематизировать знания педагогов н...

Деловая игра для педагогов "Знатоки ФГОС ДО"

Цель: активизация мыслительной деятельности педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО.Задачи:1.  Создать положительный эмоциональный настрой педагогов на работу согласно ...

Деловая игра для педагогов "Знатоки ФГОС ДО"

Целью - этой деловой игры, является повышение психолого-педагогической компетенции педагогов  по проблеме реализации ФГОС ДО....

Деловая игра для педагогов «Знатоки ФГОС»

Целью деловой игры является активизация мыслительной деятельности педагогов и выявление уровня знаний ими основных положений, понятий и принципов стандарта дошкольного образования....