Деловая игра для педагогов «Знатоки математики»
методическая разработка (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.docx | 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25»
Деловая игра для педагогов
«Знатоки математики»
Автор:
Бахарева Т.А, воспитатель,
высшая квалификационная категория.
ГО Верхний Тагил, 2022 г.
Цель: совершенствование работы педагогов ДОУ по математическому развитию дошкольников; использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.
Задачи:
- выявить знания методов, приемов и терминов по методике формирования элементарных математических представлений, через принцип игры «Слабое звено»;
- повысить компетентность, творческий потенциал учителей-дефектологов, воспитателей;
- развивать умение анализировать свою деятельность и деятельность другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт;
- формировать у педагогов коммуникативную функцию, расширять кругозор каждого по методике формирования элементарных математических представлений.
Модернизация системы дошкольного образования в связи с введение и реализацией ФГОС дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми.
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Как подчеркивает российский ученый Т.Д. Кондратенко, работа педагога должна обеспечивать усвоение детьми обобщенных, систематизированных знаний по всем разделам в объеме программы:
- обладание простейшими формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями);
- мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением);
- развитие у них умственных качеств личности (любознательности, пытливости, инициативы, самостоятельности, логичности мышления);
- формирование навыков и умений учебной деятельности.
Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.
В школе математика является наиболее трудным учебным предметом. А что же дошкольники? Они ведь еще не знают, что математика- трудная дисциплина. Задача педагога –дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить материал.
ФЭМП дошкольников входит в образовательную область «Познание» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно- исследовательской деятельности. Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.
Задача педагога - сделать занятие по ФЭМП занимательным и необыкновенным. А как сделать, чтобы дети вовремя НОД были внимательными, с удовольствием выполняли задания? Об этом мы сегодня и поговорим.
Думаю, вы согласитесь, что успех образовательной деятельности во многом зависит от компетентности педагогов в той или иной области знаний. Компетентный педагог должен владеть определенной терминологией. Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию. Давайте мы свами проверим наши знания и поиграем.
Сегодня мы проводим деловую игру «Знатоки ФЭМП»
Для этого мы разделимся на две команды, команда педагогов «Почемучки» и «Любознайки» и выполнят некоторые задания.
1. Задание: «Всезнай-ка»
Чем же мы, воспитатели дошкольных учреждений, должны руководствоваться, что знать, о чем помнить, чему следовать, формируя у детей элементарные математические представления? (Программой).
Сейчас мы все вместе проведем небольшую разминку в первом задании.
Первый вопрос: Из каких разделов состоит программа по ФЭМП в каждой возрастной группе? (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, времени).
Вовремя НОД по ФЭМП решается ряд программных задач. Какие это задачи?
• Образовательные - чему ребенка будем учить.
• Развивающие - что развивать, закреплять
• Воспитательные - что воспитывать у детей
• Речевые - работа над активным и пассивным словарем именно в математическом плане.
Вопрос: Какие основные ошибки, встречаются у педагогов во время образовательной деятельности по ФЭМП?
• многословие, неточность в постановке вопросов.
• однообразие наглядного материала, заданий
• неверное расположение материала
• использование неэстетичного наглядного материала, пособий, не отвечающих пед. Требованиям.
- Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП:
(Словесные, наглядные, игровые, практические).
Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП? (Систематичность, последовательность, индивидуальный подход, постепенность).
Для всех педагогов вопрос: Какой из принципов требует от педагога умения подбирать содержание математических игр в соответствии с актуальным уровнем развития ребенка? Выберите правильный ответ.
• А. Сознательности и активности
• Б. Наглядности
• В. Систематичности и последовательности.
• Г. Научности
• Д. Доступности.
Назовите фамилии педагогов, работающих по теме ФЭМП у дошкольников?
(Михайлова З. ,Метлина А. ,Леушина А, Новикова, Позина, Помораева)
Задание для «Почемучек»:
1. Какие два вида наглядного материала используются в детском саду?
(Демонстрационный, раздаточный)
Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен, отвечать эстетическим требованиям:
А каким назовёт команда «Любознайки»:
• Быть художественно оформлен;
• Привлекательный;
• Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал;
• Материал должен быть различным на каждом занятии;
• Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой);
• Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т. д.);
2. Задание: «Отвечай-ка».
Команды по очереди отвечают на вопросы
Чтобы ребенок усвоил материал, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарем. (точность фраз, выражений) Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.
1. Качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов. (Величина).
2. Очертание, наружний вид предмета. (Форма).
3. Абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы олицетворяем в форме. (Геометрическая фигура).
4. Философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия. (Время).
5. Качество, с помощью которого устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния. (Пространство).
6. Она бывает счетная и вычислительная. (Деятельность).
7. Геометрическая фигура с 6 углами. (Многоугольник).
8. Геометрические формы похожие на солнце. (Круг - шаробразные).
9. Занятие в ДОУ, на котором происходит закрепление геометрических фигур с помощью построек. (Конструирование).
10. Система знаков для записи чисел (цифра)
Следующая разминка для обеих команд, отвечать по очереди называется «просклоняй числительное»
(548 и 387)
И. П. (сколько)
Р. П. (скольких)
Д. П. (скольким)
В. П. (сколько)
Т. П. (сколькими)
П. П. (о скольких)
Вы почувствовали, как сложно было справиться с заданием?
Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.
3. Задание: «Угадай-ка»
Вносится «Разноцветный ящик»
Задание - обеим командам предлагается отгадать, что находится в этом ящике?
Любознайки:
Этот предмет изобрел преподаватель архитектуры из Будапешта для своих студентов. Его сложность объясняется огромным количеством различных положений, в которых он может находится. Некоторые предприимчивые изготовители прикладывали к нему пластмассовый топорик, что бы в конец раздосадованный владелец мог отвести душу, разломав игрушку после без результатных попыток её собрать. (Кубик-рубик).
Почемучки:
Геометрическая фигура и головной убор. (Цилиндр).
4. Задание: «Фольклорная математика»
Предлагается вспомнить пословицы, в которых упоминаются числа: кто больше назовёт пословиц.
Воспитатели знают много сказок. Но сегодня нас интересуют сказки, только математические - в названии которых есть цифры, числа, величина и другие математические термины. Итак, конкурс!
«Кто больше назовёт математических сказок» (команды называют сказки по очереди).
5. Задание: «Мудрил – ка»
Для «Почемучек»
В чем заключается подготовка к НОД по ФЭМП?
К НОД необходимо тщательно готовиться: - продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний, - подобрать разнообразный материал, - продумать формы организации деятельности детей.
Для «Любознаек»
Назовите формы проведения математических развлечений и праздников. (Игры-шоу, тематические развлечения, викторины, КВНы, математические многоборья и т. д.)
6.Задание: «Вспоминай-ка»
Вопросы:
- Результат сложения (сумма);
- Игра с цифрами (пятнашки);
- То, что нас окружает (пространство);
- Геометрическая фигура (треугольник);
- Пространственный признак предмета (форма);
- Единица длины (сантиметр);
- Математический знак (равенство);
- Арифметическое действие (сложение);
- То, что используется при измерении протяженности предмета (мерка);
- Графическое выражение числа (цифра);
7.Задание: «Ромашково»
Каждой команде предлагается прописать на листочке ромашки проблемы, с которыми они сталкиваются в работе по ФЭМП в своей возрастной группе (раздается готовая ромашка) Завершающее задание.
В работе любого воспитателя, особенно молодого специалиста с отсутствием практического опыта, может встречаться множество трудностей, но все они преодолимы. Если воспитатель чувствует свое призвание к работе с детьми, у него всегда есть шанс справиться с любыми сложностями. А педагогический коллектив ДОУ придет на помощь и поможет практическими советами, поддержит морально, окажет необходимую профессиональную поддержку. Старший воспитатель детского образовательного учреждения снабдит воспитателя необходимой методической литературой, пособиями и материалами для проведения занятий.
Для воспитателя трудности должны стать вызовом. Если он примет его и постарается преодолеть любые препятствия, ему удастся переломить ситуацию и успешно справиться с ней. В том случае, если с трудностями в работе сталкивается молодой специалист, главным условием успеха является желание совершенствоваться. Нет ни одного человека, чья профессиональная карьера состояла бы только из одних взлетов и не сопровождалась бы сложностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для педагогов "Знатоки природы"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» №2 п. ПОЛОВИНКАДеловая игра для педагогов: «Знатоки природы».2015год.Воспитатель: Богд...
Деловая игра для педагогов "Знатоки ФГОС ДО"
Цель: повышение профессиональных знаний педагогов нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ (ФГОС ДО, ФЗ РФ «Об образовании») .Задачи:1. Уточнить и систематизировать знания педагогов н...
Деловая игра для педагогов "Знатоки родного края"
Деловая игра для педагогов...
Деловая игра для педагогов "Знатоки ФГОС ДО"
Цель: активизация мыслительной деятельности педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО.Задачи:1. Создать положительный эмоциональный настрой педагогов на работу согласно ...
Деловая игра для педагогов "Знатоки ФГОС ДО"
Целью - этой деловой игры, является повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме реализации ФГОС ДО....
Деловая игра для педагогов «Знатоки ФГОС»
Целью деловой игры является активизация мыслительной деятельности педагогов и выявление уровня знаний ими основных положений, понятий и принципов стандарта дошкольного образования....
Деловая игра с педагогами Знатоки родного края
Знатоки родного края...