музыкальная шкатулка
методическая разработка (средняя группа)

Литвинец Татьяна Егоровна

музыкальная шкатулка

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                              Познавательно - развлекательная программа

                              «Музыкальная шкатулка»                                                                                                                                              

                     Цели:

- расширить представления о музыкальных инструментах, песнях, композиторах;

- способствовать формированию духовной культуры воспитанников;

- расширить область знаний подростков по музыке, показать неразрывную связь музыки с литературой;

- способствовать сплочению учащихся через честную игру, привить уважение к сопернику.

Слайд 1

Воспитатель: Сегодня мы с вами вместе отправимся на встречу с музыкой. Музыка… Великое, неувядающее искусство. Она сопровождает нас с рождения и до конца дней. О появлении музыки в жизни людей сложено много легенд и сказаний. Они повествуют о том, что покоряет она не только людей, но и неподвластные силы природы. Музыка способна сделать то, что не сделают ни грозное оружие, ни грубая сила, ни устрашающие речи.

 

Ведущий 1: Откуда пришла к нам музыка? Говорят, что её подсказали человеку птицы, ветер, весенняя капель.

Откуда музыка явилась?

Быть может, капелькой дождя

Она на землю опустилась.

Сверкая, прыгая, звеня?

 

У каждого народа есть легенда о том, как появилась музыка. Древние греки верили, что с наступлением тепла на вершине священной горы Парнас собирались девять прекрасных девушек – дочерей бога Зевса. Их звали музами – богинями пения.

 

Ведущий 2: Встав в круг, музы танцевали и пели под звуки золотой кифары, на которой играл бог Аполлон, предводитель муз. Голоса девушек сливались в стройный хор, и вся природа, как зачарованная, внимала сладкозвучным мелодиям. Люди становились добрее, боги милостивей.

 

Ведущий 1: Народ создал много легенд о волшебной силе музыки. Помните историю о чудесной флейте Крысолова, который с помощью своей искусной игры смог победить огромное крысиное воинство. Повинуясь чарующему наигрышу, крысиная стая последовала за флейтистом на берег моря. Ни на мгновенье не прекращая играть, чтобы околдованные музыкой крысы не успели опомниться, музыкант вошел в воду. Длиннохвостое полчище покорно последовало за ним и сгинуло в пучине.

 

Ведущий 2: А я хочу напомнить былину о новгородском герое Садко, покорившем своей игрой на гуслях самого морского царя. 

Древние философы утверждали, что музыка – это величайшая сила. Она может заставить любить и ненавидеть, убивать и прощать. В звуках музыки скрыто волшебство, благодаря которому музыка способна управлять действиями и чувствами людей. Она способна потрясти, растревожить, успокоить, заставить радоваться и горевать.

Ведущий 1: Итак, добро пожаловать на игру “Музыкальная шкатулка”!

По правилам нам нужна команда «Знатоков», от каждой группы на игру пригласили по два человека. Остальные выступают в роли «телезрителей».

Попрошу команду «Знатоков» занять своё место на воображаемой сцене.

(Ждём, пока все члены команды рассядутся, все успокоятся) 

Игра состоит из 7-ми туров. Вопросы озвучивают ведущие, вы должны встать и громко произнести ответ. Если ответ отсутствует, то мы готовы услышать зрителей.

Ведущий 2: Начнём с истории. Помните свой первый барабан или бубен? А блестящий металлофон, по пластинкам которого нужно было стучать деревянной палочкой? А дудочки с дырочками на боку? На них при определенной сноровке можно было даже сыграть простые мелодии.

Игрушечные инструменты - это первый шаг в мир настоящей музыки.

Ведущий 1: В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые. Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка. Но уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит, тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней Греции.

Ведущий 2: Духовые.

-Как вы думаете, почему их так назвали? (В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает) Духовые делятся на две группы: деревянные и медные.    (Слайд 2)

Деревянные - флейта, кларнет, гобой, фагот.

Медные - труба, валторна, тромбон, туба. Позднее появился саксофон - король джаза.

 

Ведущий 1: Струнные 

Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов - одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом - так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли... и хорошо знакомая нам гитара.

 

Ведущий 2: Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам. А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня - щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки. 

- А вот контрабас - смычковый или щипковый инструмент? 

Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.

 

Ведущий 1: Клавишные 

Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые клавишные - клавикорды и клавесины - появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично. А в начале 18-го века изобрели фортепиано - инструмент, на котором можно было играть как громко (форте), так и тихо (пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного "пианино".

 

Ведущий 2: Старший брат пианино - да что там брат - король! - так и называется: рояль. Это уже инструмент не для маленьких квартир, а для концертных залов.

К клавишным относится и самый большой - и один из самых древних! - музыкальных инструментов: орган. Это уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок.

 

Ведущий 1: Ударные 

Древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Именно выстукивание ритма было первой доисторической музыкой. Звук может издавать натянутая мембрана (барабан, бубен) или сам корпус инструмента: треугольники, тарелки, гонги, кастаньеты и прочие стучалки и гремелки. Особую группу составляют ударные, издающие звук определенной высоты: литавры, колокольчики, ксилофоны. На них уже можно сыграть мелодию.

 

Ведущий 2: Язычковые 

А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок - основу язычковых инструментов. К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель - губная гармоника.

 

1 тур «Музыкальные загадки»    (Слайд 3)

Всем известна на Руси,
 
Хоть кого о ней спроси!
 
У неё лишь три струны,
 
Но она любовь страны.
 
Выйдет Ваня за плетень
 
И сыграет: «трень» да «брень» (балалайка)

 

Знайте они с барабаном соседи.
 
Сделаны они из меди.
 
Вовремя нужно руками взмахнуть,
 
звонко ударить потом отдохнуть.
 
Партия их не пустяк, не безделка,
 
Назовите инструмент (тарелки)

 

За обедом суп едят,
 
К вечеру «заговорят»
 
Деревянные девчонки,
 
Музыкальные сестренки. (ложки)

 

У нее вся душа нараспашку,
 
И хоть пуговки есть — не рубашка,
 
Не индюшка, а надувается,
 
И не птица, а заливается. (гармошка)

 

Отпускаем молоточки,
 
На железные листочки
 
И летит весёлый звон.

Инструмент зовут (металлофон)

 

То гремит он словно гром,
 
То вдруг льется  ручейком! (бубен)

 

Ящик на коленях пляшет —
 
То поёт, то громко плачет. (баян)

 

Как будто девушка запела,
 
И в зале словно посветлело.
 
Скользит мелодия так гибко.
 
Вдруг стихло все: кто угадает? (скрипка)

 

Это что за инструмент?
 
Ясно музыка звучала,
 
В черный фрак всегда одет,
 
пуговицы из металла.
 
Есть на нем утиный клюв,
 
может птицей прокричать.
 
Но запомни: не подув,
 
музыку нельзя сыграть!
 
Голос чистый, голос ясный,
 
ты запомнил или нет? (кларнет)

 

Три медных подруги — три лучших подруги.
 
В оркестре они помогают друг другу.
 
Играют подруги то громко, то тихо,
 
Их медные платья закручены лихо. (валторна)

 

Смычком по струнам проведу
 
и сразу в сказку попаду.
 
Мне дивный инструмент поможет
 
по-разному звучать он может:
 
То нежно, ласково, легко,
 
то низко, сочно, глубоко.
 
Он звуком бархатным поет
 
и сразу за душу берет.
 
(Не контрабас, и не свирель это)
                                                     (виолончель)

В руки ты его берешь,
 
то растянешь, то сожмешь,
 
Если это повторять,
 
начинает он играть.
 
Сбоку клавиши ряды,
 
чтобы петь на все лады.
 
(Не рояль, не тромбон)

                                            (аккордеон)

Звенят серебряные струны
 
как будто струйки водяные,
 
И на волнах качая шхуны,
 
резвятся ветры удалые!
 
И ветер, и волну морскую —
 
все струны нам изображают.
 
Все звуки музыки рисуют.
 
Какой же инструмент играет?
 
Зовут его красиво, звонко,
 
А звуки нежны, струны тонки. (арфа)

 

У скрипки есть огромный брат.
 
Огромней он во много крат.
 
Смычок коснется струн сейчас,
 
И мы густой услышим бас. (контрабас)

 

Он на солнце заблестит,
 
Нежным звуком одарит
 
Он в джазе самый первый,
 
Серебристый, чистый звук.

Инструмент зовут (саксофон)

 

Есть у меня колёсики, есть у меня педали,

Но сколь б вы на них не жали, не тронусь с места я.

А в мировые дали я музыкой вас уведу. (фортепиано)

Ведущий 1: Жанры музыки    (Слайд  4)

В переводе с французского языка слово жанр означает тип, род, манера. Этим словом называют вид произведений, которые имеют свои отличительные черты, содержание, форму и назначение. Чтобы лучше понять, что такое жанр, обратимся к живописи. Вы хорошо знаете, что, если на картине изображён человек, эта картина называется? (правильно-портретом)

 

Ведущий 2: Если на полотне изображена природа? (верно- это пейзаж). Изображение фруктов, дичи называется натюрмортом. Портрет, пейзаж и натюрморт – жанры в живописи. В литературе это повесть, роман, рассказ, очерк.

 

Ведущий 1: В музыке тоже есть свои жанры. Начнём с трёх музыкальных жанров: песни, танца и марша. Замечательный педагог и композитор Д.Б. Кабалевский сравнил их с тремя китами, на которых держится вся музыка. Песня, танец и марш стали частью нашей повседневности и настолько слились с нею, что порой мы не замечаем и не воспринимаем их как искусство.

 

Ведущий 2: Кто из нас задумывался, когда слушал мамину колыбельную, шагал в спортивном строю, или танцевал на дискотеке, что исполняется музыкальное произведение? Конечно, никто. Но они всегда рядом с нами — песня, танец и марш.

 

Ведущий 1: Песня

Рождение песни издавна было связано с жизнью людей, их трудовой деятельностью, бытом. Песня, как рыдание или смех, отражает состояние человеческой души, поэтому они так разнообразны и многочисленны. Особенность песни — в гармоничном сочетании слов и музыки.

 

Ведущий 2: Танец — одно из древнейших проявлений народного творчества. В ритмическом или плавном движении люди стремились передать свои чувства настроения и мысли. Так появились ритуальные танцы, которые стали непременным атрибутом каждого праздника. Люди танцуют, иногда превращая свой танец в искусство

— балет. Танцуют, участвуя в торжественных церемониях или веселясь в свободные вечера и на праздниках. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца с характерной, присущей ему музыкой. 

 

Ведущий 1: Марш. Французское слово marche означает «ходьба». В музыке так называют пьесы, написанные в чётком, энергичном ритме, под который удобно маршировать. Хотя марши отличаются друг от друга, их объединяет одно: марш всегда пишется в чётном размере – на две или четыре четверти, чтобы идущие не сбивались с ноги.

 

                           2 тур «Три кита»

1. «Свадебный марш» Мендельсона.

2. Е. Дога. «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

3. В. Моцарт. «Колыбельная».

4. М. Глинка. «Полька».

5. П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков».

 

                       3 тур «Назови героя и мультфильм»  (Слайд  5)

  1. «Человек собаке друг» сл. М.Либин, муз. В.Комаров («Бобик в гостях у Барбоса»)
  2. «А всё чаще замечаю…» сл. Э.Успенский, муз. Е.Крылатов (Кот из «Простоквашино»)
  3. «Ведь я не боюсь никого, ничего» сл. Ю.Энтин, муз. Г.Гладков (Трубадур «Бременские музыканты»)
  4. «Это ж надо влюбиться в царскую дочь» сл. Ю.Энтин, муз. М.Дунаевский (Иван «Летучий корабль»)
  5. «В каждом маленьком ребёнке» сл. Г.Остер, муз. М.Меерович (Осторожно, обезьянки»)
  6. «Хорошо бродить по свету» сл. В.Шульжик, муз. В.Львовский (Поросёнок «Неуловимый Фунтик»)
  7. «По синему морю» сл. Д.Непомнящий, муз. В.Шаинский («Мама для мамонтёнка»)
  8. «Айсберг» сл. Л.Козлова, муз. И.Николаев (Заяц «Ну, погоди!»)
  9. «А я не хочу по расчёту» сл. Ю.Энтин, муз. М.Дунаевский (Забава «Летучий корабль»)
  10. «Песня Василисы» сл. А.Боярский, муз. М.Чертищев (Василиса «Иван царевич и Серый волк»)

 

Ведущий 2: Первоначальное название саксофона — мундштучный офиклеид. Именно таким словосочетанием окрестил его изобретатель Адольф Сакс. Саксофоном же данный музыкальный инструмент назвал композитор Берлиоз (хороший друг Адольфа) спустя пару лет после его появления. Это название короче, логичнее и проще, поэтому именно оно и прижилось.

Ведущий 1: Современное название сборников песен — альбомы — своими корнями уходит во времена первых пластинок, которые были настолько толстыми, что умещали на одной своей стороне всего несколько минут музыки, из-за чего целые концерты приходилось продавать на нескольких пластинках. Пластинки эти для лучшей сохранности помещались в специальные альбомы, чем-то напоминающие современные фотоальбомы. Времена изменились, сегодня на один носитель можно записать сразу несколько концертов, но название уже никто не стал менять.

 

Ведущий 2: Классическую семиструнную гитару в нашей стране нередко называют цыганской. Во всем же мире ее второе название — «русская» гитара. Дословный перевод названия инструмента «фортепиано» звучит как «громко и тихо».

 

                            4 тур «Музыкальные слова»   (Слайд  6)

Ведущий 1: Для участия в этом туре вам достаточно знать названия нот, составляющих всем известную гамму: до. ре. ми, фа. соль, ля. си. Но, как ни странно, вам понадобится знакомство с животным и растительным миром.

1. Назовите животное, в названии которого есть нота «ре».

(Черепаха)

2. Назовите растение, в названии которого есть нота «соль» и еще одна нота. (фасоль)

3. Назовите птицу и цветок, в названиях которых есть нота «си».

(Синица, сирень)

4. Назовите птицу и растение, в названиях которых есть нота «до».

(Удод, подорожник)

5. Назовите птицу, в названии которой есть нота «фа» (фазан, дрофа)

6. Птица, в названии которой нота «ми». (фламинго)

7. Трепетное животное, в названии присутствует нота «ля». (косуля)

8. В названии какой птицы поселилась нота «ля»? (цапЛЯ)

9.Растения, в которых спрятались ноты:

«до» - помиДОр

«ре» - РЕдис, пеРЕц

«ми» - жасМИн, Мимоза. МИндаль

«фа» - ФАсоль

«соль» - фаСОЛЬ

«ля» - земЛЯника

«си» - ваСИлёк

 

                             

                                 5 тур «Угадай фильм»   (Слайд 7)

  1. «Весь покрытый зеленью, абсолютно весь» сл. Л.Дербенев, муз. А.Зацепин («Бриллиантовая рука»)
  2. «Маруся» сл. Л.Дербенёв, муз. А.Зацепин («Иван Васильевич меняет профессию»)
  3. «Постой паровоз, не стучите колёса» сл. Народ., муз. А.Зацепин («Операция «Ы» и другие приключения Шурика)
  4. «Где- то на белом свете» сл. Л.Дербенёв, муз. А.Зацепин («Кавказская пленница»)
  5. «В юном месяце апреле» Сл. Ю. Энтин, Муз. Е. Крылатов («Приключения Электроника»)
  6. «Леди Совершенство» сл. Н.Олев, муз. М.Дунаевский («Мэри Поппинс, до свиданья!»)
  7. «Разговор со счастьем» сл. Л.Дербенёв, муз. А.Зацепин («Иван Васильевич меняет профессию»)
  8. «Какое небо голубое»сл. Б.Окуджава, муз. А.Рыбников («Приключения Буратино»)
  9. «Если б я был султан» сл. Л.Дербенёв, муз. А.Зацепин («Кавказская пленница»)
  10. «Три белых коня» сл. Л.Дербенёв, муз. Е.Крылатов («Чародеи»)

 

Ведущий 1: В Японии и Южной Корее есть музыкальные дороги с бороздками разной глубины и разным удалением друг от друга. Проезжая по этим бороздкам на определенной скорости, колеса машины вибрируют, что в салоне воспринимается не как вибрация, а как музыка, причем не хаотическая, а настоящая мелодия.

 

Ведущий 2: Для чего нужны такие дороги? В Японии ими привлекают туристов, в Южной Корее они являются одним из лучших способов не дать водителям уснуть на особо длинных и монотонных шоссе.

 

               6 тур «Мир песнями раскрасим и цветами»

1. Песня про туман необычного цвета («Сиреневый туман»)

2. В какой цвет ребенок выкрасил небо, море, зелень, верблюда и даже маму («Оранжевое песня»)

3. Какой цвет окраса обрек кота на невеселую жизнь в этой веселой песне? («Черный кот»)

4. В этой песне лист очень кудрявого дерева именно зелёного цвета, а сам герой влюблен и смущен? («Клён кудрявый»)

5. А в какой песне все очень ярко окрашено в этот цвет и иней, и небо, и звезда? («Синий иней»)

6. Песня о птице, которая вьётся и жаждет добычи. «Черный ворон»)

7.Песня про тюльпаны цвета запоздалой утренней звезды, которые не предвещали героине ничего хорошего («Жёлтые тюльпаны»)

8. Песня о цветах, которые несет герой своей однокласснице Светке на день рождение («Розовые розы»)

9. За редкой птицей какого цвета гоняются охотники за удачей? («Синяя птица»)

10. Луна, какого цвета особенно любила героя этой песни? («Голубая луна»)

Ведущий 1: Аккордеон является разновидностью гармоники. Изобретен в Берлине в 1822 г. С одной стороны у этого инструмента находятся клавиши, как у пианино.

Ведущий 2: Валторна - дословный перевод названия этого медного духового инструмента - лесной рог. Предком инструмента был охотничий рог, в который трубили. Для того, чтобы звук был слышен на далеком расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было удобно, его приспособились «скручивать». В 1664 году французский композитор Жан Батист Люлли впервые ввел этот инструмент в оркестр.

Ведущий 1: Тромбон. Этот инструмент возник в XV веке из трубы: ее сильно удлинили, сделали выдвигающуюся трубку-кулису. Этот инструмент занимает одно из известных мест в группе медных духовых. Очень удается этому инструменту героические, трагические мелодии. 

         7 тур «Угадай музыкальный инструмент»

 На каком инструменте играл:

Садко – гусли

Незнайка – труба

Кот Леопольд – гитара

Лель – свирель

Шерлок Холмс – скрипка

Крокодил Гена – гармошка

Винни Пух – барабан

Волк из «Ну, погоди!» - гитара

Папа Карло – шарманка

Дополнительно:

  1. «Ах, почему был светофор зелёный» сл. Н.Зиновьев, муз.Р.Паулс   (Волк «Ну, погоди!»)
  2. «Мы бандито, гангстерито» сл. Ю.Энтин, муз. Г.Гладков («Приключения капитана Врунгеля»)
  3. «Голубой вагон» сл. Э.Успенский, муз. В.Шаинский («Гена «Старуха Шапокляк»)
  4. «Я иду и пою обо всём хорошем» сл. А. Хайт, муз. Б. Савельев («Леопольд «Лето кота Леопольда»)
  5. «Погоня» сл. Р.Рождественский, муз. Я.Френкель  («Новые приключения неуловимых»)
  6. «Александра» сл. Ю.Визбор, муз. С.Никитин («Москва слезам не верит»)
  7. «Пора пора порадуемся» сл.Ю.Ряшенцев, муз. И.Дунаевский («Д*Артаньян и три мушкетёра»)
  8. «Смуглянка» сл. Я.Шведов, муз. А.Новиков («В бой идут одни старики»)
  9. «Не думай о секундах свысока» сл. Р.Рождественский, муз. М.Таривердиев, («17 мгновений весны»)

10.«Ваше благородие, госпожа удача» сл. Б.Окуджава, муз. И.Шварц («Белое солнце пустыни»)

 

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое музыкальное занятие по ознакомлению с нотной грамотой "Музыкальная шкатулка"

Занятие построено на  ознакомлении с нотной грамотой и формировании ладового чувства с дошкольниками старшего возраста...

Конспект занятия по музыкальной деятельности для детей старшей группы "Музыкальная шкатулка"

Занятие по музыкальной деятельности составлено для детей старшего дошкольного возраста с целью развития музыкальных способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности....

«Музыкальная шкатулка» (открытое музыкальное занятие для детей старшей группы)

Формировать представления о ладе в музыке; Учить слушать музыкальные произведения; Развивать творческую фантазию и воображение....

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка»

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка»(направленный на развитие музыкальности дошкольников) ЦЕЛЬ: Отработка тво...

Сценарий проведения музыкального конкурса «Музыкальная шкатулка»

Поселилась красота в сердцах навек,Восхитительна и радужна она.Даже если за окном то дождь, то снег,Здесь у каждого в душе живет весна.Потому что люди верят в сказки снов,Их сердцам всегда уютней и те...

Конспект музыкального занятия "Музыкальная шкатулка" вторая младшая группа

Конспект музыкально-ритмического занятия во в торой младшей группе на тему "Музыкальная шкатулка"...