Проект "Русские народные промыслы"
методическая разработка (старшая группа)
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Русские народные промыслы» Цель проекта: Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста об особенностях народных промыслов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkie_narodnye_promysly.docx | 32.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №1
Выборгского района Санкт-Петербурга
Проектная деятельность
с детьми старшего дошкольного возраста
«Русские народные промыслы»
(Используемые образовательные технологии: проектная деятельность, личностно-ориентированные, игровые.)
Автор-составитель:
Карташова Светлана Геннадьевна
Воспитатель
2021
Санкт - Петербург
Актуальность проекта
Декоративно-прикладное искусство – неотъемлемая часть культуры нашей страны. Как всякое большое искусство оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Актуальность проекта заключается в необходимости формирования и развития у детей значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания духовно богатой личности.
Цель проекта:
Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста об особенностях народных промыслов.
Задачи:
1.Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов, процессом изготовления игрушек, предметов быта, основными элементами декоративной росписи.
2.Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам народного декоративно-прикладного искусства.
3. Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности.
4.Формировать нравственно-патриотические чувства у детей: любовь к родине, гордость за ее достояние, уважение к культуре своего народа, труду народных мастеров.
5.Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям декоративно-прикладного искусства, творческое воображение, зрительную память, чувство формы, ритма, симметрии.
6.На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности, специальные художественные способности – творческое воображение, зрительную память, чувство формы, цвета, ритма, симметрии, композиции.
Паспорт проекта
Проблема | У детей старшего дошкольного возраста недостаточно знаний о народных мастерах, истории народной игрушки, особенностях декоративно-прикладного искусства. |
Тип проекта | Творческий, информационно-познавательный |
Вид проекта | групповой |
Образовательные области | Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. |
Период (продолжительность) Этапы реализации | Продолжительность проекта: Краткосрочный октябрь - декабрь 1 этап – подготовительный - Подготовка наглядных и дидактических материалов - Подбор познавательной литературы. - Разработка мероприятий работы с детьми. - Подготовка информационного материала для родителей. 2 этап – деятельный Работа с детьми по образовательным областям 3 этап – заключительный Создание выставки «Народное искусство России» |
Ожидаемые конечные результаты: для детей для педагогов для родителей | Формирование устойчивого интереса к предметам декоративно-прикладного творчества, расширение и обогащение знаний детей о народных промыслах, умение сравнивать предметы знакомых видов искусства, выделять особенности, называть средства выразительности. Развитие творческих способностей детей, поисковой деятельности; сближение педагогов с родителями, как партнеров по воспитанию детей. Активное включение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом. |
Участники проекта | Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели |
Презентация проекта | Выставка продуктов детской деятельности Выставка предметов декоративно-прикладного искусства |
Паутинка по проекту
ОО «Познавательное развитие» Беседа «Синие узоры на белом поле» (о гжельских мастерах) НОД «Свойства сухой и влажной глины» Беседа «Чем знаменито Дымково?» | ОО «Речевое развитие» Чтение: В. Набоков «Хохлома» П. Синявский «Хохломская роспись» Е. Никонова «Узоры Гжели» А. Дьяков «Веселая дымка» Чтение стихов: Л. Куликова «Городец», «Золотая хохлома» Е. Никонова «Узоры Гжели» «Дымковская игрушка» «Золотая хохлома» В. Бочков «Хохлома» Л. Андреева «История промысла» А. Дьяков «Веселая дымка» С. Маршак «Мы на ярмарке были» Разучивание пословиц и поговорок, в которых говорится о труде мастеров народных промыслов. Чтение и заучивание стихов, загадывание загадок | ОО «Художественно-эстетическое развитие» Лепка дымковской игрушки «Конь» Аппликация «Чудо-хохлома» Рисование «Синие узоры на белом поле» (рисование посуды, украшенной гжельскими узорами) Слушание русской народной мелодии «Коробейники» |
ОО «Социально-коммуникативное развитие» Беседа «Ремесла на Руси» Д/и «Ремесла на Руси» «Составь узор» «Из-за леса, из-за гор» «Угадай, какая роспись» «Разрезные картинки» «Найди правильно» «Обведи и раскрась» Собери целое» Викторина «Ярмарка народных умельцев» С/р игра магазин «Народные промыслы» | ОО «Физическое развитие» Физ. минутка «Матрешка» Пальчиковая игра «Дымковские барышни» | Формы взаимодействия с семьей Памятка для родителей «Декоративно-прикладное искусство – как средство нравственно-патриотического воспитания» Привлечение родителей к сбору материала для оформления выставки «Народные промыслы» Рекомендации родителям по домашнему чтению литературы по теме «Народное творчество» |
Этапы работы над проектом
Этап работы задачи | Формы работы |
1 этап – подготовительный - Заинтересовать и увлечь детей, развить желание больше узнать о декоративно-прикладном искусстве России. - Ориентировать на работу по изучению и обобщению материалов содержащихся в разных источниках |
|
2 этап – основной |
|
3 этап – Создание выставки «Декоративно-прикладное искусство» |
Приложение
Дымковская игрушка
Стихи о Гжели
В тихом Подмосковье Речка Гжелочка бежит. Вдоль этой речки Деревенька стоит. Заросли ивы вдоль речки бегут. Умельцы в той деревеньке живут. Расписную посуду они мастерят. Синим по белому чудо творят. | Есть в Подмосковье такое местечко Белая рощица, синяя речка. В этой негромкой российской природе Слышится эхо волшебных мелодий. И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра слышней; Расцветает Гжель васильковая, Незабудковая Гжель... |
Сине-белая посуда, Расскажи-ка, ты откуда? Видно издали пришла И цветами расцвела: Голубыми, синими, Нежными, красивыми. | |
Стихи о хохломе | |
Посуда наша для щей и каши Не бьется, не ломается, Порчи никакой не подвергается А вот плошка, налей окрошку, Возьми ложку, хлебай понемножку. Кому посуда для кашки, окрошки? Чудо-блюдо да чашки, ложки? — Откуда посуда? — К. Вам приехала сама Золотая Хохлома! | Хохломская роспись, алых ягод роспись, Отголоски лета в зелени травы! Рощи, перелески, шелковые всплески, Солнечно-медовой золотой листвы! Роспись Хохломская словно колдовская, В сказочную песню просится сама И нигде на свете нет таких соцветий Всех чудесней наша Хохлома. |
Физ. минутка «Матрешка»
Мы весёлые Матрёшки – (руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку)
Ладушки, ладушки – (хлопки в ладошки)
На ногах у нас сапожки – (поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги)
Ладушки, ладушки – (хлопки в ладошки)
В сарафанах наших пёстрых – (имитация держания за подол сарафана)
Ладушки, ладушки – (хлопки в ладошки)
Мы похожи, словно сёстры – (держаться за воображаемые концы платочка и приседают)
Ладушки, ладушки – (хлопки в ладошки)
Пальчиковая игра «Дымковские барышни»
Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские Щеголихи слободские Кумушки посадские | Попарно поочередно загибаем большие пальцы, указательные… |
Наши руки крендельком, | Большие пальцы перекрестить, указательные «встретить» ногтями – «кренделек» |
Щеки будто яблочки. | Сделать из рук надутый шарик – «яблочко» |
С нами издавна знаком | Сгибать все пальцы по очереди попарно: большой «кланяется» большому, указательный – указательному… |
Весь народ на ярмарке. | Перекрест пальцев, пожатие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»
Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...
Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...
Обобщающее занятие по теме: «Народное творчество» «Ярмарка народных промыслов»
Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах, о хохломской, дымковской, филимоновской, гжельской, каргопольской и русской матрешках.Продолжать развивать художественный вкус у детей. Воспит...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...