программа самообразования
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Крепыш»
Программа самообразования
воспитателя Антоненко Юлии Сергеевны
на период с 2022- 2025
Мегион 2022 г.
Тема: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Социально-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Материальные ценности преобладают над духовными, и мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.
Дошкольный возраст наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. У них формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им.
Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Художественная литература, давая познание действительности, расширяет кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, отклик, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей. Но самое главное, основная функция художественной литературы — это формирование у людей глубоких и устойчивых обобщенных «теоретических» чувств, побуждающих их продумывать, выкристаллизовывать свое мировоззрение, определяющих это мировоззрение, превращающих его в действенную силу, направляющую поведение личности. Знакомясь с художественной литературой, дошкольники узнают о таких нравственных понятиях, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, сочувствие, сострадание.
Художественное слово является действенным средством воспитания моральных качеств личности. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы по нравственному воспитанию детей, средствами художественной литературы.
Цель: Повышение педагогической компетенции в вопросе социально- нравственного воспитания дошкольников.
Задачи:
- Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
- Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
- Изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по педагогической проблематике.
- Поиск эффективных формы форм работы с родителями по социально-нравственному воспитанию
Основные направления реализации программы.
- Расширение образованности.
- Повышение педагогической компетентности.
- Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).
- Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
- Участие в различных конкурсах.
- Транслирование опыта практических результатов в педагогическом сообществе.
- Самостоятельный поиск педагогической информации в системе Интернет.
- Посещение музеев, выставок, театров, с целью саморазвития и расширения кругозора, роста педагогической компетентности.
Ожидаемые результаты.
- повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
- Оформление собственных методических наработок.
- Повышение квалификации.
- Разработка и проведение открытых мероприятий;
- Систематизация и представление в педагогическом сообществе опыта работы по социально -нравственному воспитанию дошкольников средствами художественной литературы.
Этапы реализации Программы:
2020-2021 год
- Изучение методической литературы по данной теме. В течении года
- Изучение опыта по данной теме, В течении года
представленного в интернет- сообществе.
- Составление перспективного плана работы с детьми Октябрь
- Подбор художественной литературы,
иллюстрированного материала. Создание
картотеки сказок для работы с детьми Ноябрь- декабрь
- Подбор дидактического материала по данной теме В течении года
- Разработка плана работы с семьей по проблеме
социально-нравственного воспитания
дошкольников средствами художественной литературы Январь
- Составление плана работы с социальными партнерами Февраль
- Создание предметно развивающей среды по данной теме В течении года
2021-2022 год
- Анкетирование родителей по данной теме Сентябрь
- Проведение родительских собраний Октябрь, март
- Освоение различных методов и приёмов
в работе с детьми по данной теме В течении года
- Участие различных конкурсах В течении года
- Работа с социальными партнерами В течении года
- Реализация проекта по данной теме В течении года
- Пополнение предметно развивающей среды
по данной теме В течении года
2022-2023 год
- Обобщение и систематизация материалов по
социально-нравственному воспитанию
дошкольников средствами художественной
литературы Сентябрь – ноябрь
- Распространение педагогического опыта в
сетевом педагогическом сообществе,
на сайте ДОУ в сети Интернет,
педагогических советах В течении года
- Участие различных конкурсах В течении года
- Работа с социальными партнерами В течении года
- Реализация проекта по данной теме В течении года
- Пополнение предметно развивающей среды
по данной теме В течении года
- Анализ и оценка достигнутых изменений
профессиональных качеств. Апрель- Май
Перспективный план работы с детьми и их родителей
на три учебных года 2022- 2025.
2022-2023 год
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
ноябрь | Беседа с детьми на тему «О чем нам говорят книги» Просмотр видео «Что такое библиотека» Чтение воспитателем произведение В.Осеева «Волшебное слово» | Родительское собрание на тему «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы» |
декабрь | Чтение и беседа по прочитанным произведениям Я. Аким «Первый снег», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка» | Памятка для родителей «Есть много способов, чтобы расширить мир вашего ребенка. Любовь к книгам – лучший из всех.» |
январь | Чтение и беседа по прочитанным произведениям Н. Некрасов «Мороз – воевода» В. Бианки «Бесплатные столовые» | Совместное чтение ребенка и родителя произведения «Мы кормушку смастерили» З. Александрова. |
февраль | Экскурсия в библиотеку. Просмотр и беседа мультфильма «Мешок яблок» В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» | Совместное творчество ребенка и родителя рисунок добрых дел из понравившегося произведения. |
март | Чтение худ. литературы и беседы по прочитанному с Батюшкой | Пополнение предметно развивающей среды, изготовление масок. |
Апрель- май | Просмотр детского театра по произведению «Муха- цокотуха» | Проектная деятельность на лето «Узнаю хорошее из книги- делаю это в жизни» |
2023-2024 год.
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь-октябрь | Мониторинг Чтение и беседа по прочитанным произведениям С. Михалков «Осень в лесу» А. Мусатов «Откуда хлеб пришел» | Анкетирование родителей по данной теме Родительское собрание. Защита летних проектов «Узнаю хорошее из книги- делаю это в жизни» |
ноябрь | Чтение и беседа по прочитанному произведениям Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?» К. Ушинский «Коровка» | Совместное творчество ребенка и родителя, полюбившиеся животные из произведений (почему) Совместная деятельность родителя, ребенка и воспитателя в создании альбома «Вот такие, герои полюбившихся книг» |
декабрь | Просмотр спектакль детского театра «Очень хитрая лиса» Участие в олимпиадах и конкурсах. | Консультация для родителей «Как приобщит детей к театру» |
январь | Чтение и беседа по прочитанному произведениям А. Фомин «Подружки». Е. Зайцев «Уроки Айболита» | Совместное чтение ребенка и родителя произведения З. Александрова «Птичья елка» |
февраль | Чтение и беседа по прочитанному произведениям З. Александрова «Дозор» А. Барто «Есть такие мальчишки» | Совместное чтение ребенка и родителя произведения В. Маяковский «Вот какой рассеянный», |
март | Чтение стихотворений Югорских писателей. | Родительское собрание |
Апрель- май | Участие в олимпиадах и конкурсах. Чтение и придумывание загадок, скороговорок, считалок. | Семейная игра квест «По мотивам сказок» |
2024- 2025 год.
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь- октябрь | Мониторинг Участие в олимпиадах и конкурсах | Родительское собрание Пополнение предметно развивающей среды. |
ноябрь | Чтение и беседы по прочитанным произведениям Я. Таяц «Моя мама пахнет хлебом» Ш. Галиев «Три копейки на покупку» | Совместная деятельность по проектной работе. |
декабрь | Чтение и придумывание загадок, скороговорок, считалок. Игра- батл (по загадкам, скороговоркам, считалкам) | Защита своих проектов. |
январь | Участие в олимпиадах и конкурсах Чтение и беседы по прочитанным произведениям М. Пришвин «Лесные хоромы» С. Козлов «Зимняя сказка» | Совместная работа ребенка, родителя и воспитателя в создании альбома «Стихи и рассказы о красоте и богатстве Югорского края» |
февраль | Заучивание и проигрывание сценок из произведений, про добро и зло, любовь, дружбу. Показ- выступление перед другими группами. | Совместная творчество родителя и ребенка, создание элементов декора, масок, инвентаря. |
март | Чтение и беседы по прочитанным произведениям Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно» | Родительское собрание |
Апрель-май | Проигрывание понравившихся сценок из произведений. Участие в олимпиадах и конкурсах. Мониторинг | Совместное творческая работа родителя и ребенка, проигрывание сценок из произведений. |
Список литературы:
Космачева, М. Н. Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста / М. Н. Космачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 35 (169). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/169/45516/ (дата обращения: 28.11.2021).
Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. Методическое пособие. ФГОС/ Р. С. Буре. М.: «Мозайка-Синтез», 2015.
Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм.// Дошкольное воспитание. — 2006. № 10. С. 82–85.
Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. — М.:ТЦ Сфера, 2013.
Николаева И. А. Семья как социокультурная среда развития ребенка [Электронный ресурс] / http://www.maam.ru/detskijsad
Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования учителя-логопеда "Дизартрия: стертые или минимальные формы её проявления"
Программа самообразования расчитана на 2 года....
Программа самообразования на тему «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста»
представлена программа самообразования на тему "Развитие счетной деятельности через игровые приемы у детей дошкольного возраста". Самообразование - одна из форм повышения профессиона...
программа самообразования по нравствеено-патриотическому воспитанию дошкольников.
В материале отражен план самообразования по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента....
Программа самообразования воспитателя
Программа самообразования по теме "Эксперементално-опытническая деятельность детей старшего дошкольного возраста"...
Индивидуальная программа самообразования на тему:«Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста»
Индивидуальная программа включает в себя цель, задачи по самообразованию, план мероприятий по данной теме и отчёт работы за год....
Программа самообразования на 2015-2017 год по теме «Здоровьесберегающие игровые технологии как средство формирования валеологической культуры детей»
Содержит план работы по самообразованию. Актуальность выбранной темы. Этапы работы....
Программа самообразования по теме "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"
Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через театрализованную игру, музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....