Статья на тему: «Музыкальная деятельность как средство формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников».
консультация

Брюнеткина Светлана Владимировна

Статья на тему :"Патриотическое воспитание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_patrioticheskoe_vospitanie_bryunetkina_s.v.docx16.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Музыкальная деятельность как средство формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников».

Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является патриотическое воспитание, базой формирования которого есть глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Посредством музыкального воспитания осуществляется приобщение детей к истории Родины, духовно-нравственным традициям, формируются волевые качества у детей. Ведь именно музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.

Формирование нравственно - патриотических качеств в нашем детском саду проходит через различные формы работы с детьми: музыкальные занятия, праздники, развлечения, самостоятельную деятельность, конкурсы, направленные на познание культуры своего народа, народов своего края, позволяющие сделать педагогический процесс более ярким, эмоциональным, запоминающимся и познавательным.

В  ходе  работы  по  патриотическому  воспитанию  решаются  такие  задачи,  как:

1)        формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;

2)        воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

3)        воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;

4)        воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, фольклором, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах, развлечениях  и при участии в народных праздниках:  «Осенины», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица (праздник березки)».

Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видеозаписи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор».

Также используется музыка при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» – самое прекрасное слово на земле. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

Знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать, где они родились и живут в настоящее время. На музыкальных занятиях, развлечениях и традиционном  празднике «День города» дети узнают, чем славен наш город Миньяр, о его достопримечательностях, памятниках, героях, исполняют стихи.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Особое значение в рамках нравственно- патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Чувство патриотизма проявляется в умении детей дружески взаимодействовать друг с другом, в проявлении желания помочь, поддержать друг друга, сделать общее дело. Сформировать доброжелательное отношение к взрослым и детям мне помогают совместные спортивные праздники, «День защиты детей» и др.

В продолжение темы о защитниках Отечества на особом месте стоит тема Великой Отечественной войны. Накануне Дня Победы проводится цикл занятий «Великие песни - Великой войны», посвященных этому празднику. На занятиях к праздникам «День народного единства», «День Победы», «День защитников Отечества» воспитываются в детях отзывчивость, готовность защищать свою Родину. Ведь именно праздники – самый благодатный способ нахождения эмоционального отклика детей. Ярко, образно, эмоционально, доступно по содержанию раскрываем детям величие, значимость подвига советского народа.  

Решение задач по патриотическому воспитанию дошкольников - процесс длительный и сложный. Положительный результат достигается только в совместной, систематической работе всех педагогов ДОУ. Всем нам очень хочется заглянуть в будущее, чтобы увидеть наших детей счастливыми, добрыми, уважаемыми  людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

В данной статье представлен один из подходов к работе  по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; рассказано об эффективности такой формы работы как досуговая деят...

Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.

Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников...

Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы музыкального руководителяХарламовой Виктории Александровны по теме: "Культурно-досуговая деятельность как средство  формирования нравственно-патриотических качеств  у д...

«Культурно - досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста».

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перем...

Консультация для педагогов "Театр - как средство формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Театр, важный фактор патриотического воспитания личности ребенка. Он воздействует на эмоциональную сферу ребенка и меняет его внутренний мир. Поэтому театр можно использовать как средство в формирован...

«Народная культура - как средство формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников»

                                   Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это довольно длите...