Тема: «Работа с детьми и родителями по формированию ценностей семьи»
статья (младшая группа)
Актуальность Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально – исторического опыта и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка. Учитывая это можно с полным правом считать, что семья была и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Но у детей в дошкольном возрасте, и особенно в младшем дошкольном возрасте, нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи. Формирование ценностей семьи очень важная задача воспитания детей, ведь именно в дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций. Родители иногда недооценивают значимость семейных традиций. Как и на чем строится семья? На понимании, любви, взаимной поддержке, уважении друг к другу – вот это всё вместе взятое и ещё на многое другое, называется одним словосочетанием – семейные ценности! Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для ее членов во всех поколениях, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Семейные ценности - это не только семейные праздники, не только взаимопомощь и поддержка между членами семьи, не только традиционные увлечения и хобби, это гораздо большее. Это внутренняя культура семьи: великодушие, снисходительность, уступчивость, доброжелательность, то есть все то, без чего невозможно существование семьи. Ребенок счастлив в семье, где доброжелательная обстановка, взаимоотношения построены на положительных эмоциях. Это то, что можно назвать семейным очагом, который собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами. Недаром замечательный отечественный педагог А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем!». Ощущение ребёнком счастья в семье - это тоже непревзойдённая семейная ценность, которую нужно сохранять и поддерживать. Главное же во взаимосвязи «семья - дошкольное учреждение» это личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. В современное время актуальной проблемой является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. Как привлечь родителей к непосредственному участию в воспитательно-образовательном процессе? Как сделать их партнёрами, сообщниками в вопросах воспитания их ребёнка? На эти вопросы мы активно ищем и находим ответы. Этому и посвящен опыт моей работы. Цель: формирование у дошкольников и их родителей ценностей семьи.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять и обобщать знания детей о семье, близких и дальних родных, их взаимоотношениях;
2. Углублять знания о профессиях членов семьи; понимать значение труда взрослых, особенностях их профессиональной деятельности;
3. Показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;
4. Формировать базовые представления о семье, о членах семьи и их роли;
Воспитательные:
1. Формировать основы нравственных качеств: умения проявлять заботу о своих близких и оказывать посильную помощь;
2. Формировать у родителей и детей умение общаться на основе сотрудничества,
чувства семейной сплоченности;
3. Воспитывать любовь, уважение и доверие к близким людям, чувство взаимопомощи в семье;
Развивающие:
1. Развивать интерес к истории своей семьи и сохранению семейных традиций;
Когда ребенок впервые приходит в детский сад мы (дети, педагоги и родители) мало знаем друг о друге. А нам вместе предстоит прожить много интересных, насыщенных дней. На этом этапе знакомства нам важно было показать, что в детском саду живётся весело и дружно; и что воспитание ребёнка - это дело педагогов и родителей, которое с самого начала нужно делать сообща. В процессе разработки темы «Работа с детьми и родителями по формированию ценности семьи», мною были собраны из разных литературных источников и разработаны технологии, способствующие повышению и закреплению ценностей семьи. В начале своей профессиональной деятельности я работала с детьми подготовительной группы. Для сближения семьи и детского сада я, вначале вместе со сменным воспитателем (воспитателем – наставником), а затем и самостоятельно использовала различные формы работы по формированию семейных ценностей: - Проводились конкурсы совместных поделок родителей и детей, например, «Золотая осень», «Зимушка – зима», «Варежка для профессионала» и другие - Выставки: «Народные промыслы», экспонаты на которую собирали в семьях воспитанников; «Ко дню Победы» в память о своих дедах и прадедах, победивших в Великой отечественной войне.; - На открытое занятие, посвященное снятию блокады в Ленинграде» мы пригласили ветеранов войны и блокадников – дедушек и бабушек и даже прадедушек и прабабушек наших воспитанников. Дети вместе с гостями кушали «блокадную» пайку хлеба и запивали ее водой. И вместе со взрослыми некоторые дети не могли сдержать слез. - Успешно проходили мастер - классы с родителями «Вышивка гладью», «Роспись яиц». - На каждый праздник дети заранее готовили подарки для родителей своими руками - это были небольшие вышитые нитками мулине картины: «Елочка», «Сердце», «Машина», «Киска», «Облако». Или коллективная аппликация «Хоровод на День рождения»- симметричное вырезание из бумаги. - В подготовительной группе стало традицией к праздникам дети вместе с родителями готовили семейные номера: «Песня под гитару с папой», «Танец с мамой», «Разыгрывание сценок детей и родителей», «Фокусы». Это создавало особенную эмоциональную атмосферу между родителями и детьми. В данный момент я работаю в младшей группе третий год подряд. С малышами методы и формы взаимодействия ограничены, но мы нашли эффективную, на наш взгляд, форму взаимодействия – каждый год мы проводим праздники: «День Матери» и «День Отца», в которых принимает активное участие педагог – психолог нашего детского сада. Празднование Дня Матери уходит своими корнями в глубину веков. В этот день дети дарят матерям и бабушкам цветы и подарки. Взрослые дети навещают своих мам в этот день или поздравляют по телефону, если живут далеко от родителей.
Ну а малыши с папами устраивают праздник дома, помогают маме. У нас в России начали традиционно отмечать праздник «День Матери» не так давно. В этот праздник чествуется одна из самых главных женских ролей - роль Матери. Праздника «День Отца», к сожалению, официально нет в нашем календаре, но мы его отмечаем. На этом празднике папы - активные участники, они вместе с детьми играют в игры, делают поделки, танцуют и слушают песню в свою честь.Театрализованные сказки «Знаешь, как я тебя люблю?» С.Макбратни и «С кем мне всегда хорошо» немецкая сказка в пересказе Т.Мурашовой; являются неотъемлемой частью праздников. Конечно, мы с детьми готовимся заранее: - Изготавливаем стенгазеты «Фотопортреты мам», «Что мы делаем вместе с папой». - Беседуем на темы: «Моя семья»; «Мои мама и папа» (расширение представления детей о родителях); «Кем работают наши мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии); говорим о том, чем занимается каждый член семьи. Беседуем на темы: «Кто я?», «С кем я живу» - Разучиваем стихотворения о маме, бабушке, о папе, о дедушке.
- Встречаемся с родителями с целью сотрудничества на празднике. - Изготавливаем подарочные открытки.
Мероприятия проходят на хорошем эмоциональном подъеме, весело и непринужденно. Родители оставляют приятные отзывы о праздниках. В младшей группе в прошлом учебном году был разработан проект на тему: «Мой папа защитник». Тема проекта актуальна: Когда семейные ценности претерпевают изменения, теплые эмоциональные отношения часто уступают агрессии и насилию. Одна из задач дошкольного воспитания «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Тема особенно актуальна в наше время еще и потому, что отец является защитником и главой своей семьи. Он пример, на основе которого складывается образ отца в сознании ребенка. Это в идеале, но на практике в некоторых семьях роль отца, как защитника семьи снижена, поэтому мы решили подчеркнуть эту сторону отцовства в нашем проекте. Отец играет немаловажную роль в жизни ребенка: учит его адаптироваться к серьезным жизненным испытаниям, предает уверенность, оказывает эмоциональную поддержку. Мальчиков отец учит быть настоящим мужчиной. Роль папы в воспитании дочери особенно важна, ведь мужчины в разных качествах будут присутствовать в жизни девочки постоянно (муж, сын, начальник, друг и т.д.). Интуитивно дочь будет выбирать себе партнера такого же, как отец. Так же отцам необходимо помнить, что от их отношения к детям зависит успех в будущем ребенка: удачи в общении с окружающими. Ненавязчиво мы учим отцов любить своих детей, уделять им как можно больше внимания, оказывать эмоциональную поддержку. Ведь только отцовская любовь оставит в памяти ребенка благоприятные воспоминания, которые он спроецирует в будущем, когда будет создавать свою семью.
Цель проекта: приобщение родителей к участию в жизни детского сада и интересам ребенка. Формирование у детей семейных ценностей в общении с папой.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к отцу.
- Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях, в художественном творчестве.
Развивающие:
- Развивать желание у отцов к совместной игровой деятельности с детьми.
- Развивать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в совместных с папами играх.
- Развивать самостоятельность в использовании приобретенных двигательных и художественно-творческих навыков у детей.
Образовательные:
- Формировать положительный имидж детского сада в сознании родителей
- Способствовать родителям в установлении эмоционально-тактильного контакта с детьми в процессе совместной деятельности.
- Создать у детей и родителей праздничное настроение.
Предмет исследования: образ отца – защитника своей семьи.
Предполагаемый результат: о формление выставки работ и стенгазеты «Наши папы»
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Предполагаемый результат:
- Учимся брать позитивный пример «Быть защитником своей семьи» у своих отцов и дедушек.
- Стремление к совершенствованию своих физических качеств, к укреплению здоровья
Продукт проектной деятельности
Продуктивная деятельность: рисование рисунков «Портрет моего папы»;
Выпуск с детьми стенгазеты с фотографиями «Наши папы».
Изготовление подарков для пап и дедушек «Аппликация - кораблики в море».
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
Составление паспорта проекта
Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания стихов
Подбор презентации для просмотра
Подбор сюжетных картинок и иллюстраций
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап. Выполнение проекта
Проведение с детьми бесед о профессиях пап, что я делаю вместе с папой.
Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, досуга «Наши папы».
Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов)
Рассматривание картин, рисование рисунков, выпуск стенгазеты, просмотр мультфильмов и презентаций.
3 этап. Результаты
Подготовка и проведение досуга «Наши папы».
Схема реализации проекта
Виды деятельности:
Речевое развитие
-прослушивание сказки «Знаешь, как я тебя люблю» (С.Макбратни),
- разучивание песни «Мой любимый папа»;
- рассматривание предметных картинок на тему «Профессии».
Социально-коммуникативное развитие
-проведение досуга «Наши папы»,
-беседы с детьми «Моя семья»,
-составление рассказа на тему « Что я делаю с папой» при помощи фотографий.
Художественно-эстетическое развитие
- выставка детских рисунков «Портрет моего папы»
- выпуск с детьми стенгазеты с фотографиями «Наши папы».
- изготовление подарков для пап и дедушек
Познавательная деятельность - организация с. р. и. «Корабль», «Летчики», «Семья».
- д/и «Кто кем работает».
Физическое развитие –
-Хоровод «Машина»,
-игра «Только вместе»,
-пальчиковые игры «Дом для семьи», «Строим дом», «Где твой дом»,
-подвижные и спортивные игры.
Проект успешно был завершен совместным праздником и выпуском стенной газеты. Помимо указанных выше, в работе с детьми младшего дошкольного возраста использую такие формы работы, охватывающие все образовательные области и большинство видов детской деятельности: - Сюжетно-ролевые игры : «Дочки-матери», «Семья», игровые ситуации «У нас гости», «День рождения». - Дидактические игры: «Кто для кого кто?» (закрепление представлений о родственных отношениях в семье); «Найди сходство и различия» (нахождение внешнего сходства и различия со своими родными); «Мамы и детки», «Отгадай по описанию», «Кому что», «Назови правильно». - Пальчиковые игры: «Мы построим дом», «Пирожки для мамы». - Хороводные игры: «А чья мама лучше всех ».
- Показ сказок при помощи игрушек на столе «Знаешь, как я тебя люблю?» С.Макбратни, «С кем мне всегда хорошо» немецкая сказка в пересказе Т.Мурашовой.
- Рассматривание семейных фотографий (расширение представлений о членах семьи – братьях и сестрах, воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу). - Ситуативные разговоры; «Как поиграть тихо, чтобы не разбудить бабушку»; проблемная ситуация «Если дома кто-то заболел». - Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций по теме «Семья». - Чтение художественной литературы: например, русская народная сказка «Три медведя», стихотворения А.Яковлева «Мама» и Л.Квитко «Бабушкины руки». - Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтёнка», «Разноцветная семейка». - Разучивание песенок для папы «Мой любимый папа» Н.А.Гительсон, для мамы «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку». - Аппликации: «Открытка для мамы», «Кораблик»; Рисование рисунков «Портрет моего папы», «Портрет моей мамы». В работе с родителями я использовала такие формы работы: - Расширение сферы участия родителей в организации жизни группы. - Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей - совместные творческие конкурсы детей и родителей). - Информационно-педагогические материалы (консультации для родителей: «Здоровые дети – счастливые родители», « Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка», «Сказкотерапия для детей», «Как сочинить ребенку сказку»).
- Библиотека для родителей: литература и журналы по психологии и педагогике.
Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что у детей младшего дошкольного возраста повысился уровень представлений о семейных ценностях. По результатам итогового опроса детей выяснилось, что дети могут назвать имена и отчества не только своих родителей, но и бабушек и дедушек, могут сказать, какие они по характеру, чем интересуются и чем любят заниматься. Родители повысили свою компетентность в области организации совместной деятельности с детьми, установления партнерского взаимодействия, учета интересов детей, в организации детского досуга. Стали чаще играть с детьми, заниматься рисованием, совместным конструированием, привлекать детей к совместной посильной трудовой деятельности, т.е. выступать в качестве равноправных партнеров с детьми. Мамы и бабушки чаще стали готовить с детьми выпечку и другие блюда. Папы и дедушки стали больше внимания уделять мальчикам, учить оказывать посильную помощь в бытовой деятельности. Родители стали уделять больше внимания семейным ценностям, знакомить детей с традициями, листать семейные фотоальбомы. У большинство родителей появилось понимание важности совместной деятельности с ребёнком, как фактора развивающего обучения. Детям очень нравятся праздники, в которых участвуют родители. Они вместе играют, поют, танцуют, рассказывают стихи о родителях. После таких праздников родители говорят слова благодарности, они чувствуют положительный эмоциональный подъем настроения. Праздники с совместной деятельностью детей и родителей способствовали созданию доверительных отношений между участниками образовательного процесса и сближению детского сада и дома, созданию благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе. Кроме того, произошли изменения в развивающей предметно – пространственной среде группы: были разработаны картотеки пальчиковых игр о семье. Пополнены с участием родителей атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Доктор», «Парикмахерская», создана картотека песен и мультфильмов о семье. Планируя свою дальнейшую профессиональную деятельность, я предполагаю продолжать формирование семейных ценностей у детей и их родителей, использовать описанные выше формы работы и искать новые. Планирую также активизировать взаимодействие с другими специалистами детского сада, что позволит обогатить работу, сделать ее более интересной.
Список литературы:
- Е. В. Ларечина «Развивающие занятия для родителей и детей»
- Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ.
- Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.
- Каратаева Н.А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста.
- Котельникова Ю.А. Игры для дружной семьи (из опыта работы)
- Кравцова. Е. Восприятие семейных отношений детьми дошкольного возраста
- Мохова Н.И. Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СТАТЬЯ «Работа с детьми и родителями по формированию ценностей семьи» | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида Кировского района Санкт-петербурга
Тема: «Работа с детьми и родителями по формированию ценностей семьи»
Опыт работы воспитателя ГБДОУ №43
Аристарховой Любови Сергеевны
Санкт - Петербург
2018
Актуальность Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально – исторического опыта и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка. Учитывая это можно с полным правом считать, что семья была и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Но у детей в дошкольном возрасте, и особенно в младшем дошкольном возрасте, нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи. Формирование ценностей семьи очень важная задача воспитания детей, ведь именно в дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций. Родители иногда недооценивают значимость семейных традиций. Как и на чем строится семья? На понимании, любви, взаимной поддержке, уважении друг к другу – вот это всё вместе взятое и ещё на многое другое, называется одним словосочетанием – семейные ценности! Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для ее членов во всех поколениях, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Семейные ценности - это не только семейные праздники, не только взаимопомощь и поддержка между членами семьи, не только традиционные увлечения и хобби, это гораздо большее. Это внутренняя культура семьи: великодушие, снисходительность, уступчивость, доброжелательность, то есть все то, без чего невозможно существование семьи. Ребенок счастлив в семье, где доброжелательная обстановка, взаимоотношения построены на положительных эмоциях. Это то, что можно назвать семейным очагом, который собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами. Недаром замечательный отечественный педагог А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем!». Ощущение ребёнком счастья в семье - это тоже непревзойдённая семейная ценность, которую нужно сохранять и поддерживать. Главное же во взаимосвязи «семья - дошкольное учреждение» это личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. В современное время актуальной проблемой является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. Как привлечь родителей к непосредственному участию в воспитательно-образовательном процессе? Как сделать их партнёрами, сообщниками в вопросах воспитания их ребёнка? На эти вопросы мы активно ищем и находим ответы. Этому и посвящен опыт моей работы. Цель: формирование у дошкольников и их родителей ценностей семьи.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять и обобщать знания детей о семье, близких и дальних родных, их взаимоотношениях;
2. Углублять знания о профессиях членов семьи; понимать значение труда взрослых, особенностях их профессиональной деятельности;
3. Показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;
4. Формировать базовые представления о семье, о членах семьи и их роли;
Воспитательные:
1. Формировать основы нравственных качеств: умения проявлять заботу о своих близких и оказывать посильную помощь;
2. Формировать у родителей и детей умение общаться на основе сотрудничества,
чувства семейной сплоченности;
3. Воспитывать любовь, уважение и доверие к близким людям, чувство взаимопомощи в семье;
Развивающие:
1. Развивать интерес к истории своей семьи и сохранению семейных традиций;
Когда ребенок впервые приходит в детский сад мы (дети, педагоги и родители) мало знаем друг о друге. А нам вместе предстоит прожить много интересных, насыщенных дней. На этом этапе знакомства нам важно было показать, что в детском саду живётся весело и дружно; и что воспитание ребёнка - это дело педагогов и родителей, которое с самого начала нужно делать сообща. В процессе разработки темы «Работа с детьми и родителями по формированию ценности семьи», мною были собраны из разных литературных источников и разработаны технологии, способствующие повышению и закреплению ценностей семьи. В начале своей профессиональной деятельности я работала с детьми подготовительной группы. Для сближения семьи и детского сада я, вначале вместе со сменным воспитателем (воспитателем – наставником), а затем и самостоятельно использовала различные формы работы по формированию семейных ценностей: - Проводились конкурсы совместных поделок родителей и детей, например, «Золотая осень», «Зимушка – зима», «Варежка для профессионала» и другие - Выставки: «Народные промыслы», экспонаты на которую собирали в семьях воспитанников; «Ко дню Победы» в память о своих дедах и прадедах, победивших в Великой отечественной войне.; - На открытое занятие, посвященное снятию блокады в Ленинграде» мы пригласили ветеранов войны и блокадников – дедушек и бабушек и даже прадедушек и прабабушек наших воспитанников. Дети вместе с гостями кушали «блокадную» пайку хлеба и запивали ее водой. И вместе со взрослыми некоторые дети не могли сдержать слез. - Успешно проходили мастер - классы с родителями «Вышивка гладью», «Роспись яиц». - На каждый праздник дети заранее готовили подарки для родителей своими руками - это были небольшие вышитые нитками мулине картины: «Елочка», «Сердце», «Машина», «Киска», «Облако». Или коллективная аппликация «Хоровод на День рождения»- симметричное вырезание из бумаги. - В подготовительной группе стало традицией к праздникам дети вместе с родителями готовили семейные номера: «Песня под гитару с папой», «Танец с мамой», «Разыгрывание сценок детей и родителей», «Фокусы». Это создавало особенную эмоциональную атмосферу между родителями и детьми. В данный момент я работаю в младшей группе третий год подряд. С малышами методы и формы взаимодействия ограничены, но мы нашли эффективную, на наш взгляд, форму взаимодействия – каждый год мы проводим праздники: «День Матери» и «День Отца», в которых принимает активное участие педагог – психолог нашего детского сада. Празднование Дня Матери уходит своими корнями в глубину веков. В этот день дети дарят матерям и бабушкам цветы и подарки. Взрослые дети навещают своих мам в этот день или поздравляют по телефону, если живут далеко от родителей.
Ну а малыши с папами устраивают праздник дома, помогают маме. У нас в России начали традиционно отмечать праздник «День Матери» не так давно. В этот праздник чествуется одна из самых главных женских ролей - роль Матери. Праздника «День Отца», к сожалению, официально нет в нашем календаре, но мы его отмечаем. На этом празднике папы - активные участники, они вместе с детьми играют в игры, делают поделки, танцуют и слушают песню в свою честь.Театрализованные сказки «Знаешь, как я тебя люблю?» С.Макбратни и «С кем мне всегда хорошо» немецкая сказка в пересказе Т.Мурашовой; являются неотъемлемой частью праздников. Конечно, мы с детьми готовимся заранее: - Изготавливаем стенгазеты «Фотопортреты мам», «Что мы делаем вместе с папой». - Беседуем на темы: «Моя семья»; «Мои мама и папа» (расширение представления детей о родителях); «Кем работают наши мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии); говорим о том, чем занимается каждый член семьи. Беседуем на темы: «Кто я?», «С кем я живу» - Разучиваем стихотворения о маме, бабушке, о папе, о дедушке.
- Встречаемся с родителями с целью сотрудничества на празднике. - Изготавливаем подарочные открытки.
Мероприятия проходят на хорошем эмоциональном подъеме, весело и непринужденно. Родители оставляют приятные отзывы о праздниках. В младшей группе в прошлом учебном году был разработан проект на тему: «Мой папа защитник». Тема проекта актуальна: Когда семейные ценности претерпевают изменения, теплые эмоциональные отношения часто уступают агрессии и насилию. Одна из задач дошкольного воспитания «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Тема особенно актуальна в наше время еще и потому, что отец является защитником и главой своей семьи. Он пример, на основе которого складывается образ отца в сознании ребенка. Это в идеале, но на практике в некоторых семьях роль отца, как защитника семьи снижена, поэтому мы решили подчеркнуть эту сторону отцовства в нашем проекте. Отец играет немаловажную роль в жизни ребенка: учит его адаптироваться к серьезным жизненным испытаниям, предает уверенность, оказывает эмоциональную поддержку. Мальчиков отец учит быть настоящим мужчиной. Роль папы в воспитании дочери особенно важна, ведь мужчины в разных качествах будут присутствовать в жизни девочки постоянно (муж, сын, начальник, друг и т.д.). Интуитивно дочь будет выбирать себе партнера такого же, как отец. Так же отцам необходимо помнить, что от их отношения к детям зависит успех в будущем ребенка: удачи в общении с окружающими. Ненавязчиво мы учим отцов любить своих детей, уделять им как можно больше внимания, оказывать эмоциональную поддержку. Ведь только отцовская любовь оставит в памяти ребенка благоприятные воспоминания, которые он спроецирует в будущем, когда будет создавать свою семью.
Цель проекта: приобщение родителей к участию в жизни детского сада и интересам ребенка. Формирование у детей семейных ценностей в общении с папой.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к отцу.
- Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях, в художественном творчестве.
Развивающие:
- Развивать желание у отцов к совместной игровой деятельности с детьми.
- Развивать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в совместных с папами играх.
- Развивать самостоятельность в использовании приобретенных двигательных и художественно-творческих навыков у детей.
Образовательные:
- Формировать положительный имидж детского сада в сознании родителей
- Способствовать родителям в установлении эмоционально-тактильного контакта с детьми в процессе совместной деятельности.
- Создать у детей и родителей праздничное настроение.
Предмет исследования: образ отца – защитника своей семьи.
Предполагаемый результат: о формление выставки работ и стенгазеты «Наши папы»
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Предполагаемый результат:
- Учимся брать позитивный пример «Быть защитником своей семьи» у своих отцов и дедушек.
- Стремление к совершенствованию своих физических качеств, к укреплению здоровья
Продукт проектной деятельности
Продуктивная деятельность: рисование рисунков «Портрет моего папы»;
Выпуск с детьми стенгазеты с фотографиями «Наши папы».
Изготовление подарков для пап и дедушек «Аппликация - кораблики в море».
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
Составление паспорта проекта
Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания стихов
Подбор презентации для просмотра
Подбор сюжетных картинок и иллюстраций
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап. Выполнение проекта
Проведение с детьми бесед о профессиях пап, что я делаю вместе с папой.
Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, досуга «Наши папы».
Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов)
Рассматривание картин, рисование рисунков, выпуск стенгазеты, просмотр мультфильмов и презентаций.
3 этап. Результаты
Подготовка и проведение досуга «Наши папы».
Схема реализации проекта
Виды деятельности:
Речевое развитие
-прослушивание сказки «Знаешь, как я тебя люблю» (С.Макбратни),
- разучивание песни «Мой любимый папа»;
- рассматривание предметных картинок на тему «Профессии».
Социально-коммуникативное развитие
-проведение досуга «Наши папы»,
-беседы с детьми «Моя семья»,
-составление рассказа на тему « Что я делаю с папой» при помощи фотографий.
Художественно-эстетическое развитие
- выставка детских рисунков «Портрет моего папы»
- выпуск с детьми стенгазеты с фотографиями «Наши папы».
- изготовление подарков для пап и дедушек
Познавательная деятельность - организация с. р. и. «Корабль», «Летчики», «Семья».
- д/и «Кто кем работает».
Физическое развитие –
-Хоровод «Машина»,
-игра «Только вместе»,
-пальчиковые игры «Дом для семьи», «Строим дом», «Где твой дом»,
-подвижные и спортивные игры.
Проект успешно был завершен совместным праздником и выпуском стенной газеты. Помимо указанных выше, в работе с детьми младшего дошкольного возраста использую такие формы работы, охватывающие все образовательные области и большинство видов детской деятельности: - Сюжетно-ролевые игры : «Дочки-матери», «Семья», игровые ситуации «У нас гости», «День рождения». - Дидактические игры: «Кто для кого кто?» (закрепление представлений о родственных отношениях в семье); «Найди сходство и различия» (нахождение внешнего сходства и различия со своими родными); «Мамы и детки», «Отгадай по описанию», «Кому что», «Назови правильно». - Пальчиковые игры: «Мы построим дом», «Пирожки для мамы». - Хороводные игры: «А чья мама лучше всех ».
- Показ сказок при помощи игрушек на столе «Знаешь, как я тебя люблю?» С.Макбратни, «С кем мне всегда хорошо» немецкая сказка в пересказе Т.Мурашовой.
- Рассматривание семейных фотографий (расширение представлений о членах семьи – братьях и сестрах, воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу). - Ситуативные разговоры; «Как поиграть тихо, чтобы не разбудить бабушку»; проблемная ситуация «Если дома кто-то заболел». - Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций по теме «Семья». - Чтение художественной литературы: например, русская народная сказка «Три медведя», стихотворения А.Яковлева «Мама» и Л.Квитко «Бабушкины руки». - Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтёнка», «Разноцветная семейка». - Разучивание песенок для папы «Мой любимый папа» Н.А.Гительсон, для мамы «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку». - Аппликации: «Открытка для мамы», «Кораблик»; Рисование рисунков «Портрет моего папы», «Портрет моей мамы». В работе с родителями я использовала такие формы работы: - Расширение сферы участия родителей в организации жизни группы. - Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей - совместные творческие конкурсы детей и родителей). - Информационно-педагогические материалы (консультации для родителей: «Здоровые дети – счастливые родители», « Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка», «Сказкотерапия для детей», «Как сочинить ребенку сказку»).
- Библиотека для родителей: литература и журналы по психологии и педагогике.
Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что у детей младшего дошкольного возраста повысился уровень представлений о семейных ценностях. По результатам итогового опроса детей выяснилось, что дети могут назвать имена и отчества не только своих родителей, но и бабушек и дедушек, могут сказать, какие они по характеру, чем интересуются и чем любят заниматься. Родители повысили свою компетентность в области организации совместной деятельности с детьми, установления партнерского взаимодействия, учета интересов детей, в организации детского досуга. Стали чаще играть с детьми, заниматься рисованием, совместным конструированием, привлекать детей к совместной посильной трудовой деятельности, т.е. выступать в качестве равноправных партнеров с детьми. Мамы и бабушки чаще стали готовить с детьми выпечку и другие блюда. Папы и дедушки стали больше внимания уделять мальчикам, учить оказывать посильную помощь в бытовой деятельности. Родители стали уделять больше внимания семейным ценностям, знакомить детей с традициями, листать семейные фотоальбомы. У большинство родителей появилось понимание важности совместной деятельности с ребёнком, как фактора развивающего обучения. Детям очень нравятся праздники, в которых участвуют родители. Они вместе играют, поют, танцуют, рассказывают стихи о родителях. После таких праздников родители говорят слова благодарности, они чувствуют положительный эмоциональный подъем настроения. Праздники с совместной деятельностью детей и родителей способствовали созданию доверительных отношений между участниками образовательного процесса и сближению детского сада и дома, созданию благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе. Кроме того, произошли изменения в развивающей предметно – пространственной среде группы: были разработаны картотеки пальчиковых игр о семье. Пополнены с участием родителей атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Доктор», «Парикмахерская», создана картотека песен и мультфильмов о семье. Планируя свою дальнейшую профессиональную деятельность, я предполагаю продолжать формирование семейных ценностей у детей и их родителей, использовать описанные выше формы работы и искать новые. Планирую также активизировать взаимодействие с другими специалистами детского сада, что позволит обогатить работу, сделать ее более интересной.
Список литературы:
- Е. В. Ларечина «Развивающие занятия для родителей и детей»
- Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ.
- Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.
- Каратаева Н.А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста.
- Котельникова Ю.А. Игры для дружной семьи (из опыта работы)
- Кравцова. Е. Восприятие семейных отношений детьми дошкольного возраста
- Мохова Н.И. Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы воспитателя с детьми и родителями по формированию семейных ценностей и традиций
План работы воспитателя с детьми и родителями по формированию семейных ценностей и традиций...
Планирование работы с детьми и родителями по Формированию основ безопасности на дороге
материал преднозначен для работы с детьми и родителями по ПДД...
Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главн...
Доклад на тему: Работа с детьми младшей группы по формированию позитивного отношения к природе в форме экологических акций
Доклад к презентации Работа с детьми младшей группы по формированию позитивного отношения к природе в форме экологических акций...
Современные формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры.
В статье описаны формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры....
перспективное планирование работы с детьми и родителями по формированию обж
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение вести себя в различных ситуациях.Перспективное планирование формирования у детей навыков безопасного поведения осуществляется в соот...
Из опыта работы «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»
Из опыта работы «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»...