Куклы могут все!
консультация
Предварительный просмотр:
Сегодня перед дошкольным образованием поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.
Новизна состоит в использовании театрально – игровой технологии, в которой есть решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, инициативы и самостоятельности.
Театрально-игровая технология внедряется в разные виды деятельности.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
В игровой деятельности с театральными куклами формируются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Творческие процессы, которые уже в самом раннем возрасте проявляются у детей, лучше всего выражаются в играх с простыми театральными куклами, которые можно сделать своими руками.
Куклы могут всё: веселить, учить, развивать творческие способности, корректировать поведение ребенка.
С первых дней жизни ребёнок стремится к общению с близкими людьми. Чтобы общение стало интересным, познавательным и развивающим, я предлагаю использовать кукольный театр: он развлекает и воспитывает детей, развивает фантазию, учит сопереживать происходящему, создаёт соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребёнка, повышает его уверенность в себе.
Первое знакомство детей с театральной куклой возможно уже в годовалом возрасте. Малыши способны смотреть кукольное представление в исполнении старших братьев и сестер, родителей. Для этого подойдут куклы пальчикового театра, театра картинок, перчаточного театра, театра рукавичек, настольного театра.
Чтобы пробудить у малышей интерес к театрализованной деятельности, необходимо с детьми играть. Игра помогает развивать в ребенке свободное и независимое мышление. Кто из родителей считает это трудом фантазеров, пусть использует театральную куклу в игре с детьми.
Все, кто имеет дело с маленькими детьми, знают, что малыши охотно и с удовольствием вслушиваются в уже знакомые им тексты, узнают их. Проговаривая отдельные слова или договаривая фразы, ребенок «помогает» взрослому, проявляя свою самостоятельность. Песни, потешки, загадки – вот материал, который можно использовать каждый день!
Забота взрослых - помочь малышу, чтобы радость от общения с куклами стала постоянной. Можно ли создать кукольный театр дома и что для этого надо?
А нужны театральные куклы, а главное - между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви.
Если ребенок не берет куклы, не хочет в них играть, его что-то беспокоит, он боится, значит у малыша психологическая проблема. Взрослый должен найти эту проблему: боязнь общения, замкнутость в переживаниях, опасение быть осмеянным или получить негативную оценку поступков, иначе на ребенка обрушится мир страхов и сомнений. Даже в таком случае на помощь ребёнку могут прийти театральные куклы. Они никого не оставят равнодушным, потому что напоминают малышу те привычные детские игрушки.
Чем раньше начать заниматься с детьми кукольным театром, тем меньше будет проблем, не придётся впоследствии выводить малыша из тупи¬ковой ситуации.
Театральную куклу можно сделать своими руками.
Расскажу о некоторых способах изготовления театральной куклы.
• Вырезаем картинку любого героя, прикрепляем ее к карандашу – кукла готова.
• Деревянную ложку превращаем ¬ в любимого героя сказки, оформляем кусочками ткани, украшаем тесьмой, лентами, кружевами. Игрушка получилась лёгкой и удобной в управлении.
• На коробку, разовый стаканчик или конус наклеиваем глаза, нос и уши. Герой из сказки готов.
• Героев можно связать.
• Особенно дети любят игрушки – ходилки. Сделайте прорези для детских пальчиков, и игрушка начнет двигаться, оживет.
Маленьким театралам эти куклы нравятся. Останется только научить ребенка управлять игрушкой. Сделайте ширму, объясните, как надо держать куклу, как двигать, управлять. Ваш ребенок с интересом начнет следить за происходящим. Ему очень захочется взять куклу в руки. Робость, неуверенность в себе уйдут, ребенок начнет фантазировать, придумывать свои маленькие сюжеты, бережно обращаться с куклами.
Чтобы кукла не лежала, а ожила и заговорила, предложите ребенку поздороваться с куклой и спросить ее о чем – нибудь. Вы увидите, как ребенок изольет кукле свою душу, раскроет все свои детские секреты, расскажет о проблемах, пусть детских, но для малыша очень трудных.
Если малыш не умеет говорить, он будет пытаться это сделать! Через некоторое время вы не узнаете своего ребенка, как он изменится в лучшую сторону. А вы только предложили поздороваться с куклой!
Малыш сам будет придумывать темы, будет ждать встречи с куклой, рассказывать, как прошел день, чему научился, за что хвалили или ругали.
Театральная деятельность развивает личность ребёнка, пробуждает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов.
Следует отметить, что наиболее важным в театрализованных играх является процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Работа над маленькими сюжетами очень значима. Они являются малыми фольклорными формами, связующим звеном между поколениями.
Импровизируйте, не заучивайте с ребенком текст роли, не отрабатывайте позы, жесты, движения, считая, что постановка нисколько не пострадает, если ребенок неточно произнесет реплику, не совсем удачно, с точки зрения взрослых, выстроит мизансцену.
Сохраняя принцип импровизации, вы сознательно делаете спектакль менее театральным, но зато ярко и пышно процветает творчество ребенка, которое поможет ему радоваться жизни, легко решая непростые проблемы, которые перед ним встанут на жизненном пути.
Участие в кукольных домашних спектаклях поборетстрах, воспитает волю и характер, а главное, вы раскроете в ребенке замечательного Человека, который жалеет и любит не только маму и папу, но и бездомную кошку, воробья, чирикающего по утрам, и снег теперь не бьет по щекам. А все потому, что рядом с нами простая театральная кукла, сделанная нашими руками, понимает нас и помогает нам. Театральные куклы превратят трудный процесс воспитания ребёнка в постоянный источник радости и вдохновения. Ведь куклы могут всё!
Литература
Л.Г.Горькова Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников – М.: ВАКО, 2005, - 192с
Сорокина Н.Ф. Кукольный театр для самых маленьких – М.: Линка – Пресс, 2009г- 224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Образовательная область «Здоровье»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо...
Конспект занятия по валеологии для детей старшего дошкольного возраста «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?».
Конспект занятия для детей старшей группы поможет закрепить знания детей об овощных культурах, их пользе, сформировать представление о нитратах. На занятии рассказывается о том, в каких растениях они ...
Конспект образовательной и деятельности в старшей группе ПО ВАЛЕОЛОГИИ. Тема: "КОГДА ОВОЩИ МОГУТ ПОМОЧЬ, А КОГДА МОГУТ НАВРЕДИТЬ НАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ?"
Закреплять знания детей о пользе витаминов для нашего организма....
Куклы могут всё.
Основные направления работы с детьми.Основные задачи организации театральной деятельности....
Конспект НОД в группе детей старшего дошкольного возраста «Чем овощи могут помочь, а чем могут навредить нашему здоровью»
Цель: создание условий для закрепления у детей знаний о том, в каких растениях находятся нитраты и как они могут навредить, о пользе витаминов для нашего организма.Образовательные задачи:- создать усл...
«Куклы могут все или почти ВСЕ Они творят чудеса!»
театр пяти пальцев • театр масок • театр ручных теней • пальчиковый теневой театр • театр «живых» теней • магнитный театрФормы организации театрализованной деятельности Выбирая материал для инсценир...
«Куклы могут все или почти ВСЕ Они творят чудеса!»
laquo;Куклы могут все или почти ВСЕ. Они творят чудеса!»...