Самообразование
методическая разработка (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_20-21.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
на 2020-2021учебный год, воспитателя группы№7.
Беляковой Татьяны Владимировны
Актуальность: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и равномерных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры с мелкими предметами ( пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).
- Шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
- Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, катание в ладонях).
- Игры в «сухом бассейне», наполненном фасолью или цветными крышками.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Самореализация:
*Изучение литературы по данной теме.
*Подбор материала по теме.
*Оформить картотеку пальчиковых игр, потешек.
Работа с детьми.
Сентябрь.
- Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка»
Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.
- Самомассаж рук
Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев.
- Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока».
Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме, большого.
- Конструирование «Поезд».
Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала.
- Д/и «Оденем куклу на прогулку».
Упражнять детей в одевании и раздевании кукол.
Октябрь.
- Д/и «Чудесный мешочек»
Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.
- Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Упражнять в выполнении различных имитационных движений.
- Перекладывание из одной емкости в другую.
Формировать умения действовать по указанию педагога брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.
- Д/и «Сухой бассейн»
Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне».
- Д/и «Прищепки».
Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее.
Ноябрь.
- «Пальчиковая гимнастика «Семья».
Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.
- Подвижная игра «Зарядка».
Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.
- Упражнение «Пуговицы».
Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.
- Самомассаж «Ручки греем».
Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.
- Игра» Художник».
Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком.
Декабрь.
- Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки».
Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.
- Конструирование «Башенка».
Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала.
- Д/и «Рисуем на крупе».
Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.
-Настольная игра «Мозаика».
Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.
- Подвижная игра «Лохматый пес».
Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.
Январь.
- Игра «Веселые упражнения с карандашом».
Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.
- Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».
Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.
- Игра «Лепим снежки».
Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.
- Графическое упражнение «Проведи дорожку».
Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.
Февраль.
- Д/и «Массажный мячик».
Развивать мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.
- Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев».
Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.
- Самомассаж «Добываем огонь».
Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга.
Конструирование из палочек «Лесенка».
Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.
- Д/и «Уложим куклу спать».
Упражнять в закреплении навыков раздевания.
Март.
- Пальчиковое рисование «Букетик для мамы».
Развивать умения детей рисовать пальчиками.
- Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…»
Формировать умения поочередно разгибать пальчики.
- Конструирование «Машина».
Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала.
- Самомассаж «Стряпаем».
Развивать умения имитировать скатывание колобков.
- Застегивание и расстегивание пуговиц.
Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.
Апрель.
- Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам».
Развивать умения правильно держать карандаш.
- Конструирование «Дорожка».
Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала.
- Игра «Спрячь в ладошке».
Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
- Упражнение «Обведи шаблон».
Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.
- Упражнение «Фонарики».
Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.
Май.
- Игра «Собери бусы».
Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок.
- Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте».
Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.
- Игра «Дарики - комарики».
Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках.
- Игра «Где же, где же наши ручки?»
Развивать умения подражать движениям взрослого.
- Складывание в бутылочку.
Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко.
Работа с родителями:
Сентябрь – Май.
- Анкетирование родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников».
- Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».
- Памятка на тему: «Пальчиковые игры для малышей».
- Индивидуальные беседы на темы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания».
- Рекомендации для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома».
- Создание картотеки потешек для работы с детьми.
- Выставка детских работ на тему: «Рисуем без кисточки».
Форма отчётности:
Беседы и консультация, рекомендации для родителей
Фото о работе с детьми по данной теме.
Изучение методической литературы:
1.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО «ЭКСМО», 2006.
2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.- М.:ООО «ЭКСМО»,2011.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...