Статья "Создание условий для поддержки индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста"
статья

Харлова Наталья Николаевна

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Поэтому необходимо, чтобы образовательный процесс в ДОУ учитывал индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Харлова Наталья Николаевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад № 421

 комбинированного вида им. С.Н. Ровбеля»

г. Новосибирск

Создание условий для поддержки индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста.

Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Поэтому необходимо, чтобы образовательный процесс в ДОУ учитывал индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.

Особое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю созданию условий в группе для индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка дошкольного возраста, самостоятельности и инициативности.

Каждый компонент единого пространства нашей группы предназначен для детского коллектива в целом, но при этом предоставляет каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Предметно - пространственной среда обеспечивает уважение к личности каждого ребенка, развивает его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию.

В группе есть уголок «Мое настроение», "Уголок именинника". Группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.  Маленькие творческие мастерские наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми. Стенд «Наши достижения» используется для демонстрации достижений воспитанников в городских, областных конкурсах, выставках. Территория ДОУ – отличное место для детской субкультуры. Дети создают собственные выставки, которые украшают детский сад. В подготовке и оформлении материалов принимают участие родители. Постоянно действующая выставка «Наше творчество» совместно с родителями, развивает ребенка и вызывает чувство гордости за свою семью.

По взаимодействию с родителями, хочется отметить инновационные подходы в работе, такие как обратная связь. СМС почта приобрела большую популярность среди родителей. Родители знакомы с сайтом ДОУ, еженедельно просматривают страничку группы, в рубрике «Рекомендации» отражаются основные моменты образовательного процесса.

Организованная таким образом личностно ориентированная среда в группе и помещениях ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.

Результатами моей деятельности по созданию условий в группе для индивидуализации образовательных отношений являются:  положительная диагностика траектории успешности, детские портфолио, многочисленные детские и детско-родительские проекты,  презентации продуктов детской деятельности.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей

Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей...

Консультация "Поддержка индивидуальности и инициативы детей посредством музыкальной деятельности"

В тексте консультации раскрываются конкретные способы поддержки индивидуальности и инициативы дошкольников....

Детское интервью, как средство поддержки индивидуальности и инициативы детей старшего дошкольного возраста.

Опыт применения детского интервью в ДОУ. Видео и презентацию можно посмотреть и скачать по ссылке: https://yadi.sk/d/yMbJsCYzjc5GNg...

Способы поддержки инициативы детей дошкольного возраста

Данная презентация разработана с целью повышения профессиональной грамотности педагогов дошкольных организаций в вопросах создания условий для поддержки детской инициативы....

Проектирование игровой деятельности для поддержки и инициативы детей дошкольного возраста

Актуальность поддержки детской инициативыВ нашем обществе в целом и в системе воспитания в частности, к сожалению, сложилась установка, когда на словах декларируется важность, значимость развития иниц...

Зеркало прогрессивных преобразований по теме "Поддержка самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста с помощью средств развивающей предметно-пространственной среды"

Проектирование деятельности дошкольного учреждния по поддержке детской самостоятельности и инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды....