Консультация "Поддержка индивидуальности и инициативы детей посредством музыкальной деятельности"
консультация на тему

Блинова Наталья Васильевна

В тексте консультации раскрываются конкретные способы поддержки индивидуальности и инициативы дошкольников. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                   Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 2 г.Павлово

                                                                                                                            Блинова Н.В.

Поддержка индивидуальности и инициативы детей

посредством музыкальной деятельности

C 1 января 2014г. вступил в силу приказ Министерства образования  науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Изучив данный стандарт, я  отметила, что большое внимание уделено развитию индивидуализации и инициативности  дошкольников. Это отражено в следующих пунктах: 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования. Это и обогащение детского развития, и построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования п. 3.2.5. - раскрыты условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей.

Хочется отметить п. 3.2.5. ФГОС ДО, в котором определены условия для поддержки индивидуальности и инициативы детей:

-создание условий для свободного выбора   детьми деятельности;

-принятия самостоятельных решений детьми;

-выражения своих чувств и мыслей;

-поддержка детской инициативы и самостоятельности.

Изучая проблему индивидуализации и инициативности детей дошкольного возраста, я ставлю  перед собой определенные задачи:

-создание условий для самостоятельного выбора вида деятельности (пение, слушание, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры) детей дошкольного возраста в музыкальном развитии;

-развитие социально – личностных качеств у детей дошкольного возраста в совместной деятельности по музыкальному развитию, используя разнообразные формы (НОД по музыкальному воспитанию, праздники, развлечения, индивидуальная работа, самостоятельность деятельность детей);

-развитие интересов, способностей у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи по музыкальному развитию.

Как результат своей деятельности, хочется увидеть умение детей самостоятельно применять сформированные навыки по музыкальному развитию (кружиться под услышанную музыку, танцевать с увиденными листочками, играть в знакомую музыкально-дидактическую игру из группового центра по музыкальному развитию, организовать оркестр  в группе, увидев музыкальные инструменты).

Умение ребенка организовать самостоятельную деятельность раскрывается  в комплексе организационных (или общих) и специальных умений. Организационные умения имеют широкую сферу применения, используются в процессе выполнения всех видов самостоятельной деятельности и подразделяются на умение ребенка определить цель своей деятельности, спланировать, реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и самооценку. Все организационные умения тесно связаны между собой и в своем единстве образуют способ выполнения деятельности.

Наблюдение за детьми в самостоятельной деятельности и каждодневная работа с ними  показала, что в процессе занятий, я, как музыкальный руководитель и воспитатель учим детей ставить перед собой цель, спланировать, и выполнить свои действия. Но сформированные специальные умения  большей частью не переносятся детьми  в самостоятельную деятельность. В свободное от занятий время деятельность большинства старших дошкольников отличается бедностью содержания и малой результативностью. Активность детей часто выражалась в отдельных бесцельных действиях (беспорядочный бег по группе, хаотичные удары по металлофону и пр.). Подражая друг другу, или реагируя на шум, крики, дети легко «отходят» от первоначальной цели, переключаются с музыкальной деятельности на другие виды деятельности, не завершая начатого.

Я стараюсь  направить детей  на расширение у них необходимых знаний, актуализацию их личного опыта, создание положительного эмоционального настроя на побуждение к занятиям музыкальной деятельностью. Для решения этих задач я использую следующие методы:

1.Словесный: беседы, рассказ, наводящие вопросы, художественное слово.

2.Зрительный (младший возраст-показ картинки и иллюстрации, игрушки; старший возраст-показ репродукции картины, фотоальбомов, показ портрета композитора, музыкальных инструментов).

3.Практический:

-метод пластического интонирования (направлен на передачу пульса музыки в пластике движений)

-метод уподобления характеру звучания музыки (активизирует творческие проявления ребенка, помогает осознать музыкальный образ, пропустить музыку через себя)

-моторно-двигательное уподобление (передача характера музыки в движениях)

-темброво-инструментальное уподобление (подбор ребенком инструментов, соответствующих характеру музыки и простейшая инструментовка)

-полихудожественное уподобление (передача характера музыки в художественной деятельности)

Продумываю центр музыкального развитиядля каждой возрастной группы: какими интересными и важными видами музыкальной  деятельности дополнить работу в центре; какие материалы можно предложить детям, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра. Внимания требует подготовка материалов для центра музыкального развития: материалы  обновляю  каждую неделю в соответствии с тематикой недели.Организацию развивающей предметно-пространственной среды я осуществляю в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с современными требованиями организуется  с помощью функциональных модулей, в нашем случае этот модуль называется «Музыка».Перечень рекомендуемого количественного и номенклатурного наполнения РППС для типовой группы детей дошкольной организации представлен в сборнике Карабановой О.А., Алиевой Э.Ф., Радионовой О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста».Сборник подготовлен в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. «Апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, включая разработку учебно-методического обеспечения его введения».

В течение дня  ребенок самостоятельно включается в музыкально-дидактические игры, при необходимости с помощью воспитателя, рассматривает картинки музыкальных инструментов, устраивает игры с пением, самостоятельно играет на детских музыкальных инструментах, организует театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельностидетей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Они обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В основе дидактического материала я ставлю  задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Эффективной работой по развитию  индивидуальности и инициативности детей не будет без участия воспитателя каждой возрастной группы. Он направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал. Воспитатель как бы советуется с детьми: «Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть», — говорит воспитатель и показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню я люблю?  Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т. д. В соответствии с темой недели, воспитатель мотивирует детей на деятельность: для детей младшего возраста воспитатель задает игровую ситуацию (Зайчик заболел….); для старшего дошкольного возраста-проблемную ситуацию (Скоро новогодние праздники…). Так же активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях. Например, в младших группах воспитатель поет вместе с детьми(не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным  руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто и выразительно), может спеть новую песню с фортепианным сопровождением. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. Иногда, если материал не очень сложен, дети выполняют задания самостоятельно, без показа взрослого. В средней, старшей и особенно подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая какое- либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.

Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность развивать и поддерживать инициативность и индивидуальность каждого из них.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей

Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей...

Детское интервью, как средство поддержки индивидуальности и инициативы детей старшего дошкольного возраста.

Опыт применения детского интервью в ДОУ. Видео и презентацию можно посмотреть и скачать по ссылке: https://yadi.sk/d/yMbJsCYzjc5GNg...

Презентация "Развитие инициативы детей посредством сюжетно-ролевой игры"

Презентация "Развитие инициативы детей посредством сюжетно-ролевой игры в старшей группе"...

Методическая разработка «Развитие инициативы детей посредством участия их в организации мини-музеев»

Развитие инициативы начинает формироваться с детства. Перед ребёнком стоят реальные жизненные задачи: он должен впервые войти в группу сверстников, занять там определённое, достойное  место, науч...

Индивидуальный план самообразования на 2023 - 2027 год по теме «Развитие музыкальных способностей и творческого мышления детей посредством музыкально-ритмических игр и упражнений»

Индивидуальный план самообразования на 2023 - 2027 год по теме «Развитие музыкальных способностей и творческого мышления детей посредством музыкально-ритмических игр и упражнений»...

Опыт работы по теме «Развитие индивидуальных творческих способностей детей посредством музыкально-театрализованной деятельности»

Одной из актуальных проблем современной дошкольной педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование проходит в различных видах деятельности, мы остановимся на музыкал...