Авторские дидактические пособия, как средство поддержки индивидуальности и инициативы детей, на примере многофункционального стола «Умка»
статья
Статья опубликованная в издании "Солнечный свет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: Лада Анна Игоревна,
воспитатель высшей квалификационной категории.
Авторские дидактические пособия, как средство поддержки индивидуальности и инициативы детей, на примере многофункционального стола «Умка»
ФГОС ДО предусматривает требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в т.ч. к развивающей предметно-пространственной среде, согласно которым она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Образовательное пространство должно стимулировать познавательную, моторную и сенсорную активность ребенка, развивать его речь, способствовать накоплению разных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений в процессе образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.
Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. При этом ведущая роль в обучении ребенка дошкольного возраста принадлежит взрослому, который обеспечивает его дидактическим материалом, проявляет постоянный интерес к деятельности дошкольника, поощряет любознательность.
Но в условиях ограниченности площади групповых помещений возникает проблема размещения необходимого оборудования. В связи с данной ситуацией и возникла необходимость создания многофункционального оборудования (пособия).
В современных условиях, мы столкнулись с рядом важных вопросов:
Как привлечь и удержать внимание дошкольника на индивидуальных занятиях?
Как сделать игру для ребенка увлекательной, в то же время, развивающей его?
Как создать пособие, оборудование для игр, которое бы соответствовало требованиям ФГОС?
Эти вопросы породили в наших головах идею создания многофункционального оборудования (пособия), с помощью которого можно решать различные педагогические задачи.
Нами были выбраны следующие направления для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста:
1. Формирование культуры безопасного поведения детей на дороге;
2. Развитие мелкой моторики;
3. Развитие логического мышления, интеллектуальных способностей старших дошкольников при помощи игры;
4. Комплексное развитие дошкольников посредством песка.
На основе выбранных направлений нами был изготовлен многофункциональный развивающий стол «Умка» со сменными игровыми панелями «Бизиборд», «Волшебный песок», «Шашки», «ПДД» и набором необходимых для игр элементов.
Дидактическое пособие состоит из стола высотой 10 см, размером 30х45 см и трех съемных игровых панелей. Две игровые панели («Шашки», «Бизиборд») выполнены из ЛДСП размером 30 х 30 сантиметров. Игровая панель «Волшебный песок» выполнена из деревянных рамок размером 30 х 22 см и оргстекла с матовой пленкой и светодиодной лентой для подсвечивания.
1. На основное игровое поле (несъемное) размещено изображение перекрестка (с нанесенной дорожной разметкой: перекресток, пешеходный переход). В набор съемных элементов входят: настольные дорожные знаки, фигурки людей и модели пассажирского и грузового транспорта.
2. Панель (съемная) «Волшебный песок» представляет собой прямоугольную деревянную рамку с высокими бортами и прозрачным матовым дном из оргстекла. ДВ набор входят пластиковые контейнеры для хранения разноцветного песка, природного материала(камни, ракушки), игрушек маленького размера, формочки для песка.
3. Панель (съемная) «Бизиборд» - развивающая доска, к которой прикреплены: магнитный экран для рисования, «Башмачок» (пластмасса) - шнуровка, основание игры «Рыбалов» на батарейках, выполненное из пластмассы, игра «Лабиринт» (основание деревянное, стержень – из металла, бусины деревянные), детали пластмассового конструктора на основе «Лего» с шестеренками. В наборе съемные элементы: удочка, объемные фигурки рыбок, детали конструктора, шестеренки, разноцветные шнурки, магнитный карандаш для рисования.
4. Панель (съемная) «Шашки» – игровое поле для игры в шашки 8 х 8клеток. Набор шашек в комплекте: по 12 черного и 12 белого цвета.
С помощью данного пособия, и использованных на его основе игр, нам удалось:
- активизировать познавательный интерес детей к индивидуальной работе;
- способствовать развитию интеллектуальных способностей, логического мышления (детей старшего дошкольного возраста),
- способствовать развитию творческой активности, и речи, посредством воздействия на мелкую моторику.
- разнообразить игровую деятельность детей.
Через практические индивидуальные занятия с многофункциональным столом «Умка» у детей сформирован устойчивый познавательный интерес к окружающему миру, они владеют знаниями о транспорте, классифицируют его, применяют на практике полученные знания по ППД. Дети активно пользуются новой терминологией, делятся полученными знаниями со сверстниками и родителями. Опыт показал, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует развитию их художественных навыков и саморазвитию. Песочная терапия во взаимодействии с педагогом помогла развитию у детей коммуникативных навыков, диалоговой речи, воображения и фантазии, увеличился активный словарный запас, нормализовалось эмоциональное состояние детей. При выполнении игровых упражнений у детей улучшилась память, внимание, воображение, мелкая моторика стала более развитой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/10/picture-590531-1423557938.jpg)
Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей
Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/21/picture-946154-1505980757.jpg)
Консультация "Поддержка индивидуальности и инициативы детей посредством музыкальной деятельности"
В тексте консультации раскрываются конкретные способы поддержки индивидуальности и инициативы дошкольников....
Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО
Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/19/picture-739271-1453219086.jpg)
Детское интервью, как средство поддержки индивидуальности и инициативы детей старшего дошкольного возраста.
Опыт применения детского интервью в ДОУ. Видео и презентацию можно посмотреть и скачать по ссылке: https://yadi.sk/d/yMbJsCYzjc5GNg...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/23/picture-1271388-1600856123.jpg)
Авторское дидактическое пособие по развитию творческих способностей в направлении развития математических представлений: «Многофункциональная развивающая парта»
Мастер класс для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/18/picture-332727-1603037803.jpg)
Использование дидактического пособия «Волшебный фартук» для развития познавательной инициативы детей дошкольного возраста. 2020 г.
Использование дидактического пособия «Волшебный фартук» для развития познавательной инициативы детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/21/picture-880833-1647876394.jpg)
Статья "Создание условий для поддержки индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста"
Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Поэтому необходимо, чтобы образовательный процесс в ДОУ учитывал индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуал...