развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игре
статья (старшая группа) на тему
в процессе игры дети усваивают, какое поведение принимается обществом, а какое - нет.Они также расширяют свой кругозор, развивают познавательну активность,обогащают свою речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnyh_umeniy_v_igre_statya_solovey.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, сохранению и формированию психически и физически здорового поколения. Поэтому в дошкольной педагогике формируется и все более расширяет свои позиции взгляд на работу дошкольных учреждений не столько в плане обучения сколько в плане развития у детей общечеловеческих ценностей, умения общаться и контактировать с людьми.
Проблеме изучения коммуникативной сферы детей дошкольного возраста посвящены работы отечественных психологов и педагогов Л. С.Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Все эти авторы утверждают, что становление коммуникативной деятельности происходит на протяжении первых семи лет жизни ребенка, и это имеет большое значение, так как именно через активное общение ребенок превращается в личность. Среди средств, способствующих формированию коммуникативных умений детей дошкольного возраста называют игровую деятельность (Л. А. Венгер, Н. А.Короткова, С.Л. Новоселова, Д.Б.Эльконин и др.).
ФГОС ДО определяет коммуникативное развитие как «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений» [1]. Оно является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Развитие коммуникативных умений ребенка становится фундаментом дальнейшего развития личности, определяя весь ход психического развития ребенка. В исследованиях таких авторов, как Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.С. Мухина и другие, было показано, что эмоциональное благополучие детей во многом зависит от характера отношений ребенка со сверстниками.
Развитие коммуникативных умений в игре является необходимы контекстом растущего социального сознания. Согласно идеям Л.С.Выготского [5], именно в ролевой игре де осваивают коммуникативные умения и навыки, учатся сотрудничеству. Возникающие между детьми контакты по поводу игрушек или других предметов становятся первой формой общения со сверстником. В дальнейшем дети будут учиться координировать свои действия и стараться понять друг друга.
Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.
Субъективное значение игры для дошкольника лежит в плоскости его взаимоотношений со сверстником, когда ребенок готов разделить общее веселье, участвовать в свободных играх и выдумывать что-то новое, тем самым открывая уникальные возможности сотворчества в игре. Активность дошкольника, его развивающиеся потребности в социальной оценке, внимании и самоутверждении требуют общества. Ориентированность ребенка на групп сверстников в течение дошкольного возраста постепенно вытесняет с первых позиций потребность в общении со взрослым. Исследования, выполненные под руководством М.И.Лисиной [6], показали, что примерно к 4 годам в качестве партнера по общению большинство детей предпочитают видеть сверстника. Игр помогает ребенку получить признание группы и установить оптимальный баланс между коллективной деятельностью и индивидуальной. Игровые отношения детей позволяют почувствовать как значимость личных устремлений, так и интересы партнеров.
Формирование коммуникативных умений и развитие игры в дошкольном детстве идут рука об руку, обогащая друг друга. Детская игра пронизана духом коллективизма и желанием постичь иконы функционирования общества. Познавая социальную реальность, ребенок интериоризирует ее в игре, моделируя взаимоотношения и всесторонне исследуя содержание и формы общения людей друг с другом. Расширяя свой коммуникативный репертуар, ребенок повышает социальную компетентность. Играющий дошкольник лучше общается и легче выстраивает отношения со взрослыми и сверстниками, а по мере того как ребенок все больше социализируется, расширяется круг его общения и усложняются игровые взаимоотношения, которые становятся богаче и насыщеннее. Играющие группы старших дошкольников становятся все более многочисленными и устойчивыми, а отношения внутри группы характеризуются высоким уровнем социальной компетентности.
По данным Артёмкиной Т. Е. в результате специально организованной игровой деятельность «общительность в группе детей» в экспериментальной группе выросла до 42,4%, что выше предыдущего результата на 14,4%. и результатов, полученных в контрольной группе на 10,7%. [3, с. 117]
Результаты исследования Амировой С. К. показали эффективность разработанной модели организованной сюжетно-ролевой игры: увеличилось число детей входящих высшую статусную подгруппу, (это изменение составило 4%). Уменьшился состав низшей, статусной подгруппы «пренебрегаемых» (4% в сравнении с 11 % ранее). Автор отмечает, что в экспериментальной группе стало больше детей, объясняющих свой выбор дружескими отношениями и интересом к совместной деятельности (прежде всего игровой) [2, с. 139].
В процессе игры дети усваивают, какое поведение принимается обществом, а какое - нет. Однако оценки маленького ребенка не всегда совпадают с общепринятыми, поскольку основываются на ограниченном индивидуальном опыте. Дети влияют друг на друга, оказывая эмоциональную поддержку, организуя сложные, требующие истинного творчества игры, подкрепляя поведение, в том числе и через игровое взаимодействие. Например, мальчики подражают военным, агрессивным играм сверстников, одновременно получая эмоциональную поддержку с элементами заражения, воодушевления со стороны других мальчишек, принимающих участие в игре. Ритуализованные акты нападения и победного приветствия формируют особую групповую сплоченность в мальчуковых игровых объединениях. А игра-возня, по мнению этологов, призвана научить ребенка допускать в свое психологическое пространство другого человека и распознавать готовность партнера к более тесному взаимодействию.
Сюжетно-ролевые игры – одни из самых любимых игр у детей всех возрастов. В этой игре идет отображение жизненного опыта. Она учит поведению в различных жизненных ситуациях, создаёт условия для совместной деятельности.. Эта игра помогает детям научиться общаться друг с другом, налаживать взаимоотношения, понимать, находить компромиссы и сочувствовать. Сюжетно-ролевые игры формируют совместные действия у детей дошкольного возраста, развивают у ребенка общительность, чувство милосердия, умение заботиться о ближнем. Групповая сюжетно-ролевая игра детей в дошкольном учреждении обладает большим потенциалом развития межличностного общения и формирования детского коллектива.
Творческая и сюжетно-ролевая игра тесно взаимосвязаны. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств, для его реализации.
Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными [7, с. 91]. Если в сюжетно-ролевой игре отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, то в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.
Театрализованные игры так же тесно связаны с сюжетно-ролевыми. В них лежит отображение событий, действий и отношений между людьми. Однако театрализованные игры основаны на драматизации литературных произведений (или собственных инсценировок), приспособленных для исполнения на сценической площадке. Театрализованно-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Немалый потенциал эффективно развивать коммуникативные умения в старшем дошкольном возрасте предоставляет музыкальная игра. Для успешного формирования коммуникативных умений на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста применяются совместные творческие игры, организованные на свободных проявлениях.
Подвижные игры создают благоприятные условия для развертывания активной двигательной деятельности. Подвижные игры построены на определенных правилах, овладевая которыми у ребенка происходит формирование совместных действий, он учится играть и таким образом развивается, воспитывается. Во время подвижных игр дошкольник учится слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками.
Спортивные игры развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность [4].
Дидактические игры проводятся как в специально отведенное время на занятиях, так и в другие режимные моменты жизни детей в детском саду. Все дидактические игры связаны не только со словом, но и с предметами или моделями, с некоторыми явлениями жизни. В любом случае дети расширяют свой кругозор, развивают познавательную активность, обогащают свою речь. Таким образом, в развитии коммуникативных умений детей немалые возможности имеют музыкальная, театральная, сюжетно-ролевая игровая и другие виды совместной игровой деятельности как значимые каналы коммуникации и средства развития данной сферы. Все виды игр имеют своё педагогическое и психологическое развитие. В них дети развивают: память, мышление, речь, воображение, слух. Физическое здоровье, сострадание, музыкальные способности в них происходит знакомство с окружающей действительностью идёт развитие эмоциональной сферы.
Список литературы:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" // Российская газета - Федеральный выпуск №6241 (265)
- Амирова С. К. Формирование межличностных отношений слабовидящих детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры / дис. на соискание ученой степени к. п. н. – СПб., 2011. – 178 с.
- Артёмкина Т. Е. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора / дис. на соискание ученой степени к. п. н. – Н. Новгород: ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина»,2014. – 196 с.
- Власова Т. А. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности // Сборники конференций НИЦ Социосфера . – № 27. – 2013 – С.27-36.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 431 с.
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: МОДЭК, 2012. - 384 с.
- Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2011. – 175 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Основным видом деятельности для ребёнка дошкольного возраста является игра (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. А. Запорожец и многие другие). Педагоги ...
Кружковая работа на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. «Волшебный мир общения».
Кружковая работа на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.«Волшебный мир общения»....
Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования
Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисованияПонятия «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения&r...
Проект Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
проект Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста...
Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования
Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования...
Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Коммуникативные умения – это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания...
Сообщение на педагогическом совете "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи".
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...