Занятие «В поисках Королевы науки»
план-конспект занятия (старшая группа)

Зароченцева Юлия Альбертовна

Дошкольное образование обладает мощным потенциалом в формировании личности ребенка, раскрытии всех его способностей и задатков через создание условий для его развития. По этой причине происходят существенные изменения и в системе дошкольного образования, меняется содержание и организация образовательной деятельности.

Способность создавать продукт, доводить дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным кирпичиком в учебной самостоятельности. Это позволяет строить предшкольное образование как переход от  дошкольного  к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_koroleva_nauki.docx54.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №22»

   

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«В поисках  Королевы науки»

         Образовательная область: «Познание»

Форма организации деятельности: путешествие

Возрастная группа:  группа общеразвивающей  направленности для  

детей 5-6 лет.

Зароченцева Ю.А.

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ  «Д/с № 22»

                                         

                                                 Бугуруслан - 2021

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект образовательной деятельности

4

III.

Список литературы


                                                                     Скажи мне - и я забуду,

 учи меня - и я могу запомнить,

                                                                         вовлекай меня - и я научусь.

 Бенджамин Франклин

1.Пояснительная записка

Дошкольное образование обладает мощным потенциалом в формировании личности ребенка, раскрытии всех его способностей и задатков через создание условий для его развития. По этой причине происходят существенные изменения и в системе дошкольного образования, меняется содержание и организация образовательной деятельности.

В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Способность создавать продукт, доводить дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным кирпичиком в учебной самостоятельности. Это позволяет строить предшкольное образование как переход от  дошкольного  к школьному обучению.

 

2.Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Ф.И.О. педагога

Зароченцева Юлия Альбертовна

2.

Доминирующая образовательная область

Познание

3.

Вид деятельности детей

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Двигательная

Игровая

4.

Форма организации

Путешествие

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Тема образовательной деятельности

В поисках Королевы науки

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

- просьба помочь решить проблему.

  1. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:

- решение проблемных ситуаций;                                                                                - карта;                                                                                                                                           - проведение опытов.

 Приемы организации практической деятельности детей:

- путешествие к королеве науке;

- постройка  из конструктора «Волшебный замок»;

- опыты: «Подводная лодка», «Секретное стекло»:

- Физминутка «Дождик»;

- опыты: «Рисование на молоке», «Кляксография ».

  1. Приемы поддержания интереса у детей:

- создание проблемной ситуации;

- чередование видов деятельности;

- игра «Так –не так»;

- постройка  из конструктора «Волшебный замок»;

 - опыты: «Подводная лодка», «Секретное стекло»:

- Физминутка «Дождик»;

- опыты: «Рисование на молоке», «Кляксография ».

 

4.Приемы оценки и самооценки: 

- словесное поощрение в ходе ОД;

- самоанализ;

- самопроверка.

3.

Интеграция образовательных областей

Познавательное, речевое, физическое, познавательно-исследовательская

4.

Возрастная группа:

Группа общеразвивающей направленности детей 5-6 - лет

5.

Цель:

- Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

6.

Задачи:

- Формировать новые и закреплять имеющиеся знания детей о предметах и   явлениях окружающего мира;

 - Развивать у дошкольников познавательную активность, умение анализировать полученные результаты;

     - Развивать логическое мышление, творческие и конструктивные способности;

  - Формировать  навыки взаимодействия со сверстниками;

  -  Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

7.

Планируемые результаты:

- ребенок проявляет интерес к самостоятельному познанию, обследованию предметов, выделению  их свойств и качеств;

-  по собственной инициативе организует собственную деятельность экспериментирования по исследованию свойств и качеств предметов и материалов;

- использует в продуктивных видов деятельности знания эталонов и практический опыт по различению свойств и качеств предметного мира.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

В центре познания: карта маршрут;

- музыкальное сопровождение, оборудование для музыкального сопровождения;

- конструктор ЛЕГО;

- лимонад, виноград;

- альбомные листы;

- молоко;

- ватные палочки; 

-трубочки для сока.

- утюг;

- три банки с водой (в одной банке вода соленая), яйцо;

- краски гуашь.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

- рассматривание и чтение сказок Владимира Сутеева;

-презентация  «В мире науки»;

-Опыты с водой.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

25 мин.

I.

Вводная часть

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей

Определение цели

5 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Воспитатель предлагает детям собраться на ковре, образуя круг, взявшись

за руки.

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

1.2

Мотивация деятельности детей

Стук в дверь 

В: Ребята, к нам кто-то стучится.

Д: А давайте посмотрим, кто к нам пришел?

Профессор Почемучкин :  Здравствуйте, друзья!  Я - профессор  Почемучкин.

 Сегодня я жду в гости свою давнюю знакомую – Королеву Науку. Что-то она опаздывает…. Давайте ей позвоним.

(звонит по телефону)

Профессор Почемучкин : Алло! Добрый вечер, Королева Наука. Ты где?

Королева Наука:  Здравствуй, Профессор Почемучкин. Кажется, я сбилась с пути и заблудилась. Не мог бы ты мне помочь?

Профессор Почемучкин : Конечно, сейчас мы с ребятами что-нибудь придумаем. Ребята, нельзя бросать друга в беде, вы согласны?

Д : Надо отправится на поиски Королевы Науки.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Профессор Почемучкин: Я с вами совершенно согласен  и нам в этом поможет вот эта карта с планом маршрута, по которому должна была идти Королева Наука.

Профессор Почемучкин  : Но в путь я возьму  только самых сообразительных,  внимательных и спортивных  ребят! Вы сообразительные? (дети отвечают) И внимательные? (дети отвечают). Сейчас проверим!

Игра «Так – не так»

Профессор Почемучкин:  Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте!

- Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)

-На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)

-Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)

-В поле едет пароход (ТОПАЮТ)

-Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)

-Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)

-Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)

-Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)

-Праздник дружно проведете (ХЛОПАЮТ)

-И домой вы не пойдете (ТОПАЮТ)

-Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)

- Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).

Профессор Почемучкин: Какие молодцы. Придется всех брать на поиски Королевы Науки. Вы готовы? Тогда отправляемся в путь.

-Но для этого нам понадобится волшебный шарик. (воздушный шарик на полочке или гелиевый). Встаньте в круг вокруг меня, закройте глаза и возьмитесь за руки. (идут по кругу и говорят слова)

Ты неси нас шарик, шарик золотой.

Прям в Волшебный город, шарик золотой.

Где чудеса волшебные, где превращения интересные.

Закружи нас, заверти и к Королеве Науки  нас отнеси.

II.

Основная часть:

- создание проблемной ситуации;

- чередование видов деятельности;

- игра «Так –не так»;

- постройка  из конструктора «Волшебный замок»;

 - опыты: «Подводная лодка», «Секретное стекло»:

- Физминутка «Дождик»;

- опыты: «Рисование на молоке», «Кляксография ».

15 мин.

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

В: Друзья мои давайте посмотрим на карту. Я вижу, что Королева Науки в первую очередь побывала у Самоделкина. Посмотрите на карту. Куда нам нужно идти? (определить с детьми, какого цвета маршрут).

Д: По желтому.

В: Верно. Пойдемте.

1 остановка «Наука и техника»

Самоделкин: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Самоделкин, и я очень рад встрече с вами. Мы с моей командой очень любим, изобретать разные полезные конструкции. Изобретательство – целая наука. Чтобы что-нибудь изобрести, надо хорошо знать математику, физику, черчение и многое другое. Вот хочу проверить, умеете ли вы конструировать. Постройте  из конструктора «Волшебный замок» для Королевы Науки. 

(Дети строят замок для Королевы)

Самоделкин:  Молодцы, ребята, замечательный замок вы построили. Кстати, совсем недавно Королева Наука была здесь.

В: Хорошо ребята, отправляемся дальше. Куда потом пошла Королева Наука? Какого цвета тропинка?

Д: Синяя.

В: Правильно. Вперед ребята! Куда нас привела это тропинка?

Д: Поваренку.

2 остановка «Вкусная наука»

Поваренок: Здравствуйте, друзья. Мне очень приятно, что вы заглянули на мою кухню. А что делают на кухне, знаете? А вы помогаете мамам готовить? Что именно? А вы знаете, что кулинария – это наука? Сейчас я вам это докажу.

       

     Опыт 1. «Подводная лодка из винограда».

Материал: 1 стакан  лимонада,  виноградина.

Поваренок: Как вы думаете, что будет с виноградиной, если ее опустить в лимонад?  

Д: Она утонет?

Поваренок: Хотите проверить? Бросьте в стакан с лимонадом виноградину.

(виноградинка  чуть тяжелее воды и опустится на дно. На неё начнут садиться пузырьки газа, вскоре их будет так много, что виноградина всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут и газ улетит. Отяжелевшая виноградина снова опустится на дно. Так будет продолжаться, пока вода не выдохнется.

В:  Как вы думаете, какой мы сделаем вывод?

Д: Мы думаем,  когда пузырьки виноградинка на верху, не стало пузырьков,  виноградинка опустилась на дно.

В: Правильно, под действием пузырьков объём виноградины уменьшается и она поднимается, а как только пузырьки лопнут, виноградина становится тяжелее и опускается на дно.

Поваренок: Следующий опыт.

       

       Опыт 2. Секретное письмо.

Материал: Сок 1/2 лимона или молоко, лист белой бумаги, ватная палочка.

Поваренок: Можно ли прочесть письмо, написанное молоком?

Д: Нет, письмо нельзя прочитать.

Поваренок: Хотите узнать? В стаканах у вас налито молоко. Возьмите чистый лист бумаги, ватную палочку и напишите что-то или нарисуйте. Молоку нужно дать высохнуть. Теперь прочесть написанное,  стало невозможным. А  сейчас  я  проглажу  лист утюгом. Буквы и рисунок проявятся на бумаге!

В: Как вы думаете, какой можно сделать вывод?

Д: Если греть бумагу  утюгом, то буквы появляются.   

В: Правильно,  под  действием тепла молоко темнеет и буквы проявляются.

Поваренок. А сейчас я дам вам непростое задание - определите, в какой из этих банок  вода соленая. Пробовать на вкус нельзя.

      Опыт 3.Определите емкость с соленой водой.

Материал:  непрозрачные емкости с водой, в одной вода соленая; яйцо.

Д: Можно положить яйцо в емкости, там, где соленая вода, яйцо не утонет

Поваренок. Молодцы, справились с заданием. А незадолго до вас у меня гостила Королева Наука, но потом ушла.

В: Полпути мы уже прошли. И я предлагаю немного отдохнуть. Вы согласны?

Физкультминутка «Дождик»

Дождик скачет по дорожке,

Как мальчишка озорной, (Прыжки)

Громко хлопает в ладоши

И от счастья сам не свой. (Хлопки)

Летний дождь — всегда веселый.

Он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе)

Вот и тополь стал зеленый,

Будто новенький совсем. (Руки вверх, наклоны влево — вправо)

Как игрушки в магазине,

Чистые дома стоят. (Повороты с отведенной в сторону рукой)

Небосвод стал синий-синий.

В лужах «зайчики» блестят. (Руки вверх, «фонарики»)

В: Ну что двигаемся дальше? Ребята дальше мы идём по зелёной тропинке.

3 остановка «Чудеса  на холсте» 

Веселый Карандаш: Добрый вечер, ребята. Приветствую вас в моей мастерской. Вы любите рисовать?

Д: Да, любим рисовать.

Карандаш: А чем вы обычно рисуете?

Д: Карандашами, красками, мелками.

  Веселый карандаш: А вы знаете, что рисование – целая наука. И сейчас я вам это докажу.

«Рисование на молоке».

Веселый Карандаш: Как вы думаете, что получится, если в молоко добавить краску разных цветов? Давайте проверим?

 1.Налейте молоко в тарелку.

 2. Добавьте в него по несколько капель краски  разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

 3. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Веселый Карандаш. Что вы видите на своих  картинах?

Д: Молоко двигается.

В: Мы сделаем вывод, моющее средство соединяется с  молекулами  жира в молоке и приводит их в движение.

 «Кляксография».

Веселый Карандаш. Ребята, а что вы знаете о воздухе?

- Оказывается, с помощью воздуха  можно рисовать. Сейчас мы попробуем нарисовать  разноцветный фейерверк. На столах у вас есть краски, альбомные листы, трубочки и вода. Ставим кляксу и с помощью трубочки и воздуха (дуем в трубочку) рисуем из кляксы феерверк.

Веселый Карандаш. Молодцы, как у вас красиво получилось.

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Профессор Почемучкин : Что, ребята, нашли вы Королеву Науку?

Д:  Нет?

Профессор Почемучкин: Посмотрите вокруг! Всё, что мы видим: от крошки хлеба на столе до прекрасного голубого неба над головой можно рассмотреть с точки зрения науки. А вот, кстати, и она….

Выходит Королева Наука

Королева Наука: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте! Позвольте вам представиться. Я - Королева Наука. Спасибо, что помогли мне добраться до моего друга профессора Почемучкина. Я очень ценю добрых и отзывчивых людей, таких, как вы. А еще, я знаю, вы сегодня узнали много интересного. И я считаю, что вы достойны,  быть моими помощниками. 

Королева Наука:  Внимание! Для торжественного посвящения в младшие научные сотрудники встать смирно! Для произнесения клятвы в конце каждой фразы говорить слово: «Клянемся!»

Дети произносят клятву

Клятва: Мы, младшие научные сотрудники, клянемся:

Прилежными быть (Клянемся)

Много трудиться (Клянемся)

Вести наблюдения (Клянемся)

Делать открытия (Клянемся)

Королева Наука:  Дорогие ребята! Вот и стали вы моими помощниками и  я открываю вам путь в мою  волшебную научную  страну. Здесь вас ждут открытия и чудеса. А сейчас нам пора прощаться. Но мы с моим другом Профессором Почемучкиным  всегда будем рады видеть вас.

Профессор Почемучкин: До новых встреч!

III.

Заключительная часть

Оценка деятельности детей, самооценка и поощрение

Подведение итогов ОД

5 мин.

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

В: - Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

В: - Вспомним наши волшебные слова:

Ты неси нас шарик, шарик золотой.

Прямо в детский садик, наш родной.

Закружи нас, заверти и в детсад нас отнеси.

В: - Ребята вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Что запомнилось больше всего?  Как вы считаете, что нам удалось лучше всего? Как, по-вашему, кто сегодня был самым активным? Как вы думаете, пригодятся нам эти знания?

На прощанье я решила подарить вам волшебные смайлики. Кому было сегодня интересно – возьмет улыбающегося, а кому скучно – грустного. Дети выбирают смайлики по настроению.

В: - А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся.

И какие же слова

Говорим мы уходя?

Д: До свидания

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.

Центр познания

- маршрутные листы; музыкальное сопровождение, оборудование для музыкального сопровождения; конструктор ЛЕГО;

  Опыт 1. «Подводная лодка из винограда».

Материал: 1 стакан  лимонада,  виноградина.

Опыт 2. Секретное письмо.

Материал: Сок 1/2 лимона или молоко, лист белой бумаги, ватная палочка.

      Опыт 3.Определите емкость с соленой водой.

Материал:  непрозрачные емкости с водой, в одной вода соленая; яйцо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно занятия «Школа дорожных наук» ( подготовительная к школе группа)

·        Занятие закрепляет  знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах, правилах дорожного движения, дорожных знаках, различных видах транспортных...

Занятие "Школа дорожных наук"

Занятие направлено на совершенствование знаний детей о ПДД, о дорожных знаках, сигналах светофора и его назначении, на воспитание навыков безопасного поведнния на улице,желание использовать полученные...

Занятия: "Школа пешеходных наук"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №8 муниципального образования город Горячий Ключ    "Школа пешеходных наук"  Воспитатель МБДОУ д/...

Открытое интегрированное занятие «Город вежливых наук»

Интегрированнное занятие с целью формирования у детей навыков вежливого поведения, развития  потребности в доброжелательном общении с окружающими....

Конспект интегрированного занятия «Школа пешеходных наук» (старшая группа)

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. За...

Интегрированное занятие "Школа пешеходных наук"

Ознакомление с окружающим, оригами....

конспект занятия «Школа дорожных наук»

Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем ми...