Занятие «В поисках Королевы науки»
план-конспект занятия (старшая группа)
Дошкольное образование обладает мощным потенциалом в формировании личности ребенка, раскрытии всех его способностей и задатков через создание условий для его развития. По этой причине происходят существенные изменения и в системе дошкольного образования, меняется содержание и организация образовательной деятельности.
Способность создавать продукт, доводить дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным кирпичиком в учебной самостоятельности. Это позволяет строить предшкольное образование как переход от дошкольного к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_koroleva_nauki.docx | 54.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №22»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В поисках Королевы науки»
Образовательная область: «Познание»
Форма организации деятельности: путешествие
Возрастная группа: группа общеразвивающей направленности для
детей 5-6 лет.
Зароченцева Ю.А.
воспитатель первой квалификационной категории
МАДОУ «Д/с № 22»
Бугуруслан - 2021
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект образовательной деятельности | 4 |
III. | Список литературы |
Скажи мне - и я забуду,
учи меня - и я могу запомнить,
вовлекай меня - и я научусь.
1.Пояснительная записка
Дошкольное образование обладает мощным потенциалом в формировании личности ребенка, раскрытии всех его способностей и задатков через создание условий для его развития. По этой причине происходят существенные изменения и в системе дошкольного образования, меняется содержание и организация образовательной деятельности.
В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Способность создавать продукт, доводить дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным кирпичиком в учебной самостоятельности. Это позволяет строить предшкольное образование как переход от дошкольного к школьному обучению.
2.Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
1. | Ф.И.О. педагога | Зароченцева Юлия Альбертовна |
2. | Доминирующая образовательная область | Познание |
3. | Вид деятельности детей | Коммуникативная Познавательно-исследовательская Двигательная Игровая |
4. | Форма организации | Путешествие |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
1. | Тема образовательной деятельности | В поисках Королевы науки |
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия |
- просьба помочь решить проблему.
- решение проблемных ситуаций; - карта; - проведение опытов. Приемы организации практической деятельности детей: - путешествие к королеве науке; - постройка из конструктора «Волшебный замок»; - опыты: «Подводная лодка», «Секретное стекло»: - Физминутка «Дождик»; - опыты: «Рисование на молоке», «Кляксография ».
- создание проблемной ситуации; - чередование видов деятельности; - игра «Так –не так»; - постройка из конструктора «Волшебный замок»; - опыты: «Подводная лодка», «Секретное стекло»: - Физминутка «Дождик»; - опыты: «Рисование на молоке», «Кляксография ».
4.Приемы оценки и самооценки: - словесное поощрение в ходе ОД; - самоанализ; - самопроверка. |
3. | Интеграция образовательных областей | Познавательное, речевое, физическое, познавательно-исследовательская |
4. | Возрастная группа: | Группа общеразвивающей направленности детей 5-6 - лет |
5. | Цель: | - Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. |
6. | Задачи: | - Формировать новые и закреплять имеющиеся знания детей о предметах и явлениях окружающего мира; - Развивать у дошкольников познавательную активность, умение анализировать полученные результаты; - Развивать логическое мышление, творческие и конструктивные способности; - Формировать навыки взаимодействия со сверстниками; - Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. |
7. | Планируемые результаты: | - ребенок проявляет интерес к самостоятельному познанию, обследованию предметов, выделению их свойств и качеств; - по собственной инициативе организует собственную деятельность экспериментирования по исследованию свойств и качеств предметов и материалов; - использует в продуктивных видов деятельности знания эталонов и практический опыт по различению свойств и качеств предметного мира. |
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | В центре познания: карта маршрут; - музыкальное сопровождение, оборудование для музыкального сопровождения; - конструктор ЛЕГО; - лимонад, виноград; - альбомные листы; - молоко; - ватные палочки; -трубочки для сока. - утюг; - три банки с водой (в одной банке вода соленая), яйцо; - краски гуашь. |
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | - рассматривание и чтение сказок Владимира Сутеева; -презентация «В мире науки»; -Опыты с водой. |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ | 25 мин. | ||
I. | Вводная часть | Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей Определение цели | 5 мин. |
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Воспитатель предлагает детям собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки. Игра-приветствие «Наши умные головки» Наши умные головки Будут думать много, ловко. Ушки будут слушать, Ротик четко говорить. Ручки будут хлопать, Ножки будут топать. Спинки выпрямляются, Друг другу улыбаемся. Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга! | |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Стук в дверь В: Ребята, к нам кто-то стучится. Д: А давайте посмотрим, кто к нам пришел? Профессор Почемучкин : Здравствуйте, друзья! Я - профессор Почемучкин. Сегодня я жду в гости свою давнюю знакомую – Королеву Науку. Что-то она опаздывает…. Давайте ей позвоним. (звонит по телефону) Профессор Почемучкин : Алло! Добрый вечер, Королева Наука. Ты где? Королева Наука: Здравствуй, Профессор Почемучкин. Кажется, я сбилась с пути и заблудилась. Не мог бы ты мне помочь? Профессор Почемучкин : Конечно, сейчас мы с ребятами что-нибудь придумаем. Ребята, нельзя бросать друга в беде, вы согласны? Д : Надо отправится на поиски Королевы Науки. | |
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Профессор Почемучкин: Я с вами совершенно согласен и нам в этом поможет вот эта карта с планом маршрута, по которому должна была идти Королева Наука. Профессор Почемучкин : Но в путь я возьму только самых сообразительных, внимательных и спортивных ребят! Вы сообразительные? (дети отвечают) И внимательные? (дети отвечают). Сейчас проверим! Игра «Так – не так» Профессор Почемучкин: Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! - Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ) -На сосне грибы растут (ТОПАЮТ) -Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ) -В поле едет пароход (ТОПАЮТ) -Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ) -Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ) -Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ) -Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ) -Праздник дружно проведете (ХЛОПАЮТ) -И домой вы не пойдете (ТОПАЮТ) -Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ) - Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ). Профессор Почемучкин: Какие молодцы. Придется всех брать на поиски Королевы Науки. Вы готовы? Тогда отправляемся в путь. -Но для этого нам понадобится волшебный шарик. (воздушный шарик на полочке или гелиевый). Встаньте в круг вокруг меня, закройте глаза и возьмитесь за руки. (идут по кругу и говорят слова) Ты неси нас шарик, шарик золотой. Прям в Волшебный город, шарик золотой. Где чудеса волшебные, где превращения интересные. Закружи нас, заверти и к Королеве Науки нас отнеси. | |
II. | Основная часть: | - создание проблемной ситуации; - чередование видов деятельности; - игра «Так –не так»; - постройка из конструктора «Волшебный замок»; - опыты: «Подводная лодка», «Секретное стекло»: - Физминутка «Дождик»; - опыты: «Рисование на молоке», «Кляксография ». | 15 мин. |
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | В: Друзья мои давайте посмотрим на карту. Я вижу, что Королева Науки в первую очередь побывала у Самоделкина. Посмотрите на карту. Куда нам нужно идти? (определить с детьми, какого цвета маршрут). Д: По желтому. В: Верно. Пойдемте. 1 остановка «Наука и техника» Самоделкин: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Самоделкин, и я очень рад встрече с вами. Мы с моей командой очень любим, изобретать разные полезные конструкции. Изобретательство – целая наука. Чтобы что-нибудь изобрести, надо хорошо знать математику, физику, черчение и многое другое. Вот хочу проверить, умеете ли вы конструировать. Постройте из конструктора «Волшебный замок» для Королевы Науки. (Дети строят замок для Королевы) Самоделкин: Молодцы, ребята, замечательный замок вы построили. Кстати, совсем недавно Королева Наука была здесь. В: Хорошо ребята, отправляемся дальше. Куда потом пошла Королева Наука? Какого цвета тропинка? Д: Синяя. В: Правильно. Вперед ребята! Куда нас привела это тропинка? Д: Поваренку. 2 остановка «Вкусная наука» Поваренок: Здравствуйте, друзья. Мне очень приятно, что вы заглянули на мою кухню. А что делают на кухне, знаете? А вы помогаете мамам готовить? Что именно? А вы знаете, что кулинария – это наука? Сейчас я вам это докажу.
Опыт 1. «Подводная лодка из винограда». Материал: 1 стакан лимонада, виноградина. Поваренок: Как вы думаете, что будет с виноградиной, если ее опустить в лимонад? Д: Она утонет? Поваренок: Хотите проверить? Бросьте в стакан с лимонадом виноградину. (виноградинка чуть тяжелее воды и опустится на дно. На неё начнут садиться пузырьки газа, вскоре их будет так много, что виноградина всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут и газ улетит. Отяжелевшая виноградина снова опустится на дно. Так будет продолжаться, пока вода не выдохнется. В: Как вы думаете, какой мы сделаем вывод? Д: Мы думаем, когда пузырьки виноградинка на верху, не стало пузырьков, виноградинка опустилась на дно. В: Правильно, под действием пузырьков объём виноградины уменьшается и она поднимается, а как только пузырьки лопнут, виноградина становится тяжелее и опускается на дно. Поваренок: Следующий опыт.
Опыт 2. Секретное письмо. Материал: Сок 1/2 лимона или молоко, лист белой бумаги, ватная палочка. Поваренок: Можно ли прочесть письмо, написанное молоком? Д: Нет, письмо нельзя прочитать. Поваренок: Хотите узнать? В стаканах у вас налито молоко. Возьмите чистый лист бумаги, ватную палочку и напишите что-то или нарисуйте. Молоку нужно дать высохнуть. Теперь прочесть написанное, стало невозможным. А сейчас я проглажу лист утюгом. Буквы и рисунок проявятся на бумаге! В: Как вы думаете, какой можно сделать вывод? Д: Если греть бумагу утюгом, то буквы появляются. В: Правильно, под действием тепла молоко темнеет и буквы проявляются. Поваренок. А сейчас я дам вам непростое задание - определите, в какой из этих банок вода соленая. Пробовать на вкус нельзя. Опыт 3.Определите емкость с соленой водой. Материал: непрозрачные емкости с водой, в одной вода соленая; яйцо. Д: Можно положить яйцо в емкости, там, где соленая вода, яйцо не утонет Поваренок. Молодцы, справились с заданием. А незадолго до вас у меня гостила Королева Наука, но потом ушла. В: Полпути мы уже прошли. И я предлагаю немного отдохнуть. Вы согласны? Физкультминутка «Дождик» Дождик скачет по дорожке, Как мальчишка озорной, (Прыжки) Громко хлопает в ладоши И от счастья сам не свой. (Хлопки) Летний дождь — всегда веселый. Он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе) Вот и тополь стал зеленый, Будто новенький совсем. (Руки вверх, наклоны влево — вправо) Как игрушки в магазине, Чистые дома стоят. (Повороты с отведенной в сторону рукой) Небосвод стал синий-синий. В лужах «зайчики» блестят. (Руки вверх, «фонарики») В: Ну что двигаемся дальше? Ребята дальше мы идём по зелёной тропинке. 3 остановка «Чудеса на холсте» Веселый Карандаш: Добрый вечер, ребята. Приветствую вас в моей мастерской. Вы любите рисовать? Д: Да, любим рисовать. Карандаш: А чем вы обычно рисуете? Д: Карандашами, красками, мелками. Веселый карандаш: А вы знаете, что рисование – целая наука. И сейчас я вам это докажу. «Рисование на молоке». Веселый Карандаш: Как вы думаете, что получится, если в молоко добавить краску разных цветов? Давайте проверим? 1.Налейте молоко в тарелку. 2. Добавьте в него по несколько капель краски разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. 3. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке! Веселый Карандаш. Что вы видите на своих картинах? Д: Молоко двигается. В: Мы сделаем вывод, моющее средство соединяется с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. «Кляксография». Веселый Карандаш. Ребята, а что вы знаете о воздухе? - Оказывается, с помощью воздуха можно рисовать. Сейчас мы попробуем нарисовать разноцветный фейерверк. На столах у вас есть краски, альбомные листы, трубочки и вода. Ставим кляксу и с помощью трубочки и воздуха (дуем в трубочку) рисуем из кляксы феерверк. Веселый Карандаш. Молодцы, как у вас красиво получилось. | |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Профессор Почемучкин : Что, ребята, нашли вы Королеву Науку? Д: Нет? Профессор Почемучкин: Посмотрите вокруг! Всё, что мы видим: от крошки хлеба на столе до прекрасного голубого неба над головой можно рассмотреть с точки зрения науки. А вот, кстати, и она…. Выходит Королева Наука Королева Наука: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте! Позвольте вам представиться. Я - Королева Наука. Спасибо, что помогли мне добраться до моего друга профессора Почемучкина. Я очень ценю добрых и отзывчивых людей, таких, как вы. А еще, я знаю, вы сегодня узнали много интересного. И я считаю, что вы достойны, быть моими помощниками. Королева Наука: Внимание! Для торжественного посвящения в младшие научные сотрудники встать смирно! Для произнесения клятвы в конце каждой фразы говорить слово: «Клянемся!» Дети произносят клятву Клятва: Мы, младшие научные сотрудники, клянемся: Прилежными быть (Клянемся) Много трудиться (Клянемся) Вести наблюдения (Клянемся) Делать открытия (Клянемся) Королева Наука: Дорогие ребята! Вот и стали вы моими помощниками и я открываю вам путь в мою волшебную научную страну. Здесь вас ждут открытия и чудеса. А сейчас нам пора прощаться. Но мы с моим другом Профессором Почемучкиным всегда будем рады видеть вас. Профессор Почемучкин: До новых встреч! | |
III. | Заключительная часть | Оценка деятельности детей, самооценка и поощрение Подведение итогов ОД | 5 мин. |
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | В: - Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. В: - Вспомним наши волшебные слова: Ты неси нас шарик, шарик золотой. Прямо в детский садик, наш родной. Закружи нас, заверти и в детсад нас отнеси. В: - Ребята вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Что запомнилось больше всего? Как вы считаете, что нам удалось лучше всего? Как, по-вашему, кто сегодня был самым активным? Как вы думаете, пригодятся нам эти знания? На прощанье я решила подарить вам волшебные смайлики. Кому было сегодня интересно – возьмет улыбающегося, а кому скучно – грустного. Дети выбирают смайлики по настроению. В: - А теперь мы улыбнемся, Крепко за руки возьмемся. И какие же слова Говорим мы уходя? Д: До свидания | |
IV. | Дальнейшая разработка темы (развивающая среда) | ||
4. | Центр познания | - маршрутные листы; музыкальное сопровождение, оборудование для музыкального сопровождения; конструктор ЛЕГО; Опыт 1. «Подводная лодка из винограда». Материал: 1 стакан лимонада, виноградина. Опыт 2. Секретное письмо. Материал: Сок 1/2 лимона или молоко, лист белой бумаги, ватная палочка. Опыт 3.Определите емкость с соленой водой. Материал: непрозрачные емкости с водой, в одной вода соленая; яйцо. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно занятия «Школа дорожных наук» ( подготовительная к школе группа)
· Занятие закрепляет знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах, правилах дорожного движения, дорожных знаках, различных видах транспортных...
Занятие "Школа дорожных наук"
Занятие направлено на совершенствование знаний детей о ПДД, о дорожных знаках, сигналах светофора и его назначении, на воспитание навыков безопасного поведнния на улице,желание использовать полученные...
Занятия: "Школа пешеходных наук"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №8 муниципального образования город Горячий Ключ "Школа пешеходных наук" Воспитатель МБДОУ д/...
Открытое интегрированное занятие «Город вежливых наук»
Интегрированнное занятие с целью формирования у детей навыков вежливого поведения, развития потребности в доброжелательном общении с окружающими....
Конспект интегрированного занятия «Школа пешеходных наук» (старшая группа)
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. За...
Интегрированное занятие "Школа пешеходных наук"
Ознакомление с окружающим, оригами....
конспект занятия «Школа дорожных наук»
Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем ми...