Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Дидактическая игра – как эффективное средство развития фонематического слуха"
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
Дидактическая игра – как эффективное средство развития фонематического слуха
Известно, что фонематический слух формируется к пяти годам. В этом возрасте дети проявляют активный интерес к речи, словам, звукам. Они с удовольствием рифмуют слова, придумывают новые, учатся выделять звуки в словах, могут определять позицию звука в словах.
Но у некоторых детей возникают трудности, и дети произносят неправильно слова: сапка, вместо шапка, или шлон вместо слон, хотя изолированно эти звуки в произношении есть. То есть, если попросить ребенка сказать" С", он скажет правильно" С". Но стоит показать картинку собаки, он скажет" шабака". Это говорит о том, что дети не различают близкие по звучанию звуки. Чаще всего у детей наблюдаются нарушения произношения следующих пар звуков: с-ш, з-ж, л-р.
Считаю, что эффективным средством для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста являются дидактические игры: словесные, настольно- печатные (с предметными картинками) и компьютерные игры. Сегодня я вас познакомлю с теми играми, которые постоянно использую в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Игра "Волшебные цветы"
Цель: научить детей дифференцировать близкие по звучанию звуки
Это могут быть звуки с-ш, с-з, ч-щ, ч-ц, щ-ц, з-ж, л-р.
Оборудование: 2 сердцевинки цветов, отдельно лепестки с наклеенными на них картинками на определенные звуки.
Ход игры: На полянке выросли цветы, но у них потерялись лепестки, помоги собрать цветы. Будь внимательным, на одном цветке живут слова со звуком "С", на другом со звуком "Ш" (варианты: с-з, ч-щ, ч-ц, щ-ц, з-ж, л-р.). (Если ребенок не знает буквы, то можно использовать картинки: чайник и мышка. Говорим ребенку, что звук "С" свистит как чайник, а звук "Ш" шуршит как мышка шуршит, звук "З" шумит как комарик, а звук "Ж" - как шмель.
Умение сосредотачиваться на звуке, а также различать и анализировать их в словах называется фонематическим слухом. Для развития фонематического слуха необходимо организовывать с детьми различные игры и упражнения, в которых нужно выделять слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений или подбирать слова с заданным звуком. В моем арсенале много таких игр. С некоторыми из них я вас познакомлю. Эти игры помогут и вам развить фонематический слух у ваших детей:
1. Игра «Будь внимательным!»
Цель: развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.
Правила игры: предложите детям: Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Ш». Педагог четко произносит: м, н, к, м, л, п, м; ма, ша, му, ки, ши; мама, шум, мыло, шар, лак, мак, маска, кит, шапка и т. д.
Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко, учитывайте, что некоторые звонкие согласные оглушаются в конце слова или перед другими согласными (например, в слове «дуб» слышим звук П. Поэтому подобные слова лучше не использовать в играх с детьми.
2. Игра «Придумай имя»
Цель: развивать умение подбирать слова на заданный звук.
Правила игры: предложите детям придумать имя мальчику (девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.
Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙО,ЙУ,ЙЭ).
3. Игра «Назови последний звук».
Цель: развивать умение выделять последний звук в слове.
Правила игры: предложите детям назвать предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – М, дуб – Б.
Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце (Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО).
4. Игра «Хлопни в ладоши или топни ногой».
Цель: развивать умение различать твердые и мягкие звуки.
Правила игры: Попросите ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук и он будет мягким, например, [ть]; и топнуть ногой, если услышит твердый звук [т] (звуки могут быть разными).
5. Игра «Назови предметы».
Цель: развивать умение выделять голосом заданный звук.
Правила игры: предложите детям рассмотреть 5-6 предметных картинок, назвать все предметы, а потом найти те предметы, в названиях которых слышат звук (С или З, или Ч, Ш, Щ, Ц, Л, Р или др.) Предложите ребенку выделять этот звук голосом, когда будет называть предмет.
6. Игра «Исправь ошибки».
Цель: развивать фонематический слух, умение исправлять грамматические ошибки.
Правила игры: Намеренно рассказывайте ребёнку сказку и допускайте грамматические ошибки, пусть ребёнок их исправит. Например: Я ходила в осенний лес. Там я видела серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!
7. Игра «Рифмовки»
Цель: развивать фонематический слух, умение подбирать рифму.
Правила игры: Если ребёнок хорошо воспринимает стихи и знаком с понятием рифма, превратите его в настоящего поэта и попробуйте вместе с ним подбирать похожие по звучанию слова-рифмовки. Например: ложка – кошка, кукушка – подушка- кадушка- лягушка, мишка- шишка. Эта игра доставляет большую радость и детям и взрослым.
8. Игра «Отгадай слово»
Цель: развивать умение выделять первые звуки в нескольких словах и использовать их для составления новых слов.
Правила игры: предложите ребенку назвать предметы на выложенных в ряд картинках, например: лебедь, иголка, стол, арбуз и выделить первые звуки в этих словах, затем составить из них новое слово. (лиса).
9. Игра «Добавлялки»
Цель: развивать умение образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.
Правила игры: Взрослый произносит слова без первых или последних звуков например, уба (шуба) апка (шапка) ар (шар), но (нож) ду (душ)., предлагает ребенку добавлять заданный звук в начало (конец) слова, и называть получившиеся слова. Например: звук Ш.
10. Игра «Определи место звука в слове»
Цель: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
Правила игры: предложите ребенку определить, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах: мышь (в конце, шапка (в начале, машина (в середине).
11. Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Правила игры: Взрослый бросает мяч ребенку, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. А ребенок определяет количество слогов (можно произносить слово и одновременно отбивать слоги мячом, например: ТА-РЕЛ-КА – 3 слога).
12. Игра «Прохлопай слово или прошагай»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Правила игры: предложите ребенку прохлопать или прошагать слова и назвать количество слогов в слове. Например, мА – ли - на(3 слога).
Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз (произнося гласные, столько и слогов в слове.
Все эти игры помогут вам и вашим детям в речевом развитии. Помните, что хорошие результаты достигаются долгой и упорной работой.
Успехов Вам и вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс для родителей подготовительной группы "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в...
Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как эффективное средство развития внимания детей 4-5 лет»
Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность. В процессе дидактической игры у дошкольника разви...
Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как эффективное средство развития внимания детей 4-5 лет»
Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность. В процессе дидактической игры у дошкольника разви...
Мастер-класс «Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма в работе с детьми со статусом ОВЗ»
В данном мастер-классе я рассказываю коллегам о том, какие игры можно проводить с клавесами....
Мастер - класс для педагогов на тему "Напольные игры как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал рассказывает о том, как влияют напольные игры на развитие дошкольников....
Мастер-класс «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей детского сада «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...