Мастер- класс для родителей подготовительной группы "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи .А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Мастер- класс для родителей подготовительной  группы №12

"Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Цель.

 Обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

Задачи.

Заинтересовать родителей речью собственного ребенка.

Расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.

Участники мастер-класса: родители старшей группы,  учитель - логопед- ведущий мастер- класса.

Продолжительность: 30 минут.

Оборудование: памятка-консультация для родителей "Упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи", логопедическая обезьянка Самсон, цветные карандаши, числовые линейки, предметные картинки, картинки-колокольчики, разного цвета геометрические фигуры.

Предварительная подготовка

1.Подбор и изучение литературы по теме мастер- класса.

2.Изготовление раздаточного материала для детей.

3. Разработка памятки - консультации для родителей "Упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи"

Ход мастер- класса

1.Выступление учителя - логопеда.

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма.

Фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи .А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

Прежде всего, будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

2.Совместная деятельность учителя логопеда и детей.

Игра-путешествие "В гости к Самсону"

Цели: развивать фонематический слух  дифференцируя звуки "с-з"; продолжить работу по развитию  внимания и памяти.

1.Организационный момент

-Ребята, ко мне подойдет и встанет в круг тот, чье имя начинается со звука "А" и т.д.

2.Постановка цели.

Дети стоят вокруг логопеда.

- Ребята, мы сегодня отправимся в гости к нашему другу обезьянке Самсону, но чтобы путешествие удалось  надо внимательно меня слушать и правильно выполнять все задания.

-В поезд приглашаю детей у которых белые носки, синие шорты, разноцветные платья, и т.д.

3.Основная часть.

1)-Ребята, наш поезд будет ехать тогда, когда я буду произносить разные слова, а как только услышите слово "звонок" остановитесь.

2)-Вот мы и приехали. У ворот своего дома нас встречает Самсон. Только что-то он очень грустный.

-Самсон никак не может сосчитать сколько звуков "с" в его имени. Поможем ему?

(Самсон приглашает всех детей в дом за столы.)

- Определите место звуков на числовой линейке.

- Вы правильно выполнили его задание и  Самсон  хочет поиграть с вами в разные игры.

3)Игра"Хлопни- топни"

На звук"з "-хлопнуть, на звук "с" - хлопнуть.

4)Игра "Дразнилка"

-Все обезьянки любят дразнится. Повторите за Самсоном его любимые дразнилки.

са- за- са; зу- зу- су- су; зы- за- зу.

5) Игра"Веселый карандаш"

-Самсон приготовил вам в подарок" веселые " карандаши. Сколько раз он произнесет слоги, столько раз стукните карандашом.

СА-ЗА; ЗА-ЗА-СА; СУ-ЗУ-ЗЫ; ЗО-ЗЫ-ЗА-ЗУ.

6)Игра "Поймай слово"

-У Самсона было очень непослушное имя, оно все время убегало и пряталось среди других слов. Поймайте в ладошки его имя и сдуйте его назад Самсону

(вдох- носом, выдох- ртом).

Замок, сапог, санки, Самсон, зайка, лиса, Самсон, зонтик, Зоя, Самсон, узор, совок, зубок, Самсон, суп, плясун, Самсон.

- Пришла пора возвращаться домой . Пригласим Самсона с собой? Назад мы полетим на ковре- самолете. Вокруг себя обернись на ковре- самолете окажись. Пристегните ремни. Наш самолет набирает высоту, следите за моей рукой . Набираем высоту на звук"З"(чем выше рука, тем громче звук), снижаемся на звук "С"( чем ниже рука, тем тише звук). Вот мы и дома.

- А дома нас тоже ждет сюрприз.

7) Игра "Сигнальщики"

- В колокольчиках спрятался звук "З"(потому что он звонкий).Если в названии картинки звук"З" - покажите колокольчик, а если его нет - погрозите мне пальчиком.

Картинки: собака, зуб, зонт, сук, косы, замок, зайка, лиса, зубы, плясун.

Самсон прощается с детьми и просит напомнить  слова со звуками"С", "З".



Предварительный просмотр:

 Мастер- класс для родителей подготовительной  группы №12

"Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Цель.

 Обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

Задачи.

Заинтересовать родителей речью собственного ребенка.

Расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.

Участники мастер-класса: родители старшей группы,  учитель - логопед- ведущий мастер- класса.

Продолжительность: 30 минут.

Оборудование: памятка-консультация для родителей "Упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи", логопедическая обезьянка Самсон, цветные карандаши, числовые линейки, предметные картинки, картинки-колокольчики, разного цвета геометрические фигуры.

Предварительная подготовка

1.Подбор и изучение литературы по теме мастер- класса.

2.Изготовление раздаточного материала для детей.

3. Разработка памятки - консультации для родителей "Упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи"

Ход мастер- класса

1.Выступление учителя - логопеда.

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма.

Фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи .А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

Прежде всего, будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

2.Совместная деятельность учителя логопеда и детей.

Игра-путешествие "В гости к Самсону"

Цели: развивать фонематический слух  дифференцируя звуки "с-з"; продолжить работу по развитию  внимания и памяти.

1.Организационный момент

-Ребята, ко мне подойдет и встанет в круг тот, чье имя начинается со звука "А" и т.д.

2.Постановка цели.

Дети стоят вокруг логопеда.

- Ребята, мы сегодня отправимся в гости к нашему другу обезьянке Самсону, но чтобы путешествие удалось  надо внимательно меня слушать и правильно выполнять все задания.

-В поезд приглашаю детей у которых белые носки, синие шорты, разноцветные платья, и т.д.

3.Основная часть.

1)-Ребята, наш поезд будет ехать тогда, когда я буду произносить разные слова, а как только услышите слово "звонок" остановитесь.

2)-Вот мы и приехали. У ворот своего дома нас встречает Самсон. Только что-то он очень грустный.

-Самсон никак не может сосчитать сколько звуков "с" в его имени. Поможем ему?

(Самсон приглашает всех детей в дом за столы.)

- Определите место звуков на числовой линейке.

- Вы правильно выполнили его задание и  Самсон  хочет поиграть с вами в разные игры.

3)Игра"Хлопни- топни"

На звук"з "-хлопнуть, на звук "с" - хлопнуть.

4)Игра "Дразнилка"

-Все обезьянки любят дразнится. Повторите за Самсоном его любимые дразнилки.

са- за- са; зу- зу- су- су; зы- за- зу.

5) Игра"Веселый карандаш"

-Самсон приготовил вам в подарок" веселые " карандаши. Сколько раз он произнесет слоги, столько раз стукните карандашом.

СА-ЗА; ЗА-ЗА-СА; СУ-ЗУ-ЗЫ; ЗО-ЗЫ-ЗА-ЗУ.

6)Игра "Поймай слово"

-У Самсона было очень непослушное имя, оно все время убегало и пряталось среди других слов. Поймайте в ладошки его имя и сдуйте его назад Самсону

(вдох- носом, выдох- ртом).

Замок, сапог, санки, Самсон, зайка, лиса, Самсон, зонтик, Зоя, Самсон, узор, совок, зубок, Самсон, суп, плясун, Самсон.

- Пришла пора возвращаться домой . Пригласим Самсона с собой? Назад мы полетим на ковре- самолете. Вокруг себя обернись на ковре- самолете окажись. Пристегните ремни. Наш самолет набирает высоту, следите за моей рукой . Набираем высоту на звук"З"(чем выше рука, тем громче звук), снижаемся на звук "С"( чем ниже рука, тем тише звук). Вот мы и дома.

- А дома нас тоже ждет сюрприз.

7) Игра "Сигнальщики"

- В колокольчиках спрятался звук "З"(потому что он звонкий).Если в названии картинки звук"З" - покажите колокольчик, а если его нет - погрозите мне пальчиком.

Картинки: собака, зуб, зонт, сук, косы, замок, зайка, лиса, зубы, плясун.

Самсон прощается с детьми и просит напомнить  слова со звуками"С", "З".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Дидактическая игра – одно из средств уточнения,  закрепления и расширения знаний, которые дети получают в процессе коррекционно-образовательной деятельности...

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

четкое звукопроизношение и успешное обучение в школе во много зависят  от развития фонематических процессов. Передлагаю игры и упражнения направленные на развитие фонематического слуха у детей до...

Мастер класс для родителей :«Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Мелкой моторикой называют умения воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения.Наибольший эффект получается в результате проведения игр и упражнений.Точные и хорошо скоординированные движения ...

Мастер-класс «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...