Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как эффективное средство развития внимания детей 4-5 лет»
консультация (средняя группа)

Соколова Наталья Сергеевна

Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность. В процессе дидактической игры у дошкольника развивается самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goryunova_sokolova_konsultatsiya_2.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как эффективное средство развития внимания детей 4-5 лет»

Подготовили Горюнова М.И., Соколова Н. С., воспитатели ГБОУ «Школа № 718»

В.А. Сухомлинский сравнивал внимание маленького ребенка с пугливой птичкой, которая стремится улететь подальше от гнезда, как только стремишься подойти к нему поближе. Поймав птичку, удержать ее можно только в руках или в клетке. Не надо ожидать от птички песен, если она чувствует себя пленником. Поэтому, подчёркивал Сухомлинский В.А., внимание маленького ребенка, как птичка, должно быть на воле и надо развивать его исключительно в игровой деятельности.

В дошкольном детстве детям нравится эмоционально насыщенный материал. Педагоги, помня об этом, должны создать зону положительных переживаний, чтобы вызвать и поддержать непроизвольное внимание ребенка. Безусловно, в развитии непроизвольного внимания дошкольников главную роль играют именно взрослые.

Выготский Л. С., Запорожец А. В., Леонтьев А. Н., Смирнова Е. О., Эльконин Д. Б. и другие отечественные учёные единодушно признали игру ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Ведь именно в игре наиболее эффективно развиваются главные новообразования детей дошкольного возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Ведущую роль имеет игра в становлении разных форм произвольного поведения дошкольников. Играя, дошкольники развивают произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Великий психолог Выготский Л. С. справедливо назвал игру «школой произвольного поведения».

В исследованиях отечественных педагогов и психологов подчеркивается, что игра является важным средством развития ценностных ориентаций, а также деятельностью, в процессе которой успешнее происходят усвоение детьми нравственных установок, развитие творческого потенциала, воображения, эстетических представлений. Исследователи детской игры утверждают, что в игре складываются благоприятные условия для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. В игровой деятельности развиваются способности дошкольника создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их. В игре развивается способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным правилам.

Урунтаева Г.А.  считает, что важным принципом развития внимания является требование к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста. Внимание активно, когда ребёнку интересен предмет, ребёнок обследует его, открывает в нём для себя новое содержание. От педагогов требуется учить детей доводить начатое дело до конца, создать у воспитанников установку на получение качественного результата.

Педагоги должны помнить о трудностях переключения внимания дошкольников,  готовить детей к смене деятельности, заранее предупреждая его об этом: «Ещё немного поиграйте, скоро мы будем собираться на прогулку».

В игровой деятельности все стороны личности ребенка развиваются в единстве и взаимодействии. Рубинштейн С. Л в своих исследованиях писал, что в игре собираются, проявляются и через игру формируются все стороны психической жизни личности ребёнка.

В игровой деятельности зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольников. В игре впервые появляются элементы обучения. Использование педагогами игровых приёмов делает обучение в дошкольном возрасте «сообразным природе ребенка». Игра создает «зону ближайшего развития ребенка». Выготский Л. С. подчёркивал, что в игре ребенок всегда выше своего обычного повседневного поведения, он как бы на голову выше самого себя. Далее Выготский Л. С. пишет, что игра содержит в себе все тенденции развития: дошкольник в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения.

Значение игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего.

Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность. В процессе дидактической игры у дошкольника развивается самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

 Тихеева Е. И раскрыла роль дидактической игры. Автор многих исследований считает, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разные способности ребенка, творческость,  восприятие, речь, а также внимание.

 Тихеева Е. И определяет особую роль педагога в дидактической игре: педагог вводит дошкольника в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Тихеева Е. И. разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.

В дидактических играх наряду с умственным воспитанием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание дошкольников. Играя в дидактическую игру дошкольник совершает разнообразные движения, действует с игрушками и предметами, развивает мелкую моторику руки. Осваивая цвета, оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающей действительности.

При выполнении правил игры, дети учатся контролировать свое поведение, в результате воспитывается  воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, дети учатся радоваться собственным достижениям и успехам друзей.

Запорожец А.В., подчёркивая значимость дидактической игры, в своих исследованиях пишет, что данная игра необходима не только для  усвоения отдельных знаний и умений, но и способствует общему развитию дошкольника, служит формированию его способностей.

Дидактические игры помогают решить задачи нравственного воспитания, развивают у дошкольников внимание, память, общительность. Педагог в дидактической игре ставит дошкольников в такие условия, которые требуют от детей умения играть вместе, регулировать свое поведение, а также быть внимательными, справедливыми, честными, уступчивыми.

Условно дидактические игры можно разделить на три основных типа: игры с предметами (игрушки, природный материал), настольно-печатные и словесные игры.

 Рассмотрим дидактическую игру с предметами. В таких играх используются игрушки и реальные предметы; дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Дошкольники знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх с предметами решаются задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач.

Дети овладевают новыми знаниями об окружающей среде, задания в дидактической игре усложняются: дошкольники учатся определять предмет по какому-либо признаку, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству), что значимо для развития отвлеченного, логического мышления и несомненно, внимания.

В среднем дошкольном возрасте в дидактических играх используют такие предметы, в которых разница между ними становится всё незаметней. В дидактических играх с предметами дошкольники выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. В игре дети развивают умение складывать целое из частей, нанизывать предметы на верёвочку, выкладывать узоры из разнообразных деталей.

Играя с детьми в дидактические игры с природным материалом, (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) педагоги закрепляют знания дошкольников об окружающем их мире, развивают мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация), воспитывают любовь к природе, бережное к ней отношение.   «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев», эти дидактические игры педагоги могут организовать во время прогулки.

Задание для детей в дидактической игре «Подбери картинки по парам» это нахождение среди разных картинок совершенно одинаковые: две варежки, одинаковые по цвету, узору. Далее задание усложняется: дети объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два платья. Платья, изображенные на картинке, могут быть разные по форме, по цвету, но их объединяет название одежды.

В дидактической игре «Подбери картинки по общему признаку» требуется от дошкольников умение обобщать, установливать связи между предметами. В игре «Что растет в саду (лесу, городе)?» дошкольники находят картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом, где они растут, объединяют по одному признаку.

В дидактической игре «Что было потом?» дошкольники подбирают иллюстрации к сказке, учитывая последовательность сюжета. Дети запоминают состав, количество и расположения картинок. В игре «Отгадай какую картинку спрятали» дошкольники должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из картинок перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие внимания, памяти, запоминания и припоминания.

Дидактическими задачами этого типа игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счёте, развитие пространственного мышления, умения рассказать связно об изменениях, произошедших с картинками, об их содержании.

Дидактическая задача в игре «Составление разрезных картинок и кубиков» заключается в развитии у дошкольников логического мышления, развития умения из отдельных частей составлять целое. В среднем и старшем дошкольном возрасте целое делят на 8 - 10 частей. Для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: предмет посуды, животное, предмет одежды и др. В старшем дошкольном возрасте на картинке изображается сюжет знакомой сказки, стихотворения, мультфильма.

 В словесных дидактических играх дошкольники учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, расширять знания о них. В данных играх от детей требуется использовать приобретенные знания в новых связях и обстоятельствах.

Дошкольники в таких играх самостоятельно решают разные мыслительные задачи; рассказывают о предметах, выделяют характерные  признаки предмета; отгадывают предмет по описанию; ищут признаки сходства и различия; группируют предметы по различным характеристикам.

Таким образом, дидактическая игра является многоплановым, сложным педагогическим явлением: данная игра есть и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, а также мощное средство всестороннего воспитания и развития личности дошкольника.

Если рассматривать дидактическую игру как форму обучения дошкольников, то она содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог, играя с детьми, одновременно является и учителем, и играющим.

Обязательные структурные элементы дидактической игры это: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

При выборе дидактической игры педагогу необходимо учитывать уровень развития воспитанников, так как в играх дети должны опираться на имеющиеся знания и представления.

При определении дидактической задачи, педагогу необходимо иметь в виду, какие знания, представления детей должны расширяться, закрепляться воспитанниками, какие умственные операции должны развиваться, какие качества личности можно формировать посредством данной игры.

 В любой дидактической игре стоит своя обучающая задача, что отличает игры друг от друга. Определяя дидактическую задачу педагогу следует избегать повторений в ее содержании, известных фраз («развивать внимание, мышление, память и др.). Известно, что эти задачи решаются в любой дидактической игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других - мышления, в третьих - внимания.

Педагоги заранее должны знать и соответственно определять дидактическую задачу. Например, игру «Что изменилось?» использовать для развития памяти, «Овощной магазин» - для развития мышления, «Отгадай что задумали» - наблюдательности и внимания.

Главная цель правил игры – организация педагогом действия, поведения дошкольников. В дидактической игре правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, правила делают игру занимательной, напряжённой. Соблюдая правила игры дошкольники совершают определенные усилия воли, учатся общаться со сверстниками, преодолевают отрицательные эмоции. Необходимо, при определении правил дидактической игры, создавать детям благоприятные условия, при которых дети играли и получали бы радость от выполнения задания.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дошкольники решают умственные задачи, которые даются им в занимательной игровой форме, дети сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности. Дошкольник принимает умственную задачу, как практическую, игровую, и это повышает его умственную активность, развивает внимание.

В дидактических играх развивается познавательная деятельность детей, проявляются особенности этой деятельности. В среднем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.

Дидактическая игра имеет огромное значение для умственного развития детей среднего дошкольного возраста. В игре с игрушками, разнообразными предметами, с картинками у дошкольника происходит накопление чувственного опыта. Играя с матрёшкой, подбирая парные картинки, ребёнок учится различать и называть размер, форму, цвет и другие характеристики предметов. Интересные для дошкольника дидактические игры создают предпосылки к решению умственных задач: успех в результате умственного усилия, преодоление трудности приносят детям удовлетворение. Увлечённые игрой дошкольники таким образом повышают свою способность к произвольному вниманию, развивают наблюдательность, мышление. Все эти данные делают дидактическую игру важным средством подготовки дошкольников к обучению в школе.

Сдедовательно, дидактические игры способствуют развитию всех психических процессов (памяти, мышления), а также большое влияние оказывают на развитие внимания. В дидактических играх на внимание ребёнок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания, потому что именно эти игры всегда содержат задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности.

Таким образом, для развития у дошкольников 4-5 лет определенных качества внимания (объём, устойчивость, концентрация) и способность управлять им, нужны специальные дидактические игры, где эта задача стоит в центре деятельности педагога и ребенка.

Список литературы

  1. Бармашова Е. Игровая мозаика: программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста [Текст] / Елена Бармашова// Школьный психолог. - 2015. - № 5. - С. 8-14.
  2. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников [Текст] /И.Л. Баскакова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж-НПО «МОДЭК», 2015. — 64 с.
  3. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры [Текст] /З.М.Богуславская//Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Просвещение, – С.254-268.
  4.  Веккер, Л.М. Психические процессы. Т. 1; [Текст] / Л.М Веккер - Л.: Изд-во ЛГУ, 2013 – 326с.
  5. Венгер Л. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст] /Л. Венгер, В. Мухина // Дошкольное воспитание. -1974. -№12. - С. 24-30.
  6. Вундт, В. Память и внимание: В кн. избр. псих. произв. ; [Текст] / В.  Вундт– М.: ВЛАДОС, 2012.
  7. Волокитина, М.Н. Пособие для воспитателя дет. сада ; [Текст] / М.Н.   Волокитина – М.: Инфро.М, 2012. – 128 с.
  8. Выготский,  Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте ; [Текст] / Л.С.  Выготский – М.: Инфро.М, 2013. – 186 с.
  9. Выготский , Л.С. Психология искусства [Текст]/Л.С. Выготский - Москва: Искусство, 1986г.-345с.
  10. Гаврина, С. Е. Внимание. Память. ; [Текст] / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г Топоркова, С. В. Щербинина - перераб. и доп. – М.: Росмэн-Пресс, 2016. – 172 с.
  11. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР ; [Текст] / П.Я.   Гальперин -1958.- № 3.  33—38с.
  12. Гальперин, П.Я. Расстройства внимания и методы их устранения ; [Текст] / П.Я.   Гальперин – М.: ВЛАДОС, 2013. – 196 с.
  13. Гильбух, Ю.З.  Внимание и его воспитание ; [Текст] / Гильбух Ю.З., Ф.Н.  Гоноболин– М.: «Педагогика», 2012. – 160 с.
  14. Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание; [Текст] / Ф.Н.  Гоноболин - М.: Педагогика, 2012. -158 с.
  15. Горяева, Н.А. Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений; [Текст] / Н.А. Горяева – М: Инфро. М, 2011.-207с.
  16. Добрынин, Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание // Учёные записки МГПИ им. В.И. Ленина; [Текст] /  Н.Ф. Добрынин. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 118 с.
  17. Дормашев Ю.Б. Психология внимания: [Текст] Учебник МПСИ/Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. - М.:Флинта, 2015. – 316 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Театрально-дидактическая игра как эффективное средство развития речи дошкольников"

Велико значение театрализовано-дидактической игры для речевого развития. Участвуя в таких играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, входят в образ, перевоплощаются. Выполняя какую-л...

«КОМПЬЮТЕРНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Обобщение опыта по созданию компьютерных дидактических игр для знакомства детей дошкольного возраста с элементарными математическими представлениями....

«Дидактическая игра как эффективное средство развития речевой активности в младшем дошкольном возрасте»

laquo;Дидактическая игракак эффективное средство развития речевой активностив младшем дошкольном возрасте»...

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как эффективное средство развития внимания детей 4-5 лет»

Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность. В процессе дидактической игры у дошкольника разви...

консультация для педагогов Дидактические игры - как эффективное средство развития изобразительных способностей

консультация направлена на повышение профессиональной компетенции педагогов посредством  уточнения и обогащения их знаний  по использовани. дидактических игр в изобразительной деятельности д...

Консультация для родителей «Дидактическая игра как эффективное средство развития речевой активности в младшем дошкольном возрасте»

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное  явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой...