Мастер-класс «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_ffn.docx64.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

учитель – логопед

Паунькина Светлана Владимировна

Цель: Предоставление обобщения и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов детского сада

Задачи:

1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по развитию у детей фонематического слуха.

2. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе работы.

Ход мастер-класса :

1. Уважаемые коллеги,  хочу предоставить вашему вниманию игры и упражненияспособствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

 Но давайте начнем с того , Что же  такое фонематический слух?

Если речь ребенка после четырех-пяти  лет невнятная, ему трудно произносить слова, состоящие более чем из двух слогов, заменяет или путает звуки в слогах, можно говорит о неразвитости фонематического слуха.

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом (воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи).

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами..

Зачем развивать фонематический слух?

В пять- шесть  лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.

Что случится, если ребенок сам не справиться с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов.

Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.

Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части, видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.Дисграфия.

Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова. А значит, неизбежно возникнет психологический дискомфорт, который. отразится на поведении.

Нужно ли развивать фонематический слух?

Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а гораздо раньше. Лучше начинать занятия с трех  четырех лет.

Как развить фонематический слух?

Работа воспитателей, логопеда, и родителя заключается в том, чтобы научить ребенка простейшим способам анализа слова :

• правильно ставить ударение;

• делить на слоги;

• понимать смысл и значение каждого звука в слове;

• выделять согласные и гласные звуки.

Научив детей решать эти задачи, можно отлично подготовить их к важнейшему этапу обучения – умению  анализировать звуковой состав слова. Научившись дифференцировать звуки и правильно произносить их, дети  быстро овладеют основами правильного чтения и правописания.

Что же помогает развитию фонематического слуха?

Игры и упражнения! в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.

Игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но, даже если малыши уже старше, и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам также следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности. Я вам хочу предложить иры и упражнения  из личного опыта работы ,которые я использую.

Но для начала отмету, что методика строится на последовательной отработке шести этапов:

Картинки по запросу Развитие фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возрастаКартинки по запросу Развитие фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Мастер- класс для родителей подготовительной группы "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОВЗ через систему игровых упражнений.

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОВЗ ...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста  с дизартрией  через систему игровых упражнений...

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

четкое звукопроизношение и успешное обучение в школе во много зависят  от развития фонематических процессов. Передлагаю игры и упражнения направленные на развитие фонематического слуха у детей до...

Мастер-класс «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Фонематический, или речевой, слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Именно фонематически...