Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС
учебно-методический материал

Борхонова Ирина Александровна

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС

     Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.

   С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными  и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:

-      реализацию образовательных программ;

-      учет национально-культурных, климатических условий;

-       учет возрастных особенностей детей;

-      обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно-насыщенной;

-разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

-соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.

- трансформируемой;

-от образовательной ситуации;

- от меняющихся интересов детей;

-вариативной;

-наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);

- периодическую сменяемость игрового материала;

- разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;

- появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

- полифункциональной;

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).

- доступной;

-  доступность для детей всех помещений, где осуществляется  образовательная деятельность;

           - свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;

           -  исправность и сохранность материалов и оборудования.

- безопасной;

- соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:

1.     Социально – коммуникативная;

2.     Познавательная;

3.     Речевая;

4.     Художественно – эстетическая;

5.     Физическая.

В каждой области имеются свои центры.

Социально-коммуникативное развитие:

- Центр ПДД;

- Центр пожарной безопасности;

- Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).

Познавательное развитие:

- Центр «Уголок Природы»;

- Центр сенсорного развития;

-Центр конструктивной деятельности;

-Центр математического развития;

-Центр экспериментирования.

Речевое развитие:

- Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;

- Центр Книги;

- Логопедический уголок.

Художественно-эстетическое развитие:

- Центр ИЗО или уголок творчества;

- Центр музыкально-театрализованной деятельности.

Физическое развитие:

-Центр физического развития;

 

  Вывод: Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.


  Подготовила воспитатель первой квалификационной  категории –

Борхонова И.А.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Предметно-пространственная образовательная среда ДОУ, отвечающая требованиям ФГОС

Ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Именно поэтому необходимо серьезно относится к вопросу обновления предметно-пространственной среды ДОУ. Роль взрослого заключается в пр...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...