Наставничество как универсальная технология формирование профессиональных навыков у студентов УралГУФКа.
статья

Балыкова Ирина Геннадьевна

В статье рассказывается о роли наставничества в педагогике . Для  себя  мы  разработали  план прохождения педагогической   практики, разделив  при этом её на несколько частей, что позволяет провести  практику более качественно и результативно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo_u_stud.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 125 г. Челябинска»

Наставничество как универсальная технология

формирование профессиональных навыков

 у студентов УралГУФКа.

Составитель  Балыкова

Ирина Геннадьевна

ИФК по плаванию.

                                                                                                 

 Балыкова Ирина Геннадьевна

ИФК по плаванию.

Наставничество как универсальная технология

формирование профессиональных навыков

 у студентов УралГУФКа.

Президент РФ Владимир Путин отметил важность развития системы дошкольного образования в России. 

«Одна из важнейших мер демографической политики – развитие дошкольного образования», - подчеркнул глава государства в своем ежегодном послании Федеральному собранию. 

Директор «Информики» Кирилл Казаков напомнил также, что такое решение позволит руководителям органов образования субъектов РФ уже сейчас принимать решения о том, как в дальнейшем модернизировать региональную структуру дошкольного образования.

Любая модернизация не возможна без кадров, мы все знаем крылатое выражение И,В.Сталина, которое он произнёс перед выпускниками военных академий 4 мая 1935 года : « Кадры решают всё, а не лошади и машины».

Когда в дошкольные учреждения приходят молодые специалисты, у которых есть определённые теоретические знания, но нет опыта работы, тогда и необходимы знания и умения опытного нваставника.

Опыт и знания наставника, относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться как особой профессиональной тематики, так и широкого круга вопросов личного развития. Сферы применения наставничества: адаптация молодых специалистов, услуги личного развития.

Наставником (Наставницей) называют лицо, которое передает знания и опыт.

Наставничество существовало с древних времён. Накопленный опыт одним поколением  передавался другому, следующее поколение этот опыт усовершенствовало, и снова происходила передача знаний, таким образом, и развивалось общество.

Не имея взрослого и опытного наставника, который является источником знаний, вдохновителем идей молодому специалисту трудно влиться в профессию, так как у него нет опыта работы, опыта применения своих теоретических знаний.

Наставник мотивирует ученика, помогает   ему рекомендациями, создаёт условия, чтобы подопечный  смог самостоятельно решать отдельные проблемы и при этом достичь определённых успехов. При работе наставника быстрее формируются необходимые навыки и дальнейшие предпосылки для самостоятельной работы и самосовершенствования.

Необходимо учитывать, что наставником не может быть кто угодно. Наставник, прежде всего, должен быть опытным работником, иметь большой стаж работы, быть коммуникативным, инициативным, ориентирующимся в новых технологиях, уметь доходчиво доносить до обучаемого нужную информацию.  

Большую роль наставничество играет и в педагогике.

Основной целью наставничества у студентов практикантов является приобретение практических навыков работы при организации физкультурно - оздоровительных мероприятий с дошкольниками.

При этом решаются следующие задачи:

- привитие интереса к выбранной профессии;

-приобретение  профессиональных качеств;

-приобретение навыков общения с детьми дошкольного возраста

-формирование желания к саморазвитию

Студенты 2 курса  летних видов спорта, кафедры теории и методики гимнастики и оздоровительного плавания УралГУФКа, проходят педагогическую практику  в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 125 г. Челябинска».

Для  себя  мы  разработали  план прохождения педагогической   практики, разделив  при этом её на несколько частей, что позволяет провести  практику более качественно и результативно.

Части практики

Содержание

Роль наставника

I часть вводная

Установочная   конференция

 ( в УралГУФКе)

  • Распределение на бригады
  • Ознакомление с общими требованиями к практике
  • Знакомство с бригадой
  • Уточнение требований к практике

Распределение по местам прохождения практики

  • Ознакомление с учреждением  (местом прохождения практики)
  • Знакомство с руководителем учреждения, преподавателями практики, с группами
  • Ознакомить с учреж-дением  (местом про-хождения практики)
  • Познакомить  с руко-водителем учреждения, преподавателями практики, с группами

II часть теоретическая

 Пассивная практика

  • Просмотр занятий:

- УГГ

- по физкультуре

- по плаванию

-проведение закаливающих мероприятий: сауна – бассейн – аэрофито-терапия.

  • Ознакомление с документацией по практике
  • Ознакомление с документацией инструктора физкультуры
  • Прослушивание теоретического материала  по проведению /с учётом возрастных особенностей/

- УГГ,

-физкультурных занятий,

-занятий по плаванию,

- физкульт-минуток

-подвижных игр,

- бесед с детьми,

- досуговых мероприятий

  • Показать  и сделать разбор занятий:

- УГГ

- по физкультуре

- по плаванию

-проведение закаливающих мероприятий: сауна – бассейн – аэрофито-терапия.

  • Ознакомление с доку-ментацией по прак-тике
  • Ознакомление с доку-ментацией инструк-тора физкультуры

  • Рассказать о прове-дении  /с учётом воз-растных особеннос-тей/

 - УГГ,

  -физкультурных занятий

  -занятий по плаванию,

  - физкульт-минуток

   -подвижных игр,

   - бесед с детьми,

    - досуговых мероприя-   тий

III часть  практическая

Практическая практика

  • Проведение:

- УГГ

-физкультурных занятий на суше

- занятий по  плаванию

- подвижных игр

-физкультминуток

-досуговых мероприятий /праздники на воде, на  суше/

-бесед с детьми

-индивидуальная работа, работа с подгруппой, работа со всей группой

  • Ведение документации по практике

-написание конспектов занятий

-ведение журналов по практике

  • Просмотр и разбор занятий

  • Проверка  и разбор конспектов

  • Проверка ведения журналов

IVчасть заключительная

В учреждении

  • Подведение итогов практики
  • Выставление предварительной оценки за практику
  • Выявление положительных и отрицательных сторон практики
  • Написание характеристик на каждого практиканта
  • Подведение итогов практики
  • Выставление предварительной оценки за практику
  • Выявление положи-тельных и отрицатель-ных сторон практики
  • Написание характерис-тик на каждого практи-канта

Итоговая конференция

( в УралГУФКе)

  • Защита (отчёт) работы бригады
  • Подведение итогов практики
  • Сдача документации по практике
  • Оказание помощи в подготовке бригады к защите по практике
  • Присутствие на защите бригады
  • Сдача документации по практике

В разные годы  график практики проходит по разному: иногда практика проводилась один раз в неделю с сентября по декабрь, что не очень удобно так как студенты не могли приобрести навык работы со всеми возрастными группами и занимались только с группами , которые были в этот день были по расписанию. Наиболее эффективно практика проходит, если студенты находятся в учреждении 1,5-2 месяца ежедневно /групповое наставничество/.

Студенты, продолжающие свою спортивную карьеру, не освобождаются от практики, для них составляется индивидуальный план-график для приобретения практических навыков работы с детьми дошкольного возраста /индивидуальное наставничество/.

Во время педагогической практики мы стараемся познакомить студентов с

  • Проектно-конструктивными параметрами, т.е. умением проектировать и конструировать способы выполнения двигательного действия применительно к условиям предметных нестандартных ситуаций.
  • Когнитивной (познавательной) деятельностью – мысленно расчленять целостное действие на компоненты, и заново интегрировать его в целое. За педагогическую практику студенты стараются обобщить разнообразные представления о мире движений ребёнка.
  • Исполнительскими параметрами, т.е. умением гибко использовать двигательный образец и свободно производить коррекцию моторного действия в меняющейся ситуации, проявление способности к двигательной импровизации.
  • Экспрессивно-коммуникативными параметрами – это умение «превращать» физическое движение в выразительное. Выражать через телесные движения собственное внутреннее состояние, представление, образы и т.д.
  • Эмоционально - эстетическими параметрами – проявлять способность переживать эмоциональный подъём и эстетическое наслаждение. Проявлять артистизм при выполнении движений.

Всё это необходимо для успешного осуществления любой формы учебной деятельности.

Проведение подвижных игр, во время практики, способствует решению творческих двигательных задач, что способствует развитию  особых форм воображения и мышления. Это уже предпосылка будущего умения самостоятельно ставить и творчески решать учебные  задачи.

В период практики студенты приобретают умение ориентироваться на позицию другого человека (дошкольника), а так же приобретают важные коммуникативные качества, которые становятся более выразительными и эмоционально насыщенными. А это весьма важный факт так необходимый для построения конструктивного учебного сотрудничества с детьми дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.

В данное время, в некоторых ВУЗах и колледжах, практика становится не обязательной или совсем отменена в дошкольных учреждениях, что снижает подготовку будущих специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ С АКТУАЛЬНЫМ ОПЫТОМ ДЕТСКОГО САДА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает существенные изменения в подготовке кадров для детских садов. Выпускники педагогических колледжей должны стать уни...

Социальный проект "Повышение качества образования и профессиональной компетентности студентов ФГБОУ высшего образования "НГПУ имени К. Минина"

Социальный проект «Повышение качества образования и профессиональной компетентности студентов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ниже...

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА АДРЕСНОГО ПОДХОДА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Обоснование необходимости возрождения системы наставничества в России и описание опыта дошкольного образовательного учреждения по организации педагогической практики студентов в контексте их взаимодей...

«Наставничество как форма формирования профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ»

Наставничество должно обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности.Создание условий для осознания необходимости повышения собств...