ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ С АКТУАЛЬНЫМ ОПЫТОМ ДЕТСКОГО САДА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
статья на тему

Никишина Наталья Николаевна

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает существенные изменения в подготовке кадров для детских садов. Выпускники педагогических колледжей должны стать универсальными специалистами, обладающими психолого-педагогической компетентностью и умеющими выстраивать индивидуальную тракеторию развития каждого ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikishina_vyst_oryol.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ С АКТУАЛЬНЫМ ОПЫТОМ ДЕТСКОГО САДА  КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Н.Н.Никишина, воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №57

г. Белгород

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает существенные изменения в подготовке кадров для детских садов. Выпускники педагогических колледжей должны стать универсальными специалистами, обладающими психолого-педагогической компетентностью и умеющими выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка.

В число необходимых компетенций воспитателя детского сада проект ФГОС включает:

  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка в группе; создание условий для позитивных отношений между детьми; проявление чуткости к интересам и возможностям детей;
  • организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
  •  построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности;
  • обеспечение открытости образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников.

Каждая из перечисленных компетенций в проекте стандарта детализируются. Объем материала, который студент должен понять, принять, усвоить, выполнить, да ещё и получать удовольствие от всего этого, огромен. Задача нелёгкая, но реализовать её необходимо и возможно. Педагогические колледжи ещё с 2010 года осваивают ФГОС СПО третьего поколения, в основе которого лежит компетентностный подход, и накопили значительный опыт профессиональной подготовки конкурентоспособного выпускника.

        Понятие «компетентность» появилось в 60-70 гг. ХХ века в западной, а в конце 80-х гг. и в отечественной педагогической литературе. Все исследователи, изучавшие природу компетентности и компетенций, обращают внимание на их многосторонний, разноплановый и системный характер. На слайде указаны авторы исследований. (А.В.Хуторской, А.А.Вербицкий, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, В.Н. Введенский, Т.Г. Браже, Е.И. Рогов). В число профессиональных компетенций педагога  они включают:

  • способность действовать с учетом ограничений и предписаний;
  • знания, умения, навыки, способы и приемы;
  • эффективное применение знаний и умений;
  • ценностные ориентации, мотивы, отношения;
  • знания и опыт в той или иной области;
  • осведомленность в круге вопросов, значимых для специальности;
  • уровень профессионализма, креативность;
  • личностные качества, обеспечивающие решение профессиональных задач.

Стать хорошим воспитателем – это значит овладеть всей совокупностью перечисленных выше компетенций, необходимых для качественной педагогической деятельности.

Компетентный специалист формируется только в деятельности, поэтому так значителен объём и содержание практики в ДОУ, определённый ФГОС СПО.    

Любая практика студентов – это знакомство с опытом работы педагогов детских садов. Мы выделяем четыре параметра, основных в  профессиональной подготовке воспитателя детского сада, которые студенты должны освоить в ходе ознакомления с опытом педагогов на практике:

  • освоение умения вести воспитательно-образовательную работу с детьми в соответствии с современными требованиями;
  • овладение навыками исследовательской культуры (работа с научной литературой; участие в опытно-практической и экспериментальной работе с дошкольниками; формирование умений анализировать результаты освоения программы, на основе требований стандарта, представленных в ФГОС в виде целевых ориентиров дошкольного образования);
  • освоение учебно-методических умений (комплексно-тематическое планирование на основе принципа интеграции образовательных областей; поиск в методической литературе вариантов решения актуальной задачи и творческое преобразование информации с учётом  особенностей детей своей группы, выступления на педсоветах, семинарах, консультациях);
  • освоение социально-педагогических умений (различные формы взаимодействия с семьями воспитанников;  использование опыта воспитателей в своей деятельности,  описание его, участие в профессиональных конкурсах).

В работе со студентами на разных этапах профессиональной подготовки мы используем не одинаковые формы представления актуального педагогического опыта.

  • Для первокурсников, чаще всего, - это показ организации жизнедеятельности детей в группе и объяснение сути происходящего. Далее студенты активно включаются в работу в качестве помощника воспитателя, работающего с небольшой подгруппой детей, но выполняющего те же функции, а затем работают уже со всей группой.
  • Постепенно осваивают  кроме содержательной стороны педагогического процесса (чему учить?) его технологию (как учить?) и технику (как воздействовать  на воспитанника?). Наблюдая работу воспитателя-мастера, студенты заимствуют их тон и стиль взаимодействия с детьми в разных ситуациях, темп, громкость и интонационную окрашенность голоса, мимику, пластику, жесты.
  • Старшекурсники становятся участниками мастер-классов, дискуссионных клубов, членами творческих групп, разрабатывающих один из актуальных вопросов совершенствования работы с детьми. Результаты деятельности таких групп радуют нас. Так, для Монтессори-группы воспитателями вместе со студентами были придуманы и созданы замечательные пособия «Мир вокруг», «Наша Родина - Россия», «Что из чего», «Сколько», «Что за чем?». Две первые из названных игр стали победителями Всероссийских конкурсов. В  одной из творческих групп были  разработаны новые подходы к проведению детско-родительских праздников для малышей, которые стали одной из интерактивных форм взаимодействия детского сада и семей.

К студентам в нашем детском саду относятся как к равноправным членам педагогического коллектива и это помогает им самим выстраивать процесс воспитания и обучения детей как субъект-субъектную творческую деятельность.

Результат взаимодействия воспитателей и практикантов – развитие профессиональных способностей студентов: их активности, возможности выйти за пределы заданного, самостоятельно найти способы решения педагогической задачи, творчески самореализоваться.

Практика студентов стимулирует и воспитателей. Педагоги ставятся в условия, в которых они должны показать высокие образцы профессиональной деятельности, а это требует непрерывного  педагогического образования, творческого поиска, совершенствования индивидуального профессионального «почерка».  

Партнёрская работа педагогического колледжа и детского сада, изучение студентами опыта лучших воспитателей, обеспечивает необходимое качество профессиональной подготовки будущих педагогов, отвечает актуальным потребностям личности и общества, заинтересованного в высоком уровне дошкольного образования. Наш опыт обобщен и опубликован во многих профессиональных журналах и сборниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...

Обучающий семинар «Формирование профессиональных компетенций педагога в соответствии с профстандартом «Педагог»»

Семинар предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. Раскрывает особенности компетенций необходимых педагогу дошкольной организации....

«Формирование профессиональной компетенции педагогов ДОО по интеграции образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС».

Педагог как компонент и активный субъект образовательной среды во многом определяет здоровый образ жизни ребенка, под влиянием этого образа жизни и личности педагога формируются установки на ЗОЖ, осоз...

Консультация для воспитателей «Формирование профессиональных компетенций педагога ДОУ»

Становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный...

Семейная гостиная «Сохраняя традиции родного края» подготовительная к школе группа интегрированная образовательная деятельность для студентов Нижнекамского педагогического колледжа в рамках Дня открытых дверей для будущих воспитателей на базе МБДОУ № 6

Семейная гостиная «Сохраняя традиции родного края» подготовительная к школе группа интегрированная образовательная деятельность для студентов Нижнекамского педагогического колледжа в рамка...