ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ С АКТУАЛЬНЫМ ОПЫТОМ ДЕТСКОГО САДА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
статья на тему

Никишина Наталья Николаевна

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает существенные изменения в подготовке кадров для детских садов. Выпускники педагогических колледжей должны стать универсальными специалистами, обладающими психолого-педагогической компетентностью и умеющими выстраивать индивидуальную тракеторию развития каждого ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikishina_vyst_oryol.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ С АКТУАЛЬНЫМ ОПЫТОМ ДЕТСКОГО САДА  КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Н.Н.Никишина, воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №57

г. Белгород

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает существенные изменения в подготовке кадров для детских садов. Выпускники педагогических колледжей должны стать универсальными специалистами, обладающими психолого-педагогической компетентностью и умеющими выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка.

В число необходимых компетенций воспитателя детского сада проект ФГОС включает:

  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка в группе; создание условий для позитивных отношений между детьми; проявление чуткости к интересам и возможностям детей;
  • организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
  •  построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности;
  • обеспечение открытости образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников.

Каждая из перечисленных компетенций в проекте стандарта детализируются. Объем материала, который студент должен понять, принять, усвоить, выполнить, да ещё и получать удовольствие от всего этого, огромен. Задача нелёгкая, но реализовать её необходимо и возможно. Педагогические колледжи ещё с 2010 года осваивают ФГОС СПО третьего поколения, в основе которого лежит компетентностный подход, и накопили значительный опыт профессиональной подготовки конкурентоспособного выпускника.

        Понятие «компетентность» появилось в 60-70 гг. ХХ века в западной, а в конце 80-х гг. и в отечественной педагогической литературе. Все исследователи, изучавшие природу компетентности и компетенций, обращают внимание на их многосторонний, разноплановый и системный характер. На слайде указаны авторы исследований. (А.В.Хуторской, А.А.Вербицкий, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, В.Н. Введенский, Т.Г. Браже, Е.И. Рогов). В число профессиональных компетенций педагога  они включают:

  • способность действовать с учетом ограничений и предписаний;
  • знания, умения, навыки, способы и приемы;
  • эффективное применение знаний и умений;
  • ценностные ориентации, мотивы, отношения;
  • знания и опыт в той или иной области;
  • осведомленность в круге вопросов, значимых для специальности;
  • уровень профессионализма, креативность;
  • личностные качества, обеспечивающие решение профессиональных задач.

Стать хорошим воспитателем – это значит овладеть всей совокупностью перечисленных выше компетенций, необходимых для качественной педагогической деятельности.

Компетентный специалист формируется только в деятельности, поэтому так значителен объём и содержание практики в ДОУ, определённый ФГОС СПО.    

Любая практика студентов – это знакомство с опытом работы педагогов детских садов. Мы выделяем четыре параметра, основных в  профессиональной подготовке воспитателя детского сада, которые студенты должны освоить в ходе ознакомления с опытом педагогов на практике:

  • освоение умения вести воспитательно-образовательную работу с детьми в соответствии с современными требованиями;
  • овладение навыками исследовательской культуры (работа с научной литературой; участие в опытно-практической и экспериментальной работе с дошкольниками; формирование умений анализировать результаты освоения программы, на основе требований стандарта, представленных в ФГОС в виде целевых ориентиров дошкольного образования);
  • освоение учебно-методических умений (комплексно-тематическое планирование на основе принципа интеграции образовательных областей; поиск в методической литературе вариантов решения актуальной задачи и творческое преобразование информации с учётом  особенностей детей своей группы, выступления на педсоветах, семинарах, консультациях);
  • освоение социально-педагогических умений (различные формы взаимодействия с семьями воспитанников;  использование опыта воспитателей в своей деятельности,  описание его, участие в профессиональных конкурсах).

В работе со студентами на разных этапах профессиональной подготовки мы используем не одинаковые формы представления актуального педагогического опыта.

  • Для первокурсников, чаще всего, - это показ организации жизнедеятельности детей в группе и объяснение сути происходящего. Далее студенты активно включаются в работу в качестве помощника воспитателя, работающего с небольшой подгруппой детей, но выполняющего те же функции, а затем работают уже со всей группой.
  • Постепенно осваивают  кроме содержательной стороны педагогического процесса (чему учить?) его технологию (как учить?) и технику (как воздействовать  на воспитанника?). Наблюдая работу воспитателя-мастера, студенты заимствуют их тон и стиль взаимодействия с детьми в разных ситуациях, темп, громкость и интонационную окрашенность голоса, мимику, пластику, жесты.
  • Старшекурсники становятся участниками мастер-классов, дискуссионных клубов, членами творческих групп, разрабатывающих один из актуальных вопросов совершенствования работы с детьми. Результаты деятельности таких групп радуют нас. Так, для Монтессори-группы воспитателями вместе со студентами были придуманы и созданы замечательные пособия «Мир вокруг», «Наша Родина - Россия», «Что из чего», «Сколько», «Что за чем?». Две первые из названных игр стали победителями Всероссийских конкурсов. В  одной из творческих групп были  разработаны новые подходы к проведению детско-родительских праздников для малышей, которые стали одной из интерактивных форм взаимодействия детского сада и семей.

К студентам в нашем детском саду относятся как к равноправным членам педагогического коллектива и это помогает им самим выстраивать процесс воспитания и обучения детей как субъект-субъектную творческую деятельность.

Результат взаимодействия воспитателей и практикантов – развитие профессиональных способностей студентов: их активности, возможности выйти за пределы заданного, самостоятельно найти способы решения педагогической задачи, творчески самореализоваться.

Практика студентов стимулирует и воспитателей. Педагоги ставятся в условия, в которых они должны показать высокие образцы профессиональной деятельности, а это требует непрерывного  педагогического образования, творческого поиска, совершенствования индивидуального профессионального «почерка».  

Партнёрская работа педагогического колледжа и детского сада, изучение студентами опыта лучших воспитателей, обеспечивает необходимое качество профессиональной подготовки будущих педагогов, отвечает актуальным потребностям личности и общества, заинтересованного в высоком уровне дошкольного образования. Наш опыт обобщен и опубликован во многих профессиональных журналах и сборниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...

Обучающий семинар «Формирование профессиональных компетенций педагога в соответствии с профстандартом «Педагог»»

Семинар предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. Раскрывает особенности компетенций необходимых педагогу дошкольной организации....

Консультация для воспитателей «Формирование профессиональных компетенций педагога ДОУ»

Становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный...

Семейная гостиная «Сохраняя традиции родного края» подготовительная к школе группа интегрированная образовательная деятельность для студентов Нижнекамского педагогического колледжа в рамках Дня открытых дверей для будущих воспитателей на базе МБДОУ № 6

Семейная гостиная «Сохраняя традиции родного края» подготовительная к школе группа интегрированная образовательная деятельность для студентов Нижнекамского педагогического колледжа в рамка...

«Сотрудничество с Бурятским республиканским педагогическим колледжем как условие успешного формирования профессиональных компетенций будущего музыкального руководителя ДОУ» Ерютина С.В., Иванова А.А., музыкальные руководители МБДОУ ДС № 89 "Журавленок" к

laquo;Сотрудничество с Бурятским республиканским педагогическим колледжем как условие успешного формирования профессиональных компетенций будущего музыкального руководителя ДОУ» Ерютина С....