Тема: «Читать, знать, помнить о войне…»
проект (подготовительная группа)

Козлова Ирина Александровна

Великая Отечественная война затронула судьбы многих семей. Из каждой семьи ушли на фронт отцы и дети, мужья, бабушки и дедушки, братья и сестры. Война была общей болью и бедой, все люди стали одной большой семьей. В этом году мы отмечали 75-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Наш долг – сохранить историческую память о подвигах участников, ветеранов ВОВ и тружеников тыла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borisova_darina.docx230.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №2 «Рябинка» Бавлинского муниципального района Республики ТатарстанC:\Users\user\Desktop\ВОВ\hello_html_m7324df18.jpg

Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов детей старшего дошкольного возраста «Я познаю мир»

Секция «И пришла Победа!..»

Тема: «Читать, знать, помнить о войне…»

Руководитель проекта:

Козлова Ирина Александровна

воспитатель

Воспитанник: Борисова Дарина

подготовительная к школе группа «Мак»

Проблема:Какой же ценой досталась нам эта Победа?

Тема:«Читать, знать и помнить о войне…»

Актуальность: Наш президент, В.В.Путин объявил 2020-й Годом памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы, я хочу знать о Великой Отечественной войне намного больше, ведь - это крупнейшее событие ХХ столетия. Эту войну вёл советский народ против немецко–фашистских войск, ради мира во всём мире. Чтобы больше никогда не повторилась эта страшная война важно помнить о событиях, подвигах и героизме народа, о тех, кто подарил нам Мир! Будущее!

Цель исследования: Исследование и изучение архивных документов  участия  близких родственников в Великой Отечественной Войне.

Гипотеза: Если изучать историю Великой Отечественной Войны глазами детей, то это воспитывает чувство патриотизма у подрастающего поколения.

Задачи исследования:

  1. Расширить знания о Великой Отечественной войне, о жизни родственников в годы войны, познакомиться с историческими фактами военных лет;
  2. Воспитание патриотизма, уважения, повысить гражданское самосознание;

3. Изучить сохранившиеся документы и фотографии в семейном архиве, дать представление о значении победы нашего народа, моего прадеда в Великой Отечественной войне;

4. Сделать информационную поделку - посылку из тыла своими руками «Подарок фронту», а также открытки «С Днем Победы!».

Литературный обзор:

  Методика исследования:

1. Просмотрела ряд научных и художественных кинокартин для детей старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне.

2. С поддержки взрослых, обратилась за информацией в Интернет ресурсы.

3. С поддержкой интернет ресурсов провела ряд экспериментов, нацеленных на достижение цели проекта.

4. Узнала ценную информацию из уст моей прабабушки про годы Великой Отечественной войны моих родственников.

5. Приняла участие в творческом онлайн-конкурсе и получила призовое место в номинации «Художественное чтение»(Роберт Рождественский - Реквием. Помните!)

Результаты:

Новизна: Новизна состоит в том что, именно личное соприкосновение подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые своими трудовыми и боевыми подвигами прославляли имя родной страны. Проект позволит задуматься о мерах своей сопричастности в необходимости уберечь и сохранить мир, о большом вкладе земляков в Победу.

Введение.

Этапы эксперимента.

Великая Отечественная война затронула судьбы многих семей. Из каждой семьи ушли на фронт отцы и дети, мужья, бабушки и дедушки, братья и сестры. Война была общей болью и бедой, все люди стали одной большой семьей. В этом году мы отмечали 75-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Наш долг – сохранить историческую память о подвигах участников, ветеранов ВОВ и тружеников тыла.

Что мы знаем о войне?! – Немного…

По рассказам бабушек и мам 
Знаем, что надежда и тревога 
Об руку ходили по домам.

Что же такое война? Война – это жестокость. Сколько бед она приносит: многие умирают, защищая честь и достоинство своей Родины, многие становятся инвалидами на всю жизнь. Войну я видела в фильмах, раньше читала мне мама, сейчас я научилась и читаю сама книги о войне. А еще много узнала про войну по рассказам моей прабабушки. От этого одного страшного, холодного, губительного слова «война» у моей прабабушки на глазах появлялись горькие слезы. Ведь Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей семьи.

А началась эта страшная война так… Июнь. Лето 1941 года…. Теплый летний вечер. Во многих городах и селах прошел выпускной вечер. Девушки и парни строили планы на будущее. Хотели учиться, работать, любить. Но их планам не суждено было сбыться. Ночью, без объявления войны, фашистская Германия напала на нашу страну. Вчерашние ученики ушли на фронт, защищать Родину. Многие из них так и не вернулись. Одни погибли на фронтах, другие в застенках концлагерей, третьи - от голода и изнурительной работы в тылу. Но наша страна выстояла! Наши солдаты смогли дать отпор немцам! Наверное, нет ни одной семьи, которую не коснулась бы война. С первых же дней этой страшной войны встали на защиту Родины и бавлинцы. Ежедневно на фронт уходили совсем молодые парни, девушки. Из Бавлинского района ушли на фронт 7858 человек, защищали родную землю на фронтах Великой Отечественной войны. Вернулось лишь 2500. 5358 человек погибли в боях за Родину, пропали без вести.

В те военные годы в районе не хватало лошадей, сельскохозяйственной техники, мужчины уходили на фронт, вся тяжесть работ перешла на плечи женщин, стариков и подростков, которые работали механизаторами, снабжали воинов Красной Армии теплой одеждой, продовольствием. Например, к празднику 7 ноября 1943 года из Бавлинского района было отправлено фронтовикам посылок весом почти 6 тонн, а в фонд подарков было внесено около 70 тысяч рублей.

Славные защитники Родины оправдали высокое доверие своих земляков, бесстрашно сражаясь на полях битвы. Более 2000 бавлинцев награждены орденами и медалями, а четверо уроженцев Бавлинского района стали Героями Советского Союза – это Евсеев Гавриил Петрович, Зиновьев Иван Дмитриевич, Панарин Михаил Петрович, Шарипов Фатых Зарипович. Мы должны знать своих героев, должны помнить их подвиг, гордиться своими дедами и прадедами.

Вечная слава героям!

Вечная слава!

Вечная слава!

Вечная слава героям!

Слава героям! Слава!

Подвиги наших солдат всегда в нашей памяти. Многие семьи свято хранят все то, что связано с этой войной.

Практическая деятельность.

Моя прабабушка много мне рассказывала о том, как воевал ее брат. Я внимательно слушала ее рассказы, с волнением рассматривала сохранившиеся в семье фотографии военных лет. Брат моей бабушки - Егоров Сергей Васильевич - родился в 1918 году. Получил 4-х классное образование в селе Алексеевка. А затем, когда ему исполнилось 16 лет, получив паспорт (прибавил себе 1 год), уехал учиться в ФЗО (фабрично-заводское обучение). Призвался на службу в Армию. Как рассказывала прабабушка, он был высок ростом, широк в плечах, да и сил было немало. Не испугался он бесстрашного боя, проткнул противника штыком и перебросил через себя. Но и самурай успел поранить его в руку своим острым мечом. Оставшись без командира, дрогнули японские солдаты, и побежали обратно. А наши солдаты, преследуя их, ворвались в траншеи противника и захватили позиции противника. За проявленную храбрость в боях Егоров Сергей Васильевич был награжден Орденом Боевого Красного Знамени. Это была первая такая высокая награда, полученная жителями нашего села на полях войны. В 1940 году приехал в Алексеевку в краткосрочный отпуск. Все население села собралось в клубе, где была организована встреча с ним. Через один месяц уехал в Саратов, где закончил курсы комсостава. Как только началась война в 1941 году, одним из первых ушел на фронт. Участвовал во многих боях, был ранен, лечился в госпитале. Затем опять на передовую. Командовал батальоном, в звании гвардии капитана. Но не уберегла и его судьба, не суждено было ему вернуться домой. Погиб гвардии капитан Егоров Сергей Васильевич 268 гвардейского стрелкового полка, 90 гвардейской стрелковой дивизии 6 февраля 1944 года и захоронен в деревне Турки Витебской района Витебской области. (Запись в книге «Память», стр.113).

Погиб он во имя Победы, погиб за наше будущее!

Победители и герои не только те, которые сражались на фронте, но и те, которые были для них надежным тылом. Образцы героического труда в годы войны показали труженики тыла. Основная тяжесть в обеспечении армии и страны продовольствием, боеприпасами легла на их плечи.

Когда началась война, моей прабабушке было всего 12 лет. С началом войны все мужчины ушли на фронт. Их места заняли женщины и дети. Такие дети, как моя прабабушка. Она рассказывала, что было очень тяжело: после работы приходилось выполнять непосильную мужскую работу: разгружать вагоны. Все голодали. Ели что-то непонятное с песком. Летом было легче, земля кормила, а вот зимой шли с братишкой на поля и искали оставшуюся с осени промерзшую картошку. Но никто не жаловался и не плакал, что устал или хочет кушать. Так жили все. Жили под девизом: «Всё для фронта! Всё для победы!»  Моя прабабушка - ветеран трудового фронта. Награждена нагрудным знаком – «Участник трудового фронта».

Жизнь моих родственников  в годы Великой Отечественной войны заставила меня задуматься о том тяжелом, трудном, страшном времени, и сделать вывод: не дай Бог, чтобы все повторилось вновь.

В рамках нашего исследования мы провели анкетирование среди воспитанников подготовительной к школе группы «Мак» для того, чтобы узнать: как современные дети относятся к войне. В анкетировании приняли участие 20 детей. Вопросы анкеты были следующие:

1.Что такое война?

2.Почему люди воюют?

3.Сколько лет прошло со Дня Победы в Великой Отечественной войне?

4. Знаете ли вы героев ВОВ, уроженцев г.Бавлы и Бавлинского района? Назовите их.

5. Нужно ли помогать ветеранам? Почему?

 Результаты данного анкетирования представлены в Приложении 1.

Отрадно осознавать, что для воспитанников детского сада слово «война» - это не простой звук. Дети, в основном, знают историю своей страны и своей семьи, а также имена своих героев-земляков.

По результатам опроса дошкольников можно сделать вывод, что современные дошкольники прекрасно осознают все ужасы той Великой войны и не хотят, чтобы она повторилась.

В ходе проекта, я получила много полезной информации о Великой Отечественной Войне в изучении литературы, чтении книг, на протяжении всего проекта, активно вели досуговую деятельность в лего - пункте,  из конструктора LEGO Education,  LEGO® DUPLO®, мы мастерили военную технику - роботов, машины, строили из конструктора мирные города, просмотрела ряд научных и художественных кинокартин для детей старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. С помощью воспитателя, Ирины Александровны, нашли информацию по интересующей нас теме в Интернет ресурсах, провели ряд экспериментов, нацеленных на достижение целей проекта. Узнала ценную информацию из уст моей прабабушки про годы Великой Отечественной войны моих родственников.Приняла участие в творческом онлайн- конкурсе и получила призовое место в номинации «Художественное чтение» (Роберт Рождественский - Реквием. Помните!). ходили на экскурсию в Парк Победы, где познакомились с военной техникой, представленной там, узнали их названия. В вечернее время делали поделки в технике оригами на военную тематику,  налеп из пластилина «Военная форма», играли в интерактивную игру «Путешествие по страницам истории Великой Отечественной Войны. Ходили в музей М.Джалиля, руководитель музея Камалутдинова Рузалия Хакимовна с экскурсоводами-учащимися школы № 6 провели интересную и познавательную экскурсию, подробно рассказали о детстве, юности и героической гибели Мусы Джалиля, о моабитских тетрадях?

3 декабря 2020 года была проведена Международная акция «Тест по истории Великой Отечественной войны», где мы с Натальей Александровной успешно приняли участие в тестировании.

Проект Молодежного парламента при Государственной Думе «Большая история» был инициирован в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Молодежный парламент при Государственной Думе в рамках проекта «Большая история» проводит мероприятия в сфере патриотического воспитания, сохранения и популяризации исторических знаний, формирования национальной идентичности у граждан Российской Федерации.  Задания теста были пропорционально разделены по периодам Великой Отечественной войны, а также тематическим полям: события военных действий, события в тылу, партизанская война, персоналии, культура и наука и т.д.

Заключение.

Работая над проектом, узнали много нового о своих предках, о том, какие сложные жизненные пути прошли не только их прадеды, но и прабабушки, все жители городов и сел, которые оставались в тылу.

На завершающем этапе проекта в память военных лет мы сделали поделку - посылку из тыла своими руками «Подарок фронту», которая содержит конфеты «Авиатор», бумага для писем, тарелки, ложки, котелок для приготовления пищи на костре, спички, варенье, хлебо-булочные изделия, колбаса, сахар, елочные игрушки, сало, яблоки, груши, теплые вещи, газеты, письмо – фронтовой треугольник, по этой поделке смогли узнать, какую помощь оказывало население бойцам и командирам, присылая на фронт такие посылки, и поздравительные открытки «С Днем Победы!» с любовью приготовленные детьми и взрослыми.  Это совместное творчество с родителями, посвящено - героям  Великой Отечественной войны - нашим дедам и прадедам, которые отдавали свои жизни за наше мирное будущее.

Результат проекта имеет свое продолжение. Посылка может пополняться другими вещами и предметами, о которых будем узнавать в результате поисковой работы. Фотографии представлены в Приложении 2.

Великая победа далась нам ценой неимоверных усилий и бесчисленных жертв. Люди, которые могут рассказать о Войне уходят из жизни. Нужно помнить их, своих близких людей и гордиться ими. Я уверена, что советские солдаты победили эту страшную войну из-за веры в Победу и любви к Родине.  

Давно окончилась война,

Но в нашем сердце не забыты

Героев павших имена,

Что навсегда с Победой слиты.

 Я горжусь тем, что мои предки мужественно сражались против фашизма, горячо любя свою Родину. Каждый день я задумываюсь над тем, что могло бы быть сегодня? Если бы не победа в далеком сорок пятом? Если б не героизм моего, твоего прадеда? Не бесстрашие и самоотверженность всех тех, живущих тогда, сражающихся за мирное небо, душистые поля, за тебя и меня? Правильно ли мы распоряжаемся тем, что было подарено нам семьдесят пять лет назад?!

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем».

А.Т. Твардовский

Мне хочется верить, что в будущем не будет войны, не будут наши мамы беспокоиться за своих сыновей. Пусть будет на нашей земле только Мир! Люди, берегите мир, живите в дружбе и согласии. И чтобы не повторилась эта страшная война, чтобы не падали бомбы и не рвались снаряды, чтобы не плакали матери, помните – какой ценой досталась нам эта Победа! Берегите Мир! Берегите память!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Помним о войне"

проект по нравственно-патриотичекому направлению для страших дошкольников...

"Муром тоже помнит о войне"

Презентация "Муром тоже помнит о войне"...

Информационно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста тема: «Читаем детям о войне»

АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОЙ ТЕМЫ: гражданско-патриотическое воспитание детей-дошкольников на основе реальных событий, воспоминаний, художественной и познавательной литературы, наглядных пособий и презентаций ...

конспект нод на тему: "Мы мир храним, пока мы помним о войне "

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»...

Консультация для родителей средней группы На тему: "Читаем детям о войне".

Литература о Великой Отечественной войне для детей 5-6 лет....

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Читаем детям о войне» для детей старшей группы

Конспект организованной образовательной деятельностина тему «Читаем детям о войне»для детей старшей группы...

ПРОЕКТ на тему: «Читаем детям о войне»

Сегодня чаще чтение художественной литературы замещается компьютерными играми, соцсетями.  Для ребёнка книга должна являться одним из главных источников знаний, развития, познания мира ...