Консультация на тему: «Читаем детям о войне».
консультация по художественной литературе (подготовительная группа)

Консультация на тему: «Читаем детям о войне»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_temu_chitaem_detyam_o_voyne_2024.docx664.24 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Читаем детям о войне»

Подготовительная группа. Подготовила Кузина Т.Н.

Рассказывайте детям о войне,

                                                     Не бойтесь испугать

жестокой правдой,

Рассказывайте детям о войне,

                                                                    Им это знать и помнить надо!

Уважаемые родители, нравственно - патриотическое  воспитание  ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит  развитие нравственных чувств. Огромную роль в решении этой  задачи играет знакомство дошкольников с произведениями

художественной  литературы о войне, так  как художественная книга  для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине.

Приближается знаменательная дата -75 лет Победы над фашисткой Германией. Великая Отечественная война - самое великое и самое трагическое событие в истории Российского государства, летопись беспримерного мужества и самоотверженности.

9 мая - это светлый и радостный праздник. В этот день 75 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Много лет прошло с тех пор, когда немецкие войска напали на русскую землю, а наш народ от мала до велика, мужчины и женщины, включая детей и стариков, встали на защиту нашей Родины. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, отстоявших мир в жестокой битве. Всем нашим защитникам, сегодняшним ветеранам, и тем, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным, чистым небом.

День Великой Победы! Этот день - не просто замечательный праздник, в этот день закончилась война, страшная и жестокая, которая длилась долгие 4 года. А началась она неожиданно - летним, воскресным утром, когда все еще спали. Люди хотели провести этот выходной день легко и беззаботно - отдыхать, купаться, радоваться жизни…

Но объявление о войне нарушило их мирные планы.

Весь наш народ поднялся на защиту Родины. Люди разных национальностей, взрослые и дети воевали с врагами. Гитлеровцам очень хотелось закончить войну быстрой победой. Фашистские войска бомбили наши города и села, направляли в бой все больше и больше солдат и военной техники. У немцев были быстрые самолеты, хорошая броня у танков, пушки и пулеметы. А у советских солдат были отвага, стойкость и мужество. Вся страна поднялась на защиту. Молодые девушки тоже стремились на фронт - многие были санитарками, разведчицами, связистами, снайперами и даже летчицами.

Много страданий принесла война и старикам, и женщинам, и солдатам. Но больше всего от войны пострадали дети. Многие из них остались сиротами, их отцы погибли на войне. Другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи - лишились не только родных, но и родного дома. Дети - слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

Трудные, голодные и холодные военные годы называют военными, лихими, злыми годами. Для всего советского народа это было трудное время. Но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

«Никто не забыт, ничто не забыто» - такие слова написаны на могиле Неизвестному солдату. В память о погибших горит вечный огонь. Его никогда не задуют ветры, не затушат дожди, не погасит время.

Незабываемыми страницами вошли в историю отважные подвиги советских воинов.

Но как рассказать дошкольникам о бедах и невзгодах того времени, чтобы дети почувствовали и эмоционально пережили события тех лет? Как доступно и понятно рассказать ребёнку дошкольнику о таком масштабном событии? Какие же книги о войне для детей дошкольного возраста можно посоветовать прочитать? В этом вопросе нам помогли писатели детской художественной литературы, которые смогли на доступном для детей дошкольников языке описать тяжелые времена.

Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей.

Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях?

Детскую литературу о ВОВ можно разделить на две большие части: стихи и проза. Рассказы о Великой Отечественной Войне для детей дошкольного возраста рассказывают о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек.

Очень часто, когда дети становятся старше (5-7 лет, взрослые постоянно напоминают им о том, что они «уже не маленькие». Война не давала детям времени на взросление - они сразу становились взрослыми! Девчонки и мальчишки, оставшиеся сиротами, вынуждены были выживать в сложнейших условиях военного времени. Произведения, повествующие о судьбах детей, потерявших всех близких, не оставляют равнодушными никого из читателей: их невозможно читать без слез. Эти книги о войне для детей помогут подрастающему поколению научиться по - настоящему любить свою семью, ценить всё то, хорошее, что есть в их жизни.

При знакомстве детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с темой войны перед родителями стоят три основные задачи:

  • Познакомить детей с праздником «День Победы». Рассказать о Великой Отечественной войне.
  • Продолжать знакомить с событиями Великой Отечественной войны посредством художественного слова, рассматривая репродукции картин о войне, а так же слушая песни военных лет.
  • Воспитывать уважение к памяти павших бойцов и старшему поколению.

Правила чтения дошкольникам литературы о войне:

Подбирать художественные произведения необходимо по возрасту детей (дополнительную информацию рассказать своими словами).

Обязательно читайте произведения по несколько раз, особенно, если этого просят дети.

Дошкольникам старшего дошкольного возраста можно предложить следующие литературные произведения:

К. Селихов, Ю.  Дерюгин «На красной площади парад»

Л.Соболев  «Батальон четверых»

С. Алексеев «Орлович - Воронович», «Брестская крепость»

Е. Благинина «Шинель»

Я. Длуголенский «Что могут солдаты»

О. Высотской «Мой брат уехал на границу»

А.Гайдара «Война и дети»

У. Бражнина «Шинель»

Г. Черкашин «Кукла»

А. Митяев «Землянка», «Почему Армия всем родная», «Письмо с фронта»

Б. Лавренев «Большое сердце»

Б.Зотов «Судьба командарма Миронова»

«Рассказы о войне» (К.Симонов, А.Толстой, М. Шолохов, Л.Кассиль, А.Митяев, В.Осеева)

Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»

С. Баруздин «Рассказы о войне», повесть "Её зовут Ёлкой"

С. Михалков «День Победы»

Я. Тайц «Цикл рассказов о войне»

В. Дубровин  повесть "Мальчишки в сорок первом"

И. Горбаченко «Солдат России»  

Стихи  о  Великой  Отечественной  Войне,  так  же,  являются  важной  составляющей патриотического воспитания.

Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто

о  подвигах  и  мужестве  солдат  и  партизан,  защищавших  Родину,  не  жалевших  себя  в  борьбе  - являются высокохудожественным средством воспитания.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность.

Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи.

Например, такие как,  Э. Горянец «Военное детство»

А.  Барто : «Я с войны»,  «Мой брат уходит на войну»,  «Вернулся»    

М. Исаковского «Навек запомни» и др.

У некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности. Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, на помощь

взрослым приходят мнемотаблицы.  

В мнемотаблице схематически возможно отобразить явления природы, некоторые действия и признаки предмета, персонажей и т.д. Использование мнемотаблиц при разучивании

стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности

включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Необходимо с детства рассказывать детям о войне, о тяготах войны не только для солдат, но и для всей страны, для простых людей. Для наших детей это уже очень далекое прошлое, но забывать его нельзя, мы всегда должны помнить тех, кто отдал жизни за светлое будущее  для нас.

Уходят последние ветераны- живые свидетели тех событий. Но не должна исчезнуть память о том подвиге, что совершили они, отстаивая свободу и независимость нашей Родины.  Война – страшное слово. Это - боль, страх, смерть, города в руинах, сожженные деревни. Великая война… Она живет в фильмах, рассказах фронтовиков, тех, кто пережил эту страшную трагедию, запечатлена она в фотографиях, письмах… и в сердцах… в книгах. Ведь именно книги дают возможность пережить давно минувшее современным юным читателям.

Приложение к консультации «Читаем детям о войне»

Подборка  материала  на  тему  Великой Отечественной войны и солдатских будней.

Подборка  рекомендуемой к прочтению художественной  литературы - рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне и военных, празднике 9 мая, о мире, художественных фильмов, мультфильмов.

Детям о Великой Отечественной войне.

                                                                                            Как рассказать детям о Великой Отечественной войне?

С помощью этого рассказа вы в доступной форме расскажите своим детям о войне. В нём представлена хронология основных событий Великой Отечественной войны.

Победа будет за нами! Автор: С. П. Алексеев

Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:

— Война! Война!

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.

И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.

Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы.

Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.

Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».

Была Великая Московская битва. Фашистские танки рвались вперёд. На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 героев-солдат из дивизии генерала Панфилова. Десятки танков подбили бойцы. А те всё шли и шли. Изнемогали в бою солдаты. А танки всё шли и шли. И всё же не отступили в этом страшном бою панфиловцы. Не пропустили к Москве фашистов.

Генерал Дмитрий Карбышев был ранен в бою и оказался в плену. Он был профессором, очень известным военным строителем. Фашисты хотели, чтобы генерал перешёл на их сторону. Обещали жизнь и высокие посты. Не предал Родину Дмитрий Карбышев. Казнили фашисты генерала. Вывели в сильный мороз на улицу. Облили холодной водой из шлангов.

Василий Зайцев — знаменитый герой Сталинградской битвы. Из своей снайперской винтовки он уничтожил триста фашистов. Неуловим для врагов был Зайцев. Пришлось фашистским командирам вызвать из Берлина знаменитого стрелка. Вот кто уничтожит советского снайпера. Вышло всё наоборот. Зайцев убил берлинскую знаменитость. «Триста первый», — сказал Василий Зайцев.

Во время боёв под Сталинградом в одном из артиллерийских полков прервалась полевая телефонная связь. Рядовой солдат связист Титаев под огнём врага пополз выяснять, в каком месте оборван провод. Нашёл. Только попытался скрутить концы проводов, как осколок неприятельского снаряда попал в бойца. Не успел Титаев соединить провода, тогда, погибая, он их крепко зажал губами. Заработала связь. «Огонь! Огонь!» — снова зазвучали в артиллерийском полку команды.

Много смертей принесла нам война. Двенадцать солдат Григорянов были членами большой армянской семьи. Служили в одном отделении. Вместе ушли на фронт. Вместе отстояли родной Кавказ. Вместе со всеми пошли вперёд. До Берлина дошёл один. Погибли одиннадцать Григорянов. После войны жители города, в котором жили Григоряны, в честь героев посадили двенадцать тополей. Выросли ныне тополя. Стоят они ровно в ряд, словно солдаты в строю, — высокие и красивые. Память вечная Григорянам.

В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Многие из них за отвагу и мужество были награждены боевыми медалями и орденами. Валя Котик в двенадцать лет ушёл разведчиком в партизанский отряд. В четырнадцать лет за свои подвиги стал самым юным Героем Советского Союза.

В Севастополе сражался рядовой пулемётчик. Точно разил врагов. Оставшись один в окопе, принял неравный бой. Был ранен, контужен. Но удержал окоп. Уничтожил до ста фашистов. Ему присвоили звание Герой Советского Союза. Звали пулемётчика Иван Богатырь. Не сыщешь лучшей фамилии.

Лётчик-истребитель Александр Покрышкин сбил первый фашистский самолёт в самом начале войны. Удачлив Покрышкин. Увеличивается число сбитых им самолётов — 5, 10, 15. Сменяются названия фронтов, на которых сражался лётчик. Растёт, растёт героический счёт побед — 20, 30, 40. Война приближалась к концу — 50, 55, 59. Пятьдесят девять самолётов врага сбил лётчик-истребитель Александр Покрышкин.

Стал он Героем Советского Союза.

Стал дважды Героем Советского Союза.

Стал трижды Героем Советского Союза.

Вечная слава тебе, Александр Покрышкин, первый трижды герой в стране.

А вот история ещё одного подвига. Лётчик Алексей Маресьев был сбит в воздушном бою. Он уцелел, но был тяжело ранен. Его самолёт упал на территории врага в глухом лесу. Стояла зима. 18 дней он шёл, а потом полз к своим. Его подобрали партизаны. Лётчик отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Как же летать без ног?! Маресьев научился не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное — управлять истребителем. В первых же воздушных боях он сбил три фашистских самолёта.

Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.

Герои. Герои... Подвиги. Подвиги... Их было тысячи, десятки и сотни тысяч.

Прошло почти семьдесят пять лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты.

Вспомните добрым словом своих дедов и прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. Поклонитесь героям Великой Отечественной войны. Героям великой войны с фашистами.

Что читать детям 5-7 лет о Великой Отечественной войне?

С какими же произведениями художественной литературы можно знакомить детей 5-7 лет?

Приведем для примера несколько изданий:

Сергей Алексеев. От Москвы до Берлина. Рассказы о Великой Отечественной войне для детейhello_html_32294186.jpg

Наташка.

Три приятеля с Волхонки.

Геннадий Сталинградович.

Праздничный обед.

Таня Савичева.

Шуба.

"Данке шѐн".

Бронзой поднялся в небо.

Три автомата.

Орлович-Воронович.

Алексеев С. «Наташка». Война глазами маленькой девочки. Написано советским автором очень хорошо для дошкольного возраста – кратко, ёмко. Предложения маленькие, но рисуют очень яркие, эмоциональные образы. Место действия – село Сергеевское. Глазами Наташки описано, какое оно замечательное, как она каждый заборчик его любит, его скрип и т.д. Всѐ прекрасно и хорошо. И вдруг, в один момент, вся эта мирная и счастливая жизнь обрывается – война началась. Девочка попала в плен, их чуть не сожгли в сарае фашисты, но вовремя подоспели «наши», спасли их. Заканчивается рассказ так же, как и начинается – описанием прекрасной деревеньки, такой же любимой Наташкой. Изменилось только то, что появилась какая-то дощечка с звёздочкой красной, на дощечке фамилии. Рядом стоят мужчины с лопатами, Наташка спрашивает: «Кто здесь такие, дяденьки?» - Ей ответили: «Спаситель твой здесь лежит». И конец: «Войны без смертей не бывает. Свобода нелегкой ценой достаётся» Вот тут, пожалуйста, ребёнок и видит наглядно, почему нужно благодарить ветеранов живущих и чтить погибших.

Алексеев С. «Три приятеля с Волхонки». Рассказ о мальчишках, которые работали на заводе во время войны. Так хорошо написан, рассказ читается как стих: «Вот идут они с работы. Вот встречают их мальчишки. Все мальчишки на Волхонке обожают трех друзей. Вот кричат привет мальчишки: - Здравствуй, Гошка, здравствуй, Витька! Здравствуй, Лѐшенька, привет!..» Из этого рассказа ребята узнают о трудовых подвигах маленьких детей во время войны.hello_html_m26e5b971.jpg

Алексеев С. «Орлович-Воронович». Это отдельное детское издание писателя в тонком переплете интересно тем, что там описываются сражения времен Великой Отечественной войны специально для дошкольников.

Туричин И. «Крайний случай». Это замечательное произведение, написанное сказочным языком про русского Богатыря Ивана, солдата. Малыши с удовольствием прочитают о том, как Иван мужественно сражался с фашистами, дошѐл до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку. Всю войну он берег краюшку, испеченную матерью. А самого Ивана от пуль хранила икона Пресвятой Богородицы. Цветные «карикатурные» иллюстрации этого переиздания помогут дошкольникам окунуться в сказку и в мир «представлений» о Великой Отечественной войне. В книге очень много юмора. Она наполнена комическими описаниями немцев и героических поступков наших воинов. В конце говорится о памятнике солдату Ивану, главному герою книги. В книге это обыграно очень сказочно. Когда выстрелил в Ивана Фриц – Рыжий лис (фашист), то он «не упал – побоялся девочку уронить. Только почувствовал, как тяжѐлым металлом наливаются ноги. Бронзовыми стали сапоги, плащ, лицо. Бронзовой – девочка на его руках. …» И здесь мы можем подойти к рассказу о реальном памятнике – это и будет связь книги и событий «дней минувших» с нашей современностью. В книге есть иллюстрация. Памятник «Воину освободителю» скульптора Вучетича находится в Берлине. Это один из трех находящихся в Берлине советских мемориалов. Прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. Здесь захоронено 7000 советских воинов.hello_html_m1fa9f406.jpg

Известный русский писатель Константин Паустовский тоже писал о войне для малышей. В серии «Библиотека детского сада» были выпущены такие книги Паустовского, как «Стальное колечко» и «Похождения жука носорога» - история про то, как жук прошел всю войну и вернулся на родину. Жука подарил папе – солдату его маленький сын, когда они с мамой собирали того на войну. Ни нашел ничего другого, вот и подарил жука в коробочке. Очень трогательно и интересно для малышей рассказывается о войне глазами жука. У него там было даже место для геройства! Рассказ К. Паустовского «Стальное колечко» о жизни в деревне во время войны, о доброте девочки Варюшки и волшебном колечке, которая она и получила за свою доброту от солдата. А также о необыкновенной любви к своей Родине, к своему краю, к природе, которая нас окружает.hello_html_m1a0deaa3.jpghello_html_2413f522.jpg

Старые издания для малышей писателя-фронтовика, участника Великой Отечественной войны – Анатолия Митяева. Это не просто изложение мыслей писателя о войне, это описание реальных фронтовых будней на пути к Победе. Автор заострил внимание на трогательных подробностях тогдашней жизни. И они больше, чем разбор боѐв и сражений, приближают к пониманию человеческих чувств. Мы вместе с автором сочувствуем солдатам, юным ребятам, которые прямо на наших глазах становятся взрослыми. Для них война – тяжѐлая работа. Меньше всего они думают о геройских поступках. Но, честно выполнив свою работу, вчерашние мальчишки становятся героями. Если у вас есть возможность, закажите новое издание – оно проиллюстрировано множеством цветных репродукций. А мы вам сегодня предлагаем вот такие его маленькие книжечки: «Секрет бабушки Бабуры» - в этой книжке интересен рассказ «Дедова медаль». Читая рассказ о внуке Сергее, дети задумаются о цене медали, военной награды. Внук очень любил надевать дедовы атрибуты войны (ремень и др.) и щеголять в них по деревне. Однажды он решил одеть дедушкину медаль. И выучил даже рассказ деда на случай, если спросят, за что ему дали медаль. А соседка Ольга выслушала рассказ, и спросила, а в какую руку ранило. « - Не знаю, - растерялся Сергей. - Ну это просто узнать, - говорит тѐтя Ольга. – На какой след от пули, ту и ранило. Давай вместе посмотрим. Ничего на этот раз не ответил внук Сергей. Побежал к деду – медаль отдавать» Вам легко будет читать эти книги о войне детям, написаны они очень просто. Здесь не нагнетается ужаса, кошмара войны.

Аркадий Гайдар «Поход». Прекрасное произведение о войне для дошкольников. Отсутствие какого-либо драматизма и «хэппи-энд», как сейчас говорят. Рассказывают о совсем маленьком мальчике – малыше Альке. У которого ночью папу призвали воевать, а он не видел этого и страшно разозлился с утра, что его тоже не взяли «в поход». А мама ему «разрешила» идти в поход, только сказала, что к нему нужно тщательно готовиться. И вот пока шли дни, и Алька вместе с мамой шили рубахи, знамѐна, флаги, пока он выстругивал саблю, война закончилась, и папа вернулся. «Он, конечно, обнял мать. И она поздравила его с победой. Он, конечно, крепко поцеловал сына. Потом осмотрел всё Алькино снаряжение. И, улыбнувшись, приказал сыну: всѐ это оружие и амуницию держать в полном порядке, потому что тяжѐлых боѐв и опасных походов будет и впереди на этой земле ещѐ немало». Вот такой конец.hello_html_69ff4479.jpghello_html_m76d0495c.jpg

Юрий Герман «Как это было». Эта книга посвящена очень важным событиям в истории нашей Родины – Великая Отечественная война, блокада Ленинграда. Историю мы видим глазами маленького Мишки. И ничего в повествовании не выходит за рамки понимания такого маленького героя, и соответственно, читателя. Поэтому это книга именно для детей дошкольного возраста. Описывается всѐ очень будничным, простым языком. Но тем не менее, многие моменты «бьют» прямо в сердце. Конечно, для современного дошкольника уже может быть в чем-то сложновата эта книжка. Каких-то понятий они могут уже не знать. Да что уж там, и мы уже их не все знаем. Поэтому в предисловии к книге «Родителям и воспитателям» вы можете найти объяснение таких понятий. И, конечно, нельзя забывать, что дети на войне взрослели гораздо раньше, и эти герои тоже уже не вполне могут быть понятны нашим дошкольникам. А книга эта о жизни мальчика в Ленинграде во время войны.hello_html_74aa1d6.jpg

С. Георгиевская «Галина мама». Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести. Она невелика - в ней всего несколько страничек, и тем не менее это настоящая повесть с двумя пересекающимися сюжетными линиями. Одна линия мамина: молодая женщина, чертежница, оставив в эвакуации, в Куйбышеве, маленькую дочку Галю с бабушкой, добровольно уходит в армию. Ее направляют на дальний Север, и там она получает приказ быть связисткой при штабе флота. Однажды со срочным пакетом ее посылают в боевую охрану Рыбачьего полуострова. В тундре под ней убили лошадь, ее ранили, в довершение всего она отморозила руки, и все же пакет был доставлен по назначению. Другая линия Галина. Сначала рассказано о том, как Галя дружила со своей молодой, веселой мамой, как им весело было вместе в красивом городе Куйбышеве. Потом Галино горе: поезд увез маму на войну. После ранения маму отправили в госпиталь, в Москву, Галя и бабушка тоже приехали туда, чтобы ухаживать за мамой. Отмороженные руки не слушались маму - и Галя кормила ее с ложечки. Когда Галина мама выписалась из госпиталя, ее вызвали в наградной отдел и наградили орденом Отечественной войны. Мамины руки, висящие на перевязи, еще не могли принять награду - и военный вручил коробочку с маминым орденом Гале. В этой книге для дошкольников соблюдены все принципы, на которых строится повествование, предназначенное для малышей: каждая глава драматична, каждая посвящена какому-нибудь одному событию, каждая движет повествование вперед; фразы коротки, и их интонации отчетливы; события изложены так, что их легко воспримет, легко поймет шестилетний ребенок. И в то же время огромная тема - тема всенародной борьбы с врагом, мужества, долга перед Родиной, трагическая тема разлуки с близкими, смертельной опасности, страшной физической боли - звучит тут полным голосом, не превращенная "для дошкольного употребления" в карманную, игрушечную, комнатную.

Жариков А. «Юнбат Иванов». Мальчик Витя живет в блокадном Ленинграде. Он отлично знает, что такое голод, холод, бомбежки. Отец, приехавший навестить семью, решает взять тяжелобольного мальчика с собой на батарею... "- Знаешь, Иванов, - сказал Никитенко, - бери сына с собой. Попросим полкового врача, пусть выходит хлопчик. - А что скажет командир? - усомнился Витин отец. - Скажет, не положено малышей на фронт брать. - А разве положено умирать детям в тылу?"

Следующая книга также посвящена блокаде Ленинграда. Это очень яркая книга о войне, которая запомнилась, наверное, всем вам с детства. Книга Нисона Ходзы «Дорога жизни». Сейчас её изучают младшие школьники, но она также предназначена и для старшего дошкольного возраста.  Есть очень качественное переиздание этой книги альбомного формата с глянцевой бумагой.

 Нисон Ходза – известный детский писатель. А «Дорога жизни» рассказывает о блокаде. Язык понятен и дошкольнику, книга легко читается, она светлая, совершенно не трагичная, в ней большое количество бесценных фотографий. Десятки подробных сведений на страницах: все о дороге жизни через Ладогу. Переправа продовольствия, боеприпасов. О том, как трудились дети на военных заводах, они делали снаряды, а по ночам тушили зажигательные бомбы на крышах. И не только трудились они, но и учились, несмотря на тяжелейшие условия жизни: закутанные в одеяла, читали и писали на газетных листках между строчками. Детей награждали, многие из них получили ордена и медали за труд во время блокады. И об освобождении Ленинграда рассказывает книга, на фотографиях – карты, военные действия, памятники освободителям и освобожденным.

 Можем рекомендовать для прочтения с дошкольниками некоторые главы из книги «Дорога жизни»:

 — «Надо спасать детей!»

 — «Норма выдачи хлеба»

hello_html_4a7017fe.jpg

hello_html_63758377.jpg

Новая книжка Дмитрия Пентегова «Паровоз «Овечка». Так ласково называли маленький паровозик «Овечка», который во время войны стал бронепоездом и много послужил во славу нашего Отечества. Долгое время до этого он даже простаивал за ненужностью – а тут обрѐл новую жизнь, и стал супер важным. Но, честно говоря, по качеству художественного языка литературного, и по писательскому таланту, конечно, она уступает старым книжкам о войне. Предложения длинноваты, тяжеловаты, не уверена, что дошкольникам очень понравится эта книга. Может быть, использовать какие-то отрывки из неё для чтения? Посмотрите сами.

Ещё рекомендуем почитать дошкольникам о Великой Отечественной войне следующие произведения:

- С.Баруздин из книги «Шёл по улице солдат» (зарисовки об истории Советской армии).

- В.Драгунский «Арбузный переулок» из книги «Тайное становится явным» отец рассказывает Дениске о своём военном голодном детстве.

- В.Осеева «Андрейка» из книги «Отцовская куртка» о семилетнем Андрейке, помогающем маме в тяжелые военные годы.

- А.Платонов «Никита» из книги «Июльская гроза» о том, как отец пятилетнего Никиты наконец-то вернулся с войны домой.

-Г.Балл «Зелёная шишка».

 - Н.Богданов « Иван Тигров», «Солдатская каша»  из книги «О смелых и умелых» о жизни и подвигах мальчиков и девочек, оказавшихся на фронте и во вражеском тылу.

- А.Жариков «Смелые ребята», «Максим в отряде».

- А.Иванов «Как Андрейка на фронт бегал».

- Л.Кассиль «Рассказ об отсутствующем», «У классной доски», «Обыкновенные ребята».

- Б.Лавренев «Разведчик Вихров».

- М.Лободин «Кусочек блокадного хлеба».

- А.Минчковский «Гвардии Ион»(из книги "Про других и про себя").

- А.Митяев «Носов и Назе»(из книги "Письмо с фронта").

- Л.Нижний «Золотые руки» (о ребятах, в трудные годы войны вставших к станкам).

- О.Орлов «Юнга Лялин»(из книги"Глобус адмирала").

- Н.Ходза «Детей увозят в тыл»(из книги "Дорога жизни").

- А.Шишов «Лесная девочка».

Рекомендуем изучить художественную литературу по данной теме.

Проанализировать с детьми характер, поступки героев, проследить за их судьбой. Выяснить сходство  или  различие  причин, побудивших  маленьких  героев  выступить  на защиту Родины.

Следует объяснять значения тех слов, без понимания  которых  становятся  неясными  основной  смысл текста, характер образов,

поступки  персонажей.  

В завершении  повторное  чтение произведения (если оно короткое)  и  рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Для современных детей и подростков Великая Отечественная война - это далекая история. Чтение  детской  литературы о войне  поможет   осознать  важность сохранения  памяти у нынешних  и грядущих  поколений  об  истории  Отчизны, воспитать на примере героических поступков "детей войны" чувство патриотизма и любви к Родине.

Воспитательная сила художественной литературы направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирует желание быть  защитником  земли.  Примеры  героических  поступков  главных  героев  литературных  произведений  способствуют  пониманию  того,  что  все  великие деяния  и  мужественные  поступки совершаются  из  любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.

Такие  книги  ярко  проиллюстрированы,  содержат  подходящий  для  детского восприятия материал. Героизм, мужество, готовность на подвиг во имя Родины – такие черты видят дети в героях литературных произведений.

Книги о войне несут огромный воспитательно - патриотический заряд. Мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня в лучших произведениях о войне. Эти книги  заставляют  гордиться  своим  народом,  своей  страной,  помогают  осознать значение  каждого  человека,  заставляют  искать  свое  место  в  жизни, доброжелательно относиться к окружающим людям.

Рассказы  о  Великой  Отечественной  Войне, о детях и подростках,

участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети  сопереживают  персонажам,  волнуются, впервые осознают беспощадность войны к простым людям и жестокость, негодуют против нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех

рас и национальностей.

Таким  образом, суть  патриотического  воспитания  состоит  в  изучении художественных  произведений, формирования  у  детей  образа  героя, защитника своей  земли. Способствует  пониманию  того, что все великие  деяния и мужественные  поступки  совершаются  из  любви к Отечеству, из чувства ответственности перед народом.

Рассказывать своим детям о Великой Отечественной войне можно по-разному.

Можно сводить в музей или на тематическую выставку, можно почитать вместе военные стихи или прозу, а ещё можно показать художественные фильмы и мультфильмы. Вот несколько историй, рассказанных в самом понятном и близком для ребенка жанре – мультипликационном. 

«Салют»

В праздничный весенний день мальчонка вместе со своим папой ждут салют. Глядя из окна, малыш заметил прогуливающегося с детьми бородатого дедушку. Оказывается, что у главного героя дедушка никогда не носил бороды и так никогда и не был стареньким, ведь молодым погиб на войне, сражаясь за родную страну и близких...

«Солдатская сказка»

Когда Петр уходил воевать с фашистами на фронт, сын подарил ему пойманного возле родного дома жука-носорога, которого солдат взял с собой. Теперь им предстоит окунуться в сражения и бои, увидеть, как небо становится черным из-за пороха и вражеской осады, а пули будут кружить вокруг них сотнями. Но они обязательно вернуться туда, где их ждут.

«Солдатская лампа»

«Воспоминание»

Мультфильм, посвященный детям войны.

«Скрипка пионера»

«Легенда о старом маяке»

«Василёк»

Мультфильм о мальчике, ищущего своего дедушку.

«Приключения красных галстуков»

«Великая Отечественная»

Мультфильм снят 9-летним мальчиком Андреем Турецким.

«Сильные духом крепче стены»

Мультфильм про Великую отечественную войну. Мультфильм рассказывает о подвиге воинов-панфиловцев в битве под Москвой. Фильм создан при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ. 

Если ребенок задает вопросы о войне - самое время начать смотреть фильмы про войну.

Какие же фильмы стоит показывать детям, чтобы их заинтересовать?

«Сын полка»,1946 
Режиссёр Василий Пронин

Во время Великой Отечественной войны солдаты Красной Армии подбирают мальчишку-сироту. Он не хочет ехать в тыл и становиться разведчиком при батарее. Когда расчет батареи гибнет в бою, Ваню отправляют в Суворовское училище, ученики которого принимают участие в военном параде на Красной площади.

«В бой идут одни «старики»,1973
Режиссёр Леонид Быков

Эта эскадрилья стала «поющей» — так капитан Титаренко подбирал себе новичков. Его «старикам» было не больше двадцати, но «желторотиков», пополнение из летных училищ ускоренного выпуска, в бой все равно, по возможности, не пускали.
Им еще многое предстояло испытать — и жар боев, и радость первой победы над врагом, и величие братства, скрепленного кровью, и первую любовь, и горечь утраты… И настанет день, когда по команде «в бой идут одни старики» бывшие желторотики бросятся к своим самолетам…

«Девочка из города»,1986
Режиссер Олег Николаевский

Семилетняя Валентина осталась сиротой. Отец ушел на фронт и пропал без вести. Мать с братишкой погибли под бомбежкой. Во время эвакуации девочка отстала от поезда, ночь провела в стогу сена, где ее совсем замерзшую обнаружила деревенская женщина Дарья. И хотя своих детей у нее было четверо, Дарья оставила девочку в своем доме…

 «Четвёртая высота»,1978
Режиссёр Игорь Вознесенский

О легендарной юной актрисе советского кино Гуле Королевой, начавшей сниматься в кино с четырех лет. В мае 1942 года, едва окончив школу, Гуля добровольно ушла на фронт и вскоре героически погибла в бою под Сталинградом.

«Судьба человека»,1959
Режиссер Сергей Бондарчук

Фильм рассказывает о русском солдате, которого война подвергла страшным испытаниям, лишила дома и семьи, бросила в концлагерь. Но судьба не сломила его дух — он выжил, отстоял своё право быть человеком, сохранил способность любить…

«Васек  Трубачев и его товарищи»,1955
Режиссер Илья Фрэз
 

Фильм повествует о жизни и приключениях советских школьников в предвоенные годы. О том, как вчерашние друзья — одноклассники едва не становятся врагами.

«Мой добрый папа»,1970
Режиссер Игорь Усов

Элегическое повествование от лица мальчика Пети, который вспоминает о своей счастливой предвоенной жизни в Баку, о папе, композиторе и дирижере, вечно суетящейся маме, о младшем братишке Бобе. Но началась война, и всему нехитрому счастью пришел конец. А папа ушел на фронт и не вернулся. Уходя на фронт, отец десятилетнего Пети велел ему всегда быть добрым к людям, помогать им в трудностях и беде. Не вернулся отец домой, погиб в бою. Но его слова навсегда запали в душу мальчика, стали принципом его жизни.

Подборка пословиц о войне.

Жить – Родине служить!

Береги  землю  родимую,  как  мать  родную.

Тот  герой,  кто  за  родину  горой.

 Худой мир лучше любой брани.  

 Дружно за мир стоять - войне не бывать.  

 Веселое горе - солдатская жизнь.  

 Если хочешь мира, будь готов к войне.  

 Войну хорошо слышать, да тяжело видеть  

 Пуля чинов не разбирает.  

 Что с бою взято, то свято.  

 Войной да огнѐм не шутят.  

 Кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую.  

 Кому война, а кому мать родна.  

 Война-это большое болото: легко влезть, но трудно выбраться.

 Хочешь победить на войне, работай вдвойне.  

 Воин воюет, а детки горюют.  

 Один в поле не воин.  

 Кому мир недорог, тот нам и ворог.  

 Мир строит, война разрушает.  

 Держи порох сухим - будешь непобедим.  

 В бою побывать - цену жизни узнать.  

 Война войной, а обед, по расписанию.

 Миром дорожить - людям долго жить.  

 

Знакомство с  произведениями:

 Прочитав художественные произведения о подвигах на войне,  хочется  отметить, что писатели каждый по-своему выразили свой  художественный взгляд на происходящее.

Проанализировав образы главных героев, мы можем отметить между ними много общего.

Это не случайно, так как судьбы многих "детей войны" похожи. До войны это были обычные мальчишки и девчонки. Но пришел суровый  час  - они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть  к  врагам. Маленькие  герои  великой войны повсюду сражались рядом  с отцами и старшими братьями. На переднем крае, на боевых

кораблях, в Брестской  крепости, в керченских  катакомбах. Это  строки  истории нашей Родины и биографий её маленьких  граждан - обыкновенных мальчишек и девчат.

Юные  герои  повестей  обладают "железным" характером, они  наравне  ненавидят фашистов, мстят за своих родных; дорожат  званием пионеров, все погибают смертью храбрых, их посмертно

награждают высокой наградой, в их честь названы улицы наших городов, их имена носят школы, корабли…

Книги о войне похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем

воспитания  -  учат  молодое  поколение  любви  к  Родине,  стойкости  в

испытаниях,  учат  высокой  нравственности  на  примере  отцов  и  дедов.  Их

значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны

и мира в наши дни.

В  процессе чтения дети, учатся взаимопониманию, взаимопомощи, чувству сопереживания. Важно, чтобы  дети, воспринимая  материал,  активно  думали. В этом нам помогают  такие методические  приемы,  как  сравнение, вопросы, индивидуальные  задания, обращение  к  опыту  детей, игровые  приемы. Но самое главное, наши дети становятся патриотами своей Родины не на словах, а на деле.

Анализируя, можно сделать следующий вывод: у детей обостряется  понимание  того, в  какой стране мы живём, что наше Отечество развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя мира на земле, во имя  безоблачного детства  маленьких  граждан. Дети с уважением относятся к  славным защитникам нашей Родины  - войнам Российской Армии.

Дети осознают значимость победы в ВОВ для нашего народа. Расширяют знания о войне, военной технике, о памятниках и монументах. Вместе с родителями могут  посетить музеи, памятные места, возложить  цветы к Вечному огню. А так же благодаря  активной работе и вовлечению в поисковую  деятельность  родителей,  можно собрать много информации о героических подвигах  родных и близких, воевавших на фронте и работавших в тылу. Дети больше  узнают об истории своей семьи, о героических подвигах своих прабабушек и прадедушек.

   

Память о прошедшей войне мы храним в  наших сердцах! И, конечно всё, что знаем о ней, мы должны передать нашим детям. Маленькие граждане нашей страны должны знать ее героические страницы и гордиться  своей Родиной и своим народом.

Тема Великой Отечественной войны находит живой отклик в сердцах ребят!

Задачи проекта:

Задачи в работе с дет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста тема: «Читаем детям о войне»

АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОЙ ТЕМЫ: гражданско-патриотическое воспитание детей-дошкольников на основе реальных событий, воспоминаний, художественной и познавательной литературы, наглядных пособий и презентаций ...

консультация для родителей "Читаем детям о войне"

Методические рекомендации для родителей как познакомить дошкольника с произведениями о войне, с небольшим списком  художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми, ...

#75ЛетВеликойПобеды Консультация для родителей "Читаем детям о войне" 27.04.20-30.04.20

Уважаемые родители!В соответствии с планом работы с 27.04.2020 – 30.04.2020тема недели «Писатели – детям о войне».Рекомендуем Вам ознакомить детей с этой темой, используя...

Консультация для родителей «Читаем детям о войне»

Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей. Какие же книги о войне ...

Мы помним -- мы гордимся !Консультация для родителей «Читаем детям о войне»

Через несколько дней, 9 мая наша страна будет отмечать 75лет со дня Победы в Великой Отечественной войне.День Победы  давно уже стал одним из самых почитаемых праздников нашего народа. Этим событ...

Консультация для родителей средней группы На тему: "Читаем детям о войне".

Литература о Великой Отечественной войне для детей 5-6 лет....

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Читаем детям о войне» для детей старшей группы

Конспект организованной образовательной деятельностина тему «Читаем детям о войне»для детей старшей группы...