проект "В гостях у сказки"
проект (старшая группа)
«Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_gostyah_u_skazki.docx | 17.1 КБ |
kniga-dolzhna-voiti-v-zhizn_0prrd.pptx | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
«Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем»
В. А. Сухомлинский
Тема проекта:
«Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»
Творческое название:
«В гостях у сказки»
Автор проекта:
Гагуа Надежда Аркадьевна
Воспитатель МБДОУ д/с №12 «Звездный»
г. Тамбов
Актуальность:
Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.
Проблема:
Как не отрицая технический прогресс, эффективно внедрить в работу с дошкольниками русское народное творчество, познакомить с колоритом, красотой и своеобразностью фольклора.
Участники проекта:
Воспитатели,
Воспитанники старшей группы,
Родители воспитанников,
Музыкальный работник
Педагог-психолог
Методист
Цель проекта:
Через русское народное творчество формировать думающего, чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Задачи проекта:
с дошкольниками
Закреплять и развивать у детей устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову.
Знакомить детей с разными видами жанров.
Помогать ребёнку не только осмысливать поступки персонажей (героев), но и их мысли, чувства, воспитывать умение видеть скрытые причины поступков.
Помогать ребёнку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям сказок.
Обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские и народные приёмы изображения.
Развивать и воспитывать воссоздающее воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения.
Задачи проекта :
с родителями
Расширять представления о детской литературе.
Повышение читательской культуры родителей.
Заинтересовать родителей расширением читательского кругозора дошкольника, знакомя его с произведениями различных жанров, знакомить с русскими народными сказками.
Не допускать раннего приучения ребёнка к телевизору, видео, компьютерным играм, не заменять непосредственного общения ребёнка с родителем.
Привлечь к участию в совместных с детьми спектаклях, литературных викторинах, театрализованных представлениях.
Планируемые образовательные результаты:
с дошкольниками
Развитый интерес и стремление к постоянному общению с книгой, удовлетворение при слушании русских народных сказок.
Умение осознавать и оценивать мотивы поступков героев, их переживания, мысли чувства.
Активное проявление себя в разных видах художественной деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
с родителями
Наличие представлений о роли детской литературы в развитии детей, формировании их нравственных качеств.
Наличие в каждой семье художественных произведений в соответствии с возрастом, в том числе русских народных сказок.
Мотивация родителей на традиции семейного чтения.
Этапы и сроки проведения проекта:
подготовительный
октябрь
основной
(ноябрь –апрель)
заключительный
(май)
План работы по проекту
«Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»
I этап – подготовительный
Анализ литературы
2 этап - основной
Методы формирования и развития у дошкольников любви к сказкам
Художественное слово в повседневной жизни ребенка
Ежедневное выразительное чтение вслух
Организация тематических литературных выставок
Иллюстрирование знакомых произведений народного творчества
Конкурсы литературного творчества
Импровизация, драматизация произведений
Викторины, праздники, конкурсы по произведениям народного и авторского творчества
Изготовление книжек - самоделок
Перспективный план работы по приобщению детей к художественной литературе через чтение сказок
Перспективный план работы с родителями.
3 заключительный этап:
Сравнительный анализ эффективности проведённого исследования:
Результаты контрольного (заключительного) этапа исследования:
Сформировано желание в постоянном общении с книгой;
Внимательно слушает чтение воспитателя;
Отвечает на вопросы по содержанию произведения;
Рассматривает иллюстрации;
Пытается читать самостоятельно;
Знает поэтов и писателей;
Ориентируется в выборе книги;
Читает наизусть стихи;
Пересказывает сказки и рассказы;
Использует сюжеты произведений в сюжетно-ролевых играх;
Участвует в театрализованной деятельности;
Ребенок бережно обращается с книгой.
Вывод:
Целенаправленная, систематическая работа по поддержанию у дошкольников интереса к книге формирует у них потребность в постоянном общении с ними, расширяет читательский кругозор, художественно-речевую деятельность, воспитывает бережное отношение к книге, т. е. способствует становлению детей как будущих читателей.
Практические результаты реализации проекта:
Разработаны критерии и показатели для изучения уровня речевого развития дошкольников.
Результаты эксперимента были представлены коллегам на методическом объединении.
Опыт работы обобщен на педагогическом совете в ноябре 2020 г.
Информационные источники:
Л. М. Гурович, Н. А. Курочкина, «Ребенок и книга», Детство-Пресс, 2008г.
Л. Е. Белоусова, «Ура, я научился», СПб «Детство-Пресс», 2004г.
Т. Р. Кислова, «По дороге к азбуке», Балаос, Москва, 2007г.
Г. А. Глинка, «Буду говорить, читать, писать правильно», М. Питер,1997г.
Д. Г. Шумаева, «Как хорошо уметь читать», Москва, 1994г
Л. И. Беленькая, «Ребенок и книга», Москва,1979г.
В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкина, «Учим любить книгу», Москва, Просвещение, 1986г.
М. В. Залужская, «Чтение детям художественной литературы», Москва, Просвещение,1985г.
О. С. Ушакова, «Знакомим дошкольников с литературой», Москва,1998г.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев .
Проблема Как не отрицая технический прогресс, эффективно внедрить в работу с дошкольниками русское народное творчество, познакомить с колоритом, красотой и своеобразностью фольклора.
Цель проекта: Через русское народное творчество формировать думающего, чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Задачи проекта: с дошкольниками Закреплять и развивать у детей устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову. Знакомить детей с разными видами жанров. Помогать ребёнку не только осмысливать поступки персонажей (героев), но и их мысли, чувства, воспитывать умение видеть скрытые причины поступков. Помогать ребёнку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям сказок. Обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские и народные приёмы изображения. Развивать и воспитывать воссоздающее воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения.
Задачи проекта: с родителями Расширять представления о детской литературе. Повышение читательской культуры родителей. Заинтересовать родителей расширением читательского кругозора дошкольника, знакомя его с произведениями различных жанров, знакомить с русскими народными сказками. Не допускать раннего приучения ребёнка к телевизору, видео, компьютерным играм, не заменять непосредственного общения ребёнка с родителем. Привлечь к участию в совместных с детьми спектаклях, литературных викторинах, театрализованных представлениях.
Планируемые образовательные результаты : с дошкольниками Развитый интерес и стремление к постоянному общению с книгой, удовлетворение при слушании русских народных сказок. Умение осознавать и оценивать мотивы поступков героев, их переживания, мысли чувства. Активное проявление себя в разных видах художественной деятельности.
Планируемые образовательные результаты : с родителями Наличие представлений о роли детской литературы в развитии детей, формировании их нравственных качеств. Наличие в каждой семье художественных произведений в соответствии с возрастом, в том числе русских народных сказок. Мотивация родителей на традиции семейного чтения
Этапы и сроки проведения проекта: подготовительный октябрь основной (ноябрь –апрель) заключительный (май)
План работы по проекту « Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок» 1 подготовительный этап I этап – подготовительный № п / п Виды работ Сроки 1. Подбор теоретического и методического материала по проблеме формирования у детей интереса к книге 1 неделя октября 2. Оснащение развивающей среды группы материалами и оборудованием для практической и творческой деятельности детей 2 неделя октября 3. Диагностика уровня сформированности у детей интереса к книге 3 неделя октября 4. Оформление родительского уголка в группе с размещением статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта. 4 неделя октября
2 этап - основной № п / п Виды работ Сроки 1. Разработка и реализация системы работы по формированию у детей интереса к книгам. ноябрь – апрель 2. Разработка и реализация перспективного плана работы по приобщению детей к художественной литературе через чтение сказок. ноябрь – апрель 3. Организация работы с родителями, направленной на повышение уровня знаний по воспитанию у детей правильного отношения к книгам, художественной литературе и русскому фольклору. ноябрь – апрель 4. Организация сотрудничества с объектами социума: детской библиотекой, кукольным и студенческим театрами. ноябрь – апрель
Перспективный план работы по приобщению детей к художественной литературе через чтение сказо к
Перспективный план работы с родителями : № Месяц Форма работы 1. Ноябрь Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома» . 2. Декабрь Родительское собрание «Роль сказок в жизни ребенка» 3. Январь КВН с родителями «Мои любимые сказки» 4. Февраль Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой» 5. Март Наглядно – информационное сотрудничество: «Что и как читать детям дома», «Произведения, развивающие литературный и художественный вкус». 6. Апрель Литературная викторина для родителей «Мир сказок», -составление кроссвордов , ребусов, загадок схем, пиктограмм по мотивам русских народных сказок. 7. Май Драматизация сказки «Теремок» совместно с родителями.
3 заключительный этап: № п / п Результаты работы Сроки 1. Презентация проекта в форме проведения праздника: «Путешествие по сказкам» май 2. Анализ результативности: анкетирование, диагностирование, психолого-педагогические наблюдения. май 3. Обобщение опыта работы по проекту май
Сравнительный анализ эффективности проведённого исследования : Критерии: 1.Умение внимательно и заинтересованно слушать сказку. 2. Умение рассказывать о своём отношении к поступкам героев. 3. Развитие творческих способностей в создании сказочных образов. 4. Умение рассказывать свои любимые сказки. 5. Придумывание каких – либо изменений в содержании сказки.
Результаты контрольного (заключительного) этапа исследования: Сформировано желание в постоянном общении с книгой ; Внимательно слушает чтение воспитателя ; Отвечает на вопросы по содержанию произведения ; Рассматривает иллюстрации ; Пытается читать самостоятельно ; Знает поэтов и писателей ; Ориентируется в выборе книги ; Читает наизусть стихи ; Пересказывает сказки и рассказы ; Использует сюжеты произведений в сюжетно-ролевых играх ; Участвует в театрализованной деятельности ; Ребенок бережно обращается с книгой.
Вывод: Целенаправленная, систематическая работа по поддержанию у дошкольников интереса к книге формирует у них потребность в постоянном общении с ними, расширяет читательский кругозор, художественно-речевую деятельность, воспитывает бережное отношение к книге, т.е. способствует становлению детей как будущих читателей.
Практические результаты реализации проекта: Разработаны критерии и показатели для изучения уровня речевого развития дошкольников. Результаты эксперимента были представлены коллегам на методическом объединении. Опыт работы обобщен на педагогическом совете в ноябре 2020 г.
Информационные источники: Л.М.Гурович, Н.А.Курочкина, «Ребенок и книга», Детство-Пресс, 2008г. Л.Е.Белоусова, «Ура, я научился», СПб «Детство-Пресс», 2004г. Т.Р.Кислова, «По дороге к азбуке», Балаос, Москва, 2007г. Г.А.Глинка, «Буду говорить, читать, писать правильно», М.Питер,1997г. Д.Г.Шумаева, «Как хорошо уметь читать», Москва, 1994г Л.И.Беленькая, «Ребенок и книга», Москва,1979г. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкина, «Учим любить книгу», Москва, Просвещение, 1986г. М.В.Залужская, «Чтение детям художественной литературы», Москва,Просвещение,1985г. О.С.Ушакова, «Знакомим дошкольников с литературой», Москва,1998г.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.
Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе Автор ...
Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».
Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...
Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...