Тема НОД (с указанием ведущей образовательной области: « Мудрое слово» социально-коммуникативное развитие.
план-конспект занятия (старшая группа)

Герасимова Анюта Васильевна

Тема НОД (с указанием ведущей образовательной области: « Мудрое слово»

  социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.                   

 Цель: расширять представления детей о мудрости.

Задачи.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Первоначальное знакомство с духовно-нравственной  категорией  «Мудрость». 
Учить высказываться, выражать свое мнение.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развитие у детей умения слушать друг друга.

 Развивать общие речевые навыки. 

Активизировать в речи детей народные пословицы о дружбе, труде, уме.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Воспитывать уважение к людям старшего поколения, желание следовать их мудрым советам.

Воспитывать желание читать художественную литературу и учиться добрым и мудрым поступкам на примере главных героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mudroe_slovo.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Полное название (по Уставу) дошкольной образовательной организации: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ№№6»

Фамилия, имя, отчество педагога (полностью), разработавшего конспект :ООД

Герасимова Анюта Васильевна

Возрастная дошкольная группа: старшая

5-6 лет

НОД № 8 

 Месяц проведения: Март

Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории:

« Мудрость»

Тема НОД (с указанием ведущей образовательной области: « Мудрое слово»

  социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.                    

 Цель: расширять представления детей о мудрости.

Задачи. 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Первоначальное знакомство с духовно-нравственной  категорией  «Мудрость». 
Учить высказываться, выражать свое мнение.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развитие у детей умения слушать друг друга.

 Развивать общие речевые навыки. 

Активизировать в речи детей народные пословицы о дружбе, труде, уме.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 

Воспитывать уважение к людям старшего поколения, желание следовать их мудрым советам.

Воспитывать желание читать художественную литературу и учиться добрым и мудрым поступкам на примере главных героев.

Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора.

Формы организации:  образовательная деятельность

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, разговор-диалог в круге, обсуждение, речевая игра,

Оборудование или материал к ООД: книга для развития детей 5-6 лет, карточки с пословицами, книги для выставки «Народная мудрость»:  «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин; Сказка «Лиса и журавль» в пересказе К. Д. Ушинского; Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинский; С. Т. Аксаков сказка «Аленький цветочек»; Былина «Бой с несметной ратью под Киевом; П. П. Ершов «Конек-горбунок».

Предварительная работа по плану интеграции:

- чтение в группе и домашнее чтение книги для развития детей 5-6-ти лет «Мудрое слово» под общей редакцией профессора РАЕН: И.А. Кузьмина;

 - заучивание стихов и пословиц по теме;
- выставка рисунков;

-оформление выставки книг «Народная мудрость»;

-разучивание русской народной игры ……….

Место проведения:  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ№№6» дошкольные группы.

ХОД  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ:

До занятия раздать гостям листочки дерева и ручки

-Уважаемые гости я прошу вас в течении занятия написать на листочке «мудрый наказ»который бы  вы хотели дать детям.

Ход занятия:

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
-Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
И доброе утро длится до вечера.
    - Давайте пожелаем доброго утра нашим гостям!
(Проходим на стульчики)

 Сегодня мы будем говорить о мудрости. Кто знает, что означает слово «мудрость»? Давайте заглянем в толковый словарь.
Мудрость - глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Народная мудрость (также о сложившихся в народе изречениях, отражающих его жизненный опыт, знания).

Мудрость, как солнце, освещает человеку путь. Солнце согревает Землю, а человека добрые и мудрые слова.
С тех пор, как человек живет на Земле, звучит слово. Все мы живем, общаемся, дышим через слово. Мудрое слово порождало и объясняло жизнь. Нет жизни без слова мудрого и толкового, доброго и нежного, в котором соединяются вера, надежда, любовь и правда.

                  (Дети читают стихотворение  «Какими бывают слова»)

Настя Т. 1.Слова бывают разные,

                Слова бывают всякие,

                Слова бывают ясные,

                Твердые и мягкие,

Марк. П. 2.Слова бывают смелые,

                     Упрямые, суровые,

                     Но непременно дело

                     Стоит за каждым словом.

Злата С.3.Слова бывают разные-

                 То дельные, то праздные

                 То честные, правдивые,

                 То льстивые, фальшивые.

- Какими бывают слова?

Сегодня на занятии мы будем говорить с вами о мудрости и мудрых словах. Как вы уже услышали из толкового словаря «мудрость – это глубокий ум». А где мы можем «почерпнуть» ум и знания? (Ответы детей)

Можем ли мы назвать пословицы, поговорки мудрыми и почему? (В них есть и ум, и жизненный опыт)

Работа с выставкой «Народная мудрость»

(Сборники русских народных сказок, пословиц, загадок)

Что такое народная мудрость? Где мы можем встретиться с ней? Чем ценна для нас народная мудрость? Почему народное слово мы можем назвать мудрым?

Дидактическая игра «Мудрость народа»

Задание:

Назвать пословицы по темам: «Дружба», «Труд», «Ум».

О дружбе:

- Старый друг лучше новых двух.

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Дружба как стекло: разобьешь не сложишь.

О труде:

- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

- Терпение и труд все перетрут.

- Дело мастера боится.

Об уме:

- Одна голова хорошо, а две лучше.

- С умным разговаривать, что меду напиться.

- Век живи, век учись.

Мудрое поучительное слово мы можем встретить и в сказках, и в пословицах, и в загадках. Отгадайте мою загадку

«Без него голова лишь для шапки нужна».

Загадки - великая сокровищница человеческой мысли. Они собрали в себе мудрость и тягу к знаниям.

Воспитатель:  Мы с детьми прочитали очень много сказок, в которых сказочники выражали мудрость своего народа.

Отправляемся друзья

В чудо-сказку вы и я

Здесь выставка волшебная есть

Сказок тут не перечесть.

Сейчас я предлагаю вам самим организовать выставку, которая называется ««Народная мудрость»» (дети, отгадав берут книгу и несут на выставку)

Сейчас я вам буду зачитывать  фразы, а вы вспомните из каких литературных произведений эти изречения.

- «Не в свои сани – не садись» (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»);

- «Как аукнется, так и откликнется» (Сказка «Лиса и журавль» в пересказе К. Д. Ушинского);

- «Вместе тесно, а врозь скучно» (Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинский);

Игра «Мудрые слова»

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру: «Мудрые слова»

Я зачитываю фрагменты произведений известных русских народных сказок и былин, а вы найдите в них мудрые слова.

( Воспитатель зачитывает фрагменты произведений из книги 5  для развития детей 5-6 лет «Мудрое слово» (стр. 8), а дети находят мудрые слова , заключенные в этих фрагментах..

- Используются тексты из книг «Верность родной земле»(былина «Бой с несметной ратью под Киевом», - «За храбрость нашу он нам поклониться: то ли не почет, не слава!» 

-  «Радость послушания»( сказка «Аленький цветочек»); - «Богатство – дело наживное, а открой ты мне свое дело сердечное»

- «Добрые друзья»(сказка «Конек- горбунок») 

- «Если даст он им свободу,

Снимет Бог с него невзгоду,

Вмиг все раны заживит,

Долгим веком наградит» (П. П. Ершов «Конек-горбунок»).

      Дети оформляют выставку книг .

- У нас получилась замечательная выставка книг,

Физ минутка.

«Дедушка Домовой»

Дедешка Домовой,

Мы хотим играть с тобой!

К этому занятию мы прочитали с вами много мудрых сказок. Давайте вспомним р. н. с. «Никита Кожемяка» и «Белая уточка». Почему эти сказки можно назвать мудрыми?

-В чем проявилась мудрость Никиты Кожемяки?

(Никита Кожемяка — г е р о й народной сказки времен Киевской Руси.

Богатырь Никита Кожемяка являет пример мудрости, чести, смелости, силы и правды. Он не за награду идёт на битву со змеем, совесть не позволяет ему поступить иначе. Никита понимает, что только у него хватит силы и смелости победить силу тёмную. Против змея лютого Никита проявляет природную мудрость – заставляет его отрабатывать тем людям, которым немало беды принёс, землю пахать глубиной в «две сажени с четвертью», по сути – это оборонительный вал вокруг Киева, который, «говорят и теперь кое-где по степи виден».)

 Сказка впитала в себя народную мудрость: «Кто за правое дело стоит, тот всегда победит».

- В чем заключается мудрость слов князя своей жене перед отъездом его из дома в сказке «Белая уточка?» - «Век обнявшись не просидеть» (Даже если очень любишь человека, невозможно все время находиться рядом).

- Как в этой сказке раскрывается смысл мудрых слов: «В хитрости и зависти нет ни проку, ни радости»? (действие злобы и зависти на жизнь).

- А в жизни можно встретиться с мудростью?

Ресурсный круг «Кого можно назвать мудрыми?

- Кого можно назвать мудрым и почему?

(показ образца ответ) 

- Я считаю, что мудрой можно назвать княгиню Ольгу, которая первая приняла христианскую веру, и рассказала о боге своему внуку Владимиру. А ты? (передаю колокольчик , далее разговор продолжается по кругу.).

Обобщение:

- Люди благодарны им за мудрое слово, подвиги, о которых мы говорили. Они защищали землю русскую, своё Отечество!

Рефлексия:

- Сегодня мы вспомнили мудрых людей, которые передают нам знания и опыт. Правильно говорится в пословице?

«Мудрость народная вечно живёт, Силу от корня мудрость берёт»

- Давайте представим жизнь людей на земле в виде дерева.

  1. Кто является корнями этого дерева, которое питается его великой мудростью? (люди, жившие давным-давно).
  2. Ствол и крупные сучья у дерева являются наши дедушки и бабушки.
  3. Кто может быть веточками дерева?(родители)
  4. А листочки дерева, это кто? (дети)

      - Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

Задание:

-А сейчас уважаемые гости зачитайте, какой мудрый наказ вы дадите детям?

-Вот и закончили картину, «оживили». Древо Жизни и можем впитывать великую мудрость слов, подвигов, знаний через наши корни. Потому, что человек без знаний, как дерево без корней. - Я желаю вам, чтобы в своей жизни вы поступали мудро - обладали терпением, доверием, добротой, скромность, любовью.

И на память о нашей встрече, мы вручаем вам буклет «Копилку мудрых советов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по теме: « Мама для мамонтенка». Ведущая образовательная область «Речевое развитие».

Ведущая образовательная область «Речевое развитие».Цель: Активизация речевой деятельности и развитие лексико- грамматических средств языка.Задачи:-учить детей составлять описание животного с опорой на...

Образовательная деятельность по областям в соответствии с ФГОС Познавательное развитие. Интеграция образовательных областей (Речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие)

Месяц      Октябрь      Лексическая тема   Овощи.  Фрукты.Ознакомление с окружающим.Задачи коррекционно-развивающей работы  с деть...

Комплексное занятие «Презентация кафе «Осеннее» (образовательные области – познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие) подготовительная к школе группа

Цель: формирование познавательной активности и самостоятельности у детейЗадачи:- упражнять в порядковом счете, решать примеры;- продолжать развивать мышление, логику, сообразительность.- Закреплять ум...

Военно-спортивная игра "Зарница" .Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Физическое и патриотическое воспитание детей посредством вовлечения их в игру-соревнование....

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное

ТЕМА: «ЗИМА» СОСТАВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ: Малетина В.Н.Цель: углубить, закрепить, упорядочить знания детей о зиме, как времени года.Задачи:Обучающие:- Систематизировать знания детей о харак...

Конспект занятия.Тема: «Эколята-дошколята защитники природы». Образовательные области: «Познавательное /Речевое/Художественно-эстетическое развитие. Возрастная группа: старшая

Цель: формирование бережного отношения дошкольников к миру природы.Задачи:1) Развивающие:- способствовать развитию познавательных интересов;- развивать любознательность, память;- развивать творч...