Тема НОД (с указанием ведущей образовательной области: « Мудрое слово» социально-коммуникативное развитие.
план-конспект занятия (старшая группа)
Тема НОД (с указанием ведущей образовательной области: « Мудрое слово»
социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.
Цель: расширять представления детей о мудрости.
Задачи.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Первоначальное знакомство с духовно-нравственной категорией «Мудрость».
Учить высказываться, выражать свое мнение.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развитие у детей умения слушать друг друга.
Развивать общие речевые навыки.
Активизировать в речи детей народные пословицы о дружбе, труде, уме.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать уважение к людям старшего поколения, желание следовать их мудрым советам.
Воспитывать желание читать художественную литературу и учиться добрым и мудрым поступкам на примере главных героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mudroe_slovo.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Полное название (по Уставу) дошкольной образовательной организации: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ№№6»
Фамилия, имя, отчество педагога (полностью), разработавшего конспект :ООД
Герасимова Анюта Васильевна
Возрастная дошкольная группа: старшая
5-6 лет
НОД № 8
Месяц проведения: Март
Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории:
« Мудрость»
Тема НОД (с указанием ведущей образовательной области: « Мудрое слово»
социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.
Цель: расширять представления детей о мудрости.
Задачи.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Первоначальное знакомство с духовно-нравственной категорией «Мудрость».
Учить высказываться, выражать свое мнение.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развитие у детей умения слушать друг друга.
Развивать общие речевые навыки.
Активизировать в речи детей народные пословицы о дружбе, труде, уме.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать уважение к людям старшего поколения, желание следовать их мудрым советам.
Воспитывать желание читать художественную литературу и учиться добрым и мудрым поступкам на примере главных героев.
Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора.
Формы организации: образовательная деятельность
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, разговор-диалог в круге, обсуждение, речевая игра,
Оборудование или материал к ООД: книга для развития детей 5-6 лет, карточки с пословицами, книги для выставки «Народная мудрость»: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин; Сказка «Лиса и журавль» в пересказе К. Д. Ушинского; Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинский; С. Т. Аксаков сказка «Аленький цветочек»; Былина «Бой с несметной ратью под Киевом; П. П. Ершов «Конек-горбунок».
Предварительная работа по плану интеграции:
- чтение в группе и домашнее чтение книги для развития детей 5-6-ти лет «Мудрое слово» под общей редакцией профессора РАЕН: И.А. Кузьмина;
- заучивание стихов и пословиц по теме;
- выставка рисунков;
-оформление выставки книг «Народная мудрость»;
-разучивание русской народной игры ……….
Место проведения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ№№6» дошкольные группы.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ:
До занятия раздать гостям листочки дерева и ручки
-Уважаемые гости я прошу вас в течении занятия написать на листочке «мудрый наказ»который бы вы хотели дать детям.
Ход занятия:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
-Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
И доброе утро длится до вечера.
- Давайте пожелаем доброго утра нашим гостям! (Проходим на стульчики)
Сегодня мы будем говорить о мудрости. Кто знает, что означает слово «мудрость»? Давайте заглянем в толковый словарь.
Мудрость - глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Народная мудрость (также о сложившихся в народе изречениях, отражающих его жизненный опыт, знания).
Мудрость, как солнце, освещает человеку путь. Солнце согревает Землю, а человека добрые и мудрые слова.
С тех пор, как человек живет на Земле, звучит слово. Все мы живем, общаемся, дышим через слово. Мудрое слово порождало и объясняло жизнь. Нет жизни без слова мудрого и толкового, доброго и нежного, в котором соединяются вера, надежда, любовь и правда.
(Дети читают стихотворение «Какими бывают слова»)
Настя Т. 1.Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие,
Марк. П. 2.Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
Злата С.3.Слова бывают разные-
То дельные, то праздные
То честные, правдивые,
То льстивые, фальшивые.
- Какими бывают слова?
Сегодня на занятии мы будем говорить с вами о мудрости и мудрых словах. Как вы уже услышали из толкового словаря «мудрость – это глубокий ум». А где мы можем «почерпнуть» ум и знания? (Ответы детей)
Можем ли мы назвать пословицы, поговорки мудрыми и почему? (В них есть и ум, и жизненный опыт)
Работа с выставкой «Народная мудрость»
(Сборники русских народных сказок, пословиц, загадок)
Что такое народная мудрость? Где мы можем встретиться с ней? Чем ценна для нас народная мудрость? Почему народное слово мы можем назвать мудрым?
Дидактическая игра «Мудрость народа»
Задание:
Назвать пословицы по темам: «Дружба», «Труд», «Ум».
О дружбе:
- Старый друг лучше новых двух.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Дружба как стекло: разобьешь не сложишь.
О труде:
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Терпение и труд все перетрут.
- Дело мастера боится.
Об уме:
- Одна голова хорошо, а две лучше.
- С умным разговаривать, что меду напиться.
- Век живи, век учись.
Мудрое поучительное слово мы можем встретить и в сказках, и в пословицах, и в загадках. Отгадайте мою загадку
«Без него голова лишь для шапки нужна».
Загадки - великая сокровищница человеческой мысли. Они собрали в себе мудрость и тягу к знаниям.
Воспитатель: Мы с детьми прочитали очень много сказок, в которых сказочники выражали мудрость своего народа.
Отправляемся друзья
В чудо-сказку вы и я
Здесь выставка волшебная есть
Сказок тут не перечесть.
Сейчас я предлагаю вам самим организовать выставку, которая называется ««Народная мудрость»» (дети, отгадав берут книгу и несут на выставку)
Сейчас я вам буду зачитывать фразы, а вы вспомните из каких литературных произведений эти изречения.
- «Не в свои сани – не садись» (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»);
- «Как аукнется, так и откликнется» (Сказка «Лиса и журавль» в пересказе К. Д. Ушинского);
- «Вместе тесно, а врозь скучно» (Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинский);
Игра «Мудрые слова»
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру: «Мудрые слова»
Я зачитываю фрагменты произведений известных русских народных сказок и былин, а вы найдите в них мудрые слова.
( Воспитатель зачитывает фрагменты произведений из книги 5 для развития детей 5-6 лет «Мудрое слово» (стр. 8), а дети находят мудрые слова , заключенные в этих фрагментах..
- Используются тексты из книг «Верность родной земле»(былина «Бой с несметной ратью под Киевом», - «За храбрость нашу он нам поклониться: то ли не почет, не слава!»
- «Радость послушания»( сказка «Аленький цветочек»); - «Богатство – дело наживное, а открой ты мне свое дело сердечное»
- «Добрые друзья»(сказка «Конек- горбунок»)
- «Если даст он им свободу,
Снимет Бог с него невзгоду,
Вмиг все раны заживит,
Долгим веком наградит» (П. П. Ершов «Конек-горбунок»).
Дети оформляют выставку книг .
- У нас получилась замечательная выставка книг,
Физ минутка.
«Дедушка Домовой»
Дедешка Домовой,
Мы хотим играть с тобой!
К этому занятию мы прочитали с вами много мудрых сказок. Давайте вспомним р. н. с. «Никита Кожемяка» и «Белая уточка». Почему эти сказки можно назвать мудрыми?
-В чем проявилась мудрость Никиты Кожемяки?
(Никита Кожемяка — г е р о й народной сказки времен Киевской Руси.
Богатырь Никита Кожемяка являет пример мудрости, чести, смелости, силы и правды. Он не за награду идёт на битву со змеем, совесть не позволяет ему поступить иначе. Никита понимает, что только у него хватит силы и смелости победить силу тёмную. Против змея лютого Никита проявляет природную мудрость – заставляет его отрабатывать тем людям, которым немало беды принёс, землю пахать глубиной в «две сажени с четвертью», по сути – это оборонительный вал вокруг Киева, который, «говорят и теперь кое-где по степи виден».)
Сказка впитала в себя народную мудрость: «Кто за правое дело стоит, тот всегда победит».
- В чем заключается мудрость слов князя своей жене перед отъездом его из дома в сказке «Белая уточка?» - «Век обнявшись не просидеть» (Даже если очень любишь человека, невозможно все время находиться рядом).
- Как в этой сказке раскрывается смысл мудрых слов: «В хитрости и зависти нет ни проку, ни радости»? (действие злобы и зависти на жизнь).
- А в жизни можно встретиться с мудростью?
Ресурсный круг «Кого можно назвать мудрыми?
- Кого можно назвать мудрым и почему?
(показ образца ответ)
- Я считаю, что мудрой можно назвать княгиню Ольгу, которая первая приняла христианскую веру, и рассказала о боге своему внуку Владимиру. А ты? (передаю колокольчик , далее разговор продолжается по кругу.).
Обобщение:
- Люди благодарны им за мудрое слово, подвиги, о которых мы говорили. Они защищали землю русскую, своё Отечество!
Рефлексия:
- Сегодня мы вспомнили мудрых людей, которые передают нам знания и опыт. Правильно говорится в пословице?
«Мудрость народная вечно живёт, Силу от корня мудрость берёт»
- Давайте представим жизнь людей на земле в виде дерева.
- Кто является корнями этого дерева, которое питается его великой мудростью? (люди, жившие давным-давно).
- Ствол и крупные сучья у дерева являются наши дедушки и бабушки.
- Кто может быть веточками дерева?(родители)
- А листочки дерева, это кто? (дети)
- Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.
Задание:
-А сейчас уважаемые гости зачитайте, какой мудрый наказ вы дадите детям?
-Вот и закончили картину, «оживили». Древо Жизни и можем впитывать великую мудрость слов, подвигов, знаний через наши корни. Потому, что человек без знаний, как дерево без корней. - Я желаю вам, чтобы в своей жизни вы поступали мудро - обладали терпением, доверием, добротой, скромность, любовью.
И на память о нашей встрече, мы вручаем вам буклет «Копилку мудрых советов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по теме: « Мама для мамонтенка». Ведущая образовательная область «Речевое развитие».
Ведущая образовательная область «Речевое развитие».Цель: Активизация речевой деятельности и развитие лексико- грамматических средств языка.Задачи:-учить детей составлять описание животного с опорой на...
Образовательная деятельность по областям в соответствии с ФГОС Познавательное развитие. Интеграция образовательных областей (Речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие)
Месяц Октябрь Лексическая тема Овощи. Фрукты.Ознакомление с окружающим.Задачи коррекционно-развивающей работы с деть...
Комплексное занятие «Презентация кафе «Осеннее» (образовательные области – познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие) подготовительная к школе группа
Цель: формирование познавательной активности и самостоятельности у детейЗадачи:- упражнять в порядковом счете, решать примеры;- продолжать развивать мышление, логику, сообразительность.- Закреплять ум...
Военно-спортивная игра "Зарница" .Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Физическое и патриотическое воспитание детей посредством вовлечения их в игру-соревнование....
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное
ТЕМА: «ЗИМА» СОСТАВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ: Малетина В.Н.Цель: углубить, закрепить, упорядочить знания детей о зиме, как времени года.Задачи:Обучающие:- Систематизировать знания детей о харак...
Конспект занятия.Тема: «Эколята-дошколята защитники природы». Образовательные области: «Познавательное /Речевое/Художественно-эстетическое развитие. Возрастная группа: старшая
Цель: формирование бережного отношения дошкольников к миру природы.Задачи:1) Развивающие:- способствовать развитию познавательных интересов;- развивать любознательность, память;- развивать творч...