Конспект занятия по финансовой грамотности «Знакомство малышей с деньгами» Младшая группа.
методическая разработка (младшая группа)
Цель: формирование основ финансовой грамотности у младших дошкольников. Финансовая грамотность у младших дошкольников в процессе игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fin_gr.docx | 18.69 КБ |
dokument_microsoft_word_4.docx | 16.32 КБ |
dokument_microsoft_word_3.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по финансовой грамотности «Знакомство малышей с деньгами» Младшая группа.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у младших дошкольников. Финансовая грамотность у младших дошкольников в процессе игры Цель: формирование основ финансовой грамотности у младших дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с понятиями «деньги», «купюра», «монеты»;
-расширять и активизировать словарный запас детей.
Развивающие:
-развивать речевую активность детей.
Воспитательные:
-воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, беседа, вопросы.
Словарная работа: деньги, монеты, бумажные купюры.
Предварительная работа: беседа о деньгах, рассматривание купюр и монет; чтение произведения К. Чуковского «Муха цокотуха»; разучивание физкультминутки «Покупаем продукты», сюжетно-ролевой игры «Магазин».
Оборудование и материалы: денежные купюры, монеты, картинки кошельков, карточки денежных знаков и монет, цветные карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель:
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад!
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Дети сидят в группе на стульчиках. Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Дети, кто-то к нам стучится? Вы хотите узнать кто там? (Воспитатель открывает дверь, а там стоит буратино и плачет)
Воспитатель: «Милый Буратино, что случилось?»
Буратино: «Вот ребята я нашел клад, а не знаю что это такое». (Достает сундучок с денежными знаками и монетами)
Воспитатель: «Не плачь, Буратино, мы тебе обязательно поможем разобраться».
Буратино кладет сундучок с монетами на стол. Воспитатель совместно с детьми рассматривает деньги и объясняет детям, что это такое и для чего они нужны.
Рассматривание сначала монеты.
-Это что такое?-(монеты)
-Правильно, монеты. Какая монета?-Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
А еще есть и другие деньги.
Как можно назвать эти деньги? Эти деньги называют «Банкноты»-Бумажные, прямоугольные, шуршат. Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.
Воспитатель показывает детям, какие бывают банкноты, дать детям посмотреть их, подержать
Игра «Для чего нам нужны деньги?»
Ход игры: Воспитатель бросает мяч и начинает, а дети продолжают.
Воспитатель: Итак, деньги нам нужны:
Примерные ответы детей:
для покупки продуктов питания;
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (уточнить у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
для оказания помощи бедным (уточнить, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.
Педагог опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значение денег можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций: Если мы едем на автобусе, мы платим? Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? и т.д.
Воспитатель: «Ребята, а где выдают деньги, или их находят как Буратино?»
Воспитатель: Деньги выдают людям за их труд. Они их зарабатывают, ходят каждый день на работу, которые называются «зарплатой». А вы знаете, кем работают ваши мамы и папы? (Ответы детей)
Правильно профессий очень много.
Назовите, какие вы знаете профессии? Все правильно. Молодцы, вы много знаете профессий.
Воспитатель: Ребята, а вы хоте поработать и получить зарплату?
Давайте встанем в круг и немного поработаем.
Игра «Профессии»
Если хочешь стать маляром- делай так (красят кистью,
Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)
Если ты водитель- делай так (вращают руль)
Если ты сапожник- делай так (топают ногами)
Если ты спортсмен –делай так (приседают)
Хватит в профессии играть, Пора зарплату получать. (Детям раздается зарплата. Напечатанные купюры и монетки)
Гимнастика для глаз на экране
Воспитатель : «Ребята, а как Вы думаете, что бы деньги не рассыпались и нам было удобно ими пользоваться, что нам нужно. (Дети затрудняются ответить)
Воспитатель: «Я вам подскажу, послушайте загадку»:
В нем деньги я храню,
И в магазин я с ним хожу.
Туда иду – он полный,
Обратно как идем –
Заметно друг худеет мой.
Это (кошелек).
Воспитатель показывает детям разные виды кошельков.
Воспитатель: Вот Буратино тебе кошелек, в кошельке хранят деньги(убирают деньги в кошелек)
Буратино: «Вот спасибо, ребята я много узнал и обязательно поделюсь своими знаниями со сказочными героями».
«До свиданья ,детвора !»
Рефлексия
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?
Ответы детей (о деньгах).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие бывают деньги?
Ответы детей (монеты, бумажные купюры). В конце занятия дети раскрашивают кошелек.
Предварительный просмотр:
Сюжетно – ролевая игра «Магазин» .Младшая группа
Цель: расширить знания дошкольников по финансовой грамотности; раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта». Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности.
Организуя сюжетно – ролевую игру «Магазин» с детьми 3-4 лет, я столкнулись с тем, что дети не знают, сколько может стоить тот или иной товар. Они могли продать морковку за пять тысяч рублей и автомобиль за десять рублей. Переубеждать детей было бессмысленно и я решила, что его нужно познакомить с денежными купюрами и со стоимостью товара в магазине. На сегодняшний день в дошкольном воспитании практически нет методических разработок по данной теме. В связи с этим можно считать, что эта тема на сегодняшний день актуальна. Я хочу представить свое видение содержание работы по формированию первоначальных основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Так как наши дети еще незнакомы с цифрами, нами был придуман способ измерять стоимость денег по окраске купюр. Совместно с детьми были изготовлены денежные купюры разного номинала: монеты в виде кружков, банкноты разного цвета; от самых маленьких по номиналу - это банкноты коричневого цвета, до самых крупных – это банкноты красного цвета (мы постарались, чтобы цвет банкнот совпадал с банкнотами казначейства).
Следующим этапом нашей работы была беседа о профессиях и о том, что каждый труд оплачиваем.
Знакомство с профессиями мы проводили по следующей схеме:
1. Назови профессию (Кто продает в магазине?
2.Место работы. (Где работает?)
3. Материал (инструменты), которые используются в процессе труда. (Что нужно продавцу)
4. Трудовые действия (показ, наблюдение за трудом; сделана покупка).
5.Значимость и необходимость труда.
Используя интернет ресурсы, мы посмотрели мультфильмы о том, как оплачивались товары до появления денег; проследили историю появления денег и беседовали, что же такое деньги.
Совместно с детьми мы пришли выводу, что деньги – это неотъемлемая часть нашей жизни. Они являются воплощением труда людей и появились именно тогда, когда в них возникла неотложная потребность. С тех пор деньги играют важную роль в жизни каждого человека.
В результате совместной деятельности ребенка и родителей в планировании семейного бюджета дети узнали, что бюджет семьи состоит из всех ее доходов и расходов. Доходы – это зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, если они живут совместно, стипендия старших братьев или сестер. Расходы - это денежные средства, затраченные на содержание семьи. В статье расходов нужно перечислить все, за что надо заплатить в течение месяца: квартплата и услуги, питание, проезд, кружки для детей, развлечения. В планируемые расходы так же включаются и сбережения на будущее.
Сюжетно - ролевая игра «Магазин»
Покупатель
Перечисляет кассиру, что они хотят купить и сколько, расплачивается «деньгами», получает чек от кассира, по чеку получает товар.
Продавец
Выдает товар по чеку, сверят по чеку количество товаров, внимателен к покупателям.
Кассир
Спрашивает у покупателя, что он хочет купить и сколько, пробивает чек (рисует на чеке соответствующее количество палочек), выдает чек, сдает сдачу.
Планируем продолжить работу по формированию первоначальных основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте, знакомя детей с цифрами, денежные купюры будут дополняться цифровым номиналом.
У детей уже в дошкольном возрасте возникает интерес ко всему новому, в том числе и к деньгам. Грамотное знакомство с деньгами – это первые шаги в формировании правильной финансовой грамотности детей, которое ведет к формированию правильного финансового поведения.
Предварительный просмотр:
Игра по финансовой грамотности во второй младшей группе «Помоги Мухе - Цокотухе».
Цель: формирование элементарных представлений о финансовой грамотности через игровую деятельность
Задачи:
Образовательные: формировать элементарные представления о понятии монета, деньги, продавец, покупки, магазин.
-помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
-способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;
Развивающие: развивать зрительную память, мелкую моторику, смекалку , трудолюбие.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к деньгам, доброжелательное отношение друг к другу.
Воспитатель: (обращает внимание на жужжание) В группу залетает Муха-Цокотуха.
М. Ц.: Я Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо. Пришла я к вам не просто, я хочу позвать вас ко мне на день рождения, на дороге я денежку нашла, и сейчас я пойду на базар и куплю там самовар. Буду ждать вас друзья, опаздывать ко мне нельзя.
(Муха улетает.)
Проблемная ситуация
Воспитатель: Ребята! Нас пригласили на День Рождения, что нам нужно?
Дети: подарки.
Воспитатель: А где мы их возьмём?
Дети: В магазине.
Воспитатель: Ребята, нам нужны деньги, их нужно заработать. Деньги бывают металлические – монетки и бумажные – купюры (показывает картинки)
Воспитатель: У меня нет денег. А у вас есть?
Дети: нет.
Воспитатель: Мы можем их заработать, так же, как зарабатывают их родители.
Будем выполнить задания, за которые будем получать монеты, на них мы и купим подарки для Мухи-Цокотухи. Ребята, скажите, а что такое деньги?
Дети: Деньги - это средство оплаты товара или какой-нибудь необходимой нам услуги.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, для чего нам нужны деньги?
Деньги нам нужны:
для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков и одежды.
Если мы едим на автобусе, мы платим?
Если мы захотели кушать и пошли в магазин, нужно расплатиться деньгами?
Молодцы! Нам надо размять свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»
1, 2, 3, 4, 5 – будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы) 1 и 2 – оплатим дом (отгибаем от мизинца) Дом, в котором мы живем. 3 монетка – одежду купить, На 4 монетку – купим есть и пить, Ну а 5 пока спрячем на донышке кошелька.
Воспитатель: Первое задание, поработаете и получите денежки, за работу. ( Выходят четверо детей и выполняют задание).
Игра «Сортировка»
Кубики, машинки, лопатки, ведёрки, мечи, пирамидки расположены на подносе, в них спрятаны монеты и бумажные деньги. (Детям нужно найти деньги, среди предметов).
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Собрали все денежки. А теперь давайте немножко подвигаемся.
Физкультминутка «Покупаем продукты»
Сумку в руки мы берем (наклоняются и берут воображаемую сумку)
В магазин с тобой идем (шагают на месте)
В магазине же на полках (поднимают руки вверх)
Не шарфы и не футболки (вертят головой)
Вкусно пахнет здесь всегда (дыхательное упражнение)
В доме вкусная еда («дом» над головой)
Второе задание: Д\И Разложи монетке по кошелькам ( кошельки из цветной бумаги, красная, синяя, жёлтая. Монетки круглые- Блоки Дьенеша).
На столе лежат три кошелька и разноцветные монеты. Ваша задача разложить все монетки в нужные кошелечки.
Воспитатель: Ребята вы такие молодцы! Вы справились с заданием, и за это, вы получаете денежки.
Воспитатель: Денежки мы заработали, можно идти в магазин за подарками.
С/р игра «Магазин»
Воспитатель: Дети, как называется человек, который продает в магазине?
Дети: Продавец!
Воспитатель: Ребята, когда мы приходим в магазин, то сначала выбираем, что хотим купить, потом приготавливаем деньги и только потом продавец нам дает товар.
Воспитатель: ( встаёт за прилавок и одевает фартук). Я продавец, а магазин у меня называется «Подарки» .Вам нужны подарками?
Дети: Да, для Мухи-Цокотухи.
Воспитатель: Тогда давайте менять деньги на подарки, вы мне деньги, а я вам подарок.
(Дети обменивают у продавца деньги на подарки и отправляется к Мухе -Цокотухе на День Рождения)
Воспитатель: Время подходит, нам нужно идти к Мухе-Цокотухе.
Дети вместе с воспитателем приходят в уголок на кухню, где их ждет Муха-Цокотуха
Воспитатель: Муха-Цокотуха, мы тебя поздравляем с Днём Рождения! Ребята, давайте дружно поздравим Муху-Цокотуху.
Дети водят хоровод «Каравай», дарят подарки и говорят пожелания.
М-Ц: Спасибо большое вам, за поздравления и подарки. А теперь давайте все пить чай с угощением.
Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»
Воспитатель: Нужно прощаться и возвращаться в нашу группу. (Дети прощаются и уходят).
Ребята, понравилось зарабатывать деньги?
Какие бывают деньги?
Как вы их зарабатывали?
На что их можно потратить?
Воспитатель: Вы большие молодцы! Сегодня вы узнали, что нужно трудиться, и тогда заработаешь деньги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по финансовой грамотности на тему "Цифроежка" в средней группе
Финансовая грамотность в средней группе....
Конспект занятия по финансовой грамотности. Тема: «Почему взрослые работают?» (старшая группа)
Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.Закреплять понимание экономических категорий «потребн...
Игра по финансовой грамотности "Знакомство малышей с деньгами" (средняя группа)
Содействовать финансовому просвещению детей дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности....
Конспект занятия по финансовой грамотности на тему: «Как деньги попадают к нам в дом» (виды доходов).
Создание условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего возраста....
Конспект занятия по финансовой грамотности "Знакомство с деньгами"
Данное занятие помогает раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота»....
Конспект занятия по финансовой грамотности «Знакомство с монеткой» для детей раннего возраста группы .
муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №71»Энгельсского муниципального района Саратовской области СОГЛАСОВАННО:...
Конспект занятия по финансовой грамотности "День рождение куклы Василисы" (старшая группа)
Открытое занятие по финансовой грамотности...