Патриотический проект
проект (старшая группа)
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_11.docx | 41.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «ЦРР «Дубравушка»-детский сад №31»
Проект «Создание мини-музея в детском сада как условие обогащения представлений о Великой Отечественной войне»
Составила:
воспитатель
Сафонова Н.В.
Железногорск 2021
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Срок реализации проекта
с января 2020 по май 2020 г.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители детей старшего дошкольного возраста.
Проблема проекта:
Отсутствие у детей знаний о ВОВ
Отсутствие знаний о военной истории своей семьи
Актуальность: Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать историю своих предков, их культуру.
Цель проекта: Создание условий для обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о Великой отечественной войне посредством создания в детском сада мини-музея. Формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне.
Задачи:
1. Обобщать и расширять знания детей о событиях военных лет, земляках - героях войны и их подвигах.
2. Познакомить детей с военными предметами, военной техникой, разными родами войск и наградами.
3. Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.
4. Познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее.
5. Способствовать расширению кругозора дошкольников, предоставить возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.
6. Предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения.
7. Продолжать развивать творческие способности детей в рамках реализации проекта.
8. Продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников.
Достоинства мини-музея:
1.Занимает небольшое пространство;
2.Нет ограничений во времени;
3.Интерактивен;
4.Совместное участие детей и родителей.
Организация работы над проектом.
Деятельность педагога
- Подбор методической литературы по музейной педагогике.
- Подборка пословиц и поговорок о героизме, героях, Родине, мире.
- Подборка художественной литературы для чтения о ВОВ.
- Подбор места для создания мини – музея в ДОУ.
- Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Предметы и атрибуты военного времени».
- Подборка иллюстраций о Великой Отечественной войне.
- Подбор песен военно-патриотической тематики.
- Подбор экспонатов в мини – музей.
2.Деятельность детей.
Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
- Самостоятельная и совместная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
- Заучивание пословиц и поговорок о храбрости, чести, долге, солдатской службе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
- Исполнение сюжетно-ролевых игр, постановок.
- Деятельность родителей.
- Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе детского сада
- Изготовление альбома памяти «Они сражались за Родину», рисование с детьми сюжетов на военную тему.
- Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
Предполагаемый результат:
- Создание в отдельном общедоступном помещении ДОУ мини – музея посвященного ВОВ с разновидностями экспонатов, в том числе экспонатов, выполненными детьми.
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом.
- Умение устанавливать причинно – следственные связи между событиями.
- Расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о событиях ВОВ, её героях, боевых действиях, снаряжении солдат, цены Победы.
- Совместная творческая деятельность детей и родителей
-Повышение нравственно – патриотических чувств у детей и их родителей.
-Расширение кругозора, знаний детей
-Развитие интереса к музеям.
Продукт проектной деятельности:
- Мини – музей «Я помню и горжусь!» с различными экспонатами на военную тему (фигурки солдат разных времён, модели военных машин, элементы военной, военные предметы, медали, поделки и рисунки детей).
- Мини - библиотека с произведениями о Великой Отечественной Войне.
- Выставка детских рисунков «Славный праздник - День Победы!».
Формы работы:
∙ Рассматривание орденов и медалей.
∙ Чтение художественной литературы.
∙ Образовательные ситуации по познавательному развитию, изодеятельности, развитию речи, физическому воспитанию.
∙ Экскурсия в городской краеведческий музей.
∙ Посещение памятников и мемориалов.
∙ Разучивание песен и стихов о ВОВ.
∙ Участие детей и родителей в параде Победы в составе «Бессмертного полка».
∙ Сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры.
∙ Эксперименты
План проекта
Январь
Первый этап, подготовительный и практический.
На этом этапе мы выбрали название мини-музея, определили место размещения мини-музея, планирование экспозиций, дизайн оформления, подбор экспонатов, формы работы с экспозициями мини-музеев, разработали тематическое планирование экскурсий мини-музея и музейных экспозиций.
Февраль
Начало проекта «Что такое подвиг?»
1. Мониторинг.
2. Опрос детей и родителей.
3. Беседы о ВОВ: «Что такое музей?», «Какие бывают музеи?», «Наша Армия родная», «В нашей семье есть герой».
4. Чтение худ. литературы: Абдулкан Игебаев «День Победы»,Т.Белозеров «День Победы»,Т.Петухова «Прабабушка»,А.Мохарев «У дедушки».
5.Дидактические игры: «Дедушкина медаль». Собери медаль из частей и назови её. Найди одинаковые «Города – герои» и расскажи о них. Отыщи животных – героев и назови их
6. Образовательные ситуации «Мой папа служил в армии», «Будем в армии служить» и др.
7. Оформление фотовыставки «Наша армия»,
Март
Этап «Мы-поисковики»:
1. Беседы «Женская доля во время войны».
2. Работа альбомом «Предметы и атрибуты военного времени».
3. Заучивание с детьми пословиц и поговорок о мире, героизме, подвиге.
4. Выступление родителей и детей экскурсоводов мини-музея с рассказами о подвигах своих прадедов перед детьми детского сада.
5. Образовательные ситуации на тему: Знакомство с творчеством художников военных лет. Рассматривание репродукций картин: Н.Кривоногов «Победа», Л.П. и С.П.Ткачевы «Май 45-го года», А.И.Лактионов «Письмо с фронта», Г.М. Коржев «Опаленные огнем войны»:
6. Чтение художественной литературы о ВОВ: С.Я.Маршак «Мальчик из села Поповки», Л. А. Кассиль «Твои защитники», «Солдатская медаль»
7. Оформление выставки рисунков «Военные годы»
Апрель
1.Создание мини-музея: «Я помню и горжусь!»
2. Беседы «Война – это страшно», «Что такое героизм»,«Памятные места родного города»
3. Посещение памятников, мемориалов в городе.
4. Слушание музыкальных произведений: «Священная война», «День Победы», «Катюша».
5. Сюжетно-ролевые игры: «Мы - военные», «Моряки», «Военный госпиталь»
6. Образовательные ситуации на тему: «Почему армия всем родная», «Мы гордимся нашей армией».
7. Создание альбома «Они сражались за Родину».
Май
1.Сюжетно-ролевые игры: «Наша армия» «Пограничники».
2. Беседа «Как в нашей семье мы храним память о погибших». Рассказ воспитателя об акции «Бессмертный полк».
3.Проведение праздника «День Победы» с приглашением участников ВОВ, детей войны.
4.Чтение худ. литературы: В.Орлов «Брат мой в армию идёт», А. Митяев «Почему армия всем родная», «Рассказы о войне».
5.П/игры: «Сложи звезду из рук и ног», «Меткие стрелки», «Перевяжи раненого», «Чей отряд быстрее посадит самолеты», «Парашюты».
6.Выставка рисунков «Мирный май».
7.Коллективная работа «Мир, май, труд!»
8.Подготовка и участие в параде Победы, прохождение в колонне «Бессмертного полка».
Работа с родителями
Оформление родительских уголков.
Консультации для родителей «Познакомьте детей с героическим прошлым России».
Сбор информации о ветеранах ВОВ, тружениках тыла, участников событий ВОВ – родственниках воспитанников группы для участия во Всероссийской акции «Бессмертный полк».
Рекомендации родителям для домашнего чтения: Л.Кассиль «Мои защитники», А. Барто «На заставе», С. Я. Маршак «Пограничники».
Результаты проекта
Дети:
- повысили уровень знаний об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны;
- познакомились с определением и понятием «музей»;
- получили представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ;
- познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;
- расширили словарный запас на тему «9 Мая – День Победы»;
- получили представление об истории памятных мест родного города;
- приобрели навык уважения к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ;
Педагоги:
- Приобрели проектную деятельность;
- Повысили профессиональный уровень;
Заключение
Мини-музей позволяет расширить кругозор дошкольников, сформировать проектно-исследовательские умения и навыки, организовать развивающую среду детского сада наиболее функциональным образом для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста исторических событий. Музей сближает детей с родителями, укрепляет семьи. Музей создает условия для творческой самореализации каждого воспитанника.
Литература
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников Н.В. Алешина - М.: ЦГЛ, 2005. – 256с.
2. Алексеев Ю. А., Зуев М. Н., Ковалев В. Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия Ю. А Алексеев – М.: «Триада-фарм», 2002. – 68с.
3. Александрова Е.Ю.и др Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий Е. Ю. Александрова – Волгоград: Учитель, 2007. - 203с.
4. Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5 – 7 лет М.Б.Зацепина – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112с.
5. Кириллина М., Мельчина Л. Патриотическое воспитание Дошкольное воспитание - 2005. - № 1 -. С. 5 – 9.
6. Кириллина М., Мельчина Л. Патриотическое воспитание Дошкольное воспитание - 2005 - № 5. - С. 20 - 25.
7. Л.А. Парамонова Комплексные занятия в старшей группе 2010г.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Надо ли говорить с ребенком старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне?»
Уважаемые родители! Просим Вас высказать свою точку зрения:
(Вы можете дать один или более ответов, нужное подчеркнуть)
1. Надо ли с дошкольниками говорить о войне?
- да
- нет
- 23 февраля, 9 мая достаточно
2. Что важнее:
- рассказать о лишениях во время войны,
- рассказать о героизме
- рассказать о Победе
- другое _________________________________________________________________
3. Надо ли рассказывать дошкольнику обо всех ужасах войны, лишениях, потерях?
- да
- нет
- да, но доступным для ребенка языком
4. Можно ли ребенку смотреть взрослые фильмы о Великой Отечественной войне?
- да
- нет
- некоторые, например______________________________________________
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Отмечаете ли Вы дома День Победы как семейный праздник? Вспоминаете ли своих членов семьи участников ВОВ? Поздравляете ли ветеранов?
- да
- нет
6. Читаете ли ребенку книги о ВОВ?
- да
- нет
- ему не интересно, мне не интересно
- у нас нет книг на эту тему
7. Знаете ли Вы, что в этом возрасте можно рассказывать ребенку о ВОВ?
- да
- нет
8. Нужна ли Вам помощь детского сада в данном вопросе?
- да
- нет
В нашем детском саду Я помню, я горжусь!», посвященный 7-летию Великой Победы, который поможет нам, педагогам и вам, родителям, выработать единую воспитательную стратегию, направленную на формирование знаний и представлений у детей о героическом прошлом своих прадедов, участников ВОВ. А вы хотите принять участие в проекте «Я помню, я горжусь!»?
- да
- нет
Спасибо за внимание и ваше активное участие в жизни ДОУ.
Будьте добры, представьтесь
Блиц-опрос детей (мониторинг)
«Что ты знаешь о Дне Победы?»
Цель: выявить объём знаний дошкольников о Великой Отечественной войне, их полноту, прочность.
Вопросы:
1.Какой праздник отмечаем мы 9 мая?
2. Рассказывали тебе родители про этот праздник?
3. С кем воевали наши солдаты?
4. Твой прадедушка (прабабушка) были на войне?
5. Кто такой ветеран? Обратил ли ты внимание на то, что у ветеранов много наград?
6. Какую военную технику ты знаешь?
7. Смотрел ли ты по телевизору парад? Что тебе больше всего понравилось?
8. Принимал ты участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы?
9. Ты хочешь больше узнать о событиях Великой Отечественной войны?
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Полученные баллы суммируются, по количеству которых определяется уровень.
9-7 баллов - высокий уровень
6-4 баллов — средний уровень
3-0 баллов — низкий уровень
Анкета для родителей
Цель: изучение отношения родителей
к необходимости патриотического воспитания в дошкольном учреждении.
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
а) любовь к Родине, уважать и почитать ее традиции;
б) знание истории своей страны;
в) готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины;
г) любовь к семье, обществу, своей стране.
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
а) да;
б) нет.
3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
а) педагоги;
б) родители;
в) педагоги и родители.
4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
а) да;
б) нет.
5. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно- патриотический проект "Это все мое, родное!.."
Знакомство детей с родным краем, достопримечательностями...
Нравственно - патриотический проект средней группы "Мой город"
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и бл...
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ГЕРОИ НАШЕЙ СЕМЬИ» для детей старшей и подготовительной к школе группы. ...
Творческо-патриотический проект "Наша Победа"
Одно из главных событий в истории России - Победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Возможной она стала в первую очередь благодаря высокому чувству патриотизма, которое ...
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ МИНИ-МУЗЕЙ «ЭСТАФЕТА ПАМЯТИ» Для детей старших и подготовительной к школе группы.
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТМИНИ-МУЗЕЙ«ЭСТАФЕТА ПАМЯТИ»Для детей старших и подготовительной к школе группы. Автор:Алексеева И.П. – воспитатель первой квалификационной...
Патриотический проект
Паспорт педагогического проекта...
Патриотический проект "Город Пермь - мой любимый город" для детей старшего дошкольного возраста
Данный проект предназначен для педагогов дошкольных учреждений, которые работают с детьми по патриотическому вопитанию...