Патриотический проект "Город Пермь - мой любимый город" для детей старшего дошкольного возраста
материал (подготовительная группа) по теме
Данный проект предназначен для педагогов дошкольных учреждений, которые работают с детьми по патриотическому вопитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskiy_proekt_gorod_pem_-_moy_lyubimyy_gorod.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ГОРОД ПЕРМЬ – МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»
для детей старшего дошкольного возраста
МДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад № 161»
города Перми
Разработали: Флавьянова Е.С.
педагог I квалификационной категории
Маркова С.Ю.
психолог II квалификационной категории
Проект: долгосрочный, групповой, творчески – поисковый.
Сроки реализации: 2010 -2011 и 2011 – 2012 учебные годы
Актуальность проекта:
В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения, потому что формирование отношения к своей стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания.
Все понимают: человек, не любящий Отечество, не многого стоит. Но все понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи, петь песни и правильно писать, чем научить его любить Родину. А чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Именно с любви к « малой Родине» начинается любовь ко всему миру. Дошкольник прежде всего должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей « малой Родины», потом – гражданином России и только потом жителем планеты Земля.
Ребенку необходимо помочь узнать как можно больше о своей семье и доме, о том месте, где он родился, где живут его близкие; познакомить с историей, природой, культурой родного края, воспитать потребность и желание участвовать в делах на благо людей и природы «малой Родины»
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование у детей дошкольного возраста нравственных ценностей.
Задачи проекта:
- Дать детям знания о родном городе: история, символика, достопримечательности, культурные и промышленные объекты, экологическая ситуация в городе.
- Познакомить детей с историей Мотовилихинского района: улицами, достопримечательностями, природой
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город
- Познакомить детей с рекой Камой, ее расположением на карте, уникальностью
- Дать знания о флоре и фауне, полезных ископаемых Пермского края
- Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде
- Познакомить с городами и историческими центрами Пермского края
- Дать знания о народах и народных промыслах родного края
- Познакомить с творчеством Пермских писателей и поэтов
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться своей «малой Родиной»
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды
Ресурсное обеспечение:
- Открытки, буклеты, фотографии о родном городе, крае
- Фотографии улиц родного города
- Альбомы с видами улиц, на которых находятся знакомые всем здания, архитектурные ансамбли, памятники, театры, музеи
- Слайды, фильмы о памятных местах « малой Родины»
- Художественные произведения и литературные материалы
- Книги пермских писателей и поэтов
- Картины и иллюстрации пермских художников
- Дидактические игры
- Картотека народов и народных промыслов Пермского края
Участники проекта:
- Воспитатель
- Дети старшей и подготовительной групп
- Родители воспитанников
Гипотеза:
Проживая в городе Перми, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало о них знаем.
В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, которые известны всей России. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, природе и животном мире, народах и промыслах; будут знать имена тех, кто основал и прославил город и край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Ожидаемые результаты:
- Дети должны знать и называть свой город, край, район, близлежащие улицы; достопримечательности города, Пермского края; флору и фауну
- У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым
Диагностика знаний детей о родном городе
(старшая группа)
- Как называется наш город? (Пермь)
3 балла - дает полный развернутый ответ.
0 баллов – затрудняется ответить или не правильно называет название города.
2. Назови свой домашний адрес?
3 балла – полный ответ (названы: город, улица, номер дома и номер
квартиры.)
2 балла – неполный ответ (названы: город, улица, но не названы номера
дома и квартиры или не назван город или улица)
0 баллов – затрудняется ответить или неправильно называет свой адрес.
3. Какие улицы ты еще знаешь?
3 балла – называет 4 и более улиц города.
2 балла – называет 2-3 улицы города.
1 балл – называет 1 улицу города.
0 баллов – не называет ни одной улицы
4. Что изображено на гербе города Перми? (медведь). Найди герб города
Перми среди гербов других городов.
3 балла – правильно дает ответ, находит нужный герб среди остальных
2 балла – не может назвать, что изображено, но среди других гербов
находит правильно, называет правильно, но показать не может
0 баллов – затрудняется с ответом или неправильно называет и показывает.
5. Назови главную реку нашего города? (Кама)
3 балла – дает полный развернутый ответ.
0 баллов – затрудняется ответить или не правильно называет название
реки.
6. Назови достопримечательности города Перми и расскажи о них.
3 балла – называет 4 и более достопримечательностей и дает полный рассказ
о них.
2 балла – называет 2 – 3 достопримечательности и дает рассказ о них или
называет 4 и более достопримечательностей, но не может
рассказать о них.
1 балл – называет 1 достопримечательность и рассказывает о ней или
называет 2-3, но не может о них рассказать.
0 баллов – не дает ответа
7. Какие вокзалы есть в нашем городе? Расскажи о них (четыре вокзала)
3 балла – называет 4 и более вокзалов и рассказывает о них.
2 балла - называет 2-3 вокзала и рассказывает о них или все вокзала, не
рассказывает о них.
1 балл – называет 1 вокзал и рассказывает о нем или 2-3 вокзала, но не
рассказывает о них.
0 баллов – не дает ответа.
8. Назови театры города Перми и расскажи о них?
3 балла – называет 4 и более театров и рассказывает о них.
2 балла – называет 2-3 театра и рассказывает о них или называет 4 и более
театров, но не может о них рассказать.
1 балл – называет 1 театр и рассказывает о нем или 2-3 театра без рассказа
0 баллов – не дает ответа
Высокий уровень – 20 – 24 балла
Средний уровень - 12 – 19 баллов
Низкий уровень - ниже 12 баллов
Картотека дидактических игр
- « Мой город»
Цель: закрепить знания детей о родном городе, достопримечательностях, любимых для отдыха местах
- «Кто быстрее доберется до реки?» (до вокзала, дойдет до библиотеки, до школы, театра…)
Цель: закрепить умение детей ориентироваться на местности, правильно выбирать маршрут до нужного места, развивать память, внимание.
- «Достопримечательности родного города»
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города Перми; развивать внимание, память, связную речь.
- «Парные картинки»
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города, умение подбирать правильно пару к своей картинке. (составление картинки из нескольких частей по типу пазлов)
- «Чтобы было, если все улицы будут без названия»
Цель: закрепить знания детей о том, что у каждой улицы должно быть название; закрепить знания детей о том, на какой улице они живут; развивать внимание; память.
- «Кто лишний»
Цель: учить детей находить предметы и здания, которые относятся к достопримечательностям города Перми, объекты растительного и животного мира, находить лишний предмет; развивать связную речь, мышление, память.
- « Собери картинку»
Цель: закрепить умение собирать картинку из нескольких частей (с изображением достопримечательностей города); развивать мышление; внимание; память.
- «Помоги Степашке попасть в театр»
Цель: : закрепить умение детей ориентироваться на местности, правильно выбирать маршрут до нужного места, развивать память, внимание; развивать связную речь.
- «Заселим реку Каму»
Цель: закрепить знания детей о животном мире Пермского края ( в данном случае – рыб); развивать мышление, память, связную речь.
- Лото « Мой любимый город»
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города, памятных местах, местах отдыха, любимых улицах; формировать умение работать в команде; развивать связную речь, память, мышление, внимание.
Конспект беседы « Ворота нашего города»
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с историей родного города
- Воспитывать любовь к малой родине, желание узнать о ней еще больше
- Конкретизировать знания детей о «воротах» города (железнодорожный вокзал; Пермь II)
- Формировать связную речь, умение высказываться полными предложениями.
Предварительная работа: беседа о родном городе, его достопримечательностях; экскурсия на речной вокзал; рассматривание фотографий с изображением железнодорожного вокзала; рассматривание альбома «Водный транспорт. Его прошлое и настоящее»; чтение отрывков из книги «Тайны полноводной Камы» О.Селянина; чтение и заучивание стихов «Рождение Камы» В.Ширшова, «Зореют зори алые над Камой» Е. Трутневой; рассматривание иллюстраций, открыток, буклетов о родном крае, городе, его прошлом; чтение отрывков из книги «Азбука нашей жизни» Е. Пермяка.
Материал к занятию: макет «паровоза времени», открытки и фотографии с изображением старой и современной Перми, музыкальное сопровождение – запись песни « Песня о Перми» (слова Радкевича, муз. Камского)
Ход занятия:
Звучит «Песня о Перми», дети с воспитателем слушают.
Воспитатель: Ребята, прозвучала песня о нашем городе, о родной Перми. Ее написали наши земляки: поэт Радкевич, композитор Камский. А что значит слово «земляки»? (ответы детей: они с нами живут в Перми, родились на Урале и т.д.)
Воспитатель: Правильно, земляками зовут тех, кто живет в одном городе, селе или в одной деревне, то есть на одной земле. Авторы этой песни – наши земляки. Как еще можно назвать наших земляков и нас с вами, если мы все живем в Перми? (Пермяками). А как вы думаете, почему наши земляки - поэт и композитор написали такую красивую песню? Да, они очень любят свой город, да и как его не любить! Он стоит на берегу красавицы Камы, в нем много красивых парков и скверов, а такие красивые здания есть только в нашей Перми! Сейчас мы с вами подойдем к одному из таких зданий (дети подходят к фотографии железнодорожного вокзала.) Как оно называется? Конечно же, это Пермь II, а еще можно сказать, что это «ворота нашего города». Почему так говорят? (ответы детей: на вокзал приезжают из других городов; знакомство с городом начинается с вокзала; гости как бы открывают ворота и смотрят на Пермь, знакомятся с ним)
Воспитатель: Посмотрите, какое красивое современное здание из стекла и бетона. На самом видном месте – часы. Как вы думаете, для чего на вокзале часы? (чтобы не опоздать на поезд, электричку). Вы, наверное, уже не раз отправлялись с нашего вокзала кто куда; расскажите о своей поездке (с кем, куда, к кому ездили, какие станции проезжали. Рассказы детей.)
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отправиться с железнодорожного вокзала в необычное путешествие, в прошлое нашего города. А поедем мы на необычном поезде, а вернее на «паровозе времени» (вносится макет паровоза, ребята стоят друг за другом, берутся за ручки с внутренней стороны макета и начинают движение)
Воспитатель: За окнами нашего паровоза быстро проносятся дома, наши уральские леса, поля, горы и реки… и вот мы с вами подъезжаем к вокзалу какого – то города (дети останавливаются около картин старого вокзала)
Воспитатель: Да ведь это наша Пермь и наш вокзал, только много лет назад. Тогда и наш город называли по-другому – Молотов. Посмотрите внимательно, чем отличается старое здание от современного, а чем похоже на него? Что общего есть у старого и современного вокзала? (ответы детей)
Воспитатель: Обратите внимание, ребята, какой вокзал красивый. Как вы уже сказали его украшали башенки со шпилем, а вдоль лестницы и перед входом – большие вазы с цветами и памятник, который как бы встречает тех, кто приезжает в город. С этого вокзала во время войны на защиту Родины ушло пять бронепоездов, они были построены нашими земляками. Вы знаете, что такое «бронепоезд» (ответы детей). Команды этих бронепоездов героически сражались и помогли разгромить наших врагов. Мы с вами должны помнить об этом и гордиться своими земляками. А как мы с вами и наши земляки можем выразить благодарность тем, кто защищал нашу родину и погиб? (мы помним их имена, приносим к памятникам цветы, поем про героев песни и учим стихи)
А еще мы вместе со всей Россией отмечаем день памяти павшим в войне.)
Воспитатель: Вот мы и побывали на старом вокзале. Кто запомнил, как назывался наш город раньше? (дети называют).
Пора нам возвращаться в наше настоящее. Закройте глаза, скажите тихо: «Город мой, город твой, город наш». Открывайте глаза. Что мы видим? (на мольберте – картина речного вокзала). Правильно, мы оказались на речном вокзале. Как он еще называется? (Пермь I)
Воспитатель читает:
Я как будто впервые по сходням
С теплохода на берег сошел.
Прохожу вдоль бетонных причалов,
Светлым камским простором дыша.
Кама, Кама – Перми всей начало,
Ты ее красота и душа.
Воспитатель: Действительно, ребята, какой у нас красивый речной вокзал с бетонным причалом, набережная с красивым зеленым сквером. Почему этот вокзал называется речным? (ответы детей). А можно ли его назвать «воротами» нашего города? (ответы детей).
Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается старый вокзал от современного здания. (ответы детей)
Воспитатель: Как много отличий мы увидели. Какой вокзал вам нравится больше: современный или старый. Почему? А кто же сделал его таким красивым и удобным? Да, наши с вами земляки, кто думал о нас, заботился, хотел, чтобы не только пермяки, но и гости города могли любоваться красавицей Камой, прокатиться на быстроходном лайнере по реке и запомнить наш город навсегда, полюбить его. Мы с вами любим ходить на набережную Камы и все пермяки считают это место самым красивым в городе. Не в каждом городе есть такая широкая полноводная красавица река, как наша Кама.
Воспитатель: Закройте глаза, скажите тихо знакомые слова: «Город мой, город твой, город наш» (воспитатель убирает мольберт). Вот мы и вернулись к себе в группу. В каких же местах родной Перми мы побывали? Чтобы вы еще хотели узнать о вокзалах?
А есть ли в Перми еще какие-нибудь «ворота», кроме железнодорожных и речных»? Конечно же есть, это воздушные и автомобильные «ворота» нашего города. О них мы поговорим в следующий раз.
Воспитатель: Наш город самый красивый, самый лучший, любимый, самый неповторимый для нас с вами, для всех пермяков. Права я или нет? В одном из стихотворений у журавля, который облетел много земель, спросили: «…Где же лучшая земля? Отвечал он пролетая: лучше нет родного края!»
Мы с вами можем так сказать про свой край? Почему? Как тепло, с любовью вы говорите о своем городе. Дома спросите у своих близких за что они любят свой родной город и потом расскажете нам. А потом мы нарисуем то, что нам понравилось.
Информация для родителей: Дорогие мамы и папы! Расскажите детям о любимых уголках Перми. О том, за что вы любите то или иное место города, почему оно так вам дорого и памятно. Спасибо вам за ту радость, которую вы доставите своему ребенку общением с ним, за формирование начал патриотизма у вашего сына или дочери.
Конспект занятия «Пермский край – моя малая родина»
Программное содержание:
- Закреплять знания детей и природных богатствах Урала
- Развивать фонематический слух, навык чтения слов
- Развивать логическое мышление
Предварительная работа: Беседа о природных богатствах Урала, о культурных традициях края. Чтение сказов П.П. Бажова. Разучивание хоровода «На родной уральской стороне выросла рябинка на горе»
Материал к занятию: Картинки со «спрятанными» буквами; бусины-кружочки, вырезанные из зеленой бумаги; малахитовая шкатулка; буквы, написанные на листах бумаги; предметные картинки с изображение ивы, радуги, аиста, дома, ниток, озера; вырезанные из бумаги ящерицы с написанными на обороте словами «солнце», «радуга», « река» и т.д.; картинки с изображением гор разной высоты и написанными на них словами пословицы «На чужой стороне и весна не красна»; лист ватмана; кисточки, краски, баночки с водой; костюм Хозяйки медной горы. Аудиозаписи: отрывок из сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка»; звуки природы.
Ход занятия:
Воспитатель: (выставляет картинки со спрятанными буквами)
Ребята, внимательно посмотрите на эту картинки. В них спрятались
какие-то буквы. Найдите их и составьте из них слово.
Дети находят в изображениях букву У ( уши зайца), Р (ромашка),
А (крыша дома), Л (гора).
Воспитатель: Давайте из этих букв составим слово. Что у нас
получилось? Правильно, УРАЛ!
Так называется наш родной край. Сегодня мы о нем и побеседуем. С
творчеством какого уральского писателя вы недавно познакомились? (с
творчеством Павла Петровича Бажова). Какие сказы Павла Бажова вы
помните? (ответы детей).
Послушайте отрывок и попытайтесь определить, из какого он
сказа. (включает аудиозапись):
«Глядит парень, а перед ним на грудке руды женщина какая-то сидит. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые позванивают, будто листовая медь. А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-то, малахиту платье.
Воспитатель: Вы узнали сказ? («Медной горы хозяйка»). Правильно!
Хозяйка Медной горы сегодня у нас в гостях.
Под музыку входит Хозяйка Медной горы. Она чем-то расстроена.
Воспитатель: Здравствуй, Хозяйка! Отчего невесела?
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рассыпала я бусы свои
малахитовые, волшебные. А собрать их не просто. Чтобы это сделать,
нужно ответить на вопросы мудреные. Помогите мне, пожалуйста.
(после каждого правильного ответа детей Хозяйка прикрепляет к
мольберту «бусину» из малахитовой шкатулки)
Хозяйка: А теперь слушайте мои вопросы:
- Что издавна называли каменным поясом России? (Уральские горы)
- Чем славится земля Уральская? (полезными ископаемыми)
- На берегу какой реки были построены первые заводы, которые дали начало городу Перми? (Кама)
- Как раньше назывался город Пермь? (Молотов)
- Какое животное изображено на гербе Пермского края? (медведь)
Воспитатель: А каких еще животных, обитающих в уральских лесах, вы знаете? Давайте изобразим их с помощью движений и голоса. (дети изображают лису, зайца, медведя, лося и т.д.)
Хозяйка: Какое дерево называют символом Урала? (рябину)
Молодцы! Вы ответили на все вопросы и собрали мои малахитовые бусы. Спасибо!
Воспитатель: Предлагаю послушать звуки природы и передать свои впечатления с помощью красок.
(звучит музыка, дети выполняют коллективную работу на листе ватмана)
Хозяйка: У меня для вас есть новое задание.
На картинки посмотрите,
Звуки первые найдите.
Дети по очереди называют предметы, изображенные на картинках. Определяют первые звуки в словах и получают листы бумаги с буквами, обозначающие эти звуки.
Хозяйка: Раз, два, три, повернитесь!
Буквы в слово соберитесь!
Дети выстраиваются в ряд так, чтобы из букв, которые они держат в руках, получилось слово «Родина»
Хозяйка: Молодцы! И с этим заданием справились! А сейчас приглашаю в хоровод.
Звучит музыка. Дети вместе с Хозяйкой Медной горы водят хоровод «На родной уральской стороне выросла рябинка на горе»
Хозяйка: Хочу теперь узнать, знакома ли вам мудрость народная. Посмотрите на эти горы. Расставьте их от самой низкой до самой высокой и мы сможем прочитать пословицу.
Дети выполняют задание и читают пословицу: «На чужой стороне и весна не красна)
Как вы понимаете эту пословицу? (объяснения детей)
Хозяйка: На прощанье я подарю вам моих верных слуг – ящерок. Если хотите подружиться, прочитайте написанные на них слова. (солнце, мир, река, радость и т.п.)
Воспитатель: Дорогая Хозяйка медной горы, дети хотят прочитать тебе стихотворение Л.Татьяничевой «Гордое имя – Урал». (дети рассказывают стихотворение по цепочке)
Найдешь ли прекрасней Уральского края?
Здесь горные реки в ущельях играют,
Здесь горы в зеленых лохматых уборах,
Прозрачные воды шумят на озерах.
Здесь золотом, хлебом богата земля.
Кругом самоцветы, железо, руда.
Живут здесь умельцы - мастеровые,
Из камня цветы вырезают живые.
Слова здесь не ценят, а ценят дела,
Чтоб дружбою крепла Уральцев семья.
Здесь сказы Бажова все помнят и знают.
Рябинка листвою тихонько качает.
Любимый, Любимый, Любимый Урал!
Недаром ты гордостью Родины стал.
Хозяйка: Спасибо вам, порадовали меня сегодня. А мне пора возвращаться в свой сказ. До, свидания, до новых встреч.
Воспитатель: Наше занятие, посвященное родному Уральскому краю, подошло к концу, До новых встреч!
Конспект занятия «Путешествие по улицам родного города»
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о работниках детского сада
- Познакомить с улицами города (своего микрорайона)
- Воспитывать любовь к родному городу
- Развивать коммуникативные навыки детей, содействовать сплочению детского коллектива
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением города, беседа о том, какие улицы в микрорайоне есть, чтение стихов о Перми
Оборудование: репродукции картин, фотографии работников детского сада и улиц города, цветные и простые карандаши, альбомные листы
Ход занятия:
- Сообщение
Воспитатель показывает детям конверт.
Воспитатель: Ребята, на адрес нашего детского сада пришло письмо. Давайте его прочитаем.
Пермский край
Город Пермь
Улица Студенческая, 7
Детский сад № 161
Детям старшей группы №5
Внимание, внимание!
В городе Перми среди детей детских садов объявляется конкурс детских работ «Город мой любимейший на свете».
Расскажите о себе, о детском себе. О своем городе и верьте в вашу победу!
Вы желаете принять участие в конкурсе? (да)
2.Игра «Я люблю, когда меня называют…»
Воспитатель: давайте немного расскажем о себе. Скажите, как вы хотите, чтобы вас называли. (дети называют свои имена)
Скажите, как вас будут называть, когда вы станете взрослыми? ( Елена Сергеевна, Мария Александровна и т.д.)
3.Игра «Кто кем работает в детском саду?»
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем о своем детском саде. Возьмите по одной фотографии и назовите, кто на ней изображен и кем работает.
(дети берут фотографии со стола и рассказывают о работниках детского сада)
Молодцы! Хорошо знаете тех, кто о вас заботиться в детском саду. А знаете ли вы как называется город, в котором вы живете? (это город Пермь) А давайте вспомним и назовем улицы на которых вы живете (Студенческая, Макаренко, Тургенева, Крупская, бульвар Гагарина, Уинская, Юрша и т.д. Дети рассказывают об улице, на которой они живут. Почему она так называется. Если они затрудняются ответить, воспитатель помогает и говорит, что многие улицы названы в честь великих людей.)
4. Игра «Узнай и назови»
Воспитатель: ребята, посмотрите на фотографии. Какие достопримечательности и общественные места нашего города вам известны. Какие улицы нашего города вы знаете.
(представлены фотографии, на которых изображены: драматический театр, кукольный театр, театр оперы и балета, театр юного зрителя, планетарий, цирк, памятник Н.Г. Славянову, «Пермская ярмарка», школа, здание городской думы, железнодорожный вокзал, речной вокзал, автовокзал, аэропорт и т.д.)
5. Психогимнастика
Дети встают в круг
Воспитатель: Еще недавно были холода, да и сейчас еще мокро и неуютно, а в нашей группе всегда тепло. Я предаю тепло моего сердца, на моем лице загорается улыбка и этой улыбкой я зажигаю следующую улыбку и дарю хорошее настроение. Я крепко пожимаю руку своему соседу. Передайте свою улыбку, тепло и пожатие вашему соседу. Сожмите ваши руки, подойдите ближе друг к другу в тесный круг. Чувствуете, как стало тепло! Вы согрелись? Мы с вами стали ближе друг к другу, дружнее.
6. Рассматривание иллюстраций и фотографий.
Воспитатель: мы рассказали о том, какие улицы есть в нашем городе, почему они так называются, о достопримечательностях и любимых местах. А сейчас посмотрите на доску.
Нашему городу уже много лет. Посмотрите, каким наш город был много лет назад. --Он похож на наш современный город? (нет)
-Чем отличается старый город от современного города? (ответы детей)
- Посмотрите, ребята, на эту картину. Перед вами изображение старого железнодорожного вокзала. Похож он на современный вокзал? (не совсем, нет)
- Скажите, а в наше время есть такие паровозы? (нет)
- Город строился, разрастался и появилась необходимость в постройке нового вокзала, отвечающего требованиям современного города. Вот так выглядит наш современный железнодорожный вокзал
- Ребята, а это место вам знакомо? Правильно – это Дом советов
- А на этой фотографии – старый цирк. Посмотрите, какой он был. И какой стал
- А на этой фотографии – «Пермская ярмарка» и прекрасный парк. Давайте и мы с вами представим, что пришли в парк.
7. Психогимнастика
Напряжение. Ребята, мы с вами очутились на полянке, где играют зайчики. Зайчики встали в круг. Сжали кулачки, напрягли указательные пальчики и забил в барабаны. Как сильно зайчики стучат! Расслаблено. А теперь зайчики расслабили кулачки и пальчики, отдохнули.
8. Рисование « Город мой любимейший на свете»
Воспитатель: А теперь представьте, что вы художники. Вспомните все, о чем мы сегодня говорили и нарисуйте это на альбомных листах.
( дети рисуют под песню « Пермь – милый город мой»)
9. Подведение итогов.
Воспитатель: А теперь расскажите, что вы нарисовали.
( дети рассказывают о своих рисунках.)
За участие в конкурсе вам прислали конфеты. Все угощайтесь. Наше занятие окончено.
Конспект физкультурного досуга «Чудо дерево»
Программное содержание:
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, родной природе
- Закреплять умение ориентироваться на местности, знания осенних примет, правил поведения в лесу
- Упражнять в ходьбе и беге, прыжках
- Воспитывать выносливость, чувство коллективизма, взаимопомощи
Оборудование:
- Карта – схема маршрута
- Рюкзаки
- «волшебные листья»
- 2 ложки, 2 яйца, 2 обруча, платок, палочки по количеству детей
- Костюм Бабы Яги
Предварительная работа:
Совместное составление плана – маршрута от детского сада до парка; знакомство детей с ближайшими к детскому саду улицами, их историей; беседа с детьми о том, что бы они хотели получить в подарок; разговор об осенних приметах, правилах поведения в лесу в разное время года; заучивание стихов об Урале, городе Перми; беседа с детьми о том, что бы они хотели получить в подарок от осени.
Ход занятия:
(время проведения – осень. Парк расположен недалеко от детского сада, возле «Пермской ярмарки».)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы с вами попали! Сколько разноцветных листьев, целый ковер. Давайте соберем с вами прекрасный букет из разноцветных листьев, а потом украсим нашу группу.
( дети собирают листья, среди них находят один с самодельным текстом)
Посмотрите, ребята, какой необычный листочек мы нашли. Здесь что-то написано, давайте прочитаем.
В осеннем Пермском парке
Полным – полно чудес:
Есть спелая рябина,
И шиповник, и малина.
Ну а если потрудиться
Можно к дереву прийти
И на нем себе найти
Все, что нужно для души.
Вот хорошо бы такое дерево найти, тогда все бы наши желания исполнились. Где надо искать такое чудо – дерево? ( ответы детей - в лесу, в парке и т.д.)
Воспитатель: А чтобы не сбиться в пути, что нужно…? (ответы детей – компас, карта маршрута, рюкзаки с продуктами, проводник и т.д.)
Правильно, схема маршрута, а еще рюкзаки с продуктами, проводник.
Воспитатель: Вот хотели с вами отправиться на поиски чудо – дерева, да не знаем в какую сторону идти. Что же нам делать? (предложения детей)
Правильно, давайте еще раз поищем на полянке «волшебные листья», вдруг на одном из них и будет указан маршрут, направление.
(дети еще раз обходят полянку и находят рюкзаки и схему маршрута, нарисованную на осеннем листочке. Рассмотрев внимательно схему, определяют куда идти).
Воспитатель: Ну вот мы готовы отправиться в путь. А по дороге мы с вами будем любоваться прекрасными зданиями нашего города.
( идут на полянку в парк, по дороге вспоминают названия улиц, рассматривают знакомые здания и жилые дома, любуются издали парком отдыха, который находится недалеко от «Пермской ярмарки», которую посещают жители и гости города)
Воспитатель: Ну вот, мы с вами пришли в парк. Давайте рассаживайтесь на бревнах, отдыхайте, любуйтесь природой.
( на поляну вбегает Баба Яга)
Баба Яга: Кто вы такие и чего тут делаете?
Дети: Мы ищем в парке «Чудо дерево»
Баба Яга: Ишь, чего захотели, не так просто его найти, не всем дерево попадается на пути, надо много чего знать, а я не уверена, что вы все знаете. Не пущу вас дальше в лес! В лесу много жителей, да и растений самых различных, еще навредите кому-нибудь. Чтобы по лесу ходить, надо правила знать, как вести себя, что можно делать, а что нельзя. Вот вы знаете правила поведения в лесу?
Дети: знаем. В лесу нельзя шуметь, громко слушать музыку, рвать растения, пинать грибы, разрушать гнезда, разжигать костры без присмотра взрослых и т.д.
Баба Яга: Ну хорошо, все правила назвали, а осенние приметы назвать можете?
( дети рассказывают об Уральской осени: ее приметах, особенностях.)
Баба Яга: Все равно не пущу, пока не узнаю, что вы дружные: помогаете друг другу, не обижаетесь на тех, кто выигрывает. Поэтому для вас я приготовила Игры – соревнования.
Игры – соревнования: «Перенеси картошку в ложке», «12 палочек», «Золотые ворота», «Дружный обруч», «Жмурки»
Баба Яга: Молодцы, дружно играли, много знаете, любите свой лес. Порадовали меня, покажу я вам дорогу к волшебному дереву. Куда рукой покажу, туда смело стройте дорожку (Игра «Кочки – дорожки»)
( Баба Яга уходит, дети с воспитателем, ориентируясь на стрелки на деревьях, находят дерево, увешенное подарками, играют)
Воспитатель: А теперь нам пора отправляться в путь, обратно в детский сад. Давайте скажем спасибо «Чудо дереву», скажем до свиданья парку, а вечером расскажем о своем приключении нашим мамам и папам, а еще нарисуем то, что увидели сегодня и чего узнали.
(дети оправляются обратно в детский сад.)
Конспект спортивного праздника « Край родной – земля уральская»
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей со своим родным краем
- Закрепить знания о том, чем отличается зима уральская от южной зимы
- Закрепить знания о том, в какие игры любили играть наши бабушки и дедушки, какие прикамские поэты воспевают в своих стихах уральскую зиму.
Ход занятия:
( дети выходят на спортивную площадку, их встречает Зима)
Зима: Здравствуйте, ребята! Проходите, гости дорогие! Слышала я, что любите вы свой Урал, хорошо знаете свой край. Может быть я ошиблась, попала не туда?
Скажите, как называется улица, на которой находится ваш детский сад?
(Студенческая). А как называется ваш город? (Пермь). А знаете ли вы, как
называется край, в котором вы живете? (Пермский край, Прикамье, Урал)
Правильно, Урал. Об Урале, уральской зиме прикамскими поэтами сложены
прекрасные стихи.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями.
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый.
Среди зимы и в летний зной,
Привет тебе, мой край родной!
Зима: А вы хотите отправиться со мной в путешествие по уральскому зимнему лесу? Тогда в путь.
Идем не спотыкаемся,
Сугробов не боимся.
Какая красивая уральская зима, а деревья в теплых шубах, в высоких снежных
шапках, земля укрыта от мороза пуховым одеялом. Чуть – чуть зазевался и
провалился в сугроб. Выше ноги поднимайте, внимательно смотрите, куда ставите
ноги – не провалитесь в глубокий снег. А здесь тропинка узкая – пойдем боком, а
здесь надо пригнуться, чтобы снег с веток не нападал на шубы и шапки. В лесу тихо,
тихо. Зимний лес спит до весны.
Теперь же березы стоят
В февральских заснеженных дремах.
Да воет метель в буреломах.
А.Никитин «Березы»
Вышли мы на широкую тропинку, можно и пробежаться. Хорошо в зимнем лесу, как приятно подышать морозным свежим воздухом. Пройдем еще по дорожке и послушаем, как скрипит снег под ногами.
Расскажите мне, что вам нравится зимой?
Хоровод «Что нам нравится зимой»
А вот и снежинки собрались в кружок. «Танец снежинок.»
Еще не сдается,
Беснуется север.
И лежит в сугробах
Лесной мой Урал
Никольский «Уральские ели»
Зима: Ух, какой сильный ветер подул. Разлетелись снежинки по полянке. Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает. Ветер стих, снежинки опускаются на землю.
Появляется Мороз Иванович.
Мороз Иванович: Здравствуйте, дети! Ну что, замерзли? Да, крепки уральские
морозы. А еще уральская зима отличается от зимы южной. А чем? Расскажите мне.
(дети отвечают, чем южная зима отличается от уральской)
Мороз Иванович: Вы мороза не боитесь? Берегитесь, берегитесь! До кого
дотронусь, заморожу не шутя.
Игра «Мороз – красный нос»
Мороз Иванович: Ну молодцы, ребята, сразу видно – уральцы, закаленный народ.
А сколько снега выпало! Много. А вы знаете, какая самая любимая игра была у
ваших бабушек и дедушек, когда они были маленькими?
Игра «Снежки»
Мороз Иванович: Подбирайте-ка скорее мои белые снежки, да в Мороза бросайте, покажите, какие вы ловкие. ( дети бросают снежки в Мороза)
Мороз Иванович: Ух, закидали, ух, забросали! А еще ваши дедушки и бабушки любили на санках, коньках и лыжах кататься да соревноваться. А посоревнуемся?
Соревнования на санках:
- «Кто быстрее между флажков проведет «Санки»
- «Очисти дорогу» ( перевозят кубики на санках)
- «Провези снежки и попади в цель» ( корзины для метания стоят на разном расстоянии)
- «Кто быстрей доедет до флажка»
Зима и Мороз Иванович хвалят детей, вручают им медали
Зима: У ваших бабушек и дедушек была еще одна любимая игра:
Ты, Мороз, глаза не открывай,
С нами в жмурки поиграй.
Игра «Жмурки»
Мороз Иванович: Перед тем, как попрощаться, должен, дети, вам признаться. У меня сюрприз для вас. Отгадайте – ка загадку:
Круглолица, краснощека,
В ярком праздничном платке,
В красном сарафане,
С корзиночкой в руке.
Появляется Матрешка.
Матрешка: Продаю! Продаю!
Зима: Матрешка, что ты продаешь?
Матрешка: Сладости.
Зима: У нас денег нет.
Матрешка: Ну, тогда отвечайте на мои вопросы: Как называют уральскую зиму? Зима на Урале – это хорошо или плохо? (дети отвечают на вопросы)
Матрешка: Молодцы! Можно вас угостить и на русской тройке прокатить.
Зима: Кончается время волшебных минут,
Меня уже вьюги в дорогу зовут.
Туда, где повсюду снега да снега,
Где вьются метели и свищет пурга.
Мороз Иванович: Праздник веселый удался на славу!
Мы, думаем, всем он пришелся по нраву!
Зима: Пойду в другие детские сады и расскажу о вас, ребята, о том, что вы любите и знаете свой родной край.
Матрешка, Зима и Мороз прощаются и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ нравственно-патриотической культуры в условиях ФГОС у детей старшего дошкольного возраста.
На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предпол...
Спортивно-патриотическое развлечение на воздухе «Зарница» для детей старшего дошкольного возраста
Спортивно-патриотическое развлечение "Зарница" проводится по территории детского сада.Цель: формирование интереса к здоровому образу жизни, развитие физической подготовки и патриотического воспитания ...
Детский сад «Буратино» работает по программе «Азбука краеведения» по внедрению краеведческого компонента в контексте патриотического воспитания в воспитательно- образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы: Воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем....
Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Первые чувства гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать её богатства – это то, что не...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Первые чувства гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать её богатства – это то, что не...
Проект по патриотическому воспитанию "Защитникам Отечества - Ура!" для детей старшего дошкольного возраста
Провели воспитатели — Курындина Л.Е....