"Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста посредством технологий эффективной социализации"
статья (средняя группа)
В статье описаны приёмы, которые направлены на развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста с помощью технлогий эффективной социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Изменения в социальной жизни России повлекли за собой тенденции в развитии дошкольного образования. Изменились потребности родителей, изменились требования школы к будущему первокласснику, появилось огромное количество программ обучения и воспитания дошколят. Новой задачей ДОО становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребёнка в ДОО должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми. Решить поставленную задачу нам помогает технологии эффективной социализации. Данным технологиям принадлежит ведущая роль в формировании саморегуляции поведения детей, поскольку они позволяют если не полностью, то в большей степени самому ребёнку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп.
Организуя деятельность детей в детском саду, мы решаем следующие задачи: помочь овладеть умением справляться со своими чувствами, поясняя эти чувства для осознания их ребёнком; научить детей взаимодействовать друг с другом, при этом не давая ребёнку готовых рецептов; научить детей самостоятельно решать возникшие конфликты, используя правила жизни группы, разработанные совместно. Рассмотрим подробно, каким образом в нашей группе решаются поставленные задачи.
Выявить эмоциональное состояние ребёнка в начале дня нам помогает так называемое «Дерево настроения». Приходя в группу, дети вместе с родителями или воспитателем определяют своё чувство, которое они испытывают, и в виде условного обозначения- смайлик – обозначают его на дереве в кармашке со своей фотографией.
На протяжении всего дня ребёнок подкладывает смайлики со своим настроением, если оно поменялось. Таким образом, родители могут прийти и посмотреть, как менялось настроение ребёнка, расспросить «почему». Хочется заметить, что это пособие для воспитателя выполняет диагностическую функцию, что позволяет своевременно помочь кому-то улучшить состояние.
Если не удалось повлиять на ситуацию вовремя, и обычная утренняя грусть постепенно перешла в злость и гнев, ребёнок может воспользоваться «Ковриком злости». Это пособие появилось в группе спонтанно. На одном из рефлексивных кругов мы обсуждали «что можно сделать, чтобы избавиться от злости»». Обобщив разные предложения детей, мы пришли к выводу, что безопаснее всего потопать ногами. Вместе попробовали это сделать и назвали это упражнение «Больше не сержусь», Так и появился «Коврик злости». Теперь дети знают, как выплеснуть свой гнев на этом коврике.
К сожалению, в течение дня случаются стрессовые моменты, например:
- утреннее расставание с родителями;
-большое количество детей в группе;
-регламентированный и насыщенный распорядок;
-необходимость подчиняться требованиям и указаниям;
-низкий уровень саморегуляции и коммуникативных навыков. Постепенно создаётся внутри некоторое напряжение, которое необходимо своевременно выплеснуть. Для этого мы предлагаем покричать в стакан или постучать подушку. Некоторым детям, хочется наоборот порелаксировать и для этого у нас есть различные красивые предметы для созерцания и мягкие игрушки- антистресс.
Дети среднего дошкольного возраста ещё отличаются достаточной импульсивностью. Они ещё не в полной мере осознают себя членом коллектива и поэтому им трудно регулировать привычные спонтанные действия (выкрикнуть, выбежать и другое). На наш взгляд, технология рефлексивный круг является наиболее эффективной формой формирования процессов саморегуляции в общении со сверстниками. Это форма специально организованного общения, где обсуждаются, анализируются, оцениваются действия и состояния ребёнка.
Данная технология позволяет овладеть умением слушать собеседника и свободно выражать свои мысли. Он может проводиться по плану, по итогам свободной деятельности, без плана, когда в течение дня неожиданно появляется необходимость обсудить какое-то событие или ситуацию. Правила на рефлексивном круге создаются педагогом и детьми совместно. Дошкольники не сразу научились работать в рефлексивном круге. Многие испытывали трудности в умение выражать словами свои мысли, не всегда понимали вопросы и задания, не умели выслушивать мнения других ребят, перебивали друг друга. Постепенно они привыкают терпеливо выслушивать то, о чём рассказывают другие, и не бояться говорить о себе.
Наряду с рефлексивным кругом для формирования саморегуляции мы уделяем большое внимание играм и творческим задания с правилами. В этих играх правило открыто, то есть адресовано самому ребёнку. Играя, дети овладевают навыками самоконтроля. Первоначально дошкольники контролируют действия других детей, отмечая правильные и неправильные моменты, и лишь после этого начинают контролировать своё собственное поведение в игре.
Если всё-таки эмоции взяли верх, что естественно для данного возраста, то ребёнок поступает естественным для себя образом и нарушает принятые в группе правила. Помочь осознать произошедшее ему помогает специально организованные условия. Мы назвали обычный стульчик в уголке эмоциональной разгрузки «стульчиком для размышлений». В течение 5 минут (1 минута на год жизни) ребёнок осмысливает поступок. и успокаивает свои эмоции, затем воспитатель помогает ему сделать правильный вывод.
Конфликты – неотъемлемая часть человеческой жизни. То, как мы учимся разрешать их в детстве, обуславливает стратегии нашего поведения и во взрослой жизни. Есть ли смысл обучать детей детсадовского возраста самостоятельному решению конфликтов или же не этом этапе развития достаточно вмешательства воспитателя или родителей? Следующие факты говорят в пользу обучения.
Во-первых, самостоятельное решение конфликтов детьми значительно разгружает взрослого.
Во-вторых, ответственность за происходящее и случившееся ложится на самих детей, что в свою очередь, ведёт к большей самостоятельности, а значит, к развитию саморегуляции поведения.
В-третьих, новые навыки конструктивного поведения понижают степень конфликтности группы в целом.
В-четвёртых, обучение данному навыку повышает самооценку детей, что позволяет им чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками и в жизни, а значит, уровень эмоциональной защищённости ребёнка растёт.
Так в нашей группе есть ещё одно эффективное пособие для конструктивного решения конфликтов – это так называемый «Коврик дружбы».
Замечательные психологи А. Фабер и Э. Мазпиш в своей книге «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» предлагают следующий алгоритм решения конфликта. Главной сутью этого метода является возможность, с одной стороны, осмыслить и проговорить свои чувства, с другой стороны, услышать и принять чувства другого человека, и только после этого появляется прощение и желание дальше взаимодействовать.
Методы воспитания, предложенные технологиями эффективной социализации Г.П. Гришаевой, имеют колоссальное значение для развития у детей навыков коммуникации.
Мы, внедряя некоторые из них в течение года, уже можем отметить значительные изменения в эмоциональной сфере общения и взаимодействия наших воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством применения информационных компьютерных технологий
Компьютерная презентация для педагогов не имеющих опыт работы с ИКТ....
Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ".
В статье представлен опыт работы по использованию интерактивных технологий в НОД....
Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича»
Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича&raq...
План по самообразованию «Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством применения игровых приемов технологии развития критического мышления»
План по самообразованию...
Мастер - класс для педагогов "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством технологии Т.А.Боровик "Хор рук"
Использование музыкально - редагогической технологии "Хор рук" в работе с дошкольниками...
Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста посредством музыкально- игровой деятельности .
Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и ...
Родительское собрание «Личностное развитие детей дошкольного возраста посредством технологий эффективной социализации».
Родительское собрание «Личностное развитие детей дошкольного возраста посредством технологий эффективной социализации»....