Статья «Экспериментирование как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа)
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,но открыть так,чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Экспериментирование как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский
В дошкольном образовании в настоящее время очень остро стоит проблема организации основного вида детской деятельности в познании окружающего мира — экспериментировании. Эта деятельность, наравне с игровой, одинаково значима в оказании влияния на развитие личности ребёнка. Идеальное взаимодействие этих двух необходимых детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений. В процессе эксперимента возникает необходимость анализа, синтеза, сравнения, классификации проведенных экспериментов и наблюдений. А в дальнейшем, обобщение закономерностей и явлений окружающего мира. В результате идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Подготовительная группа детского сада является переходным этапом между системой дошкольного образования и начальной школой. Дошколята обучаются грамоте и письму, формируют первоначальные математические представления о составе чисел, о геометрических фигурах, о пространственных и временных ориентирах. В подготовительной группе возникает живой интерес к сложным областям познания: природным явлениям и физическим законам, лежащим в их основе, функционированию человеческого организма, и многим другим явлениям окружающего мира. Через экспериментирование и моделирование будущие первоклассники учатся получать новые знания в опытной деятельности.
Экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении осуществляется в совместной деятельности с педагогом или в форме самостоятельных занятий.
На протяжении всего пребывания дошкольном образовательном учреждении в детях закладываются и развиваются черты исследовательского типа мышления. Для малышей - это игры-эксперименты, в средней и старшей группе— экспериментирование и наблюдения, а в подготовительной группе детский эксперимент приближается уже к научному исследованию.
Важную роль в организации экспериментирования в подготовительной группе имеют возрастные особенности детей:
Способность к саморегуляции. Дети 6–7 лет усидчивы, умеют самостоятельно планировать темп и формы практической деятельности. Посредством дидактических бесед, проведения доказательных и иллюстративных опытов в подготовительной группе во время познавательных занятий и прогулок проводятся длительные исследования, и дети в состоянии регулировать эти занятия так, чтобы избежать переутомления.
Высокий уровень мыслительных способностей. Воспитанники подготовительной группы уже готовы к сложным экспериментам и выводам, так как ориентируются в пространственных и временных показателях, способны сравнивать качества и свойства объектов, готовы к обобщению и классификации полученной информации. Кроме того, дети этого возраста уже понимают, как действуют причинно-следственные связи, они могут выстраивать логические цепочки из многих звеньев, самостоятельно делают выводы.
Развитие диалогической речи, формирование навыков монологической речи. В беседах с воспитателем дети активно обмениваются высказываниями, чётко формулируют вопросы и дают ответы. К концу обучения в детском саду ребёнок умеет составлять небольшие монологи в устной форме, составлять небольшие рассказы, вступать в диалоги.
Формирование навыка самооценки Старшие дошкольники уже могут оценивать уровень своих способностей, возможностей и накопленных знаний.
Нестандартность решения поставленных задач. В возрасте 6–7 лет ребенок очень творчески подходит к различным видам детской деятельности: в устных рассказах, составлении историй на основе наглядного материала, во время игр, в рисовании, в лепке, в проведении опытов и экспериментов.
Воспитатель, в свою очередь, должен найти мотивацию детей к поиску информации через самостоятельное изучение предметов и явлений окружающего мира. О высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников говорит способность их ставить вопросы и находить ответы. Детей следует поощрять проявленную активность на занятиях и в самостоятельной деятельности, за любознательность, настойчивость и целеустремленность в поисках ответах на волнующие вопросы.
Выделяются три основных вида экспериментов:
1. Случайные эксперименты. Это, как правило, экспромт, когда дети могли увидеть что-то интересное в природе, по дороге в детский сад, на участке. В этом случае воспитатель должен быть готов разглядеть в природе что-то новое и интересное. Кроме того, чтобы быть готовым к случайным экспериментам, воспитатель должен обладать и постоянно повышать свой уровень знаний по всем разделам биологии, географии, землеведения.
2. Плановые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Предлагая детям поставить опыт, сообщает цель и задачу, которая должна быть решена, дается время на обдумывание и затем привлекаются дети к обсуждению методики и хода эксперимента. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов.
3. Эксперимент как ответ на детские вопросы. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.
Задачи экспериментирования с детьми 6–7 лет
Образовательные задачи:
-расширение представлений об объектах окружающего мира;
-обучение самостоятельному планированию исследовательской деятельности: постановке целей, построению алгоритма действий, прогнозированию результатов.
Развивающие задачи:
-развитие аналитического типа мышления: совершенствование навыков сравнительного анализа, обобщения, классификации, подведения итогов практической деятельности;
-развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки;
-совершенствование речевых навыков, обогащение активного словарного запаса специальными терминами.
Воспитательные задачи:
-поощрение инициативности и независимости в работе, создание положительной мотивации к экспериментированию;
-создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива, развитие умения работать в команде;
-воспитание аккуратности и ответственности в работе через выполнение трудовых поручений.
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми 6–7 лет носит исследовательский характер. Игры-эксперименты чаще проводятся во время прогулок и тематических занятий.
На занятиях каждому воспитаннику предоставляется возможность высказывания предположений, озвучивания полученных результатов во время эксперимента. Роль педагога заключается в наблюдении за ходом практической деятельности детей, контролем выполнения правил техники безопасности.
Интерес к познавательной деятельности от начала до конца занятия поддерживается использованием разнообразных форм исследования.
Формы исследования и экспериментирования.
Игры-путешествия. Организуются для поиска информации об отдалённых территориях и областях: Южный полюс, Северный полюс, Африка, Вселенная, джунгли, океанское дно. Суть игры состоит в виртуальном перемещении детей в исследуемое место, постановки познавательных задач, обобщения новой информации.
Дидактические игры. Игры-эксперименты. Игровые формы необходимо включать в план занятия, так как ведущим видом деятельности старших дошкольников по-прежнему остаётся игра.
Дидактические игры – это своего рода повторение результатов ранее проведённых опытов: «Слепи снежок», «Что тонет: камень или дерево…», «Издают ли звуки камни?», «Для чего мыло?» и др.
Для ребят подготовительной группы предлагаются настольные игры познавательно-исследовательской направленности: «Удивительная химия», «Лаборатория чудес», «Здравствуй, физик»
Опыты и эксперименты. Старшие дошкольники самостоятельно проводят по словесным инструкциям практические исследования над объектами, внимательно наблюдают за демонстрацией сложных опытов педагогом. В подготовительной группе детское экспериментирование может сохранять элементы игровой деятельности.
Наблюдения и практические исследования на прогулках. На улице воспитанники могут исследовать природные объекты и явления, экспериментируют с природными материалами и светом. Исследования событий, происходящий в настоящее время на улице, может оказаться полезным для опытной деятельности: дети пробуют, например, зимой рассыпать песок, изучают его свойства. Можно совместить игру, трудовую деятельность, опыты, эксперименты и игру, полив водой, например, горку, и изучить свойства воды и льда.
Проекты по экспериментальной деятельности. Старшие дошкольники работают над групповыми и индивидуальными проектами по изучению тем в различных областях: «Мир камня», «Эта удивительная соль», «Мыльная история», «Путешествие капельки», «Мир насекомых». Итоги проектной деятельности оформляются в виде информационных стендов, плакатов, фотоальбомов, макетов. Организуется презентация завершённого проекта, на которой воспитанники рассказывают слушателям (родителям, ребятам младших групп, приглашённым гостям) о важности изучения этой темы, поставленных задачах, этапах выполнения исследования.
В проектную деятельность активно вовлекаются родители. Например, проводят эксперименты дома с детьми. Темы могут быть самыми разными: «Варим мыло в домашних условиях», «Изучаем свойства соли», «Для чего нужно мыло» и т.д.
Современная система образования в детском саду и школе строится на основе метода самостоятельного получения знаний детьми. Ребёнок проводил опыты и наблюдал разнообразные физические процессы в дошкольном возрасте. Это, безусловно, было для него интересным и познавательным увлечением. А, значит, он будет стремиться к углублению имеющихся знаний. Исследовательские навыки пригодятся на уроках в школе, но и в бытовых ситуациях для решения возникшей проблемы.
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
К.А. Тимирязев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Международный день птиц Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ и технологий: детское экспериментирование, оригами.
На протяжении долгого времени дети проводили наблюдения на территории детского сада и в лесопарке Александрино, развешивали кормушки в зимнее время и подкармливали птиц. Прочитали много книг о птицах....
«Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Юные учёные» для детей старшего дошкольного возраста»
Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:·...
Статья "Современные технологии экологического развития детей старшего дошкольного возраста"
Современные подходы к организации процесса обучения нашли широкое отражение в научной литературе, но в то же время этот вопрос требует постоянного внимания, глубокого изучения, а также разработки новы...
Статья на тему: "Особенности развития детей старшего дошкольного возраста"
Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольно...
Статья "Воспитание, обучение и развитие детей старшего дошкольного возраста в дистанционном формате"
Статья о воспитании, обучении и развитии детей старшего дошкольного возраста в дистанционном формате....
Проект по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования как функциональный механизм интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста», воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад № 1 комбини
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Оз...
Научная статья на тему: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
В статье раскрываются особенности и актуальные проблемы в развитии детей в период старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией....