Проект по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования как функциональный механизм интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста», воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад № 1 комбини
материал
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Новизна проекта заключается в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников, вооружении их навыками экспериментальных действий и обучении самостоятельному добыванию знаний. Также важными аспектами проекта являются создание специально организованной предметно-развивающей среды и выстраивание системы взаимоотношений ребенка-взрослого, способствующей развитию ребенка как субъекта познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования как функциональный механизм интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста», воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад № 1 комбинированного вида» Анисьиной Татьяны Серафимовны
Люди, обладающие умением наблюдать и опираться на собственный опыт, обретают способность задавать вопросы и находить на них конкретный ответ
Существо нашей реальности всегда меняется. Вселенная, которую мы исследуем, огромна и многогранна. Наш разум постоянно открывает новые аспекты, обычаи и законы этого мира, расширяя нашу познавательную границу. При этом каждый человек находится внутри своей собственной реальности, в пределах сферы, которую он сформировал в своем уме.
Период дошкольного детства является ключевым для формирования первичного образа мира у ребенка. Именно в этом периоде активность и любопытство малыша к окружающему миру начинают зарождаться и развиваться с различной спецификой на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к разным областям знаний и видам деятельности является одним из важных аспектов общего развития дошкольника, а также его будущей успешности в школе. Желание ребенка освоить все новое и его интерес к окружающему миру становятся основой для формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства, помимо игровой деятельности, большое значение в развитии личности ребенка имеет познавательная активность. Она представляет собой процесс усвоения знаний, умений и навыков. Осознавая важность поисковой деятельности для развития познавательной активности и интеллектуальных способностей детей, я выбрала в качестве одного из видов деятельности детское экспериментирование.
Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Новизна проекта заключается в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников, вооружении их навыками экспериментальных действий и обучении самостоятельному добыванию знаний. Также важными аспектами проекта являются создание специально организованной предметно-развивающей среды и выстраивание системы взаимоотношений ребенка-взрослого, способствующей развитию ребенка как субъекта познания.
Целью данного проекта: создание системы работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
2) Изучить теоретические особенности организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3) Разработать программу развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
4) Создать картотеку опытно-экспериментальной деятельности.
5) Оформить уголок экспериментирования.
Вид проекта: групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта: воспитатель группы, дети 6 -7 лет, родители воспитанников.
Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:
1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
2. Создание единого инновационного пространства.
3. Чёткое выполнение поставленной задачи.
4. Повышение уровня мотивации к занятиям.
Содержание реализации проекта.
Модель организации экспериментирования
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
Создание центра экспериментально-поисковой деятельности;
Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
Фронтальные занятия.
КВН, развлечения.
Наблюдения в природе.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Беседы по теме эксперимента.
Целевая прогулка.
Структура проведения игры–экспериментирования:
Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
Подведение итогов, вывод;
Фиксация результатов;
Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный мотив (почему так?);
ситуация выбора.
Этапы реализации проекта:
Данный проект представляет собой объемный процесс, разделенный на четыре этапа.
Во время аналитического этапа, главной задачей является анализ ситуации и определение целей, которые направлены на расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.
На организационном этапе основной задачей будет скоординировать действия педагогов, детей и родителей с целью создания предметно развивающей среды. Кроме того, на этом этапе необходимо разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.
Практический этап предусматривает осуществление экспериментальной деятельности детей с целью расширения их знаний об окружающем мире. Здесь дети имеют возможность применять свои знания на практике и участвовать в активных экспериментах.
На итоговом этапе основной задачей является обобщение опыта и определение результатов практической деятельности педагога. Также требуется разработать тактику последующих педагогических действий.
В целом, данный процесс предоставляет широкие возможности для расширения представлений детей об окружающем мире и активного участия в собственном обучении и экспериментировании.
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные |
Подготовительный (Организационный) | |||
1 | Изучить и проанализировать методическую литературу по теме | Август 2019 | Воспитатель: Анисьина Т.С |
2 | Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта | Август 2019 | Воспитатель: Анисьина Т.С |
3 | Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности | Сентябрь 2019 | Воспитатель: Анисьина Т.С |
Внедренческий этап | |||
1 | Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности | Сентябрь-Май 2019-2020 | Воспитатель: Анисьина Т.С |
2 | Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей | Сентябрь-Май 2019-2020 | Воспитатель: Анисьина Т.С . |
Обобщающий этап | |||
1 | Определить эффективность проведённой работы | Май 2020 | Воспитатель: Анисьина Т.С |
2 | Провести анализ полученных результатов | Май 2020 | Воспитатель: Анисьина Т.С |
Перспективный план работы с детьми и родителями по опытно-экспериментальной деятельности( старшая группа) 2019 – 2020 уч.г.
Живая природа
(октябрь – ноябрь)
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Растение | Может ли растение дышать? | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Выяснить, как происходит процесс дыхания у растений. | Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. |
2. | Растение | С водой и без воды. | Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, свет, вода). | Два одинаковых растения, вода. |
3. | Растение | На свету и в темноте. | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей. |
4. | Растение | Где лучше расти? | Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние почвы на рост и развитие растений, выделить почвы разные по составу. | Черенки традесканции, чернозем, глина, песок. |
5. | Растение | В тепле и в холоде. | Выделить благоприятные условия для роста и развития растений. | Зимние или весенние ветки деревьев, цветы с клумбы вместе с частью почвы (осенью). |
6. | Растение | Лабиринт. | Установить, как растение ищет свет. | Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие. |
7. | Животные | Наверх. | Выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). | Земляные черви, земля, вода. |
8. | Животные | Дышат ли рыбы? | Установить возможность дыхания рыб в воде. | Аквариум, прозрачная емкость с водой, лупа, палочки, трубочки для коктейля. |
Неживая природа
(декабрь – январь)
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Вода | Помощница вода. | Использовать знания детей о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. | Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики. |
2. | Вода | Как достать предмет, не опуская руку в воду. | Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. | Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости. |
3. | Вода | Куда делась вода? | Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды). | Три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой. |
4. | Вода | Дождик. | Познакомить детей с процессом конденсации. | Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка. |
5. | Воздух | Живая змейка. | Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. | Свеча, «змейка» (круг прорезанный по спирали и подвешенный на нить). |
6. | Воздух | Подводная лодка. | Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. | Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. |
7. | Почва | Могут ли животные жить в почве? | Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). | Почва, дождевые черви, металлическая тарелка, стекло, емкость с водой. |
Физические явления
(февраль – март)
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Магнит | Притягиваются – не притягиваются. | Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту. | Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия), магнит. |
2. | Магнит | Необычная скрепка. | Определить способность металлических предметов намагничиваться. | Магнит, скрепки, мелкие пластинки из металла, проволочки. |
3. | Электричество | Волшебный шарик. | Установить причину статического электричества. | Воздушные шары, ткань. |
4. | Электричество | Чудо – расческа. | Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предмета. | Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань. |
5. | Звук | Где живет эхо? | Подвести к пониманию возникновения эха. | Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч. |
Человек
(апрель)
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. 2. | Уши человека Нос | Сколько ушей? Эти разные запахи | Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. Определение функции носа | Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, уши животных и т.д.), схема строения уха человека. Картинки с изображением носа, ароматные палочки |
3. | Глаза | Наши помощники – глаза. | Познакомить со строением глаза. | Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза. |
4. | Глаза | Большой – маленький. | Посмотреть, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности. | Зеркало. |
Рукотворный мир
(май)
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Бумага | Мир бумаги | Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования. | Бумага разных видов, ножницы, емкость с водой. |
2. | Ткань | Мир ткани | Учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление. | Кусочки ткани (вельвет, бархат, лен, шерсть, капрон), ножницы, емкость с водой, алгоритм деятельности. |
Подводя итог, хочется сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, смогла развить у детей изобретательность, творческую активность, Таким образом, работа по данному проекту позволила сделать вывод о том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративные интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.
Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.
Познавательный интерес; открыли перед детьми удивительный мир экспериментирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны
Решая, социально-личностные задачи воспитания, необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...

Собственный инновационный педагогический опыт «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста" воспитателя МБДОУ "Коммунарский детский сад "Солнышко" Акишевой Екатерины Вячеславовны
Игра - самое чистое и самое духовное проявление человека!...

Консультация для воспитателей на тему: Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Экспериментальная деятельность способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает осознать как много интересных вещей есть в окружающем мире, учит самостоятельно думать, принимать решения...

Портфолио Жирновой Алены Владимировны, воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» на первую квалификационную категорию
ПортфолиоЖирновой Алены Владимировны,воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад №1комбинированного вида»на первую квалификационную категорию...

Портфолио Музафяровой Л.Г., воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»
Портфолио достижений Музафяровой Л.Г., воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»...

Конспект НОД с детьми дошкольного возраста по развитию поисково-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования.Тема: Экспериментирование «Кому нужна вода»
Показать детям, как человек в своей жизни использует воду, способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимос...

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад № 1 комбинированного вида» Анисьиной Татьяны Серафимовны по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования как функциональный ме
использования экспериментирования имеет большое значение, поскольку оно дает детям реальное представление о различных аспектах изучаемого объекта, а также его взаимосвязи с окружающим миром.Новизной д...