Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Шаги к здоровью»
рабочая программа (средняя группа)
Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Шаги к здоровью» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, задачи, а также пути их реализации.
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом
На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovyu_1.docx | 33.8 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска
ПРИНЯТО Педагогическим советом учреждения, Протокол № 5 от 28.05.2020г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» _______________ Ермолаева С.Н. Приказ от 13.08.2020 г. № 72-од |
Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса
«Шаги к здоровью»
(средняя группа)
Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Спириденкова Ирина Анатольевна
воспитатель
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Шаги к здоровью» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, задачи, а также пути их реализации.
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом
На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.
1.2. Нормативно-правовое и програмно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОО
• Первоосновой здоровьесберегающей деятельности выступает нормативно-правовая база. Она включает в себя федеральные и региональные законодательные документы,уставные документы ДОО:
• Конвенции ООН о правах ребёнка;
• Конституция Российской Федерации;
• Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г. ;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013г. ;
• Приказ Минздрава России от 30.06.92 №186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»;
• Приказ Минздрава РФ от 03.07.2000 N 241 «Об утверждении Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»;
• Приказ Минздрава России от N 60 от 14.03.95 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов»;
• Методические рекомендации «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы» (утв. Минздравом РФ, 1993);
• Инструктивно-методическое письмо Минобразования России «О гигиенических требованиях, максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» № 65/23-16 от 14.03.2000;
• Закон Смоленской области «Об образовании в Смоленской области»;
• Устав МБДОУ «Детский сад №78 «Исток»
Программно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности включает в себя:
Содержание физкультурно-оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по-прежнему оставляет желать лучшего. Данное убеждение основано на высоких показателях заболеваемости детей дошкольного возраста, как в целом, так и по основным классам болезней.
Данная программа реализуется в рамках рабочей программы ФГОС, утверждённая в МБДОУ «Детский сад №78 «Исток», который предполагает новый подход к вопросу формирования здоровья детей, начиная с младшего дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Содержание представленной программы разработано в соответствии с требованиями образовательных областей «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по следующим темам:
• здоровье ребенка
• ребенок дома
• ребенок и социальное окружение
• ребенок и природа
• ребенок на улицах города
• эмоциональное благополучие ребенка.
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них ответственности за сохранение собственного здоровья.
сформировать у ребёнка необходимые знания, умения, навыки здорового образа жизни, научив его использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основные задачи (Развивающий цикл)
Образовательные:
• знакомить детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов);
• учить детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений;
• формировать систему культурно-гигиенических навыков, знаний об организме человека.
Развивающие:
• развивать умение сознательно вырабатывать полученные привычки правильного поведения;
• развивать умения обосновывать и соблюдать правила гигиены;
• развивать творческий, критический и эвристический тип мышления, вариативные представления о поведении человека в различных ситуациях;
• развивать компетентностные умения, предполагающие перенос теоретических знаний на конкретные ситуации жизни человека;
• развивать любознательность, познавательный интерес, творческие способности, умение сравнивать и обобщать.
Воспитательные:
• воспитание самостоятельности;
• формирование гармоничной личности (чувство уважения к окружающим, доброта, самокритичность).
Основные задачи (Оздоровительный цикл)
• сохранение и укрепление здоровья детей;
• развитие сенсорных и моторных функций;
• формирование потребностей в двигательной активности;
• профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
• приобретению навыка правильного дыхания;
• привитие навыков элементарного самомассажа;
• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
• развитие эмпатии, дружеских взаимоотношений, желания помочь друг другу.
1.3. Ожидаемые результаты
Ребенок
снижение детской заболеваемости, повышение сопротивляемости организма ребенка;
приобщение ребенка к здоровому образу жизни, овладение ребенком разнообразными видами двигательной активности и закаливания;
систематизация опыта формирования у детей психоэмоциональной устойчивости;
повышение уровня валеологических знаний.
Педагог
повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационного ДОУ;
обновление содержания и технологий физкультурно-оздоровительного, корреционно-развивающего направления;
реализация социального заказа родителей.
Родители
определение родителями позиции равноправных участников воспитательно-образовательного пространства.
Социум
организация психолого–педагогической и социальной помощи семьям, в том числе семьям группы «риска»;
организация сотрудничества с учреждениями культуры, образования и здравоохранения микрорайона.
Материально-техническая база
Создание и оснащение физио кабинета медицинским оборудованием;
Обновление игрового и спортивного оборудования, детской мебели, техническое оснащение, приобретение стационарного оборудования.
1.4. Методика работы с воспитанниками
строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность дошкольников, побуждая ребят к осознанному здоровье творчеству. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимых для развития навыков ребенка.
Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Содержание организованных форм обучения наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игровых приемов позволяет сохранить специфику дошкольного возраста.В интеграции используются и другие виды деятельности: театрализованная, изобразительная, музыкальная и т. д. Все перечисленное способствует развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и социумом.
Методологической основой программы являются теоретические позиции В. Г. Алямовской, где здоровье возникает как динамическое состояние процесса развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Следовательно, отличительной особенностью данной программы является: комплексный подход к оздоровлению и развитию ребенка – помимо сугубо познавательных задач в ней реализуются вопросы целостности полученных знаний о здоровье, формируется ценностная ориентации на здоровый образ жизни, приобретаются специальные умения и навыки сохранения и укрепления здоровья.
В программе выделены основные направления по здоровьесбережению детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, разработано содержание развивающего материала, продуман механизм отслеживания результатов работы.
1.5. Принципы здоровьесберегающей программы
В основу построения программы «Шаги к здоровью» положены следующие принципы:
1. Принцип актуальности подразумевает отбор знаний и умений с опорой на социальный заказ (решение актуальной проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения).
2. Принцип системности и комплексности предполагает формирование комплекса знаний и умений, обеспечивающего целостное понимание здоровья человека во взаимосвязи его физического, психического, духовного, социального компонентов, а также освоения системы средств и методов по его сохранению и укреплению.
3. Принцип научности и доступности предполагает с одной стороны включение знаний и умений по сохранению и укреплению здоровья, с другой – соответствие уровню образовательных возможностей воспитанников.
4. Принцип интегративности построения программы обусловлен спецификой валеологии, как интегративной области знаний таких наук как психология, ОБЖ, педагогика, дидактика, медицина.
5. Принцип региональности. При составлении программыучитываются региональные особенности: природно-климатические, экологические, состояние здоровья воспитанников.
6. Принцип концентризма и преемственности. Программа имеет спиралевидный характер построения, то есть от возраста к возрасту предусматривается постоянное углубление знаний о здоровье и способах его сохранения и укрепления.На основы принципов концентризма влияют четыре концентрата: младшие, средние, старшие и подготовительные к школе группы.
7. Принцип свободы движения в первую очередь направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, поскольку в формуле здоровья движение находится на втором месте, после сна. Движения усиливают кровообращение, и, следовательно, улучшают мыслительные процессы, создаются резервы организма, позволяющие работать очень долго. Статичные позы гасят работу мозга, поэтому ребенку необходимо свободное пространство и возможность смены среды в течение занятия несколько раз. Среда в этом случае рассматривается как образовательное пространство развития ребенка, в котором он может творить. Это пространство обязательно должно меняться, с учетом того, что мир предметов не должен быть враждебен и предметы этого мира должны располагаться на уровне глаз детей, чтобы ребенок вступал в диалог.
1.6. Краткая характеристика системы занятий
Здоровьесберегающая программа «Шаги к здоровью», реализованная в рамках рабочей программы ФГОС разработана для детей средней группы
Занятия подготовлены для работы с детьми среднего дошкольного возраста. Курс занятий рассчитан на 7 месяцев (с октября по май). Акцент в оздоровительной работе делается на профилактику простудных заболеваний, нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения, что особенно актуально для нашего региона.
Физкультурные занятия проводятся три раза в неделю,из них: 2 занятия в помещении и одно на улице. Игры и упражнения используются на занятиях по физической культуре, в познавательной, а также в свободной и самостоятельной деятельности.
Индивидуально-дифференцированный подход является основным принципом работы с детьми.
Система занятий организуется в определённой последовательности:
• Формирование устойчивого интереса к физкультурным занятиям через игры, упражнения.
• Способствование хорошему самочувствию и стабильной активности каждого ребёнка.
• Развитие его адаптационных возможностей.
• Проведение одного занятия на свежем воздухе.
• Витаминизация питания.
• Постоянное осуществление медико-педагогического контроля над развитием у детей правильной осанки, координации движений, двигательной активности.
Структура программы:
Программа состоит из двух основных разделов: «Оздоровительного» и «Развивающего».
Программа «Шаги к здоровью»
рассчитана на 1 год.
Для средней возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно-оздоровительная деятельность в течение дня. Каждый последующий год усложняется по содержанию, по объему знаний, задачам и способам реализации. Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье,происходит по направлениям: оздоровительное и познавательное.
Развивающие направление:
• здоровье ребенка
• ребенок дома
• ребенок и другие люди
• ребенок и природа
• ребенок на улицах города
• эмоциональное благополучие ребенка
Оздоровительное направление:
• закаливающий массаж
• дыхательная гимнастика
• корригирующие упражнения для опорно-двигательного аппарата
• миогимнастика
• оздоровительная гимнастика для глаз
• пальчиковая гимнастика
• релаксация
Работа по каждому разделу включает занятия, детско-взрослое проектирование, игры, праздники, досуги, самостоятельную деятельность детей.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2. Используемые образовательные технологии «««Шаги к здоровью»»
2.1. Методики, направленные на развитие органов дыхания
1. Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачёва. Данный метод для детей, страдающих респираторными заболеваниями. Характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.
2. Методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Направлена на лечение и восстановление певческого голоса. Суть методики – в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно.
3.Методика дыхательных упражнений йогов:
Цель этого вида дыхательных упражнений – сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. По представлениям индийских медиков, при вдохе через одну ноздрю более активно работает одна часть вегетативной нервной системы (симпатическая или парасимпатическая, при вдохе через другую – другая. Двухфазное йоговское дыхание предполагает раздельный попеременный вдох то одной, то другой ноздрёй.
2.2. Методика, направленная на коррекцию зрения
1. Йоговские упражнения для глаз способствуют восстановлению зрения независимо от характера имеющихся нарушений – близорукости или дальнозоркости. Йоги считают, что глаза потребляют около 50% биоэнергии, приходящейся на жизнедеятельность всего организма. Поэтому эти упражнения
рекомендуется выполнять и людям, имеющим хорошее зрение.
Йоговская гимнастика для глаз укрепляет глазные мышцы, снимает с них напряжение, активизирует кровоснабжение глаз, способствует поступлению в ткани кислорода, оказывает комплексное укрепляющее и тонизирующее действие. Вращение глазами вверх-вниз, вправо – влево, круговые движения.
2.3. Методики, направленные на профилактику ОРЗ
1. Массаж биологически активных зон (по А. А. Уманской) рекомендуется ослабленным и часто болеющим детям. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Во время массажа организм человека начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон, в связи с этим, значительно снижается заболевания гриппом и ОРВИ.
2.4. Методики, направленные на развитие двигательной активности
1. Ритмическая гимнастика является одной из разновидностей оздоровительной гимнастики. Она укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечнососудистую системы, способствует формированию правильной осанки, развитию музыкальности. Ритмическая гимнастика включает общеразвивающие, силовые, акробатические упражнения, элементы художественной гимнастики, прыжки, бег, танцевальные движения с элементами современных и народных танцев.
2. Методика игрового обучения построена на двигательных играх под музыку, позволяет детям быстро усваивать материал по развитию речи, ОБЖ, знакомит с окружающим миром в игровой форме.
2.5. Методики, направленные на повышение резистентности организма
1. Массаж пальцев. По восточной медицине, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
2. Самомассаж по китайской методике Шиацу. По китайской методике, точечный массаж сочетается с поглаживающими, растирающими движениями. Подобный массаж улучшает питание тканей, терморегуляцию, деятельность центральной нервной системы, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения
3. Упражнения корригирующей гимнастики для профилактики нарушений осанки. Общефизическое действие упражнений при их правильной дозировке способствует гармоническому развитию мускулатуры ребёнка, позволяющей ему длительно сохранять правильную осанку благодаря достаточной выносливости мышц.
4. Логоритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания,направленная на коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляции мышечного тонуса, активизации всех видов внимания и памяти.
2.6. Методики, направленные на повышение работоспособности детей
1. Динамические паузы повышают умственную работоспособность детей на занятиях и дарят «мышечную радость» (И. П. Павлов). Кратковременные физические упражнения под музыку вызывают возбуждение определённых отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия для отдыха ранее возбуждённых отделов.
2. «Эффект Моцарта» - под влиянием этой музыки дети лучше учатся и более спокойны. Проведение релаксации под музыку Моцарта помогает расслабить и успокоить детей, снять эмоциональное и умственное напряжение.
2.7. Методы, направленные на коррекцию психического состояния
1. Коммуникативные игры способствуют формированию положительного климата в детском коллективе, развитию личности ребёнка, раскрытию его творческих способностей.
2. Музыкотерапия – эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов, помогающих справляться с болью и стрессом, регулирует дыхание.
План работы по здоровьесбережению с детьми среднего дошкольного возраста на 2020-2021 уч. г.
Сентябрь
- «Ребенок и здоровье» Формировать у детей представление о необходимости заботится о собственном здоровье
- Занятие «Помоги незнайке сберечь здоровье».
- Беседа «Как я буду заботится о своём здоровье».
- Чтение К. Чуковского «Доктор Айболит».
- Разбор и заучивание пословиц о здоровом образе жизни.
- Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника», «Больница», «Ветеринарная лечебница».
- Развлечения «Доктор Айболит», «Мишка заболел». Оформление папки-передвижки «Система оздоровления ребенка»
«Личная гигиена»
Октябрь:
- Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
- Занятие «Чтобы быть здоровым».
- Беседа «Чистота и здоровье»
4. Чтение: Г.Зайцев «Дружи с водой», К.Чуковского «Мойдодыр»,А.Барто «Девочка чумазая», Бялковская «Юля - чистюля»,З.Александрова «Купание»,
5. Дидактические игры и упражнения «Таня простудилась», «Правила гигиены».
6. Продуктивная деятельность. Аппликация: «Мы стираем, посмотрите».
7. Развлечение «Девочка чумазая».
8. Оформление папки-передвижки «Как научить детей чистить зубы правильно»
Ноябрь:
- «Полезные продукты» Закреплять представления детей о пользе для человека овощей и фруктов; познакомить с приготовлением салата. Занятие «Фрукты полезны взрослым и детям».
- Беседа «О здоровой пище»
3.Чтение:Г.Зайцев «Приятногоапптета»,Ю.Тувим «Овощи»,М.Безруких «Разговор о правильном питании», Загадки о овощах и фруктах.
4. Экскурсия: «В магазин».
5. Опытно-исследовательская деятельность: Определение продуктов по вкусу.
6. Дидактические игры: «Узнай и назови овощи», «Разложи на тарелки полезные продукты».
7. Подвижная игра: Огуречик.
8. Сюжетно-ролевая игра: «Магазин продуктов»
9. Продуктивная деятельность. Рисование: «Хозяйка однажды с базара пришла.»
10. Развлечение «Веселые овощи».
11. Семинар «Современные подходы к оздоровлению детей»
«Тело человека»
Декабрь:
- Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, его организм.
Беседы об органах чувств и их значении в жизни человека «Изучаем свой организм».
- Ситуации «Я забочусь о глазах, ушах», «Какое у меня обоняние, «Уход за руками и ногами».
- Рассматривание фотографий с описанием внешнего облика.
- Практикумы: «Слушай во все уши», «Смотри во все глаза». Семинар на тему «Как организовать спортивный досуг ребенка в выходные дни».
Январь:
- «Опасные предметы» Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правмлах пользования бытовой техникой.
- Беседа «Я знаю, что можно, что нельзя», «Безопасность в нашей группе».
- Чтение: С. Маршак «Пожар», Загадки.
- Дидактические игры: «источники опасности», «Игра – дело серьезное».
- Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Аптека».
- Развлечение «Медведи в гостях у детей».
- Семинар-практикум «Будь осторожен»
Февраль:
- «Ребенок на улица города» Закреплять представления детей о важном значении правил дорожного движения.
- Занятие «Безопасность на дорогах».
- Беседа «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать», «Если ты потерялся».
4. Чтение:
- В. Лебедев-Кумач «Про умных зверушек», - С. Михайлов «Моя улица», «Дядя Степа - милиционер», - В. Клименко «Зайка-велосипедист», «Происшествие с игрушками».
5. Экскурсия: «К проезжей части».
6. Дидактические игры: «О чем говорит светофор».
7. Подвижная игра: «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобили».
8. Сюжетно-ролевая игра: «Автобус».
9. Продуктивная деятельность. Аппликация: «На дороге пешеход»
10. Оформление папки-передвижки «Улица полна неожиданностей»
Март:
- «Будем спортом заниматься» Формировать устойчивый интерес к занятиям физкультурой и спортом; расширять и закреплять представления детей о пользе занятий спортом.
- Занятие «Здоровье в порядке, спасибо зарядке».
- Беседа «Кто спортом занимается».
- Чтение: Загадки.
- Экскурсия: «Мини поход на школьный стадион».
- Дидактические игры: «Назови вид спорта», «Назови спорт по показу».
- Продуктивная деятельность. Аппликация: «Мы делаем зарядку»
- Развлечение «Мы мороза не боимся». День спорта
- Спортивный праздник «Спорт нам нужен, мы со здоровьем дружим!»
Апрель:
- «Врачи наши помощники» Расширять представления детей о врачебной помощи, продолжать знакомить с профессией врача.
- Занятие «Айболит в гостях у детей».
- Беседа «Мы были в гостях у врача».
- Чтение: Е. Школовский «Как лечили мишку», «Остороржно - лекарство», «Как вести себя во время болезни»
- Экскурсия: «В аптеку».
- Дидактические игры: «Если кто-то заболел».
- Продуктивная деятельность. Рисование: «Я хочу быть здоровым, Я очень спешу. Помогите мне, знаки, попасть к врачу»
- Развлечение «Советы доктора Айболита».
- Оформление папки-передвижки «Как предупредить болезнть»
Май:
- «Витамины и здоровый организм»Расширять и закреплять представления детей о витаминах и их пользе.
- Занятие «Витамины и полезные продукты».
- Беседа «Полезное- не полезное»
4. Чтение:
- Г. Зильберг «Полезные продукты», - К. Чуковский «Федорино горе», -К. Кузнецов «Замарашка», - Г. Зайцев «Крепкие, крепкие зубы».
5. Опытно-исследовательская деятельность: Посадка лука.
6. Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Назови правильно».
7. Продуктивная деятельность. Лепка: «Заходите в гости в гости к нам, витамины я вам дам».
8. Аппликация: «Бедный зайчик заболел, ничего с утра не ел».
9. Развлечение «Таблетки растут на ветки, таблетки растут на грядке».
10. Оформление папки-передвижки «Таблетки растут на ветки, таблетки растут на грядке»
Список источников
- 1. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка». – М.: «Линка – Пресс». 1993. -112с.
- «Азбука здоровья» / К.Люцис.- М., «Русское энциклопедическое товарищество», 2004.
- М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. «Разговор о правильном питании».
- «Дети – наше будущее. Здоровые дети – здоровое будущее!» Пособие. – Курган. ИМЦ: 2006. – 55с.
- Журнал «Дошкольная педагогика» за 2004г.
- Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра». – С-Пб.: «Детство-Пресс». 2003. -252с.
- »Здоровье и гармония личности ребенка». – Курган. ИМЦ: 2002. – 72с.
- Климович Ю.П. «Учимся правильно питаться».
- Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»- Волгоград «Учитель», 2009г.
- Программа «Здоровячок». – Курган, ИМЦ: 2002. – 72с.
- Павлова М. А. «Здоровьесберегающая система ДОУ».
- М.А.Павлова, Лысогорская М.В. "Здоровье сберегающая система дошкольного образовательного учреждения" по организации работы по формированию навыков здорового образа жизни.
- Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».-М.: «Просвещение», 1986г.
- Тарасова Т.А., Власова Л.С. Пособие «Я и мое здоровье» - Челябинск. 1997. – 69с.
- Фесюковой Т.А. "Учусь управлять собой" по использованию проблемных и ситуативно-игровых ситуаций по ЗОЖ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»
Пояснительная запискаСегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сох...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса "Растём здоровыми"
Рабочая программа "Растём здоровыми"...
Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Здоровый ребенок»
Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети час...
Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье»
Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье определяет основные направления оздоро...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в средней группе «Быть здоровыми хотим»
Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Ступени здоровья»
Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Ступени здоровья» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, ...