Циклограмма деятельности воспитателя по формированию основ правового сознания у детей подготовительной к школе группы
методическая разработка (подготовительная группа)
Циклограмма деятельности воспитателя
по формированию основ правового сознания у детей подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsiklogramma_po_pravovomu_vospitaniyu.docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Циклограмма деятельности воспитателя
по формированию основ правового сознания у детей подготовительной к школе группы
месяц | Информационный фонд | наблюдения | Рассматривание картин, иллюстраций, ( просмотр презентаций) | Д е я т е л ь н о с т ь | игры | Целевая прогулка ( экскурсия) | |||||
познавательная | исследовательская | трудовая | творческая | ||||||||
сентябрь | «Что такое права и обязанности? Право на жизнь» (Ст. 6) Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям. Познакомить с понятиями «право» и «обязанность». Воспитывать уважительное отношение к правам и обязанностям других людей. | «Кто нарушает права в группе» | Рассматривание альбома «Конвенция о правах ребенка в картинках» | Занятие «Что такое права и обязанности?» Чтение: Лопатина А., Скребцова М. «Права детей в сказках, рисунках и вопросах», болгарская сказка «Хитрый Петр и змей», Л. Вохмянина «Сонечка и Волшебник Права» | «Не смешиваем свои желания с правами» | Изготовление карточек-памяток «Правила группы» | Прослушивание и исполнение детских песен по правам детей. Выставка детских рисунков «Мои права» Аппликация «Дом прав» | Д/и: «Разрешено – запрещено», «Я имею право…», «Мои права и обязанности», «Сказочные герои и их права» Игровая ситуация «Мастерская добрых дел» | |||
октябрь | «По-разному зовутся дети…» Право ребёнка на имя и гражданство (ст.7, ст.8) Дать детям представление о важности права на имя, за-крепленного документом «свидетельство о рожде-нии»; довести до сознания детей идею значимости, уникальности каждого человека. Воспитывать у детей чувство патриотизма. | Самонаблюдение «На кого я похож?» | Рассматривание документов: свидетельства о рождении, паспорта. Просмотр отрывка из мультфильма «Как Незнайка сочинял стихи» | Занятие «Каждый человек имеет право на имя» (с использованием детско – родительского проекта «Что означает мое имя»). Чтение: Т.А. Шорыгина «Похищенное имя», Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой». | Игра - эксперимент «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь» Совместная поисково - исследовательская деятельность родителей и детей «Что означает моё имя?» | Ручной труд «Ромашка «Это Я» | Инсценировка по сказке М. Пляцковского «Урок дружбы» | Д/и: «Назови ласково», «Подрастающие имена», «Добрый волшебник», «Луг имен», «Назови права героев», «Хорошо-плохо». Игры-упражнения: «Я с вами дружу», «Добрый волшебник» П/и «Угадай по голосу» | Виртуальная экскурсия «Имена в названии улиц родного города» Целевая экскурсия в другие группы (сопоставление имен с именами детей своей группы) | ||
месяц | Информационный фонд | наблюдения | Рассматривание картин, иллюстраций, ( просмотр презентаций) | Д е я т е л ь н о с т ь | игры | Целевая прогулка ( экскурсия) | |||||
познавательная | исследовательская | трудовая | творческая | ||||||||
ноябрь | «Дети мира: все мы разные, но все мы равные» Право на культурную и национальную самобытность, родной язык (ст.30)
Через знакомство с правом воспитывать уважение к национальным культурам разных народов, к различным языкам, воспитывать гордость за неповторимость своей национальной культуры. Способствовать развитию национальной толерантности. | Презентация «Мы – дети одной планеты» Просмотр мультфильма «Кубик и Тобик» | Занятие «Все мы разные, но все мы равны». Системный оператор «Человек» Чтение: сказки народов мира, Дж. Родари «Чиполлино», С.Маршак «Всемирный хоровод», О. Хухлаева «Сказка про ежика Витю», О. Онисимова «Сказка про львенка» | Игра - эксперимент «Связаны одной нитью» Исследовательская деятельность «Я и другие» (отпечатки пальцев, цвет глаз, прослушивание пульса). | Ручной труд «Хоровод дружбы» | Лепка «Жители разных стран» Создание коллажа на тему: «Мы разные, но мы вместе» | Д/и «Откуда я приехал», «Вещи заблудились», «Кто где живет?» Игра - упражнение «Все мы разные», «Все мы похожи», «Я хочу с тобой дружить» Народные подвижные игры С/р игра «Путешествие по родной стране» | ||||
декабрь | «Вот тебе моя рука» Ребёнок – инвалид имеет право на особую заботу и обучение (Ст. 23) Познакомить детей с категорией детей – инвалидов и особенностями их жизнедеятельности. Вызвать у детей желание по собственной воле совершать добрые поступки по отношению к детям - инвалидам; продолжать воспитывать в детях сопереживание, сочувствие, умение замечать боль других людей | Видеоклип «Мы просто другие» Просмотр мультфильмов «Про Диму», «Про Миру и Гошу. Другой мальчик», «Пин-Код. Уши для Ушарика» | Тренинговое занятие по формированию толерантного отношения «Вот тебе моя рука» Чтение: X. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», В. Катаев «Цветик- семицветик», Я. Дубенская «Мы разные», О. Май «Милосердие», М. Дурикова «Первоклассник». | Ручной труд «Подарок» | Игра-драматизация по сказке «Серая шейка». | Д/и «Узнай по запаху, по звуку, на ощупь», «Волшебник» Игры-тренинги «Пойми меня», «Цветик – семицветик», «Поводырь», «Спина к спине». | |||||
месяц | Информационный фонд | наблюдения | Рассматривание картин, иллюстраций, (просмотр презентаций) | Д е я т е л ь н о с т ь | игры | Целевая прогулка ( экскурсия) | |||||
познавательная | исследовательская | трудовая | творческая | ||||||||
январь | «Моя семья» Ребенок имеет право жить вместе с родителями. Право ребёнка на заботу родителей (ст.9.) Познакомить детей с правом иметь семью, с правом на любовь и заботу родителей. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, которые любят друг друга и заботятся о близких. Формировать представления о семейных обязанностях, прививать навыки ведения домашнего хозяйства. | «Что делает мама дома?» «Как папа помогает маме?» «Как относятся близкие люди друг к другу» | Рассматривание альбома «Моя семья». Мультфильм «Встречайте бабушку» | Занятие «Каждый ребенок имеет право на семью» Чтение и обсуждение В. В. Бианки «Оранжевое горлышко», Осеева «Сыновья», «Два пирожных». Л. Николаенко «Все сделалось грустным» | Игра-эксперимент «Как улучшить настроение себе и своим родным» | Рисование «Эмблема моей семьи» Разыгрывание ситуаций по рассказу В.Осеевой «Просто старушка» | С/р игра «Семья». Д/и: «Кто я в семье?», «Обязанности в семье», «Семейный паровозик», «Пирамида моей семьи», «Герои книг имеют право»
Игра - пантомима «Помогаю взрослым». Игра-тренинг «Угощение» | ||||
февраль | «За свое постою, а чужое не возьму» Право на жильё и его неприкосновенность. Право на личную тайную жизнь. (Ст. 16) Формирование представлений о собственности, личных вещах. Воспитывать уважение к людям живущим рядом. Учить соблюдать элементарные правила совместного проживания, право человека на свою тайную личную жизнь. | «Кто в группе нарушает право?» | Просмотр мультфильма «Это мое» из мультсериала «Лунтик», выпуск 4. Рассматривание картин «Жилища народов планеты Земля» Оформление выставки «Мои любимые игрушки». | Занятие «Право на жильё и неприкосновенность жилища» Системный оператор «Дом» Чтение Ю. Мориц «Дом гнома, Гном-дома», Д. Саларина «Штрихи времени» «Жилища». Норвежская сказка «Как мальчик к северному ветру за своей мукой ходил» | Моделирование «Правила проживания в доме» | Конструирование «Дома для любимых игрушек»
Драматизация сказки «Лиса и заяц» (правовой конец сказки) | Д/и «Кому, какой дом?», «Кто имеет право жить в этом доме?», «Ключик», «Правовая почта» С/р игра «Строители», «Новоселье». Игра-убеждение «Приглашение в гости» Игра-тренинг «Уютный и красивый дом» Ситуативная игра «Если чужой стучится в дом» | Целевая прогулка «Здания нашего города» | |||
месяц | Информационный фонд | наблюдения | Рассматривание картин, иллюстраций, ( просмотр презентаций) | Д е я т е л ь н о с т ь | игры | Целевая прогулка ( экскурсия) | |||||
познавательная | исследовательская | трудовая | творческая | ||||||||
март | «Расти здоровым» Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание (Ст.21) Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья. Развивать представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни. Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье. Воспитывать уважение к медицинским работникам. | Мультфильм «Зарядка для хвоста. | Занятие «Право на медицинское обслуживание» Чтение: Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (глава «В больнице»); «Человек заболел» И.Турчин; С. Прокофьевой «Желтый чемоданчик» | Опытно-исследовательская деятельность (Проверка зрения, как бьётся твоё сердце, посчитаем пульс) | Изготовление медкарт для игры «Поликлиника» | Слушание музыки П. Чайковского «Болезнь куклы», «Кукла выздоровела». Творческая мастерская «Если хочешь быть здоров» | С/р игры «Детская поликлиника», «Скорая помощь». Игра – тренинг «Как вызвать скорую помощь» Д/и «Полезно-вредно», «Угадай вид спорта по показу», «Как вырасти здоровым», «Герои книг имеют право» Игры в спортивном центре | Виртуальная экскурсия в поликлинику. Экскурсия в медицинский кабинет ДОУ. | |||
апрель | «Хочу все знать. Как важно грамотным быть» Право ребенка на получение информации, защите от вредной информации. Право на образование (Ст. 17, ст. 28) Познакомить детей с правом на получение образования и на доступность информации. Формировать представление о значимости образования в жизни каждого человека. | «Откуда люди получают информацию» | Презентация «Безопасный интернет» Фоторепортаж «Наша домашняя детская библиотека» Просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» | Занятие «Хочу все знать!» Библиотечные уроки. Системный оператор «Книга» Чтение: Л. Толстой «Филиппок», А. Толстой «Золотой ключик», Дж. Родари «Учебная конфета», Д. Р. Киплинг «Слоненок», О. Давыдова сказка «Информация» | Исследовательская деятельность «Узнал сам и расскажи другому» | Реставрация книг | Конструирование «Книжки-малышки» Рисунок обложки своей любимой книги | Д/и «Ступеньки образования» Игра-эстафета «Как мы получаем информацию», «Кто быстрее соберется в школу?» Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». С/р игры: «Школа», «Библиотека», «Детское телевидение», «Почта» | Видео-письмо от старших братьев и сестер «Что такое школа» | ||
май | «Не обижай меня. Когда нам хорошо вместе» Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия (Ст. 19) Довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах. Каждый имеет право на уважительное и доброе отношение других людей | «Что радует и что огорчает друзей и близких?» | Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука прав ребенка» | Занятие «Не обижай меня» Мультимедийная игра «Что мы знаем о наших правах» Чтение: В. Драгунский «Друг дества», китайская сказка «Упорный Юн Су» (придумать правовое решение возникшего конфликта) С. Погореловский «Попробуй волшебником стать». | Продуктивная деятельность (лепка) «Сказочные нарушители и помощники» Инсценировка по эскимосской сказке «Как лисичка бычка обидела» | Дидактические игры: «Что нарушено»; «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Разрешено — запрещено», Снежная королева», «Волшебный сундучок», «Придумай правовой конец сказки». Игры на разрешение ситуаций: «Не поделили игрушку», «Пойми меня», «Скажи другу комплимент». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста»
Задачи:•Исследовать особенности личностного развития и уровень развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.•Выявить уровень правовой и психолого-педагогич...
Педагогический проект «Маленькие юристы» (Формирование основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста)
Актуальность: Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь...
Круглый стол для педагогов "Формирование основ правового сознания у детей дошкольного возраста"
Цель. Обобщить знания педагогов о нормативно – правовых актах, определяющих права ребенка. Систематизировать знания педагогов по осуществлению прав ребенка в ДОУ и семье. Пропаган...
«Формирование основ правового сознания дошкольников посредством дидактической игры»
В современном мире большинство родителей не имеют достаточных знаний о формировании основ правового сознания у детей. Родители готовы уважать права детей на проявление собственной воли, но в реальной ...
«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста».
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с те...
«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста».
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с те...
«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста».
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с те...