Круглый стол для педагогов "Формирование основ правового сознания у детей дошкольного возраста"
методическая разработка на тему
Цель. Обобщить знания педагогов о нормативно – правовых актах, определяющих права ребенка. Систематизировать знания педагогов по осуществлению прав ребенка в ДОУ и семье. Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentacija-kruglyi-stol_fl3me.ppt | 1002.5 КБ |
kruglyy_stol_formirovanie_osnov_pravovogo_soznaniya.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Обобщить знания педагогов о нормативно – правовых актах, определяющих права ребенка. Систематизировать знания педагогов по осуществлению прав ребенка в ДОУ и семье. Пропагандировать правовое воспитание детей в педагогическом коллективе.
Уровни законов 1- й уровень: Декларация прав ребенка (принята ООН 20.11.1959 г.). Конвенция о правах ребёнка (принята ООН 20.11.1989 г.). 2 -й уровень: Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.). Гражданский, Уголовный и Семейный кодексы РФ. 3-й уровень: Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г.). Закон об образовании (№ 273 – ФЗ от 29.12.12). Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (утв. распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р). Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким – либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.
Конвенция ООН о правах ребёнка устанавливает ответственность государства: • за обеспечение в максимально возможной степени выживания и здорового развития ребенка; • за защиту от произвольного или незаконного вмешательства в осуществление права ребенка на личную жизнь, от посягательства на его честь и репутацию; • за обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием; • за признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; • за защиту ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации; • за защиту ребенка от жестокого обращения; • за помощь ребенку, явившемуся жертвой любых видов жестокого обращения.
Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность: • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-135); • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157). Семейный кодекс РФ гарантирует : • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54); • право ребенка на защиту его законных интересов и обязанности органа опеки и попечительства принять меры в случае нарушения его прав (ст. 56); при этом предусмотрены: • лишение родительских прав как мера защиты детей от жестокого обращения с ними в семье; • немедленное отобрание ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни и здоровью (ст. 77).
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ? Четыре основные формы жестокого обращения с детьми: Физическое насилие. Сексуальное насилие (или развращение). Психическое (эмоциональное) насилие. К психической форме насилия относятся: открытое неприятие и постоянная критика; угрозы в адрес ребенка в словесной форме; замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; преднамеренная физическая или социальная изоляция; ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму. 4. Пренебрежение нуждами ребенка.
Три взаимосвязанных направления прав и обязанностей родителей: Проведение работы по ознакомлению воспитателей ДОУ с системой нормативного обеспечения прав детей на международном, федеральном и региональном уровне. Организация практической работы педагога детского сада с родителями по укреплению здоровья, профилактике, диагностике и коррекции жестокого обращения с детьми, защите их прав и достоинства. Работа воспитателей по обмену опытом, проведение совместных встреч, заседаний методических объединений, конференций; создание общественного банка данных о жестоком обращении с детьми; проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации.
Назовите Международные документы, регулирующие права ребенка Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о правах ребенка (1989) Назовите документы Российской Федерации, регулирующие права ребенка Конституция РФ (1993), Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Об основных гарантиях прав ребенка в РФ, Закон об образовании в РФ № 273 – ФЗ (29.12.12.) Назовите основные формы жестокого обращения с детьми Физическое насилие, психическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение нуждами ребенка Какую форму жестокого обращения с детьми характеризует следующее высказывание – «отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию» Пренебрежение нуждами ребенка
Назовите направления работы педагогов детского сада по охране прав ребенка: Организация практической работы педагога детского сада с родителями по укреплению здоровья, профилактике, диагностике и коррекции жестокого обращения с детьми, защите их прав и достоинства; Работа воспитателей по обмену опытом, проведение совместных встреч, заседаний методических объединений, конференций; создание общественного банка данных о жестоком обращении с детьми; Проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации .
ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
В жизни можно по–разному жить: горе можно и в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно и так: На рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обнажѐнной солнце достать И подарить его людям. А.Вознесенский
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Теоретическая часть.
СЛАЙД 1
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ДОКУМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЛАЙД 2
Цель. Обобщить знания педагогов о нормативно – правовых актах, определяющих права ребенка. Систематизировать знания педагогов по осуществлению прав ребенка в ДОУ и семье. Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе.
СЛАЙД 3
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким – либо образом, но и требовать соблюдения своих прав. Можно выделить три уровня законов, регулирующих права ребенка.
1- й уровень:
Декларация прав ребенка (принята ООН 20.11.1959 г.). Декларация — «провозглашение»: в отличие от Конвенции, пактов носит не столькозаконодательный характер, сколько характер нравственного ориентира. • Конвенция о правах ребёнка (принята ООН 20.11.1989 г.); другие документы, принятые рядом стран.
2 -й уровень:
Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.)
Гражданский, Уголовный и Семейный кодексы РФ
3-й уровень:
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г.).
Закон об образовании (№ 273 – ФЗ от 29.12.12)
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р)
ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВА РЕБЁНКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ
СЛАЙД 5
Конвенция ООН о правах ребёнка дает развернутое содержание понятия «жестокое обращение» и определяет меры зашиты (ст. 19, а также устанавливает ответственность государства:
• за обеспечение в максимально возможной степени выживания и здорового развития ребенка (ст. 6);
• за защиту от произвольного или незаконного вмешательства в осуществление права ребенка на личную жизнь, от посягательства на его честь и репутацию (16);
• за обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (24);
• за признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (27)
• за защиту ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации (34);
• за защиту ребенка от жестокого обращения (ст. 37);
• за помощь ребенку, явившемуся жертвой любых видов жестокого обращения (ст. 39).
Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность:
• за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-135);
• за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).
Семейный кодекс РФ гарантирует:
• право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
• право ребенка на защиту его законных интересов и обязанности органа опеки и попечительства принять меры в случае нарушения его прав (ст. 56); при этом предусмотрены:
• лишение родительских прав как мера защиты детей от жестокого обращения с ними в семье;
• немедленное отобрание ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни и здоровью (ст. 77).
СЛАЙД 6
Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных организациях, на уважение их человеческого достоинства. Применение методов физического и
2. Жестокое обращение с детьми: что это такое?
«Проблемные родители» - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, которыми взрослые калечат ребенка, это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимой пищей, одеждой, гигиеническим уходом, лишают сна. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение в детстве делает людей социально дезадаптированными, не умеющими создать семью, быть хорошим родителем. Опасное социальное
последствие насилия – дальнейшее воспроизводство жестокости. Жестокое обращение с детьми могут допускать не только родители (но и другие члены семьи, опекуны, попечители, воспитатели и т. д.
СЛАЙД 7
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми
1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
2. Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.
3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и формирующее патологические черты характера. К психической форме насилия относятся: - открытое неприятие и постоянная критика; - угрозы в адрес ребенка в словесной форме; - замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; - преднамеренная физическая или социальная изоляция; - ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; - однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму. 4. Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.
3. Право на защиту и помощь
Согласно требованиям Конвенции и нормативно – правовым документам РФ, ребенок имеет право на защиту от всех форм не только физического, но и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение.
Если проанализировать деятельность воспитателей, становится ясно, что в настоящее время еще многие дети нуждаются в защите. При этом воспитатели зачастую не преднамеренно нарушают права детей, а действуют в силу непонимания проблемы.
Одна из причин нарушения прав детей в ДОУ состоит в том, что с каждым годом приходит все больше проблемных детей с поведенческими нарушениями, эмоционально – личностными расстройствами (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность и т. п.) – по статистике те или иные проблемы имеет каждый третий ребенок.
Установлено, что 58% педагогов не только не в состоянии установить причину и оказать помощь таким детям, но зачастую не видят сам факт нарушений психо – эмоциональной сферы ребенка.
Кроме того, значительное число детей в группах являются «пренебрегаемыми» и «отверженными», и социальный статус таких детей на протяжении дошкольного детства практически не меняется. Т. о., ребенка в д/с можно считать наверняка защищенным лишь от физического насилия.
В настоящее время острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания, является использование правовых и педагогических возможностей детского сада для защиты прав ребенка в семье. Работа д/с по разъяснению прав и обязанностей родителей должна
СЛАЙД 8
Практическая часть.
1. Назовите Международные документы, регулирующие права ребенка (Декларация прав ребенка (1959, Конвенция о правах ребенка (1989)
2. Назовите документы Российской Федерации, регулирующие права ребенка (Конституция РФ (1993, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Об основных гарантиях прав ребенка в РФ, Закон об образовании в РФ № 273 – ФЗ (29.12.12.)
4. Назовите основные формы жестокого обращения с детьми (физическое насилие, психическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение нуждами ребенка)
5. Какую форму жестокого обращения с детьми характеризует следующее высказывание – «отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию» (пренебрежение нуждами ребенка).
СЛАЙД 9
6. Назовите направления работы педагогов детского сада по охране прав ребенка:
- Организация практической работы педагога детского сада с родителями по укреплению здоровья, профилактике, диагностике и коррекции жестокого обращения с детьми, защите их прав и достоинства;
- Работа воспитателей по обмену опытом, проведение совместных встреч, заседаний методических объединений, конференций; создание общественного банка данных о жестоком обращении с детьми; проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации.
4. Игра «Волшебный сундучок»
СЛАЙД 10
Ведущий: сейчас из волшебного сундучка я буду по очереди доставать предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.
Свидетельство о рождении
- Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на имя)
Сердечко
- Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)
Домик
- Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (право на имущество)
Конверт
- О чем напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)
Букварь
- О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учебу)
Картинка медведицы с медвежонком
- О чем напоминает эта картинка? (о праве ребенка быть вместе с мамой)
Таблетки
- О каком праве напоминают эти таблетки? (О праве на получение медицинской помощи)
Паспорт
- Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на гражданство).
Ведущий: Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать. А закончить наш круглый стол я хочу очень хорошим стихотворением А. Вознесенского:
СЛАЙД 11
В жизни можно по–разному жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Формирование правового сознания у детей дошкольного возраста"
В результате работы в рамках данного проекта мы решаем следующие задачи:повышение логико-нормативного правосознанияповышение эмоционально-образного правосознанияповышение поведенческого правосознания....
Формирование основ правовой культуры у детей дошкольного возраста
В данной работе я представляю работу по формированию у детей дошкольного возраста основ правовой культуры....
Круглый стол для родителей «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи. Задачи:1. Формировать понятие родителей о ...
Круглый стол для родителей «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»
Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности....
Круглый стол для родителей "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста."
Круглый сстол для родителей "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста."...
Программа по формирования основ экологического сознания у детей дошкольного возраста средствами экспериментально-исследовательской деятельности «Я открываю удивительный мир» (от 3 до 8 лет)
Пояснительная запискаВ современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности. Уже в ...