Педагогический проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Страна Звуковия»
проект по развитию речи (старшая группа)

Жовницкая Татьяна Геннадьевна

Данный материал предназначен для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

«Страна Звуковия»

Адресация проекта

Проект предназначен для совместной деятельности педагогов, детей старшего дошкольного возраста и их родителей (законных представителей)

Авторы проекта

Воспитатели I квалификационной категории:

Гордеева Наталия Павловна

Жовницкая Татьяна Геннадьевна

Участники проекта

Педагоги и воспитанники старшей группы «Радуга» ГБОУ Школа № 2075, родители (законные представители)

Предметно-содержательная область

Интегрированный

Характер доминирующей деятельности

Информационно-познавательный, творческий

Количество участников

Коллективный

Продолжительность

Долгосрочный

Тема проекта

«Страна Звуковия»

Актуальность проекта

Речевое развитие детей находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, то он не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, в следствии этого и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен. Чтобы подготовить детей к обучению грамоте, необходимо научить детей различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять звуки из состава слова, делить слова на слоги, а слоги на звуки, определять последовательность звуков в слове, делить предложение на слова. В образовательной деятельности звуки, слоги, слова становятся предметом изучения. В связи с этим, большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элементов подготовки к обучению грамоте у старших дошкольников.

Цель

Освоение ребенком норм и правил родного языка, гибкое их применение в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными способностями.

Задачи

  • Овладевать речью как средством общения и культуры
  • Обогащать активный словарь
  • Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь
  • Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух
  • Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку к обучению грамоте

Предполагаемый результат

  • Понимают, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение» 
  • Правильно произносят звуки
  • Проводят звуковой и слоговой анализ слов, делят двухсложные и трехсложные слова на слоги, составляют слова из слогов
  • Определяют место звука в слове, различают на слух гласные и согласные звуки, определяют твердые и мягкие согласные
  • Составляют предложения
  • Членят предложения на слова

Педагогические условия

  • Беседа
  • Игра
  • Образовательная деятельность
  • Информационно-коммуникативные технологии
  • Поддержка инициативы и самостоятельности детей
  • Индивидуальная работа с детьми
  • Интеграция образовательных областей
  • Развивающая предметно-пространственная среда
  • Взаимодействие с семьей

Содержание проекта

I этап: организационный (мотивационный)

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации

  • Стимулирование мотивации деятельности участников проекта
  • Выявление уровня интереса и знаний детей по предмету «подготовка к обучению грамоте»
  • Выяснить образовательные потребности родителей (законных представителей) и уровень их компетентности в вопросах речевого развития
  • Подобрать логопедический и дидактический материалы, разработать планирование работы в соответствии с психическими и возрастными особенностями старших дошкольников

II этап: практический

Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта

  • Проводить организованную образовательную деятельность с дошкольниками согласно планированию педагогической работы (обогащать представления детей по теме, совершенствовать умения в разных видах продуктивной деятельности)
  • Продолжать пополнять базу дидактических материалов
  • Оказать консультативную помощь родителям (законным представителям) воспитанников

Организованная образовательная деятельность во всех образовательных областях (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое)

Направление деятельности: познавательное

Форма организации:

  • Беседы с детьми
  • Создание проблемных ситуаций
  • Дидактические игры и упражнения

Направление деятельности: практико-ориентированное

Форма организации:

  • ООД, решение проблемных ситуаций, работа в парах, игры, направленные на:

- развитие навыков звукового анализа;

- умение составлять прямые и обратные слоги;

- умение детей делить слова на слоги;

- умение составлять предложения, объединенные тематически;

- развитие речевого аппарата, отработку дикции;

- закрепление умения детей выделять заданный звук из состава слова, различать согласные звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости

Организованная деятельность в режимных моментах

  • Утренний круг (развитие диалоговой и монологовой речи, мелкой моторики)
  • Утренняя зарядка под музыку и песни (развитие фонематического слуха, улучшение усвоения русского языка)
  • Поручения, дежурство (расширение словарного запаса)
  • Самостоятельная игровая деятельность (развитие связной речи, активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения):

- дидактические игры,

- настольно-печатные,

- конструктивные игры,

- сюжетно-ролевые игры

  • Подготовка к прогулке, прогулка (закрепление тематической лексики, предметных и обобщающих понятий)
  • Вечерний круг (развитие диалоговой и монологовой речи, мелкой моторики)
  • Игры и упражнения по развитию речи на повторение и закрепление изученного материала (развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов)

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

  • Анкетирование родителей (законных представителей) «Речевое развитие ребенка»
  • Родительское собрание «Подготовка дошкольников к обучению грамоте»
  • Наглядная информация в родительском уголке
  • Консультации по запросам родителей (законных представителей)
  • Домашние задания: использование игр и упражнений в домашних условиях

III этап: заключительный

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в творческой работе

  • Определить эффективность проделанной работы.
  • Разработать рекомендации для родителей (законных представителей) детей по дальнейшему формированию навыков звукового анализа
  • Презентация о проделанной работе
  • Открытый показ организованной образовательной деятельности для родителей (законных представителей) по подготовке к обучению грамоте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста "Красота - залог здоровья!"

Проект предназначен для детей подготовительной группы, направлен на изучение имоции и проявление их, длительность 3 недели.  В проекте мы раскрывали понятие «Красота», т.е. какая  она бывает...

Педагогический проект «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе сказки»

Одним из самых действенных средств социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста является русская народная сказка. Она учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, их повед...

Педагогический проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Спасибо деду за Победу»

АктуальностьЧувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это люб...

Педагогический проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Страна Звуковия»

Данный материал предназначен для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений...