Проект для детей старшего дошкольного возраста “Страна ткани”
проект по окружающему миру (старшая группа)
Цель проекта - формирование представлений детей о возникновении ткани, ее видах и необходимости в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tkani.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект для детей старшего дошкольного возраста
“Страна ткани”
Вид проекта: краткосрочный
Участники проекта: Воспитатели, дети старшей группы, Наталья Александровна (родитель).
Цель проекта: Формирование представлений детей о возникновении ткани, ее видах и необходимости в жизни человека.
Задачи:
- Дать знания о возникновении ткани, ее предназначении в жизни человека, познакомить с ее видами.
- Расширять представления об окружающем мире, развивать логическое мышление и мотивацию к познавательной деятельности, расширять словарный запас слов.
- Воспитывать бережное и уважительное отношение к ткани, любовь к труду человека.
Проблема: Зачем нужна человеку ткань?
Предполагаемые результаты реализации проекта:
Проявление сообразительности, догадки; самостоятельности в разнообразных видах деятельности;
Удовлетворение от эксперимента, интереса к событиям за рамками личного опыта;
Сплоченность детского коллектива; стремление к проявлению творческой инициативы;
Формирование самостоятельности в стремлении к заданной цели, умение обдумывать пути ее содержания;
Способность к достаточно самостоятельному осуществлению познавательного - исследовательской деятельности; использованию доступных средств.
Предварительная работа воспитателя:
Изучить и подбирать методическую и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.
Подобрать материал и атрибуты для запланированных мероприятий.
Оформить материал для продуктивной деятельности.
Содержание работы над проектом.
Работа над проектом проходила в несколько этапов.
1 этап – подготовительный.
Беседа “ История возникновения ткани”. (Приложение 1)
Цель – познакомить детей с историей возникновения ткани, ее видами и дать понять, что она необходима в жизни человека.
Чтение стихотворения М. Федоренкова “Одеяло”. (Приложение 2)
Цель – формирование знания детей о том, что из ткани можно сшить не только одежду, но и много предметов домашнего обихода.
2 этап – основной.
Беседа с мамой Никиты Натальей Александровной “Я люблю свою профессию”
Цель – познакомить детей с профессией швеи, дать представление о видах ткани, используемых для пошива одежды.
Занятие с Натальей Александровной “Пошив постельного белья для куклы Барби”
Цель – учить детей пользоваться иголкой и ниткой, учить шить наметочным швом.
Просмотр мультфильма “Ситцевая улица”
Цель – на примере мультфильма показать детям, как нужно уважительно относиться ткани, познакомить с ткацким станком.
Дидактические игры. (Приложение 3)
Цель - организация деятельности детей по расширению знаний о тканях: учить работать с тканями и материалами, развивать тактильные ощущения, грамматический строй речи, память, мышление.
Экскурсия в кабинет кастелянши детского сада
Цель – закрепить представление о профессии швеи, о разнообразии видов ткани.
Эксперименты с тканью (исследовательская деятельность «Свойства тканей»). (Приложение 4)
Цель - Расширять представления о свойствах ткани.
3 этап – заключительный.
Конкурс “ Что из этой ткани мы сошьем?”
Цель – закрепить знания о назначении видов ткани.
Викторина «В мире лоскутков». (Приложение 5)
Цель – закрепить знания детей о тканях.
Изготовление альбома “Наши ткани”
Приложение 1.
История возникновения ткани и ее предназначение.
- Когда же появилась первая материя? История возникновения ткани прослеживается с самого начала развития человечества. По мнению ученых, еще в каменном веке первобытные люди, спасаясь от холода и мороза, мастерили себе одежду из шкуры убитого животного. Первобытные люди также, сплетая волокна конопли, осоки, крапивы, льна, начали создавать тканое полотно (ткань).
Да, такая ткань, конечно же, спасала древних людей от холодов, хотя была очень грубой и неудобной.
Но со временем мастера по производству ткани совершенствовались, применяли различные методики, пробовали новые технологии. По мере развития цивилизации развивается и производство ткани, повышается ее качество, появляются новые виды ткани. Более качественные и сложные типы ткани ткачи изготавливали уже на первых ткацких станках, которые изначально появились в азиатских странах.
Около V в. до н. э. появляется первое ткацкое устройство, которое состояло из большой деревянной рамы, на ней закрепляли нити и плели ткань. В закрепленные на раме нити ткач при помощи челнока вплетал поперечные нитки. Работа по созданию тканого полотна была очень трудоемкой и занимала большое количество времени, но полотно получалось довольно плотным и толстым. Такая ткань среди людей пользовалась большим спросом.
Со временем ткацкие станки стали появляться практически в каждом доме. На них изготавливали постельное белье, полотенца и одежду. Благодаря этому впоследствии развилась целая индустрия производства тканей различного целевого назначения, состава и технологий.
Потребность человека одеться самому вскоре превращается в потребность преобразовать и украсить свое жилье, а именно - сделать его более комфортным и красивым при помощи ткани. Так стали появляться шторы, обивка мебели, скатерти и пр.
Физкультминутка
Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.
Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести,
В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем.
Всю одежду замочили,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.
Приложение 2.
Лоскутное одеяло
С полки бабушка достала
Непростое одеяло:
Развернул его я... Ах!
Всё в цветастых лоскутках!
Разлетелись лоскутки,
Точно это мотыльки:
Желтый, красный, полосатый,
Фартук, галстуки, халаты,
Занавески, покрывало -
Что здесь только ни бывало!
Шерстяные и из ситца -
Всё для дела пригодится.
Вот, пришит наискосок
От костюма лоскуток;
Пиджаком была когда-то
Темно-синяя заплата.
Вот, букетик васильков
На одном из лоскутков.
Вот, зеленый, мягкий самый -
Лоскуток от платья мамы!
Рядом с ним (случайно вдруг...)
От моих парадных брюк,
Чтоб я помнил каждый раз,
Что с гвоздем в заборе лаз!..
А вот этот лоскуток
Выцвел вдоль и поперёк,
Он за много-много лет
Потерял свой прежний цвет.
Вот, еще один, большой;
Полюбуйтесь, он какой -
Треугольный, из фланели,
Мой любимый, в самом деле.
Ох, какое одеяло!
Все секреты рассказало;
Лоскуточек к лоскутку,
Уголочек к уголку!
...Подрасту еще чуток
И пришью свой лоскуток!
Приложение 3.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
На столе - несколько образцов тканей (кожа, мех, хлопок, шерсть, шелк). Дети трогают их. Потом одному из игроков каждой команды завязывают глаза, дети по очереди достают лоскутки из мешочка и на ощупь пытаются определить материал. Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.
Дидактическая игра «Что нужно швее?».
На столе - разные предметы. Команды стараются подобрать швее нужные предметы (иголка, нитка, наперсток, ткань и т. д.). Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.
Дидактическая игра «Одень куклу по погоде».
Детям даны разные виды тканей. Одна команда отбирает ткани для шитья летнего наряда, другая - для зимнего.
Приложение 4.
Эксперименты с тканью (исследовательская деятельность «Свойства тканей»).
Материал: разные кусочки ткани (хлопок, мех, плащевка, джинсовая ткань, ситец, марля и т. д.), тарелочки с водой, ножницы, клей, степлер, тазик с мылом и водой для стирки, увеличительное стекло.
- Сегодня мы будем исследователями, проведем эксперименты с тканью. Как вы думаете, что можно сделать с куском ткани?
(Варианты ответов детей: помять, разрезать, порвать и т. д. - все это детям разрешается попробовать и самостоятельно рассказать о полученных результатах, своих эмоциях, количестве приложенных усилий и т. д.)
Опыт 1.
Дети пытаются склеить два куска ткани, разорвать (хлопок и мех), сшить, постирать грязный лоскуток, постирать цветную ткань, порезать ножницами, помять (натуральную и искусственную ткани).
Вывод: основные свойства ткани - она склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, рвется, мнется.
Опыт 2.
Дети капают на лоскуты ткани водой и делают вывод о том, какая ткань впитывает воду, а какая не впитывает (рассматривается плащовка и хлопок).
Опыт 3.
Дети с помощью лупы рассматривают переплетение нитей в различных лоскутках и делают вывод, что у ткани, которая промокла, нити переплетаются реже, чем у непромокаемой.
Опыт 4.
Дети берут кусок ткани и кусок бумаги. Два ребенка держат бумагу (ткань) за разные концы, третий пытается ее порвать.
Вывод: бумага порвалась, ткань - нет. Ткань прочнее бумаги.
Опыт 5.
Дети берут два кусочка ткани (хлопок и мех) и дуют на них. Вы вод: мех тяжелее, чем хлопок, его труднее сдвинуть с места.
Опыт 6.
Дети берут несколько видов тканей (ситец, джинсовую, хлопок, тюль и др.) и режут их ножницами, после чего делают выводы о том, какая ткань режется труднее (легче).
Приложение 5.
Викторина «В мире лоскутков».
Дети делятся на две команды, придумывают название, выбирают капитана команды. Между командами на одинаковом расстоянии лежит флажок - кто первый схватил флажок, тот и отвечает на вопрос.
Вопросы викторины:
Как называются ткани, которые производят из шерсти животных? (Шерстяные.)
Кто такой скорняк? (Мастер, который шьет из меха одежду.)
Чем занимается портниха? (Портниха шьет одежду.)
Хлопок - это натуральная или искусственная ткань? (Натуральная.)
Откуда берется шелк? (Его вырабатывает шелкопряд.)
Что прочнее - бумага или ткань? (Ткань.)
Загадки:
•Птичка-невеличка с льняным хвостом
Сквозь стенку перелетывает. (Иголка, нитка, ткань.)
•Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф.)
•У маленькой Катюшки уселся на макушке
Не мотылек, не птичка - держит две косички. (Бант.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Страна красок"
Конспект проекта по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Страна красок"Задачи:1. Образовательная: Формировать валеологическую куль...
"В стране музыкальных инструментов" - музыкально познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет)
В игровой форме детей знакомят с тремя группами музыкальных инструментов....
Совместный познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Деды Морозы разных стран»
Проект по подготовке к празднованию Нового года. Представлен паспорт проекта с описанием целей и задач, содержательная часть нескольких этапов его реализации, а также план мероприятий с детьми и родит...
Проект для детей старшего дошкольного возраста по теме: "В стране Мульти- Пульти"
ЦЕЛЬ:Сформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации. Обогатить словарный запас детей. Способствовать становлению у ребенка осознанного отношения к выбору и оценке качества пот...
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Страны мира».
Защита проекта для детей старшего дошкольного возраста на тему «Страны мира»....
Педагогический проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Страна Звуковия»
Данный материал предназначен для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений...
Педагогический проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Страна Звуковия»
Данный материал предназначен для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений...