Образовательный проект « Чудеса мыльных пузырей»
проект (подготовительная группа)
Актуальность проекта:
Эмоциональное состояние малыша и его отношение к миру имеют огромное значение в психическом развитии ребенка. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми ,а затем и сверстниками на поддержание и развитие интереса ко всему , что происходит вокруг.. Мыльные пузыри привлекают всех своей красотой, радужными переливами, удивительной хрупкостью и легкостью. И не только дети, но и взрослые с удовольствием наблюдают за этим творением. Затейливые траектории их полета делают мыльные пузыри забавной игрушкой для детей любого возраста. Каждый в своей жизни сталкивался с волшебством мыльных пузырей. Они завораживают, заставляют верить в чудеса. Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельность, б ы л разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – мылом и мыльными пузырями, которые приносят большое удовольствие всем детям без исключения. Тема проекта соответствует возрастным особенностям, имеющему опыту, сформированным знаниям и умениям детей средней группы детского сада. В нашем проекте «Чудеса мыльных пузырей» мы решили по-новому посмотреть на это веселое явление. Для детей рисование – любимое занятие. Рисуя, они на бумагу выплескивают свои мечты, фантазии. Развивается воображение. С удовольствием дети оставляют следы чем угодно и где угодно. Одним из нетрадиционных методов изображения для детей — рисование мыльными пузырями, который очень интересен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mylnye_puzyri.docx | 447.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад общеразвивающего вида №23»
с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников
Образовательный проект
« Чудеса мыльных пузырей»
Выполнила: Солдаткина М.В.
воспитатель высшей квалификационной
категории.
г. Бугуруслан – 2021г
Актуальность проекта:
Эмоциональное состояние малыша и его отношение к миру имеют огромное значение в психическом развитии ребенка. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми ,а затем и сверстниками на поддержание и развитие интереса ко всему , что происходит вокруг.. Мыльные пузыри привлекают всех своей красотой, радужными переливами, удивительной хрупкостью и легкостью. И не только дети, но и взрослые с удовольствием наблюдают за этим творением. Затейливые траектории их полета делают мыльные пузыри забавной игрушкой для детей любого возраста. Каждый в своей жизни сталкивался с волшебством мыльных пузырей. Они завораживают, заставляют верить в чудеса. Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельность, б ы л разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – мылом и мыльными пузырями, которые приносят большое удовольствие всем детям без исключения. Тема проекта соответствует возрастным особенностям, имеющему опыту, сформированным знаниям и умениям детей средней группы детского сада. В нашем проекте «Чудеса мыльных пузырей» мы решили по-новому посмотреть на это веселое явление. Для детей рисование – любимое занятие. Рисуя, они на бумагу выплескивают свои мечты, фантазии. Развивается воображение. С удовольствием дети оставляют следы чем угодно и где угодно. Одним из нетрадиционных методов изображения для детей — рисование мыльными пузырями, который очень интересен.
Проблема
Выбор данной темы основан на том, что у наших детей недостаточно развиты представления о мыльных пузырях, о характерных особенностях творчества мыльными пузырями; о рисовании нетрадиционным способом – мыльными пузырями.
Поэтому, я считаю, реализация проекта позволит сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества
Формы взаимодействия работы с родителями:
- Устный опрос «Рисуете ли Вы с детьми, применяя нетрадиционные методы?» (на начало и конец проекта);
- Индивидуальные беседы;
- Наглядная информация, консультация для родителей «Рисуем мыльными пузырями.
Цель проекта:
- Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
- Способствовать углублению у детей знаний о свойствах и качествах мыльных пузырей, создание условий для возникновения интереса к исследовательской деятельности
Задачи проекта:
Образовательные
1. Расширять и закреплять представления детей о мыле, его свойствах и назначении.
2. Учить грамотно выражать свои мысли; пополнять активный словарь (учить подбирать прилагательные к существительным и составлять из них словосочетания);
3. В процессе познавательно-исследовательской деятельности повышать интерес детей к личной гигиене; доставлять удовольствие и положительные эмоции.
4. Познакомить с процессом изготовления мыльных пузырей и новым способом рисования мыльными пузырями;
Развивающие задачи:
1. Развитие связной речи;
2. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения; развитие познавательного интереса.
3. Развивать познавательный интерес, творческие способности
4. Расширять и обогащать художественный опыт;
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброжелательность, желание прийти на помощь.
2. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей, получать радость от узнавания нового.
3.Заинтересовать родителей перспективами развития творческой деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Участники проекта: Воспитатели, родители и дети старшей группы.
Срок реализации: 2 недели – 16.08.2021 – 29.08.2021
Основание проекта
Проект реализуется на основе интеграции образовательных областей :
Познавательное, социально – коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое, музыкальное развитие.
Образовательная область социально – коммуникативное:
1.Беседа «Какие игры вы знаете», «Наши увлечения- наши развлечения».
2.Рассматривание иллюстраций «Праздник», фотографий «А у нас сегодня праздник». 3.Сюжетно-ролевые игры «Семья» (У нас праздник), «Детский сад»
Образовательная область речевое развитие:
1.Составление рассказов : «У нас праздник…», «На что похож мыльный пузырь».
2.Дидактическая игра «Скажи наоборот», «Назови круглые слова».
3. Чтение: русская народная сказка «Пузырь, лапоть и соломинка»,
4.Згадки о мыльных пузырях и воздушных шарах.
Образовательная область познавательное развитие:
НОД «На большом воздушном шаре в страну мыльных пузырей» .
Просмотр мультфильма «Винни- Пух».
Самостоятельная игровая деятельность
игра малой подвижности «Пузырь».
Опыты и эксперименты: «Легкий - тяжелый», «Лопнет или нет», «Вулкан», «Делаем мыльные пузыри», «Пускание пузырей: чей дальше», «Рассматривание мыльных пузырей».
Образовательная область художественно – эстетическое развитие:
- Аппликация на тему «Шарики воздушные, ветерку послушные…».
2.Лепка «На что похож мыльный пузырь», рисование «Разноцветные шарики».
3. Самостоятельная игровая деятельность: «Рисование мыльных пузырей по трафарету», «Рисование мыльных пузырей и воздушных шаров мелками , карандашами»,
4. Слушание музыкальных произведений: «Я пуская пузыри»
Образовательная область физическое развитие:
1.Подвижные игры «Пузырь», «Устроим снегопад из мыльных пузырей».
2.Пальчиковые игры : «У нас босые ножки», «Град, град!», «Солнышко -ведрышко».
3.Физкультминутка «Ярче, солнышко, свети!», «Дождик, дождик, пуще лей
Условия реализации проекта
Внутренняя среда:
- специально организованная развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ и в группе;
- предметно – методическое обеспечение.
Развивающий центр « Познание»:
- поместить разнообразный литературный материал, знакомящий детей с играми – забавами, развлечениями.
Развивающий центр «Познавательно- исследовательской деятельности»:
- поместить познавательные материалы
- дидактические игры: «Подбери по образцу»
- иллюстрации «Праздник».
Развивающий центр « Художественно- эстетического развития»:
- Поместить иллюстрации: «Шары», «Праздник»
Развивающий центр «Социально-коммуникативного развития»:
- Составление альбома «А у нас сегодня праздник»
Развивающий центр «Музыкально- театральной деятельности»:
- Поместить ширму для игр –драматизаций
- театральные атрибуты (маски: лапоть и соломинка, костюм «Пузыря»,)
Развивающий центр « Физическое развитие»:
Поместить игровой материал и спортивные атрибуты, способствующие двигательной активности детей.
Научно – методическое обеспечение:
1. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», «Творим, изменяем, преобразуем».
2. Цветкова И. В. «Игры и проекты» Ярославль; Академия, развития 1997г.
3. Прищепа С. С. «физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет». Методическое пособие С.С Прищепа – М.ТЦ «Сфера» 2009-89-90с.
4. Крылова Н.И. «Здоровье сберегающее пространство в ДОУ. Методическое пособие – Волгоград: издательство «Учитель» 2009 164-169с.
5. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности». Система работы в средней группе детского сада – М. Мозаика Синтез ,2010-7с.
6. Программа «Здравствуй» - М.: Мнемозина, 2004 – 248с. Автор М. Л. Лазарев.
7. Болушевский С.В., Зарапин В.Г., Караваева А.О. «Можно ли увидеть звук?» Взрослые опыты для детей. - Москва: «Эксмодетство», 2016. – 96с.
8. Гегузин Я. Е. Пузыри: Наука, 1985.
9. Варламов С. Эксперименты с мыльной пленкой. - С.Варламов //Квант, 2006. — № 3, с. 37-38.
10.Скляревский Е. Мыльный пузырь как загадка науки.
11. Самые большие мыльные пузыри в мире Blogga.Ru
12.Как сделать мыльные пузыри. http://www.all-ebooks.com/
Формы реализации проекта
Образовательный проект реализуется на основе субъект – субъективного взаимодействия всех участников образовательных отношений и предполагает следующие организационные формы:
- утренние сборы в группе детского сада, позволяющие организовать введение детей в проблему ознакомления с мероприятиями на день: делать выводы по наблюдениям, фотоматериалам( собранным на протяжении какого – то определенного времени);
- экскурсии реальные ( семейные посещения мероприятий) и виртуальные ( « Занятия – путешествия» с целью ознакомления с природными явлениями).
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап:
- Подобрать методическую, научно-популярную литературу, иллюстративный материал по истории происхождения мыльных пузырей.
- Найти рецепты изготовления раствора для мыльных пузырей.
2. Основной этап:
Практическая часть
- Провести опыты с мыльными пузырями и выявить, какими свойствами они обладают.
- Рассказать детям моей группы о мыльных пузырях и их свойствах.
- С помощью взрослых и детей моей группы оформить выставку рисунков мыльными пузырями.
3. Заключительный этап:
- Проанализировать полученные результаты.
- Сделать вывод.
- Подготовить презентацию проекта.
Результаты проекта:
С помощью воспитателя мною была собрана и оформлена информация о мыльных пузырях, выставка рисунков мыльными пузырями.
По результатам исследовательской деятельности можно сделать выводы:
1. Насколько были мало ознакомлены с таким удивительным явлением, как мыльный пузырь.
2. Получение специального раствора для пускания мыльных пузырей в домашних условиях возможно. Основу всех рецептов для раствора мыльных пузырей составляют теплая вода и моющее вещество.
3. Наше предположение о том, что при применении секретного вещества глицерина, пузыри получатся крепкими и крупными, подтвердилось.
4. Проведя опыты с мыльными пузырями, мы убедились, что мыльные пузыри при правильном надувании, могут радовать глаз в течение нескольких минут. Мыльная пленка пузыря достаточно прочна и эластична, чтобы в него можно было поместить небольшой предмет, предварительно смоченный мыльным раствором.
5. А также с помощью мыльных пузырей можно создавать необыкновенной красоты картины, предметы.
Вывод: Без эксперимента, без практического обоснования любая наука превращается в сухой скучный набор фактов и формул. Исследование мыльных пузырей оказалось интересным, красивым и полезным занятием. Выдувая мыльные пузыри, поднимается настроение, забываются все проблемы и, действительно, хорошо разрабатываются лёгкие. Всё это благотворно влияет на здоровье.
Мыльные пузыри интересны не только для детей, но и для взрослых, их можно использовать в нетрадиционной технике рисования, для науки, они так и останутся в какой – то мере загадкой
Ожидаемый результат
Дети:
- осуществляют проектную деятельность вместе со взрослыми, коллективно и подгруппе;
- проявляют интерес к природе;
- с помощью взрослого выбирают необходимые способы в соответствии с поставленными задачами;
- используют полученные знания и умения в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, коммуникативной), а также в рисовании, лепке и т.д.
-дети получат представления об изготовлении мыльных пузырей; - Познакомятся с новым способом рисования в нетрадиционной технике – мыльными пузырями.
Родители:
- активно участвуют в реализации проекта, знакомя детей с нетрадиционным рисованием мыльными пузырями
-оказывают помощь в пополнении развивающей предметно – пространственной среды группы и детского сада 9 фотографии. Энциклопедическая литература ( рассказы, стихи), наглядно – демонстрационный материал.
- принимают участие в совместных мероприятиях, выставках, и т.д.
- создают дома условия для нравственного воспитания и личностного развития детей.
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению отношений между родителями и детьм.
Педагоги: ( педагоги и специалисты ДОУ)
- повышают педагогическую компетентность по теме проекта « Чудеса мыльных пузырей»
- организовывают воспитательно – образовательный процесс на основе интеграции всех видов детской деятельности;
-организовывают итоговые мероприятия по результатам пректной деятельности.
Приложение №1
История происхождения мыльных пузырей.
Воды обыкновенной
В стаканчик набери —
Пускать из мыльной пены
Мы будем пузыри.
Соломинку простую
Сейчас возьму я в рот,
Воды в нее втяну я,
Потом слегка подую
В соломинку — и вот,
Сияя гладкой пленкой,
Растягиваясь вширь,
Выходит нежный, тонкий,
Раскрашенный пузырь.
С. Маршак
Мыльные пузыри – народная забава, известная с древних времен и получившая широкое распространение в наши дни. При солнечном свете мыльные пузыри переливаются разноцветными яркими красками. Они создают впечатление радости и волшебства, праздника из цвета и света. Переливающийся цвет пузырей – это обман зрения, так как пузыри на самом деле бесцветны.
Мыльные пузыри обычно существуют лишь несколько секунд и лопаются при прикосновении или самопроизвольно. Их часто используют в своих играх дети, но использование пузырей в развлекательных шоу показывает, что и взрослым они тоже нравятся.
День рождения мыльного пузыря и по сей день остаётся загадкой. Мыльные пузыри существуют очень давно. Его история насчитывает более 400 лет.
В сети Интернет мы узнали историю появления мыльных пузырей. Она связана с человеком по имени Пумпатус, который из-за своего страха сам того не подозревая, придумал способ выдувания мыльных пузырей.
За этим занятием проводили время и взрослые и дети, что засвидетельствовали многие художники разных времен. Во время археологических работ в древнеримском городе Помпеи были найдены настенные рисунки с детьми, которые надувают пузыри. А в Китае сохранились старинные изображения на бумаге, где люди через палочки надувают шарики. В 17 веке художники изображали на своих холстах пастухов, играющих с пузырями.
Картины известных художников «Мыльные пузыри»
Идея надувания пузырей из мыльного раствора напрямую связана с изобретением мыла. Кто именно придумал надувать пузыри из пенной жидкости, оставшейся после стирки, неизвестно. Современное шоу мыльных пузырей- это настоящее искусство, развлекающее и детей, и взрослых. Артист должен обладать особым мастерством. Ведь нужно уметь приготовить особый раствор для надувания гигантских мыльных пузырей. Во внутрь, такого гигантского пузыря можно поместить человека или предмет. А еще из мыльных пузырей можно делать различные фигуры. Особенное зрелище представляют собой пузыри, заполненные внутри газом или в сочетании с лазерной иллюминацией.
Вывод: выдувание мыльных пузырей – одно из любимых детских развлечений. Когда и где точно появились мыльные пузыри и по сей день остаётся загадкой. Секреты мыльных пузырей интересовали философов, художников, учёных на протяжении веков, не оставляя равнодушных и в 21 веке.
Для того, чтобы узнать, как и когда появились мыльные пузыри мы стали искать информацию в сети Интернет. И нашли...
Мыльный пузырь — тонкая плёнка мыльной воды, которая формирует сферу с переливчатой поверхностью.
Когда и где точно появились мыльные пузыри и по сей день остаётся загадкой. Но доподлинно известно, что при раскопках древней Помпеи археологи обнаружили необычные фрески с изображением юных помпейцев, выдувающих мыльные пузыри. Значит, пузыри радовали детей и взрослых ещё во времена древней Помпеи. Видимо, у них были свои секреты производства мыла.
На картинах фламандских художников 18 века часто встречались изображения детей, выдувающих мыльные пузыри через глиняную соломинку. В 18 и 19 веках дети выдували мыльные пузыри, используя мыльную воду, оставшуюся после стирки.
Секреты мыльных пузырей интересовали философов, художников, учёных на протяжении веков, не оставляя равнодушных и в 21 веке.
Так, например, 9 августа 1996 года, Алан Маккей (Новая Зеландия) пустил мыльный пузырь длиной 32 метра. Его имя было занесено в «Книгу рекордов Гиннеса». Сэм Хит выдул самый огромный в мире мыльный пузырь, скорее целую мыльную тучу, которая парила в воздухе в парке Лондона. Однажды Сэм выдул мыльный пузырь, внутри которого находилось 50 человек.
Мыльные пузыри обычно недолговечны, существуют лишь несколько секунд и лопаются при прикосновении или самопроизвольно. Но, тем не менее, выдувание мыльных пузырей — любимое детское развлечение. И не только детское. Пока мы проводили исследование, убедились, что и взрослые тоже очень увлекаются выдуванием.
Вывод: выдувание мыльных пузырей — одно из любимых детских развлечений.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад общеразвивающего вида №23»
с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников
Беседа
«История происхождения мыльных пузырей».
Разработала: Солдаткина М.В.
воспитатель высшей
квалификационной категории
г Бугуруслан – 2021г
Приложение 2.
Беседа с детьми на тему «Почему нужно мыть руки?»
Задачи:
1. Продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни.
2. Воспитывать привычку, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом, умение устанавливать
последовательность действий.
3. Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.
4. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
5. Подвести детей к понятию, что “Чистота – залог здоровья”.
Ход действий:
Все болезни у ребят,
От микробов, говорят.
Чтоб всегда здоровым быть
Надо с мылом и водой дружить
Каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же - «Не забудь помыть руки!»
Кто ЗНАЕТ зачем нужно постоянно мыть руки? Они же такие чистые! (Ответы детей)
Правильно ребята «На руках, как и на всех окружающих предметах, содержится множество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать очень сильные заболевание».
Давайте сейчас посмотрим на наши ручки (повернув их ладошками в верх, Полина ты видишь там микробов (Ответ ребенка) Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом. Микробы живут везде - в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных, игрушках и других предметах.
А что нам поможет избавиться от этих микробов? Отгадайте!
Это наш хороший друг
Терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится,
В руках оно вертится,
Запенится вода.
От страха грязь бледнеть начнет
И побежит, и потечет,
Исчезнет без следа.
А руки станут чистыми,
Душистыми, душистыми
Узнали без труда.
- Правильно, конечно, все микробы боятся мыла с водой. Вода и мыло - настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.
Что же детям пригодиться,
Чтобы начисто умыться?
Нам нужна водица.
Что с рук грязь смывает?
Мыло детям помогает.
Чисто-чисто умывались.
Чем же дети вытирались? Полотенцем.
В умывальник мы идем,
Мыло и полотенце сейчас найдем!
Дети вместе с воспитателем проходят в туалетную комнату.
Правила правильного мытья рук: (При обсуждении этого вопроса используем показ плаката «Алгоритм мытья рук»).
Закатай рукава.
Намочи руки.
Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
Потри не только ладони, но тыльную их сторону.
Смой пену.
Проверь, хорошо ли ты вымыл руки.
Вытри руки.
Проверь, сухо ли ты вытер руки - приложи тыльной стороной к щеке.
(Прошу некоторых детей, а потом и всех продемонстрировать все стадии мытья и вытирания рук.)
Ребята, давайте мы прямо сейчас дадим торжественное обещание, о том, что всегда будем дружить с мылом и водицей.
Торжественное обещание
1. Чтоб в грязнулю и неряху
Мне не превратиться,
Обещаю каждый день чисто-чисто. (мыться)
Быть хочу я очень чистой,
А не чёрной галкой,
2. Обещаю я дружить с мылом и. (мочалкой)
3. А ещё, два раза в сутки
Обещаю чистить. (зубки)
4. Обещаю всем кругом
Быть послушным малышом.
Ходить чистым и опрятным,
Очень, очень. (аккуратным).
Воспитатель завершает беседу предложением разучить потешку:
Мойся мыло не ленись
Не выскальзывай, не злись,
Ты зачем опять упало,
Буду мыть тебя сначала.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад общеразвивающего вида №23»
с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников
Беседа с детьми на тему
«Почему нужно мыть руки?»
« Познавательное развитие»
Разработала: Солдаткина М.В.
воспитатель высшей
квалификационной категории
г Бугуруслан – 2021г
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад общеразвивающего вида №23»
с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников
Конспект
Образовательной деятельности
Тема: «Мыло и его секреты»
« Познавательное развитие»
Разработала: Солдаткина М.В.
воспитатель высшей
квалификационной категории
г Бугуруслан – 2021г
Приложение 3.
Занятие :«Мыло и его секреты»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
ЦЕЛЬ: ознакомление детей со свойствами мыла, его разновидностями и назначением, в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое мыло). Уточнить и закрепить знания о том, для чего люди используют мыло в своей жизни. Развивать память, внимание, мышление детей.
2. Закрепить умение преобразовывать существительные в относительные прилагательные, упражнять в подборе определений качества предмета.
3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки детей.
4. Формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
Ход НОД:
1. Беседа по сказке К. Чуковского «Мойдодыр»:
(на стульях, с показом картинок).
- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и скажите, какая сказка показана на них? («Мойдодыр» К. Чуковского)
- Скажите, а почему вещи и предметы убежали от героя?
- Как вы думаете, кто может помочь мальчику? (Мойдодыр, мыло, вода, мочалка)
В.: Отгадайте загадку:
«Это наш хороший друг, терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится. В руках оно вертится.
От страха грязь бледнеть начнёт и побежит, и потечёт,
Исчезнет без следа. А руки станут чистыми.
Чистыми, душистыми. Узнали без труда?»
Дети: Это мыло.
Воспитатель: Ребята, а зачем нужно мыло?
Дети: Для того чтобы умываться.
Воспитатель: А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой? Они тоже станут чистыми.
Дети: Можно, но с мылом будет чище.
Воспитатель: Правильно. Ведь вода отмывает не всю грязь.
В.: Все микробы и бациллы
Как огня боятся мыла.
Нужно руки с мылом мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Знают дети все вокруг –
Мыло наш надежный друг!
В.: Ребята, а вы знаете, какие секреты есть у мыла? Вот сейчас мы с вами их раскроем.
(1 стол, выставка мыла)
Воспитатель: Я предлагаю вам пройти к столу посмотреть выставку мыла, которую подготовил для вас Мойдодыр. Берите по кусочку – кому какое нравится. Здесь его много, всем хватит. Давайте посмотрим, какое мыло прислал нам Мойдодыр? Какого цвета, формы, запаха?
Воспитатель вместе с детьми подходят к выводу: мыло, которым мы моем руки, называется туалетным. мыло бывает разное по цвету, форме, качеству, названию.
Воспитатель: Это мыло называется туалетным. У меня в руках мыло, которое пахнет черникой, значит это мыло черничное. Дима, попробуй теперь ты определить аромат мыла и сказать какое оно. Что напоминает тебе аромат этого мыла?
Ответы детей: оно напоминает лимон.
Воспитатель: если мыло с ароматом лимона, значит оно …. ?
Воспитатель: Зачем люди делают разное мыло?
Дети: Людям нравятся разные цвета и запахи.
Воспитатель спрашивает детей, кому какое нравится мыло и почему.
В. Показывает детям хозяйственное мыло
Дети: это тоже мыло.
Воспитатель: Какое-то оно не такое. И запах совсем необычный. Кто-нибудь видел такое мыло? Где оно применяется?
Выслушиваются ответы детей.
Воспитатель: такое коричневое мыло, с необычным запахом называется хозяйственное, оно применяется в хозяйстве, им можно стирать.
Воспитатель: посмотрите, ребята ещё один секрет.
Воспитатель читает надпись на бутылочке «Жидкое мыло».
Воспитатель: Интересно, а зачем мыло в бутылочке? Почему называется жидким?
Дети: потому что течёт.
Физминутка «Раздувайся пузырь»
Воспитатель предлагает детям пойти взять свое мыло и пройти к другому столу.
(2 стол, эксперименты)
Воспитатель: Шли-шли, в лабораторию пришли!
Проведем первый эксперимент.
Ребята, давайте развернем мыло
Дети трогают и нюхают мыло. Какое оно? (оно гладкое и душистое, твердое).
Обследуют воду. Какая вода? (она теплая, прозрачная).
Делают быстрые движения руками в воде. Какое стало мыло (скользкое) Что происходит с водой?
(В воде появляются пузырьки воздуха). (мыльная пена (мыло убираем в мыльницы)
Второй эксперимент.
Воспитатель предлагает детям встать возле стаканчиков, которые стоят на столе.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что в этих стаканчиках?
Дети: вода.
Воспитатель: Вода какая?
Воспитатель предлагает детям понюхать.
Дети: она без запаха, прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: А если мы нальём в стакан мыло, что с ним произойдёт?
Дети: Мыло растворится, будет пена.
Если дети не отвечают на этот вопрос, то воспитатель предлагает им взять ложечки, наливает в них мыло, и дети размешивают его в воде.
Воспитатель: Возьмите трубочки и подуйте в неё, опустив в воду с мылом.
Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в нее дуют. Что происходит?
(Из трубочки появляется мыльный пузырь, он легкий, переливается на свету. Погружаем конец трубочки в воду и дуем в нее. Что появляется на поверхности воды? (много мыльных пузырей).
Дети выполняют.
Воспитатель: Что случилось с мылом в воде? Откуда взялись пузыри?
Дети: Мыло в воде растворилось. Пузыри мы выдули из мыльной пены.
Воспитатель делает вывод: любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков. Именно мыльная пена и смывают грязь.
В.: А теперь дети я вам раскрою еще один секрет мыла, оно умеет рисовать.
Этим секретом часто пользуются швеи, портные. Они рисуют маленькими кусочками мыла по материалу, а мы с вами попробуем порисовать по картону.
Давайте подойдем к мольберту и нарисуем …
(3 стол, с алгоритмом мытья рук)
Мойдодыр хочет узнать, умеете ли вы правильно мыть руки. Он прислал картинки и просит вас расставить их по порядку.
Дети проговаривают последовательность мытья рук, раскладывают картинки в правильной последовательности вместе с воспитателем.
В.: Молодцы, ребята! Так зачем же нам необходимо мыло?
Дети: Что бы быть здоровыми!
В.: Все микробы и бациллы
Как огня боятся мыла.
Нужно руки с мылом мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Знают дети все вокруг –
Мыло наш надежный друг!
\
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад общеразвивающего вида №23»
с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников
Конспект
Образовательной деятельности
по познавательному развитию
Тема: «Мыло- фокусник»
Разработала: Солдаткина М.В.
воспитатель высшей
квалификационной категории
г Бугуруслан – 2021г
Приложение 4
Конспект открытого занятия по познавательному развитию
«Мыло- фокусник»
Цель: формировать представление о мыле и его разновидностях; развивать мыслительные процессы детей.
Программные задачи:
1. Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое мыло). Уточнить и закрепить знания о том, для чего люди используют мыло в своей жизни.
2. Развивать память, внимание, мышление детей.
3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки детей.
Интеграция ОО: «Познание», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка», «чтение художественной литературы», «Труд».
Оборудование и материалы: посылка с кусками мыла разного по цвету, форме, запаху, картинки с последовательностью мытья рук, стаканчики с водой, ложечки, перо, камешки, цифры, аудиозапись «Мы в город изумрудный…», жидкое мыло, хозяйственное мыло.
Предварительная работа: чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр», проекты «Волшебное мыло», «Волшебная вода», дидактические игры «Чего не стало?», «Соотнеси цифру и количество», «Сколько?»; беседы на тему «Зачем людям мыло?», «Зачем надо умываться? ».
Ход образовательной деятельности
Дети свободно играют. Воспитатель привлекает их внимание: «Ребята, посмотрите, посылка. Интересно, от кого?»
Воспитатель вместе с детьми рассматривает коробочку, воспитатель читает: «Детям детского сада из мыльного царства от Мойдодыра».
«Интересно, что в ней? Вы это сможете узнать, если отгадаете загадку:
«Это наш хороший друг терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится. В руках оно вертится.
От страха грязь бледнеть начнёт и побежит, и потечёт,
Исчезнет без следа. А руки станут чистыми.
Чистыми, душистыми. Узнали без труда?»»
Дети: мыло.
Воспитатель: «Правильно, это мыло. Теперь можно и посмотреть, берите по кусочку – кому какое нравится. Здесь его много, всем хватит. Вот какой сюрприз от Мойдодыра!
Воспитатель: Ребята, а зачем нужно мыло?
Дети: Для того чтобы умываться.
Воспитатель: А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой? Они тоже станут чистыми.
Дети: Можно, но с мылом будет чище.
Воспитатель: правильно. Ведь вода отмывает не всю грязь.
Давайте посмотрим, какое мыло прислал нам Мойдодыр? Какого цвета, формы, запаха?
Воспитатель вместе с детьми подходят к выводу: мыло, которым мы моем руки, называется туалетным. Оно может быть разного цвета, формы, запаха.
Воспитатель: Зачем люди делают разное мыло?
Дети: Людям нравятся разные цвета и запахи.
Воспитатель спрашивает детей, кому какое нравится мыло и почему.
Выслушиваются ответы детей.
Воспитатель: кладите мыло на поднос. Давайте поиграем. Закройте глаза. (Убирает один кусок мыла). Какое, мыло, пропало – какого цвета, формы?
(Выслушиваются ответы детей). Сколько кусков мыла лежит на подносе?
Дети считают и показывают цифру.
Игра повторяется ещё раз.
Воспитатель: Смотрите, в посылке ещё что-то лежит. Я догадалась. Мойдодыр хочет узнать, умеете ли вы правильно мыть руки. Он прислал картинки и просит вас расставить их по порядку.
Дети проговаривают последовательность мытья рук, раскладывают картинки в правильной последовательности вместе с воспитателем.
Воспитатель: картинки сложим по порядку и отправим потом Мойдодыру.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в посылке что-то ещё есть. Это письмо!
Мойдодыр приглашает нас совершить путешествие по «волшебным дорожкам». «Если вы по ним пойдёте, что-то новое найдёте». Хотите отправиться в путешествие?
Дети: Да!
Под аудиозапись «Мы в город изумрудный…» дети совершают путешествие по первой дорожке. Дети маршируют.
Воспитатель: Вот мы и пришли. Ребята, посмотрите какая-то сумочка?
Предлагает ребёнку посмотреть, что в ней находится.
Дети: это тоже мыло.
Воспитатель: Какое-то оно не такое. И запах совсем необычный. Кто-нибудь видел такое мыло? Где оно применяется?
Выслушиваются ответы детей.
Воспитатель: такое коричневое мыло, с необычным запахом называется хозяйственное, оно применяется в хозяйстве, им можно стирать.
Воспитатель: посмотрите, ребята ещё один сюрприз.
Предлагает детям достать из сумочки то, что там лежит. Дети достают бутылочку с жидким мылом. Воспитатель читает надпись на бутылочке «Жидкое мыло».
Воспитатель: «Интересно, а зачем мыло в бутылочке? Почему называется жидким?»
Дети: потому что течёт.
Воспитатель предлагает детям пойти дальше по волшебной дорожке.
Воспитатель: Шли-шли, в лабораторию пришли!
Воспитатель предлагает детям встать возле таза, который стоит на столе.
Воспитатель: Как вы думаете, дети, что в этом тазу?
Дети: вода.
Воспитатель: Как вы догадались, что там вода?
Воспитатель предлагает детям понюхать.
Дети: она без запаха, прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: А если мы нальём в стакан мыло, что с ним произойдёт?
Дети: будет пена.
Если дети не отвечают на этот вопрос, то воспитатель предлагает им взять ложечки, наливает в них мыло, и дети размешивают его в воде.
Воспитатель: Возьмите трубочки и подуйте в неё, опустив в воду с мылом. Дети выполняют.
Воспитатель: Что случилось с мылом в воде? Откуда взялись пузыри?
Дети: Мыло в воде растворилось. Пузыри мы выдули из мыльной пены.
Воспитатель делает вывод: любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
Воспитатель: вы взбили хорошую пену. А теперь положите на неё салфетку. Что происходит с салфеткой?
Дети: оно держится.
Воспитатель: а почему оно держится?
Дети: оно лёгкое.
Воспитатель: а теперь на пену положите камень. Что происходит с камнем?
Дети: он падает, тонет.
Воспитатель: почему тонет камень?
Дети: он тяжёлый.
Воспитатель делает вывод: мыльная пена может быть очень высокой, прочной, она держит предметы, которые легче неё самое – салфетка.
Воспитатель предлагает детям подойти к нему, задаёт следующие вопросы:
- Какое бывает мыло? (Туалетное, хозяйственное, жидкое)
- Как у вас получились такие большие, высокие и прочные пузыри? (мы их выдували)
Воспитатель предлагает детям: пузыри, которые они выдували «наклеить»
на лист бумаги.
Проходит коллективная работа: дети наклеивают вырезанные из цветной бумаги круги на ватман.
Приложение №5
Рецепты производства раствора для мыльных пузырей.
Мне стало интересно, из чего же можно приготовить самые прочные и красивые мыльные пузыри? Чтобы ответить на этот вопрос мы с воспитателем решили изучить рецепты растворов для приготовления мыльных пузырей. Понятно, что основу всех рецептов составляет моющее вещество и вода.
И я начала экспериментировать.
Чтобы приготовить раствор для мыльных пузырей надо соблюдать правила безопасности.
Правила безопасности при изготовлении мыльных растворов и при проведении опытов.
1.При работе с мыльными растворами не прикасаться к глазам, носу, рту.
2. После проведения опытов тщательно помыть руки.
3.При пускании мыльных пузырей выдувать их в том направлении, где нет людей и животных.
4.Все используемые компоненты растворов закрывать крышкой после использования.
В четырех стаканчиках я приготовила раствор.
Рецепт №1: 150 г воды, 50 г жидкого моющего средства для посуды
Рецепт №2: 150 г воды, 50 г жидкого моющего средства для посуды, 2 чайной ложки сахара.
Рецепт №3:150 г воды, 50 г жидкого моющего средства для посуды, 25 г глицерина.
Рецепт №4: 100 г воды, 50 г «Детского жидкого мыла»
Растворы готовы. Можно пробовать. Из первого раствора пузыри получились небольшие и быстро лопались. Из второго раствора с добавлением сахара пузыри получились такие же мелкие, но цветные. Уже интереснее. Из четвертого раствора пузыри вообще не надувались. А вот из третьего раствора с глицерином пузыри получались крупные и долго не лопались.
Свои результаты я поместила в таблицу и сделала вывод.
№ раствора Название опыта | 1 | 2 | 3 | 4 |
Время жизни мыльного пузыря | 6 сек | 15 сек | 20 сек | - |
Максимальный размер | 20мл. | 40мл. | 60мл. | - |
Из 10 получилось | 5 | 7 | 10 | - |
Из них маленьких | 4 | 5 | 6 | - |
Из них больших | 1 | 2 | 4 | - |
Итог: | 3 место | 2 место | 1 место | выбыл |
Вывод: основу всех рецептов для раствора составляют вода и моющее вещество. Самое главное, «секретное» вещество, которое придает пузырям прочность – это глицерин.
Приложение 6
Экспериментальная деятельность
Сначала я просто беспорядочно с удовольствием выдувала пузыри из соломинок разной толщины. Это очень нравилось мне. Потом решила по экспериментировать с мыльными пузырями, выдувать пузыри разной формы, размеров, сажать пузырь в пузырь, выдувать пузырь вокруг игрушки, нагреть мыльный пузырь и т.д.
Опыт 1. Пузырь в пузыре.
Поверхность стола смазываем мыльным раствором. Выдуваем большой пузырь на стол. Соломинку погружаем в мыльный раствор так, чтобы только кончик ее, остался сухим. Осторожно через стенку первого пузыря проталкиваем соломинку до центра. Большой пузырь не лопнул! Медленно начинаем дуть в соломинку. Получаем второй пузырь, заключенный в первом. Осторожно вытягиваем соломинку.
Вывод: стенки мыльного пузыря достаточно прочны и эластичны, чтобы сквозь них можно было провести соломинку, предварительно смоченную мыльным раствором.
Опыт 2. Пузыри вокруг предметов.
Небольшую игрушку смазываем мыльным раствором и кладем на стол. И аккуратно начинаем выдувать мыльный пузырь. Игрушка медленно погружается в пузырь. И вот фигурка оказывается лежащей под прозрачным полукруглым колпаком из мыльной пленки
Вывод: мыльная пленка пузыря достаточно прочна и эластична, чтобы в него можно было поместить небольшой предмет, предварительно смоченный мыльным раствором
Опыт 3. Мыльные цветы.
Мы подумали, а нельзя ли сделать из нескольких мыльных пузырей цветок. И принялись за дело. Я выдувала пузыри на стол, и они притягивались друг к другу. И так оказывается можно сделать не только цветок, но и другие фигурки.
Вывод: этот опыт показывает, каким эластичным может быть мыльный пузырь и какие восхитительные предметы можно создать с его помощью.
Опыт 4. Пузырь на ладошке.
У нас возник вопрос, а можно ли поймать пузырь на ладошку? Сначала, пузырь лопался при соприкосновении с ладонью. Но потом мы догадались смазать ладошку мыльным раствором. И вот пузырь спокойно лежит в руке и не лопается!
Вывод: данный опыт опровергает распространенное убеждение о «неприкосновенности» пузыря и его недолговечности. Для того, чтобы посадить пузырь на предмет достаточно просто смочить его мыльным раствором, тем самым, сгладив шероховатости поверхности предмета и любоваться его радужной красотой в течение нескольких минут.
Опыт 5. Что будет, если нагреть мыльные пузыри.
При повышении температуры спирт в термометре поднимается по шкале, пока не достигнет определенного уровня. Мне стало интересно ведет ли себя так же нагретый мыльный раствор?
Для опыта потребуется: Миска, пластилин, мыльные пузыри, горячая вода, пипетка, колба, соломинка для напитков.
Сделала из пластилина валик, обернула его вокруг соломинки.
Вставила соломинку в колбу, закрепила её на горлышке с помощью пластилина .Наполнила соломинку мыльным раствором с помощью пипетки. Опустила колбу в миску с горячей водой. Наблюдаю за происходящим.
Из отверстия соломинки стали появляться мыльные пузыри. Вначале они быстро сменяли друг друга, но вскоре остался единственный.
Вывод: Пузыри появились вследствие расширения воздуха в колбе при нагревании.
Общий вывод: мыльные пузыри можно изготовить самостоятельно дома, ими можно играть, рисовать. Мыльные пузыри это весело!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность "Рисование мыльными пузырями"
НОД - детей 2 младшей группы...
Проект "Тайна мыльного пузыря"
Познание – творческий процесс, поэтому в задачу взрослого входит поддержать и развивать в ребенке интерес к открытиям, исследованиям, создать для этого необходимые условия. Широкие возможности для раз...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Волшебные мыльные пузыри»
Аннотация: мной разработан конспект занятия в игровой форме по «Художественно-эстетическому развитию» для детей средней группы компенсирующей направленности. Ключевые слова: мыльные пузыри...
Проектная деятельность, как форма образовательной практики в ДО. На примере проекта "Волшебство мыльных пузырей".
Проектная деятельность, как форма образовательной практики в ДО....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования во второй младшей группе Тема: «Чудеса мыльных пузырей».
Познакомить детей со свойствами мыльных пузырей и процессом их изготовления....
Проект "Загадка мыльных пузырей" (с элементами нетрадиционного рисования. Рисование мыльными пузырями)
Актуальность: С раннего детства мы знакомы с удивительными свойствами мыльного пузыря. И дети, и взрослые всегда с интересом наблюдают, как мыльный пузырь витает в воздухе, переливаясь всеми цветами р...
Образовательное событие "Карнавал мыльных пузырей"
Образовательное событие «Карнавал Мыльных пузырей»Карнавал – это праздник, связанный с переодеваниями, маскарадом и красочными шествиями9 июня – день мыльных пузырейАвторБеляев...