Трехуровневая модель речевой и игровой среды в группах для детей с ОВЗ (ТНР)
консультация
МДОУ сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально-экономической и образовательной ситуации. Меняется и его нормативно-правовые основы. Возникающие при этом проблемы педагоги - практики МДОУ детский сад комбинированного вида решают за счет ее дифференциации или расширения. Но это путь количественных изменений, мы, же предлагаем рассмотреть проблему с позиции инновационного подхода создания трехуровневого моделирования предметно-развивающей и игровой среды групп с содержание современных федеральных требований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно-развивающая среда развития воспитанников - организация пространства и использование детской мебели, игрушек и предметов, физкультурного оборудования и другого оснащения групп в соответствии с целями безопасности и психологического благополучия каждого ребенка, амплификации (обогащения) условий его развития, что предполагает гибкое и вариативное использование пространства, уход от устаревшего подхода, связанного с жесткой функциональной закрепленностью зон и уголков. Организация среды в нашем ДОУ направлена на удовлетворение потребностей и интересов самого ребенка, что дает ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по групповой комнате, иметь свободный доступ к средствам игровой, изобразительной, конструктивной деятельности.
Один из используемых нами методов построения среды в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР - метод трехуровневого моделирования, что предполагает построение моделей и воссоздание смоделированной ситуации в сюжетно-ролевых или творческих играх. Предметная структура моделируется нашими воспитателями на трех уровнях в зависимости от развития детей. Такой подход позволяет ребенку выбрать способ действия в среде или самостоятельно опробовать еще незнакомый, соответствующий уровню его развития. Основная задача - предупредить возникновение негативных эмоций, оградить от неуспеха, помочь самостоятельно преодолеть незнание. Трехуровневое моделирование среды позволяет:
- ребенку с низким уровнем развития видеть образец для зрительного, слухового и речевого эталона
- ребенку со средним уровнем развития самостоятельно выбирать способ действия, пробовать незнакомые прежде.
- ребенку с высоким уровнем развития создавать интересные модели, разворачивать их в творческую импровизацию.
Например, детям предлагается составить на листе бумаги при помощи геометрических фигур план комнаты для куклы. Дети с удовольствием продумывают каждую деталь интерьера, а главное проигрывают воображаемые ситуации, которые связаны с определенной окружающей обстановкой. Подобные игры с моделями, организованные детьми - «Зоопарк», «Город строителей» позволяет раскрыть творческие способности.
Например: на схеме дети указывают, какие животные живут в зоопарке, разрабатывают экскурсионные маршруты, обустраивают зоопарк так, чтобы в южной части были представители жарких стране, а в северной - те, кто любит морозы. Именно такие игры активизируют знания о флоре и фауне каждого уголка земного шара. Игры с моделями включают и конструирование по модели с последующим развитием сюжетно-ролевой игры, дети составляют модель животного, нарисовав его простым карандашом, или собирают игрушку из конструктора. После проделанной работы педагог предлагает пофантазировать и рассказать реальную или сказочную историю, произошедшую с животными.
Для моделирования развивающих ситуаций, связанных с развитием речи ребенка, среда должна быть целесообразной, удобной, информированной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад. В группах для детей с ТНР большое внимание мы уделяем дидактическим материалам и пособиям, связанным с развитием лексико-грамматической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи. Нами используются следующие комплекты:
- предметных картинок по лексическим темам («Откуда хлеб пришел» «Овощи», «Фрукты» и т. д.);
- игрушек (образные, наборы);
- дидактических игр («Лото», «Домино» «Читай-ка» и т. д.);
- картинок для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.
- пособий для развития мыслительных процессов (обобщения, отвлечения, анализа, синтеза) способность устанавливать логические связи и отношения.
Карточки с ответами ребенок может выкладывать в виде «дороги» через лес, горы и т. д. В дальнейшем он с помощью мелких сюжетных игрушек обыгрывает ситуацию. Это создает условия для перехода дидактической игры в режиссерскую или театрализованную. Поэтому в группах предусмотрены разные виды театров: пальчиковый театр, театр на рукавичках, стендовый театр, плоскостные изображения предметов, костюмы для игр - драматизаций. Для разыгрывания игровых ситуаций используется Фланелеграф и ковролинограф. Такие игры влияют на формирование всех сторон речи.
- Комплекты картинок для составления рассказов (сюжетные, предметные, серии картин) и специальные наглядные схемы и модели.
При организации такой работы необходимо обеспечить детям щадящий зрительный режим. Формирование тесной взаимосвязи и широкого взаимодействия всех анализаторов всех систем организма, создание условий для переключения со зрительного на слуховое и тактильное внимание. Для этого педагоги разработали специальные дополнительные средства: наглядные и тактильные опоры, двигательные и зрительные модели, разного вида схемы, упражнения.
- комплекты для подготовки детей к обучению грамоте (дидактические игры, звуковые линейки, азбука в картинках, таблицы и т. д.)
Материалы и пособия хранится в доступных для детей местах: на специальных стеллажах, в коробках и паках с характерными символическими изображениями. Ребенок может заниматься сидя на полу или ковре, включая различные движения, поэтому основное пространство речевой предметно-развивающей среды занимает мягкое покрытие, на котором размещаются модули и мебель. Кроме горизонтальной плоскости (пол) мы используем вертикальные поверхности (стены) - панно с рисованными работами детей и короткие сочинения - миниатюры, которые периодически меняются; воздушные пространства (к потолку подвешены модули и поделки). Таким образом, задействованы все плоскости помещения.
В группах для детей с ТНР предполагается быстрое реагирование на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционно-воспитательном процессе потребности и возможности воспитанников, поэтому среда отличается мобильностью и изменчивостью. Характерной чертой трехуровневого моделирование предметно-развивающей и игровой среды групп с ТНР является «перетекание» мини сред из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. В распоряжении ребенка отдаются все помещения МБДОУ. Ребенок живет средой, а среда оживляется и преобразуется ребенком. Так, например, в нашем ДОУ организован познавательно-речевой модуль «Библиотека» где хранятся детские книги, хрестоматии, серии картин для пересказов и составления рассказов, книги с рассказами и стихами созданные руками родителей и детей. На базе данного предметно-средового модуля проводятся экскурсии и беседы с детьми. Но одним из наиболее любимых модулей остается модуль «Кинозал»(видеомагнитофон, DVD плеер), где дети просматривают фильм или фрагмент любимых передач, мультфильмов. Далее проводятся беседы по содержанию, и рисование с различными заданиями.
Создание трехуровневой среды обеспечивает психологический комфорт ребенка, предупреждает развитие негативных проявлений, обуславливает его творческую активность. Поэтому среда в нашем ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором познавательно - речевого развития, но и показателем профессионализма педагога.
приложение №1
Модель развивающей среды старший дошкольный возраст
мини-среда | наименование |
• эмоционально-рефлексивная (позволяет ребенку осознать себя и обнаружить связь своего внутреннего мира с внешним) | • фотосалон • эмоциональный дневник • коррекционно-диагностический журнал • альбом впечатлений островок размышлений • именинный стул • астрологический календарь • уголок хорошего настроения • уголок уединения • страна неприкосновенности |
• культурно-коммуникативная (обеспечивает освоение средств и знаков речевой коммуникации, формирует социальный опыт) | • гостевой стул • визитная книга • семейная гостиная • книга жалоб и предложений • бюро находок • дископлощадка • звенящие занавесы • уголок доверительного общения • чайный столик |
• духовно-эмоциональная (подводит к пониманию и усвоению общечеловеческих ценностей) | • полочка красоты • музыкальный салон • вернисаж • малахитовая шкатулка • фотоальбом «Моя семья» • Фенокалендарь • семейный очаг • месяцеслов • читальный зал • красная книга |
• спортивно-оздоровительная (приобщает к физической культуре, помогает освоить способы сохранения своего здоровья) | • солнечный витражик • биоритмологический дневник • стимуляторы движения • фитоподушка • тропа здоровья • профилакторий Неболейка • воздушная радуга • лужайка-целительница |
• практически-действенная (обогащает практический опыт, дает возможность действовать) | • автосервис • хозяйство тетушки Швабры • владение мыльного пузыря • кафе «Лакомка» • мастерская Самоделкина • уголок Чистюлькина • служба спасения • огород бабушки Лукерьи • волшебная игольница |
• опытно-экспериментальная (стимулирует исследовательскую деятельность) | • лаборатория • птицеферма • рыбхоз • конструкторское бюро • экспериментальная грядка • мини-сад • лесной уголок • музей чудес природы |
• художественно-преобразующая (способствует художественно-творческому процессу, формирует готовность к самовыражению) | • волшебный мелок • театр сказок • салон красоты • школа ученых ручек • королевство кисточки • напольная мозайка • лесная кладовая • двор песочных художеств • рисовальная стена • рукодельная Марьи искусницы |
• интеллектуально-познавательная (создает условия для продвижения по пути познания, реализация опыта учения) | • полка умных книг • знайкины университеты • метеостанция • шахматный стул • площадка Светофорика • клуб путешествий • рекламное агентство • игротека • картинная галерея на шкафчиках • коллекционерная Источник: https://doshvozrast.ru/igra/igradidakt24.htm |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Полифункциальность и трансформируемость игровой среды в группах детей раннего возраста.
Проект разработан на базе МКДОУ детского сада "Веснушки" с группой детей раннего возраста....
Памятка для воспитателей групп раннего возраста «Предметно-развивающая, игровая среда в группах детей раннего возраста»
laquo;Предметно-развивающая, игровая среда в группах детей раннего возраста»...
Презентация "Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО"
В презентации рассматриваются основные аспекты организации игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО на примере конкретной группы. К през...
ДОКЛАД на тему: «Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО»
Играя – оздоравливать,Играя – воспитывать,Играя – развивать,Играя – обучать!...
«ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»
Материально-техническое обеспечение - одно из важнейших условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Настоящие требования направлены на создание современной предметно...
Практико-ориентированный проект "Модель развивающей предметно-пространственной среды в группе"
Правильно организованная развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику использовать свои способности, стимулировать проявление самос...